Меню

Страницы

Статья

О внедрении прямых выборов акимов районов и городов областного значения

Выборы являются важным институтом современной демократизации общества, выражением волеизъявления народа, одним из основных форм его участия в государственном управлении.

Как показывает опыт многих зарубежных стран, при прямых выборах глава местного исполнительного органа (аким) чувствует большую ответственность перед своими избирателями, что положительным образом сказывается на результатах его работы.

На сегодняшний день в Республике Казахстан акимы районов и городов областного значения являются политическими служащими, которые назначаются акимом области с согласия маслихата.

Внедрению прямых выборов акимов районов и городов областного значения способствовало внедрение в 2021 году прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Министерством национальной экономики РК во исполнение поручения Главы государства (Послание народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года) касательно предоставления гражданам возможности избирать акимов районов в пилотном режиме, разработаны законодательные поправки по внедрению прямых выборов акимов районов областей и городов областного значения.

Данные нормы предусмотрены в Конституционном закое РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые Конституционные законы Республики Казахстан по вопросам реализации послания Главы государства от 16 марта 2022 года» и Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации послания Главы государства от 16 марта 2022 года» (далее – законы).

5 ноября текущего года вышеназванные законы были подписаны Президентом РК.

Выборы акимов районов и городов областного значения начнут проводиться с 2023 года в пилотном режиме, с 2025 года – повсеместно в оставшихся районах и городах областного значения.

Для проведения выборов в пилотном режиме маслихатами областей будет утверждаться перечень районов и городов областного значения (за исключением административного центра области), формируемый по предложению акима области, а также дата проведения выборов.

Выдвижение кандидатов в акимы районов и городов областного значения планируется осуществлять аналогично, как и в выборном процессе сельских акимов, то есть зарегистрированными политическими партиями, путем самовыдвижения и вышестоящим акимом.

Необходимо отметить, что вышестоящий аким выдвигает кандидатуры в исключительных случаях:

- если на момент окончания срока выдвижения будет только один кандидат – и в качестве альтернативы аким области может выдвинуть второго кандидата;

- либо кандидаты вовсе отсутствуют – тогда аким области выдвигает две кандидатуры.

Кандидат-самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку не менее чем 1% подписей избирателей, проживающих в соответствующей административно-территориальной единице.

Кандидаты должны внести избирательные взносы в пятикратном размере установленной законодательством РК минимальной заработной платы. Внесенные взносы возвращаются кандидату или политической партии в случаях, если по итогам выборов кандидат избран акимом или по итогам голосования кандидат набрал не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также в случае смерти кандидата. В остальных случаях избирательный взнос кандидату не возвращается.

Также кандидат и его (ее) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации об активах и обязательствах на первое число месяца начала срока выдвижения. При предоставлении недостоверных сведений территориальная избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации.

Общий период проведения выборной кампании акимов районов и городов областного значения составит порядка 60 дней, из них период проведения выборов 50 дней без учета дней, отведенных для подведения итогов и установления результатов.

Кандидат в акимы районов и городов областного значения должен быть гражданином РК и не моложе 25 лет, а также соответствовать квалификационным требованиям к отдельным политическим государственным должностям.

Кандидат также должен соответствовать одному из 11 вариантов требований по стажу работы. При этом наличие опыта работы на государственной службе не всегда обязательно.

Например, допускается наличие не менее пяти лет стажа работы, в том числе не менее двух лет стажа работы на руководящих должностях субъектов среднего предпринимательства либо некоммерческих организаций со среднегодовой штатной численностью не менее пятидесяти человек, или не менее пяти лет стажа работы для лиц, зачисленных в Президентский молодежный кадровый резерв и т.д.

Срок полномочия избираемого акима – 4 года. При этом одно и то же лицо не может быть избрано акимом района (города областного значения) более двух раз подряд.

Вместе с тем, при ненадлежащем исполнении своих обязанностей маслихаты района и города областного значения наделяются полномочиями по рассмотрению вопроса о выражении вотума недоверия акиму по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности перед вышестоящим акимом.

Таким образом, законы направлены на развитие политической конкуренции и повышение роли гражданского общества в политической жизни страны. В целом, прямые выборы акимов районов и городов областного значения позволят:

- повысить активность граждан в полноценной реализации своих конституционных прав;

- усилить доверие населения к власти и подотчетность акима перед населением;

- повысить оперативность реагирования акима к потребностям и проблемам населения;

- в полной мере реализовать концепцию «Слышащего государства».

Предстоящие выборы станут важным этапом развития избирательной системы Казахстана, основой для накопления нового практического опыта организации и проведения масштабных региональных электоральных кампаний.

Дата публикации
01 декабря 2022
Дата обновления
01 декабря 2022
Тип
Аналитическая статья

Сейчас читают

Пресс-релизы
01 апреля 2024
Министерство национальной экономики Республики Казахстан оповещает о начале публичных обсуждений отчетов о реализации бюджетных программ за 2023 год на портале «Открытые бюджеты»
Пресс-релизы
01 апреля 2024
Пресс-релиз о размещении проекта «Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
Пресс-релизы
01 апреля 2024
Пресс-релиз о размещении проекта «Об утверждении Методики осуществления анализа эффективности финансовых и имущественных государственных мер поддержки субъектов частного предпринимательства и населения с предпринимательской инициативой»

Социальные медиа

Twitter
Facebook
Telegram

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития