446 государственные (56,9%)
326 частные (43,1%)
в государственных – 281,1 тыс.чел. (54,3%)
в частных – 236,3 тыс.чел. (45,7%)
в государственных – 226,9 тыс.чел. (72,8%)
в частных – 84,4 тыс.чел. (27,2%)
Принято – 183,4 тыс.чел., из них по госзаказу 120,4 тыс.чел. или 65.6%
в государственные – 101,8 тыс.чел. (55,5%), по гозаказу 85,7 тыс. чел. (84,1%),
в частные – 81,6 тыс.чел. (45,7%), по гозаказу 34,7 тыс. чел. (42,5%),
Выпущено – 137,8 тыс.чел., из них по госзаказу 87,2 тыс. чел.
из государственных – 80,1 тыс.чел. (58,1%), из них по госзаказу 66,5 тыс. чел.
из частных – 57,7 тыс.чел. (41,8%), из них по госзаказу 20,6 тыс. чел.
в государственных – 27,8 тыс. чел. (68,2%)
в частных – 13,1 тыс.чел. (31,8%)
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О статусе педагога» (далее – Закон) рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включает: учебную (преподавательскую), воспитательную работу, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, мониторинговую работу, работу с обучающимися, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий.
Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки путем установления запрета на привлечение к несвойственным педагогу функциям, чрезмерную отчетность, проведение необоснованных проверок.
При осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются:
1) привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
2) истребование у него отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;
3) проведение проверок, не предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг.
Привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года (далее - КоАП) (п.7-3 ст.409) нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога, совершенное в виде:
1) привлечения педагога к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
2) истребования у педагога отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;
3) проведения проверки, не предусмотренной законами Республики Казахстан;
4) возложения на педагога обязанности по приобретению товаров и услуг;
5) привлечения педагога государственной организации среднего образования при осуществлении им профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций, влечет предупреждение.
При повторном совершении (в течение года после наложения административного взыскания) указанных выше деяний (п.7-4 ст.409) предусмотрен штраф на должностных лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.
Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП (п.7-6 ст.409 КоАП РК). Если таковые действия совершены несовершеннолетними в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, предусмотрен штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере двадцати месячных расчетных показателей (п.7-7 ст.409 КоАП РК).
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Закона Республики Казахстан «Об образовании» (далее - Закон), объектами государственного контроля в системе образования являются образовательная деятельность юридических лиц, реализующих общеобразовательные учебные и образовательные программы, уровень освоения обучающимися соответствующих общеобразовательных учебных и образовательных программ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 59 Закона государственный контроль в системе образования осуществляется в форме проверок и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс).
Для проведения проверки в организаций образования, в обращении должны быть указаны факты, свидетельствующие о нарушении пунктов проверочного листа, утвержденного совместным приказом и. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 719 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 843.
При этом надо учитывать, что в соответствии п.1 ст.151 Кодекса РК при проведении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора должностные лица органа контроля и надзора не вправе проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также, если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица.
Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) является одним из видов независимого от организаций образования системного непрерывного наблюдения за качеством обучения.
МОДО будет проводиться в организациях начального, основного среднего образования (4, 9 классы) и впервые в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее-ТиПО).
ЦЕЛЬ МОДО:
- на уровне начального и основного среднего образования - оценка качества знаний обучающихся в рамках обновленного ГОСО соответствующего уровня образования;
- на уровне ТиПО - определение уровня освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин на соответствие государственному общеобязательному стандарту ТиПО.
Проведение МОДО:
- в школах будет направлено на определение уровня функциональной грамотности у учащихся 4 и 9-х классов, то есть применению знаний и навыков в жизненных ситуациях, а также развитию аналитического, логического мышления;
- в колледжах будет направлено на замер уровня формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
МОДО будет проходить в формате компьютерного тестирования.
Это позволит расширить охват до 25 % и делать анализ для разработки стратегии по улучшению качества образования в разрезе регионов и конкретных организаций образования.
Предполагается взаимодействие МОН, управлений образования и организаций образования в течение года.
МОДО не является формой госконтроля и не имеет правовых последствий в отношении обучающихся, преподавателей и организаций образования.
По результатам МОДО будет лишь оказана методологическая помощь с выработкой рекомендаций для улучшения функциональной грамотности учащихся.