Меню

Страницы

Статья

Для внедрения стандарта надлежащей аптечной практики (GPP) и осуществлению фармаконадзора на объектах розничной реализации лекарственных средств города Шымкент

Департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК по городу Шымкент (далее - Департамент) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 5 приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 февраля 2021 года № ҚР ДСМ-15 «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик» Стандарт надлежащей аптечной практики (GPP) (далее – Стандарт GPP) разработан с целью обеспечения надлежащего качества фармацевтических услуг, оказываемых фармацевтическими работниками населению Республики Казахстан, устанавливают требования к надлежащей аптечной практике и организации системы управления качеством. Настоящий Стандарт GPP направлен на обеспечение населения качественными, безопасными лекарственными средствами и медицинскими изделиями, предоставления ему достоверной информации о лекарственном средстве, пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний, обеспечение рационального применения рецептурных лекарственных препаратов и предоставлении информации об имевших место побочных действиях лекарственных препаратов и оказание помощи при самолечении.
Данный Стандарт GPP направлен на обеспечение взаимосвязи врача, пациента и фармацевта, позволяющие оптимизировать использование лекарственных средств и медицинских изделий. Стандарт GPP распространяется на организации, осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств.
Согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения 5 Стандарта GPP одним из требований является соответствие аптечных организаций квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании фармацевтической деятельности, связанной с розничной реализацией лекарственных средств и медицинских изделий, изготовлением лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 4 Стандарта GРP основными требованиями надлежащей аптечной практики являются:
1) ориентация на пациента в целях сохранения здоровья человека
2) содействие рациональному назначению и надлежащему использованию лекарственных средств и медицинских изделий;
3) ориентирование каждого элемента фармацевтической услуги на отдельную личность;
4) соблюдение профессиональной этики и конфиденциальности;
5) оказание качественных фармацевтических услуг;
6) наличие квалифицированного персонала, владеющего основами фармакологии, фармакотерапии и деонтологии;
7) наличие соответствующего оборудования, помещений и других необходимых условий, для обеспечения надлежащего качества лекарственных средств и медицинских изделий до потребителя, включая хранение, учет и реализацию;
8) наличие специальной литературы для оказания консультативной и информационной помощи населению;
9) взаимодействие аптечной и медицинской организации, подразумевающее взаимное доверие и конфиденциальность во всех вопросах, относящихся к фармакотерапии, укреплению здоровья, профилактики заболеваний населения и фармаконадзора;
10)систематическое (непрерывное), развитие и повышение уровня знаний всех сотрудников, в том числе путем повышения квалификации не менее 1 раза в 5 лет для фармацевтических сотрудников;
11)наличие надлежащей документации;
12)обеспечение мероприятий по системе закупок лекарственных средств, медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента и не относящихся к лекарственным средствам и медицинским изделиям в соответствии с перечнем, утверждаемым уполномоченным органом в области здравоохранения, обнаружению и предотвращению распространения фальсифицированной фармацевтической продукции.
Стандарт GРP возлагает ответственность за обеспечение надлежащего выписывания рецептов на специалистов аптеки, при этом учитываются требования действующих правил розничной реализации лекарственных средств. В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 31 приказа МЗ РК от 17 сентября 2020 года № ҚР ДСМ-104/2020 «Об утверждении Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий» информация о неправильно выписанных рецептах передается для сведения руководителю соответствующей медицинской организации и (или) в соответствующие местные органы государственного управления здравоохранением. Сотрудничество врача и фармацевта позволит улучшить качество фармакотерапии, уменьшить число врачебных и фармацевтических ошибок, упорядочить информацию о побочных действиях лекарственных средств.
Также, согласно пункту 23 Стандарта GРP мониторингом побочных действий лекарственных средств является комплекс мероприятий, направленный на выявление, сбор, оценку и анализ сообщений о побочных действиях лекарственных средств.
В свою очередь, согласно подпунктов 1, 2 пункта 6 приказа МЗ РК от 23 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-320/2020 «Об утверждении правил проведения фармаконадзора и мониторинга безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»(приказ № ҚР ДСМ-320/2020) для получения доступа на портал в целях передачи карт-сообщений в экспертную организацию:
- субъекты здравоохранения представляют перечень медицинских организаций с указанием данных ответственного лица за мониторинг нежелательных реакций лекарственного препарата;
- территориальные департаменты государственного органа в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий представляют перечень фармацевтических организаций с указанием данных ответственного лица за мониторинг нежелательных реакций лекарственного препарата.
Наряду с этим, в соответствии с пунктом 19 Cтандарта GPP, руководителем аптечной организации назначается ответственное лицо за организацию и проведение мониторинга побочных действий лекарственных средств.
Согласно пункта 3 статьи 233 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее- Кодекс) субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств, обязаны соблюдать требования надлежащей аптечной практики (GРP), которая вводится в действие для объектов розничной реализации лекарственных средств (аптеки, аптеки при медицинских организациях) с 01 января 2023 года.
На основании вышеизложенного сообщаем о необходимости внедрения Стандарта надлежащей аптечной практики (GPP) на объектах розничной реализации лекарственных средств.

Дата публикации
17 января 2022
Дата обновления
17 января 2022
Тип
Информация

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
Информация
05 июня 2023
Информация касательно оказания государственной услуги "Выдача сертификата специалиста в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий".
Информация
05 июня 2023
Информация касательно GPP

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации