Реализация инклюзивного образования в образовательных учреждениях г.Балхаш
Законом Республики Казахстан «Об образовании» гарантировано равенство прав всех на получение качественного образования, доступность образования всех уровней с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. У всех детей есть право на образование. Дети с ограниченными возможностями должны обучаться с детьми своего возраста и иметь доступ к общеобразовательной учебной программе. В этом учебном году в организациях образования города Балхаш обучаются 113 детей с инвалидностью, из них 26 детей на дому и 87 детей обучаются в школе, 10 детей с диагнозом ДЦП. Все дети охвачены обучением по общеобразовательной программе с индивидуальным подходом.
Кадровое обеспечение в школах и дошкольных учреждениях повышается, если в 2021 году было всего 3 педагога-ассистента, то в этом учебном году с детьми работают 14 педагогов-ассистентов. Также детям с ОВЗ оказывают необходимую помощь 30 педагогов-психологов, 17 дефектологов, 14 логопедов, 21 социальных педагогов, 17 заместителей директоров по инклюзивному образованию. На основании ПМПК с ними работают психологи, специальные педагоги согласно школьным расписаниям. Для детей с ограниченными возможностями, получающих обучение на дому, издается приказ по отделу образования на получение госуслуги, составляется расписание уроков, согласно которому педагоги приходят домой и проводят уроки. У родителей со школой налажена тесная связь, пропуски занятий педагогами на дом к детям на сегодняшний день не зафиксированы. Также по базе числится 5 детей со статусом «инвалид детства» в детских садах. С ними работают специальные педагоги, оказана педагогическая поддержка.
Участие в конкурсах разнообразит жизнь детей, новые эмоции, новые люди очень благоприятно сказывается на развитии детей с инвалидностью. Поэтому во всех организациях образования дети посещают кружки, участвуют в конкурсах занимают призовые места. (На слайдах представлены ученики и их достижения в различных конкурсах)
На базе ОШ №1 открыт и функционирует кабинет поддержки инклюзивного образования, в который входит специальное оборудование, методический, раздаточный и наглядный материалы. Для обеспечения системы комплексного сопровождения функционирует психолого-педагогическая служба сопровождения в каждой школе, проводятся городские семинары на базе стажерской площадки ОШ №1. 1 ноября педагоги школ приняли участие в областном семинаре -практикуме «Технология составления индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся», где получили полезную информацию по составлению индивидуальных программ обучения. 3 ноября 2023 года коллеги с данной информацией поделились на городском семинаре, который организован ОО города Балхаш.
А также ведется постоянная работа по созданию условий по безбарьерному доступу. В каждой школе имеется пандус, кнопки вызова, звуковые и голосовые маяки, в санузлах – поручни, крючки. Во всех школах установлены тактильные дорожки в фойе и на лестничных пролетах, таблички со шрифтом Брайля при входе и выходе на кабинете директора и в комнатах личной гигиены.
Дети с инвалидностью охачены дополнительным образованием. Городские спортивные секции посещают 44 ребенка, школьные спортивные секции посещают 28, Кружки в организациях дополнительного образования – 15, Школьные кружки – 80. Охват дополнительным образованием составляет 65 % . А также в прошлом учебном году в пришкольном лагере отдыхало 3 , пришкольной площадке – 5, в загородном лагере «Жас Қанат» - 2, летняя школа – 11 детей с инвалидностью, всего 21 ребенок с ОВЗ охвачены летним отдыхом.
Вопросы по инклюзивному образованию рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, методических объединениях педагогов. Всем обучающимся с инвалидностью исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями.
Так как инклюзивное образование сегодня является одним из ключевых моментов в образовании, педагоги постоянно повышают квалификацию, проходят курсы по инклюзии. На сегодняшний день 89 % педагогов прошли данные курсы.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ:
Необходимость приобретения специального оборудования для работы со слабовидящими детьми, с детьми ОВЗ (оборудование, не вошедшее в комплектацию коррекционного кабинета), специальные учебники для детей, открытие ресурсных центров кабинетов коррекции, приобретение мебели и создание адаптированных раздевалок.