Техническое и профессиональное, послесреднее образование (ТиПО) в Республике Казахстан является ключевым звеном системы образования, направленным на подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Министерство просвещения Республики Казахстан осуществляет государственную политику в этой сфере, обеспечивая создание условий для предоставления качественного образования, соответствующего современным требованиям рынка труда.
Основные приоритеты деятельности Министерства в сфере ТиПО включают:
обеспечение доступности технического и профессионального, послесреднего образования для всех категорий граждан, включая молодежь и социально уязвимые слои населения;
формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;
внедрение современных образовательных технологий и цифровых решений в учебный процесс;
обновление содержания образования с учетом потребностей работодателей и приоритетов национального развития;
совершенствование нормативной правовой базы и повышение качества государственных услуг;
развитие воспитательной среды, направленной на формирование патриотических, духовно-нравственных, экологических и гражданских ценностей у обучающихся;
реализация молодежных проектов, направленных на активизацию гражданской позиции, развитие лидерских качеств и социальной ответственности.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О статусе педагога» (далее – Закон) рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включает: учебную (преподавательскую), воспитательную работу, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, мониторинговую работу, работу с обучающимися, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий.
Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки путем установления запрета на привлечение к несвойственным педагогу функциям, чрезмерную отчетность, проведение необоснованных проверок.
При осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются:
1) привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
2) истребование у него отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;
3) проведение проверок, не предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг.
Привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года (далее - КоАП) (п.7-3 ст.409) нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога, совершенное в виде:
1) привлечения педагога к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
2) истребования у педагога отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;
3) проведения проверки, не предусмотренной законами Республики Казахстан;
4) возложения на педагога обязанности по приобретению товаров и услуг;
5) привлечения педагога государственной организации среднего образования при осуществлении им профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций, влечет предупреждение.
При повторном совершении (в течение года после наложения административного взыскания) указанных выше деяний (п.7-4 ст.409) предусмотрен штраф на должностных лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.
Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП (п.7-6 ст.409 КоАП РК). Если таковые действия совершены несовершеннолетними в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, предусмотрен штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере двадцати месячных расчетных показателей (п.7-7 ст.409 КоАП РК).
Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) является одним из видов независимого от организаций образования системного непрерывного наблюдения за качеством обучения.
МОДО будет проводиться в организациях начального, основного среднего образования (4, 9 классы) и впервые в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее-ТиПО).
ЦЕЛЬ МОДО:
- на уровне начального и основного среднего образования - оценка качества знаний обучающихся в рамках обновленного ГОСО соответствующего уровня образования;
- на уровне ТиПО - определение уровня освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин на соответствие государственному общеобязательному стандарту ТиПО.
Проведение МОДО:
- в школах будет направлено на определение уровня функциональной грамотности у учащихся 4 и 9-х классов, то есть применению знаний и навыков в жизненных ситуациях, а также развитию аналитического, логического мышления;
- в колледжах будет направлено на замер уровня формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
МОДО будет проходить в формате компьютерного тестирования.
Это позволит расширить охват до 25 % и делать анализ для разработки стратегии по улучшению качества образования в разрезе регионов и конкретных организаций образования.
Предполагается взаимодействие МОН, управлений образования и организаций образования в течение года.
МОДО не является формой госконтроля и не имеет правовых последствий в отношении обучающихся, преподавателей и организаций образования.
По результатам МОДО будет лишь оказана методологическая помощь с выработкой рекомендаций для улучшения функциональной грамотности учащихся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Закона Республики Казахстан «Об образовании» (далее - Закон), объектами государственного контроля в системе образования являются образовательная деятельность юридических лиц, реализующих общеобразовательные учебные и образовательные программы, уровень освоения обучающимися соответствующих общеобразовательных учебных и образовательных программ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 59 Закона государственный контроль в системе образования осуществляется в форме проверок и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс).
Для проведения проверки в организаций образования, в обращении должны быть указаны факты, свидетельствующие о нарушении пунктов проверочного листа, утвержденного совместным приказом и. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 719 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 843.
При этом надо учитывать, что в соответствии п.1 ст.151 Кодекса РК при проведении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора должностные лица органа контроля и надзора не вправе проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также, если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица.