Процедура заслушивания и прекращения административной процедуры
В административных органах Казахстана установлены четкие правила, которые гарантируют гражданам и организациям право быть услышанными перед принятием решения по их делу. Эти нормы закреплены в статьях 73 и 74 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан (АППК).
Право на выражение позиции
Перед тем как вынести административный акт, уполномоченный орган обязан предоставить участнику процедуры возможность высказать свою позицию по предварительному решению. Уведомление направляется заранее — не позднее чем за три рабочих дня.
Заслушивание может пройти в различных форматах:
• личное приглашение, в том числе с использованием видеосвязи;
• через информационные системы;
• любыми средствами связи, позволяющими заявителю изложить свою точку зрения.
Однако есть исключения. Заслушивание может не проводиться, если принимается благоприятный акт, не затрагивающий интересы других лиц, если действует исполнительное производство, если законом установлен сокращенный срок (мнее, чем трехдневный) рассмотрения или требуется немедленное решение в интересах безопасности и защиты прав граждан и юридических лиц, общественных и (или) государственных интересов. Кроме того, эту процедуру могут пропустить по ходатайству самого участника или в случае упрощённого либо полностью автоматизированного процесса, где у должностного лица нет усмотрения.
Если слушание отменено по причине срочности (п. 4), орган обязан указать причины в итоговом документе (административном акте), по которым заслушивание не проводилось.
Участник также имеет право подать письменные или устные возражения — в течение двух рабочих дней с момента получения предварительного решения. Если возражения высказаны устно, оформляется протокол.
Как составляется протокол заслушивания
Статья 74 АППК описывает порядок оформления этого важного документа. Протокол может быть составлен в электронном, машинописном или рукописном виде и обязательно должен содержать:
Участники вправе просить внести в протокол данные, которые считают важными для дела.
Документ подписывается председательствующим и секретарём. После этого участникам предоставляется возможность ознакомиться с ним. Если у них возникают замечания, они могут подать их в течение трёх рабочих дней после ознакомления, а председательствующий обязан рассмотреть и либо удовлетворить, либо отклонить эти замечания частично или полностью.
В практике государственных органов нередко возникают ситуации, когда начатая административная процедура подлежит прекращению. Кодекс об административных процедурах чётко определяет, в каких случаях это возможно и каков порядок дальнейших действий для заявителей.
Основания для прекращения процедуры
Если административная процедура была начата по обращению, её могут прекратить при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Иногда административный орган, должностное лицо могут прекратить административную процедуру, возбужденную по собственной инициативе, если осуществление административной процедуры перестало быть необходимым в связи с изменением обстоятельств, послуживших основанием для ее возбуждения, или по другим основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан.
Как оформляется прекращение
Решение о прекращении процедуры принимает уполномоченный орган или должностное лицо. Участнику процесса обязаны сообщить об этом в течение трёх рабочих дней со дня принятия решения.
Важно, что такое решение можно обжаловать — порядок подачи жалобы регулируется АППК.
Можно ли обратиться повторно
Заявитель не лишается права вернуться к вопросу вновь. Повторное обращение допускается, если появились новые доводы или обстоятельства, которые не рассматривались ранее.
Заместитель руководителя
Депртамента санитарно-эпидемиологического
контроля, Уполномоченный по этике Г. Аманова