Меню

Страницы

Статья

Доклад Первого вице-министра национальной экономики Жаксылыкова Т.М. на заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 483 «О мерах по внедрению новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», Правительством разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».

Данный законопроект направлен на формирование максимально благоприятных и стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала в условиях новой экономической реальности.

В рамках законопроекта в целях кардинального снижения нагрузки на бизнес, формирования оптимальной и эффективной регуляторной системы сформированы новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с «чистого листа».

Они предусматривают: совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства; условия установления требований; принцип «1 in 2 out»; реестр обязательных требований; автоматизацию отчетности, риск-анализа в контроле; совершенствование государственного контроля.

Эффективность государственного регулирования предпринимательства будет обеспечена посредством имплементации новых принципов взаимодействия государства и бизнеса.

Это: соблюдение условий установления требований; недопустимость введения неоправданных регуляторных требований для субъектов предпринимательства; системность и последовательность госрегулирования, преемственность ранее принятых решений; а также повышение доверия государства к субъектам предпринимательства.

Совершенствование базовых принципов взаимодействия позволит повысить доверие субъектов предпринимательства государству и эффективность регулирования бизнес-среды.

В целях предотвращения роста избыточных и исключения неэффективных требований будут законодательно определены условия установления требований к бизнесу.

Так, любое вводимое государством требование должно, как минимум, быть обоснованным, исполнимым, предсказуемым, соразмерным и обеспечивать равенство предпринимателей.

Введение принципа «1-IN 2-OUT» предполагает внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих.

Таким образом, при введении государством нового требования будут отменяться два действующих в той же области правового регулирования.

Данный принцип позволит сократить избыточное регулирование и административные издержки для субъектов предпринимательства.

В целях формирования единого информационного ресурса, содержащего исчерпывающий перечень требований для бизнеса в виде НПА и иных документов, предусматривается создание Реестра обязательных требований.

В Реестр подлежат включению только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике.

Кроме того, в Реестре будут определены сроки рассмотрения нормативных правовых актов на соответствие новой регуляторной политике. Следовательно, в случае несоответствия правовые акты будут пересмотрены или отменены.

Таким образом, Реестр позволит применить метод «регуляторной гильотины» в отношении требований, негативно влияющих на бизнес среду.

Данный принцип поспособствует оптимизации количества обязательных требований, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, совершенствование базы НПА в отношении бизнеса.

Для снижения административной нагрузки предусматривается законодательное закрепление требования о предоставлении отчетности только в электронной форме с использованием информационных систем, а также автоматизации оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора.

В 2022 году будет проведена интеграция информационных систем, по которым предоставляется автоматизированная отчетность.

В 2023 году будет обеспечена цифровизация неавтоматизированной отчетности, системы оценки и управления рисками.

Это позволит снизить нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением отчетности на бумажном носителе, оптимизирует перечень контролируемых субъектов бизнеса.

Система государственного контроля и надзора будет реформирована.

Новые формы государственного контроля будут включать переход от проверок к профилактическим мероприятиям.

Профилактические мероприятия будут предусматривать 3 вида профилактического контроля.

Новый подход предусматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам. Проверки, проводимые по особому порядку, на основе оценки степени риска будут отменены.

Вводится новая форма государственного контроля «расследование», представляющая комплекс действий органов контроля по определению причин и ответственных лиц за нарушение требований законодательства, возникновение событий, повлекших ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде и национальной безопасности.

Это позволит сократить меры административного взыскания, возлагаемые на бизнес, а также снизить угрозы ЧС-ситуаций по вине бизнеса за счет применения мер оперативного реагирования при госконтроле.

Реализация новых подходов в регулировании предпринимательской деятельности позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности.

Дата публикации
09 сентября 2021
Дата обновления
09 сентября 2021
Тип
Доклад

Сейчас читают

Перечень
05 мая 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков Департамента по работе с человеческими ресурсами
Перечень
05 мая 2025
ПЕРЕЧЕНЬ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ Департамента по работе с человеческими ресурсами
Пресс-релизы
18 марта 2025
Оповещение о размещении отчетов о реализации бюджетных программ за 2024 год на портале «Открытые бюджеты»

Социальные медиа

Telegram
Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации