Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 483 «О мерах по внедрению новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», Правительством разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».
Данный законопроект направлен на формирование максимально благоприятных и стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала в условиях новой экономической реальности.
В рамках законопроекта в целях кардинального снижения нагрузки на бизнес, формирования оптимальной и эффективной регуляторной системы сформированы новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с «чистого листа».
Они предусматривают: совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства; условия установления требований; принцип «1 in 2 out»; реестр обязательных требований; автоматизацию отчетности, риск-анализа в контроле; совершенствование государственного контроля.
Эффективность государственного регулирования предпринимательства будет обеспечена посредством имплементации новых принципов взаимодействия государства и бизнеса.
Это: соблюдение условий установления требований; недопустимость введения неоправданных регуляторных требований для субъектов предпринимательства; системность и последовательность госрегулирования, преемственность ранее принятых решений; а также повышение доверия государства к субъектам предпринимательства.
Совершенствование базовых принципов взаимодействия позволит повысить доверие субъектов предпринимательства государству и эффективность регулирования бизнес-среды.
В целях предотвращения роста избыточных и исключения неэффективных требований будут законодательно определены условия установления требований к бизнесу.
Так, любое вводимое государством требование должно, как минимум, быть обоснованным, исполнимым, предсказуемым, соразмерным и обеспечивать равенство предпринимателей.
Введение принципа «1-IN 2-OUT» предполагает внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих.
Таким образом, при введении государством нового требования будут отменяться два действующих в той же области правового регулирования.
Данный принцип позволит сократить избыточное регулирование и административные издержки для субъектов предпринимательства.
В целях формирования единого информационного ресурса, содержащего исчерпывающий перечень требований для бизнеса в виде НПА и иных документов, предусматривается создание Реестра обязательных требований.
В Реестр подлежат включению только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике.
Кроме того, в Реестре будут определены сроки рассмотрения нормативных правовых актов на соответствие новой регуляторной политике. Следовательно, в случае несоответствия правовые акты будут пересмотрены или отменены.
Таким образом, Реестр позволит применить метод «регуляторной гильотины» в отношении требований, негативно влияющих на бизнес среду.
Данный принцип поспособствует оптимизации количества обязательных требований, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, совершенствование базы НПА в отношении бизнеса.
Для снижения административной нагрузки предусматривается законодательное закрепление требования о предоставлении отчетности только в электронной форме с использованием информационных систем, а также автоматизации оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора.
В 2022 году будет проведена интеграция информационных систем, по которым предоставляется автоматизированная отчетность.
В 2023 году будет обеспечена цифровизация неавтоматизированной отчетности, системы оценки и управления рисками.
Это позволит снизить нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением отчетности на бумажном носителе, оптимизирует перечень контролируемых субъектов бизнеса.
Система государственного контроля и надзора будет реформирована.
Новые формы государственного контроля будут включать переход от проверок к профилактическим мероприятиям.
Профилактические мероприятия будут предусматривать 3 вида профилактического контроля.
Новый подход предусматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам. Проверки, проводимые по особому порядку, на основе оценки степени риска будут отменены.
Вводится новая форма государственного контроля «расследование», представляющая комплекс действий органов контроля по определению причин и ответственных лиц за нарушение требований законодательства, возникновение событий, повлекших ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде и национальной безопасности.
Это позволит сократить меры административного взыскания, возлагаемые на бизнес, а также снизить угрозы ЧС-ситуаций по вине бизнеса за счет применения мер оперативного реагирования при госконтроле.
Реализация новых подходов в регулировании предпринимательской деятельности позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности.