О результатах деятельности Комитета экологического регулирования и контроля за период 2020 – 2022гг.
Структура Комитета
Штатная численность Комитета составляет 63 ед.
При Комитете функционируют 20 территориальных департаментов экологии, штатная численность которых составляет – 370 ед.
Оказание государственных услуг
Комитетом и его территориальными подразделениями оказываются следующие виды государственных услуг:
1) «Выдача лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды», подвиды деятельности: Природоохранное проектирование, нормирование для объектов I категории; Переработка, обезвреживание, утилизация и (или) уничтожение опасных отходов;
2) «Выдача лицензии на ввоз на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Таможенный союз, и вывоз с территории Республики Казахстан в эти страны озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»;
3) «Выдача разрешения на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, утилизацию озоноразрушающих веществ;
4) «Выдача лицензии на экспорт и импорт опасных отходов»;
5) «Выдача разрешения на ввоз на территорию Республики Казахстан из государств-членов Евразийского экономического союза и (или) вывоз с территории Республики Казахстан в эти государства озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции».
6) «Выдача заключений государственной экологической экспертизы осуществляемой уполномоченным органом в области охраны окружающей среды»;
7) "Выдача комплексного экологического разрешения".
8) «Выдача заключения по результатам оценки воздействия на окружающую среду»;
9) «Выдача заключения об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду и (или) скрининга воздействий намечаемой деятельности»;
10) «Выдача экологического разрешения на воздействие для объектов I категории»;
За 2022 год Комитетом и территориальными департаментами экологии по новому Экологическому Кодексу оказано 9998 государственных услуг.
Из них, Комитетом оказано 1391 услуги, отказано – 666, положительно выдано – 725.
Департаментами экологии – 8607 услуги, положительно выдано – 3303, отказано – 5468.
год |
Всего оказано |
2022 |
9998 |
2021 |
6460 |
2020 |
4646 |
Снижение эмиссии:
Динамика нормативных объемов эмиссий по Республике за период 2020-2022 годы показывает, что объемы эмиссий в окружающую среду за последние три года колеблются, не превышены и имеют тенденцию к снижению, что в большей степени обусловлено положительной динамикой развития отраслей экономики, увеличением мощностей действующих и вводом в эксплуатацию новых предприятий.
Установленные Стратегическим планом на 2020-2022 годы целевые индикаторы эмиссий в окружающую среду достигнуты. Так, показатели выглядят следующим образом:
Целевой индикатор |
План |
Факт |
Объем выбросов в ОС |
4,49 |
4,2 |
Объем сбросов ЗВ |
2,49 |
2,3 |
Для снижения техногенного воздействия на окружающую среду и оздоровления экологической обстановки крупными предприятиями ежегодно разрабатываются планы природоохранных мероприятий, выполняемые за счет собственных средств.
Наиболее высокую экологическую эффективность природоохранных мероприятий, показали следующие предприятия:
Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В. (НКОК) Строительство новых очистных сооружений со сроком завершения 2022 год, для снижения содержания загрязняющих веществ, отводимых с производственными сточными водами в накопительные секции площадки размещения жидких технологических отходов (ПРЖТО) до допустимых пределов, что также позволит сократить потребление воды с водовода «Астрахань-Мангышлак» до 70% и увеличит повторное водопользование. Снижение выбросов загрязняющих веществ (с 102,9 до 93,2 тыс.тонн).
Предприятием ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» планируется снижение выбросов загрязняющих веществ за счет выполнения мероприятий по охране окружающей среды предприятиями:
Балхашский медеплавильный завод планирует строительство второй нитки сернокислотного цеха. Это позволит снизить выбросы диоксида серы в 2,3 раза, с 61 тыс.тонн до 26 тыс.тонн. (на 2022 – 2023 годы предусмотрена разработка проектно сметной документации (ПСД) на строительство второй нитки сернокислого цеха и на 2024 – 2025 годы строительство второй нитки сернокислотного цеха)
По компаниям ERG: Группа планирует существенные инвестиции для снижения выбросов предприятиями в ближайшие 10 лет. Предусмотрено внедрение наилучших доступных технологий, которое позволит сократить выбросы на 67 тыс.тонн, в том числе твердых частиц (46 тыс.тонн) и газообразных веществ (21 тыс.тонн)
Алюминий Казахстана: Павлодарский алюминиевый завод, ТЭЦ - снижение выбросов загрязняющих веществ на 24 тыс.тонн (с 48 тыс. тонн до 24 тыс. тонн).
Евроазиатская энергетическая корпорация: электростанция - снижение выбросов загрязняющих веществ на 11 тыс.тонн (с 58 тыс. тонн до 47 тыс. тонн).
Казхром: Актюбинский завод ферросплавов - снижение выбросов загрязняющих веществ на 4 тыс.тн. (с 9 тыс. тонн до 5 тыс. тонн).
Казхром: Аксусский завод ферросплавов - снижение выбросов загрязняющих веществ на 6 тыс.тн. (с 22 тыс. тонн до 16 тыс. тонн).
Казахстанский электролизный завод - снижение выбросов загрязняющих веществ на 0,5 тыс.тонн с 1,7 тыс. тонн до 1,2 тыс. тонн.
ТОО «Тенгизшевройл» предусмотрено снижение нормативов выбросов загрязняющих веществ на 2023 год с 109,1 до 105,9 тыс. тонн.
Жезказганский медеплавильный завод ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» В проекте ПДВ предприятием в 2022-2023 гг. предусмотрена разработка проектно-сметной документации (ПСД) на строительство нового сернокислотного цеха: начало – февраль 2022 года; окончание – декабрь 2023 года, начало строительства январь 2024 года.
Строительство сернокислотного цеха позволит снизить техногенную нагрузку на окружающую среду г. Жезказган (снижение выбросов диоксида серы не менее чем на 30000 тонн/год).
АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат» в период 2021-2023 годы планируется консервация старого зараженного коллектора и строительство нового коллектора, что исключит попадание ртути в р. Нура.
АО «АрселорМиттал Темиртау» снижение выбросов загрязняющих веществ с 250 до 210 тыс.тонн.
ТОО «Караганда энергоцентр» снижение выбросов загрязняющих веществ с 46,3 до 37,6 тыс.тонн.
«Жасыл Казахстан»
По результатам мониторинга атмосферного воздуха к высоким уровню загрязнения относятся города: Темиртау, Нур-Султан, Алматы, Актобе, Атырау,Усть-Каменогорск, Караганда, Балхаш, Шымкент.
По инициативе Комитета, в 2021 году в Национальный проект «Жасыл Казахстан», включены индикаторы по снижению выбросов загрязняющих веществ 16-ю крупными предприятиями в вышеуказанных загрязненных городах.
Промышленные объекты взяли на себя обязательства по снижению эмиссий от 20 до 30%. Для их достижения предприятия будут внедрять наилучшие доступные технологии и соответственно в рамках нового Экологического кодекса получать комплексные экологические разрешения.
Реализация Дорожных карт
В рамках реализации концепции «Слышащее государства» совместно с общественностью, акиматами и природопользователями разработаны 16 Дорожных карт, предусматривающие 485 мероприятий по решению экологических проблем регионов.
По итогам анализа исполнения Дорожных карт за 2020-2021 годы из 178 мероприятий исполнено 111, что составляет 62%.
По итогам 2022 года из предусмотренных 81 мероприятия, исполнены 44 мероприятий, что составляет 54%.
В настоящее время разрабатываются Дорожные карты по областям Абай, Жетису и Улытау.
Также по итогам рабочих поездок Министра и Председателя актуализированы Дорожные карты по 7 регионам (г.Астана, г.Алматы, Акмолинская область, СКО, Актюбинская область, Костанайская область, Атырауская область).
По остальным регионам работа по актуализации дорожных карт продолжается.
Слайд 15 Контрольно-инспекционная деятельность:
В период с 2020 по 2022 годы количество проведенных проверок ежегодно увеличивается. Так, в 2020 году проведено 1032 проверки, в 2021 году 1200, в 2022 году – 1627.
Увеличилось количество внеплановых проверок по обращениям физических и юридических лиц. Так, если в 2020 году было 527 проверок, то в 2022 году таких проверок было 805, что на 34,5 % больше (2021 г. - 700).
С учетом количества проверок, увеличилось и количество выявленных нарушений: 2020 г. – 2875, 2021 г. – 3301, 2022 г. – 3579.
За период с 2020 по 2021 годы выдано 1269 требований по возмещению вреда нанесенного окружающей среде из которых 1004 взысканы.
Из предъявленных 2729 штрафов в 2022 году взыскано 2655.
За 3 года департаментами экологии направлено 469 материалов в суд о приостановлении деятельности, из которых 277 удовлетворены.
Справочно:
За 2020 год количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению экологического законодательства – 1022 проверок, выявлено 2875 нарушений экологического законодательства, выдано 1966 предписаний.
По итогам наложены 1217 административных штрафов на общую сумму 319,78 млн. тенге, оплачены 1120 на общую сумму 251,43 млн. тенге.
За отчетный период выдано 738 предписаний о возмещении вреда причиненного окружающей среде на общую сумму 151 537 млн. тенге, из них взыскано 539 требований на сумму 645,84 млн. тенге.
Направлены 162 материала в суд о приостановлении хозяйственной деятельности, из них удовлетворено решением суда 72.
За 2021 год проведены 1200 проверок, из них 336 профилактический контроль, 700 внеплановых проверок, 164 иные формы. Выявлено 3301 нарушений, выдано предписаний 1757.
Наложены 2047 административных штрафов на общую сумму 27300,3 млн. тенге, взыскано 1835 на общую сумму 1277,12 млн. тенге (4,6%);
Всего за 2021 год в доход государства взыскано 1884 на общую сумму 1350,95 млн. тенге.
За отчетный период выдано 531 предписаний о возмещении вреда причиненного окружающей среде на общую сумму 12082,07 млн. тенге, из них взыскано 465 на сумму 3405,19 млн. тенге.
Всего 2021 год в доход государства по требованиям о возмещении ущерба взыскано 579 на сумму 9510,53 млн. тенге.
Направлены 226 материалов в суд о приостановлении хозяйственной деятельности, из них удовлетворено решением суда 148.
За 2022 год проведены 1 627 проверок, из них 363 профилактический контроль, 805 внеплановых проверок, 459 иные формы.
Выявлены 3579 нарушений, выдано предписаний 1692.
Наложены 2729 административных штрафов на общую сумму
5 882,020 млн. тенге, взысканы 2535 административных штрафов на общую сумму 3 974,948 млн. тенге;
Всего за 2022 год в доход государства взыскано 2655 административных штрафов на общую сумму 4 405,267 млн. тенге.
Направлены 81 материалов в суд о приостановлении хозяйственной деятельности, из них удовлетворено решением суда 57.
Положительные примеры
За данное нарушение Департаментом наложен административный штраф и направлено исковое заявление в Специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области о лишении разрешительных документов в области охраны окружающей среды с запрещением деятельности субъекта по складированию и сортировке твердых бытовых отходов.
Решением СМЭС Алматинской области иск Департамента удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Туркестан сумма наложенного адм.штрафа в размере 1 638 632 942 тенге была снижена до 43 965 328,21 тенге.
Однако, Постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Туркестанского областного суда от 11 октября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, оставлено в силе постановление Департамента о наложении административного штрафа в размере 1 638 632 942 тенге.
На сегодняшний день штраф в размере 1 638 632 942 тенге был оплачен в полном объеме.
Автоматизация государственного экологического контроля
В настоящее время, в рамках автоматизации процессов в ходе экологического контроля проведена следующая работа:
- автоматизирована отчетность производственного экологического контроля. Это позволило оцифровать аналитику и обеспечить прозрачность данных;
- стартовала работа по автоматизации процессов экологического контроля, позволяющий минимизировать субъективный фактор, повысит возможность камерального контроля, и прозрачность деятельности государственного органа;
Автоматизация государственного экологического контроля, предусматривает интеграцию с ИС ЕРАП, ЕРСОП, с помощью планшетов для госинспекторов территориальных Департаментом.
Ликвидация стихийных свалок
Глава государства на расширенном заседании Правительства РК поднял острую экологическую проблему в стране – образование несанкционированных свалок.
Комитетом совместно с местными исполнительными органами (МИО) ежегодно проводится работа по выявлению, пресечению и ликвидации стихийных свалок. За последние три года наблюдается тенденция снижения количества выявляемых несанкционированных свалок. Так, в 2020 году выявлено – 8884, в 2021 – 7328, в 2022 г – 5683 свалок. В 2022 году количество выявленных свалок в сравнении с 2020 годом меньше на 37%.
Из них утилизировано в 2020 году – 5823 (из 8884), 2021 г.– 6740 (из 7328), в 2022 г.- 4206 (из 5683).
За непринятия соответствующих мер по пресечению и ликвидации стихийных свалок привлечены к административной ответственности в 2020 году– 87, 2021 г. – 70, 2022 г. – 207 должностных лиц МИО.
Также, совместно с МВД утвержден совместный приказ по пресечению несанкционированного размещения отходов, где одним из основных пунктов является проведение рейдовых мероприятий с целью выявления фактов незаконной транспортировки отходов и вывоза (выгрузки) отходов, в том числе строительных, в местах, не предназначенных для их размещения.
Принятые меры по внештатным ситуациям
За 2022 год в сравнении с 2020 годом наблюдается снижение фактов внештатных ситуаций на 14,5%. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на место оперативно выезжают сотрудники территориальных департаментов экологии для осмотра, выявления причин, а также отбора проб.
Вместе с тем, Комитет незамедлительно информирует устно, а затем письменно Ситуационный центр Совета Безопасности Республики Казахстан о возникновении чрезвычайной ситуации.
Так, в 2022 году зафиксировано 123 внештатные ситуации, из них:
- по 68 случаям приняты меры инспекторского реагирования и проведены проверки.
- по 55 случаям проверка не проведена, по причинам наличия фактов природного характера, отсутствие превышений ПДК, не подтвержденным фактам.
К примеру, 14 марта 2022 года зафиксирован факт сброса сточных канализационных вод АО «Aktobe Su-Energy Group» на территории Промышленной зоны г.Актобе.
По указанному факту 15 марта специалистами департамента осуществлён выезд на данный участок и отобраны пробы. За выявленные факты на предприятие наложен административный штраф на общую сумму 3,9 млн. тенге. Кроме того, согласно выданному предписанию, проведены мероприятия по восстановлению земель.
01 марта 2022 года, в ходе мониторинга социальных сетей Департаментом экологии по Атырауской области установлено, что на производственной базе ТОО «Nasar Solutions» произошел пожар в цехе по переработке нефтешлама.
По данному факту была открыта внеплановая проверка, по итогам которой установлено, что на территории КУО, в частности на 11 карте произошло возгорание нефтешлама, нефтезагрязненной воды, отходов ЛКМ, отработанных масел, отработанных шин, жидких и твердых отходов химических материалов и отходы пластика.
Департаментом в отношении ТОО «Nasar Solutions» возбуждены административные дела по ч.1 ст.324, ч.1 ст. 327-1, ст.336, ч.3 ст.344, ч.4 ст.344 КРКобАП и наложен административный штраф в размере 2,4 млн. тенге. Штраф взыскан в полном объеме.
В 2021 году произошло 72 внештатных ситуации, из них:
- по 45 случаям приняты меры инспекторского реагирования и проведены проверки;
- по 27 случаям проверки не проводились, так как имели природный характер, отсутствие превышений ПДК, а также не подтвержденные факты.
В 2020 году в реестре по внештатным ситуациям зафиксировано 144 случая, из них:
- по 44 случаям приняты меры инспекторского реагирования и проведены проверки.
- 30 случая природного характера.
- по 33 случаям отобраны пробы, но превышения предельно-допустимых концентрации не выявлено.
- по 34 случаям ответственные лица привлечены к ответственности без проверки.
Принятые меры реагирования на сообщения о ВЗ и ЭВЗ
На основании информации РГП «Казгидромет» о высоком и экстремально высоком уровне загрязнения окружающей среды, испытательными лабораториями Департаментов экологии выявляются источники загрязнения путем проведения замеров на санитарно-защитной зоне. При выявлении превышений по какому-либо загрязняющему веществу Департаментами экологии для принятия мер проводятся внеплановые проверки.
По данным РГП «Казгидромет» в 2022 году зфиксировано – 943 (в 2021 г – 823, 2020г. – 580) случаев высокого загрязнения (ВЗ) и 6 случаев (в 2021 г – 17, 2020г. – 8) экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ).
Анализ количества фиксации случаев ВЗ в сравнении с 2020 и 2021 годами показал тенденцию увеличения на 38,4% и 12,7 % соответственно. Увеличение связано с высоким загрязнением атмосферного воздуха. Так, в 2022 году зафиксировано 731 случай ВЗ по атмосферному воздуху, что на 178 случаев больше 2021 года (553) и на 400 чем в 2020 году (331). Вместе с тем, в 2022 году не зафиксировано фактов ЭВЗ, тогда как в 2021 и 2020 года данная цифра составила 4 и 2 соответственно.
Основная доля случаев ВЗ по атмосферному воздуху приходится на г. Караганда, где регулярно фиксируется превышение ПДК по взвешенным веществам РМ-2,5 и РМ-10.
Причина: частный сектор с печным отоплением.
Решение: альтернативный вид топлива (газ) предусмотренный в Дорожной карте по улучшению экологической ситуации Карагандинской области.
По водным объектам количество зафиксированных случаев ВЗ в 2022 году составило 212 случаев ВЗ, что на 21,4% и 14,8 % меньше чем в 2021 (270) и 2020 (249) годах соответственно. Также, снизилось количество фактов ЭВЗ, так в 2022 году зафиксировано 6 случаев, тогда как в 2021 году 17, 2020 – 6.
По всем случаям ВЗ и ЭВЗ департаментами экологии осуществляются выезды и проводятся соответствующие замеры. Так, в 2022 году было проведено 149 выездов (по водным объектам- 67, по атмосферному воздуха - 82), в 2021 – 146 (по водным объектам- 90, по атмосферному воздуха - 56), в 2020 году – 141(по водным объектам- 106, по атмосферному воздуха - 35).
В случае подтверждения фактов ВЗ и ЭВЗ, департаментами экологии проводятся внеплановые проверки. Так, в 2022 году проведено 23 проверки на 13 оъектах (2021 г.- 22 проверки, 2020 г. – 18 проверок). За выявленые нарушения предъявлен административный штраф в размере 22,1 млн. тенге (Объекты проверок: Атырауская обл. – ТОО «АНПЗ», Карагандинская обл. – АО «ПТВС», АО «АМТ», АО «ТЭМК», ВКО – ТОО «Казцинк», ТОО «BM Factory Project»).
Справочно: По итогам проверки в 2021г. Предъявлен административный штраф на сумму 75,9 млн. тенге и ущерб на сумму 4,6 млн. тенге.
В 2020 г. – административный штраф на сумму 2,6 млн. тенге и ущерб на сумму 10,1 млн. тенге).
ДЭ по Атырауской области проведены внеплановые проверки компании «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.», ТОО «АНПЗ» и КГП «Атырауоблысы Су Арнасы». По результатам проверки, ТОО «АНПЗ» привлечено к административной ответственности, наложен штраф в размере 9,6 млн. тенге.
ДЭ по Карагандинской области по фактам ВЗ в р. Кара-Кенгир проведена внеплановая проверка в отношении АО «ПТВС». По результатам проверки было выявлено превышения по аммонию-йону, БПК, железу, хлориду фосфатам и растворенному кислороду. Составлен протокол об административном правонарушении по ст.328 КоАП РК, предъявлен штраф в размере 6,3 млн. тенге.
По факту ВЗ р. Нура проведены внеплановые проверки в отношении АО «АрселорМитталТемиртау», ТОО «ТЭМК» и «BasselGroup LLS». По результатам проверок наложен штраф на АО «АрселорМитталТемиртау» в размере 82 тыс. тенге и АО «ТЭМК» в размере 1,2 млн. тенге.
ДЭ по ВКО проведена внеплановая проверка в отношении РГОК ТОО «Казцинк», по фактам загрязнения реки Ульба. По итогам проверки на РГОК ТОО «Казцинк» наложен штраф на сумму 2,5 млн. тенге.
По факту загрязнения реки Глубочанка тяжелыми металлами проведена внеплановая проверка ТОО «BM Factory Project». В ходе проверки наложен административный штраф в размере 2,2 млн.тенге.
В 2022 году проведено заедание рабочей группы по качеству реки Сырдарья
В последние годы вегетационные периоды проходили крайне напряженно в связи с продолжительным маловодным циклом в бассейне Аральского моря. Также немаловажным вопросом является качество воды трансграничной реки Сырдарья.
Для сохранения, восстановления и улучшения экосистемы и качества вод трансграничной реки Сырдарья в рамках, утвержденных планом «Казахстанско-узбекской совместной рабочей группы (Комиссии) по вопросам охраны окружающей среды и качества вод бассейна реки Сырдарья» проводятся соответствующие мероприятия.
При финансовой поддержке Европейского Союза в сотрудничестве с Европейской экономической комиссией ООН и Международным центром оценки вод, реализуется проект «Разработка совместных мер по предупреждению и реагированию на загрязнение р. Сырдарьи при аварийных ситуациях» (далее -Проект).
В настоящее время завершается 1 этап Проекта - оценка потенциальных источников загрязнения реки Сырдарьи и определение рисков аварийного загрязнения. В рамках мероприятия группа национальных экспертов подготовили аналитический обзор с общим описанием потенциальных источников техногенного загрязнения в бассейне реки Сырдарьи и основных характеристик загрязняющих веществ. Разработаны рекомендации по снижению загрязнения водных ресурсов реки Сырдарьи, а также проведена инвентаризация и картирование рисков хвост хранилищ по степени их опасности.
Вместе с тем, Узбекистанской стороной в рамках государственной программы реализуются реконструкция очистных сооружений 32-х крупных городов, строительство и реконструкция очистных сооружений 155 районных центров. Также проведено изучение более 100 лицензионных карьеров песчано-гравийной смеси, расположенных в водоохраной зоне, 30 субъектов, осуществляющих расчистку русла рек и саев.
Также, в 2022 году при поддержке РЭЦЦА Сторонами на уровне специалистов региональных департаментов экологии проведены рабочие встречи по вопросам повышения потенциала государственного контроля и совместный анализ проб воды на базе профильных лабораторий.
Внутренний аудит испытательных лаборатории
В 2022 году, согласно графика, утвержденного приказом Председателя Комитета от 17.02.2022 № 30-ө, проведен внутренний аудит системы менеджмента (далее – ВА СМ) испытательных лаборатории отделов лабораторно-аналитического контроля (далее - ИЛ) территориальных департаментов экологии на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее – Стандарт).
По результатам аудита выявлено 219 несоответствий. Проведены работы по их устранению. Результаты внутреннего аудите использовались для улучшения качества работы ИЛ.
Также в 2022 году активизировалась работа по актуализации области аккредитации и Паспорта ИЛ в НЦА, улучшился результат проверок со стороны НЦА. В 2022 году проведено 124 актуализации (2021 г. - 20).
Инспекционную проверку НЦА прошли 9 ИЛ, из них ИЛ департаментов экологии по Северо-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской, Туркестанской областей прошли без каких либо замечаний, ИЛ ДЭ по Атырауской области, г. Шымкент и г.Алматы – по 1 несоответствию, которые на сегодняшний день устранены и приняты НЦА.
Для улучшения качества лабораторного контроля разработана единая форма Актов отбора проб и Протоколов испытаний, которые утверждены Приказом Председателя Комитета от 05.12.2022 г.№ 252-Ө.
Вместе с тем, для исключения дублирующих журналов, проведена работа по оптимизации всех журналов для записей первичных данных, в данном направлении работа продолжается.
Таким образом, проведенная работа в 2022 году в дальнейшем приведет к исключению и/или снижению рисков возникновения претензий к лабораторным результатам со стороны предприятий и органа по аккредитации.
Оснащение лабораторий департаментов экологии
Согласно п.5 ст. 29 Экологического кодекса местными исполнительными органами на трехлетнюю перспективу разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды.
В рамках плана, акиматами проведена работа по оснащению лабораторий.
Так, в целях усовершенствования деятельности работы лабораторно-аналитического контроля, в 2020 году департаментом экологии по Мангистауской области за счет местного бюджета приобретены приборы на сумму 37,7 млн. тенге (весы лабораторные ВЛТЭ-5100 (2 шт), шкаф вытяжной в комплекте (4 шт), набор буров (Эдельмана Р 1.01), дрон - мобильная система оснащенными газоанализаторами для мониторинга качества атмосферного воздуха, электронный тахеометр South NTS362R6 - для общего или локального загрязения земли, а также для расчета общей площади объема отходов).
Акиматом Кызылординской области для департамента экологии приобретено лабораторное оборудование на сумму 33 млн.тенге: (Спректрофотометр ПЭ-5400 УФ, метеометр-200А, газоанализатор OPTIMA, портативный кондуктор АНИОН-7051, газоанализатор Полар ЕхТ, газоанализатор Автотест-01, спектрофотометр DR-3900 HACH, газоанализатор ГАНК-4, Дозиметр-радиометр ДКС-96, Мета-01 МП 02).
Акиматом Павлодарской области в 2022 году, для департамента экологии, приобретена передвижная мобильная лаборатория и приборы на сумму 70 млн. тенге (Газоанализатор ГАНК, спектрометр DR-3900, Метометр МЭС-200А, Батометр ГР-18, для взятия проб воды, Термометр контактный цифровой ТК-5, Бур, для отбора проб почвы, увлажнитель воздуха, Цифровой манометр DM 9600. Пыле заборная трубка с комплектом сменных наконечников, дозатор с наконечниками, 3 шт, самоклейющая пломба).
Акиматом Карагандинской области приобретено 15 единиц лабораторного оборудования на сумму 37,2 млн.т енге и 10 видеорегистраторов на сумму 1,1 млн. тенге (Газоанализатор ГАНК, Газоанализатор многокомпонентный Полар-Универсал ЕТ, Анализатор ртути РА-915, Газоанализатор для бензиновых двигателей Автотест 2 шт, Дымомер газоанализатор Кол.во-3 шт, Термометр контактный (термогигрометр) Кол.во-1 шт, Секундомер механический. Кол-во-2 шт, Барометр-анероид. Кол-во-2 шт, Холодильник для хранения проб и реактивов. Кол-во-2 шт, Аспиратор ПУ-2э. Кол-во-1 шт, Сумка-холодильник. Кол-во-5 шт, Аквадистилятор АЭ-10. Кол-во-2 шт., Высокоточные весы лабораторные. Кол-во-1 шт, Видеорегистратор. Кол-во-10 шт).
Кроме того, на 2023 год в утвержденные Планы природоохранных мероприятий Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областей также вошли мероприятия по приобретению лабораторных приборов и оборудования. Так запланировано:
- Карагандинская область: на 2023 год – 57 млн.тенге, 2024 год – 64 млн.тенге;
Восточно-Казахстанская область: на 2023 год – 130 млн. тенге;
Западно-Казахстанская область: на 2023 – 60 млн. тенге, 2024 – 100 млн. тенге;
Жамбылская область на 2023 год – 100 млн. тенге.
КРІ
Для определения эффективности работы Департаментов экологии разработан KPI по следующим показателям:
повторное использование отходов (при строительстве автодорог и др. объектов);
Кроме того, по направлению экологического контроля основными целями являются:
- организация и решение экологических проблем.
- планирование экологических проверок на основе жалоб общественности и населения
- Исполнение выданных предписаний об устранении нарушений
- Взаимодействие с НПО и экоактивистами
Экологический кодекс и НПА:
Экологический кодекс и НПА:
1 июля 2021 года вступил в силу новый Экологический кодекс Республики Казахстан.
В рамках нового кодекса и реализации Распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан №67-р от 27 марта 2021 года разработано 40 подзаконных правовых актов, в том числе 2 Постановления Правительства Республики Казахстан.
За последние полгода практика реализации норм нового экокодекса показала необходимость большой работы путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, а также с разработку новых методических документов.
Для выполнения указанной задачи предлагается создать Управление методологии и нормативного обеспечения экспертной и контрольной деятельности из действующего штата Комитета в количестве 5 человек (2 единицы с Управления государственного экологического контроля, 3 единицы с Управления государственной экологической экспертизы и разрешений).
Совершенствование НПА в 2022 году и перспектива
Разработаны 2 нормативно-правовых акта:
ППРК «Об утверждении перечня пятидесяти объектов I категории, наиболее крупных по суммарным выбросам загрязняющих веществ на 1 января 2021 год» и поступило на утверждение в КПМ РК,
ППРК «Об утрате силы технических регламентов»;
17 подзаконных нормативных актов в сфере экологического регулирования, включающих правила оказания государственных услуг, выдачи экологических разрешений, методики по определению нормативов эмиссий, антропогенного воздействия на окружающую среду.
По исполнению международных обязательств, в части экологического регулирования ратифицирован протокол ОВОС в трансграничном контексте, подписанный Главой государства 4 октября 2021 года.
В рамках реализации ЭК РК внесены изменения 3 подзаконных НПА:
внедрен новый механизм общественных слушаний – публичные обсуждения;
внесены изменения в Критерии по определению категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в части выведения строительно-монтажных работ продолжительностью менее 1 года с объемом выбросов и объемом неопасных отходов – 10 тонн в год из 3 категории в 4-ю;
включено содержание формы отчета ОВОС и раздела охраны окружающей среды согласно ст.49 Экологического кодекса РК.
С учетом предложений и замечаний, с целью уменьшения нагрузки на природопользователей, подготовлены предложения по внесению изменений в ЭК РК и ряд НПА по следующим направлениям:
сокращение сроков рассмотрения оказания государственных услуг:
проведение скрининга и определения сферы охвата с 33 рабочих дней до 25;
проведение оценки воздействия с 39 рабочих дней до 30;
проведение общественных слушаний перед подачей документов на экологическую экспертизу или проведение процедуры ОВОС (Справочно: Согласно ст.96 ЭК РК Общественные слушания проводятся в процессе проведения экспертизы и ОВОС, что значительно затрудняет работу операторов);
внедрение инструмента доработки проекта отчета ОВОС и проектных документов (в т.ч. выдача экологических разрешений), что оптимизирует сроки и усовершенствует процедуру согласования ОВОС;
планы ликвидации объектов недропользования, планы разведки углеводородного сырья, проект разработки месторождения (изменения и дополнения к нему) подлежат исключению из процедуры получения экологического разрешения, но с проведением государственной экологической экспертизы.
Пересмотр регуляторных актов и формирования Реестра обязательных требований по отрасли «Экология»
Рабочими группами Министерства проведено 66 заседаний Рабочих групп с участием ЦГО, НПП «Атамекен» и представителей бизнеса.
Приняты Реестры обязательных требований и Графики внесения изменений в НПА, внесены в МНЭ РК.
По результатам пересмотра РА :
необходимо разработать 1 Проект Закона о внесении изменений в Экологический кодекс - 60 поправок в части экологического регулирования и экспертизы, управления отходами, общественных слушаний (Ответственные: КЭРК-свод, ДГПУО, ДКПЗТ, ДЭПУР);
5 НПА на этапе разработки и согласования ;
1 НПА - будет принят после изменений в законы;
Разработка пакета поправок в Экологический кодекс
В ходе практической реализации Экологического кодекса КЭРК и недропользователи столкнулись с затруднениями при реализации норм Кодекса.
Комитетом совместно с экологическим блоком министерства были проведены ряд совещаний, где обсуждались данные затруднения, а также пути их решения. Также, поправки отработаны с заинтересованными государственными органами, общественностью и ассоциациями;
По результатам данных совещаний по многим вопросам были приняты единые позиции по поправкам в Кодекс.
Данные поправки касаются:
сокращения срока рассмотрения заявления о намечаемой деятельности,
исключение срока действия заключения по результатам оценки воздействия на окружающую среду,
отделения процедур согласования проектов строительно-монтажных работ от основной деятельности предприятий,
исключения повторности проведения общественных слушаний.
корректировки проектной документации объектов I категории, получивших комплексное экологическое разрешение по ранее действовавшему Экологическому Кодексу,
Далее, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Казахстан, в рамках исполнения Протокольного поручения Поручение Первого Заместителя Премьера- министра Республики Казахстан Р. Скляра о внесений изменений в Экологический Кодекс РК, (№ 17-13/5270 от 14 октября 2022 года) .
Согласно п.99 Регламента Правительства РК поправки с сопроводительным письмом внесены в КПМ;
Поправки в Экологический Кодекс РК с сопроводительным письмом КПМ от 08.12.2022 года внесены в АП РК с предложением войти в проект сопутствующего закона об общественном контроле (ЭК РК).
С принятием нового Экологического кодекса утверждены нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение готовности Республики Казахстан к инцидентам на Каспийском море вызванных нефтяными разливами.
В частности, в Казахстане действуют Правила определения, согласования и принятия решения о выборе оптимальных методов ликвидации разливов нефти на море
В которых определены 5 методов ликвидации нефти:
1) наблюдение и оценка;
2) механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов);
3) контролируемое сжигание нефтяного пятна;
4) применение химических средств;
5) защита и очистка предохранительной зоны.
- Перечень диспергентов и хердеров для ликвидации аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан от 19 мая 2021 года № 153;
- Правила включения диспергентов и хердеров в перечень диспергентов и хердеров для ликвидации аварийных разливов нефти на море и внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан от 10 июня 2021 года № 191;
- Методика проведения анализа суммарной экологической пользы от 27 мая 2022 года № 191.
Кроме того, утверждена нормативная база для разработки карты экологической чувствительности для ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан, над разработкой которой в настоящее время ведется работа.
Данная карта (в формате ГИС) позволит лицам, принимающим решения быстро реагировать на аварийные разливы нефти и принимать меры для ликвидации аварии.
Работа в данном направлении продолжается.
Противодействие коррупции
Антикоррупционная стратегия Комитета.
Ключевые направления:
Работа по противодействию коррупции:
Внешний анализ коррупционных рисков
Совместно с Департаментом Агентства РК по противодействию коррупции по Восточно-Казахстанской области проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Департамента экологии по Восточно-Казахстанской области.
Выявлено 15 рекомендаций:
Исполнено: 10 пунктов;
в работе: 4 пункта;
Упразднен: 1.
В настоящее время проводится внешний анализа коррупционных рисков в деятельности Департаментов экологии по Карагандинской и Павлодарской областей. (2022-2023 гг.).
О фактах уведомления к даче взятки должностному лицу:
1) Сотрудник департамента экологии по городу Алматы уведомил Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по г.Алматы о факте к склонению совершения коррупционного правонарушения. 30.06.2022 года в 13-30 в момент передачи денег в размере 160 тыс.долларов США директор ТОО была задержана сотрудниками антикоррупционной службы г.Алматы.
2) Сотрудник департамента экологии по Мангистауской области уведомил Комитет о факте к склонению совершения коррупционного правонарушения. 24.08.2022 года в кабинете Департамента сотруднику предложили взятку в размере 1 000 000 тг. 26.08.2022 г. в 10.30 ч. уполномоченным по этике Комитета Кожиковым Е.С. с ДЭ по Мангистауской области проведено совещание по данному факту. Протокольное поручение об уведомлении по данному факту Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Мангистауской области отправлено в ДЭ по Мангистауской области.
Работа с общественостью и СМИ
С момента преобразования Министерства экологии в 2019 году рабта с общественностью, СМИ и социальными сетями Комитетом и территориальными департаментами экологии активизируется с каждым годом.
Имеет тенденцию увеличения количества публикаций в социальных сетях:
Мероприятия |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Публикации в социальных сетях |
824 |
2250 |
2573 |
3520 |
Пресс-конференции и брифинги |
13 |
55 |
175 |
157 |
Встречи с населением и приемы граждан |
36 |
61 |
256 |
479 |
Кроме того, ведется работа по встрече с населением и приемы граждан.
Так, в 2022 году председателем Комитета, совместно с министром, осуществен выезд в 18 регионов. Проведены встречи с местным населением и приемы граждан. По итогам поездок составлены протокола встреч и планы действий, исполнение которых находится на постоянном контроле. На сегодняшний день из 81 поручения, данных Комитету и территориальным департаментам экологии исполнено 33, на исполнении 45.
В целом Комитетом и территориальными департаментами экологии в 2022 году проведено 479 встреч с населением и приемы граждан, что на 46,5% и 87,2% больше чем в 2021 и 2020 годах соответственно, а в сравнении с 2019 годом на 92,4%.
На постоянной основе даются интервью и проводятся брифинги. За 2022 год данная цифра составила 157.
Кроме того, функционирует блог Председателя Комитета, куда в 2022 году поступило 107 обращений, количетсво которых с каждым годом увеличивается (2021 – 98, 2020 – 50).
Документооборот
Объем документооборота Комитета из года в год имеет тенденцию увеличения.
Так, в 2022 году общий документооборот Комитета составил 26168 единиц, что на 51,8% больше в сравнении с 2021 годом (13557) и на 65,9% больше в сравнении с 2020 годом (2020 г.- 8909).
Из общего числа входящих документов количество обращений физических и юридических лиц также показало тенденцию увеличения. Если в 2020 году поступило 719 обращений, в 2021 году – 1638, то в 2022 году данная цифра достигла 2233, что на 67,8 % и 26,6 % больше в сравнении с предыдущими годами.
Также увеличилось количество поступающих контрольных поручений Администрации Президента РК и Аппарата Правительства РК. Так, если в 2020 году в Комитет поступило 288 поручений, то в 2022 году – 525 поручений, что на 45,1% больше. При этом незначительно уменьшилось в сравнении с 2021 годом на 44 единицы. (2021 – 569).
Акция «Birge – taza Qazaqstan»
Впервые акция стартовала в 2019 году и проводится ежегодно.
Данная акция была нацелена на решение проблем наличия несанкционированных мест размещения отходов, очистке рекреационных зон от мусора. Кроме того, одним из главных посылов акции было привить населению ответственность и бережное отношение к природе, на примере показать важность раздельного сбора мусора.
За весь период проведения в акции приняло участие более 2,5 млн. человек, собрано порядка 180 тыс. тонн мусора. Так:
В 2019 году в один день по республике вышло на уборку 300 тыс. жителей, собрано 50 тыс. тонн мусора.
В 2020 году, с учетом пандемии по коронавирусу, данная акция была проведена только 19 сентября. В акции приняло участие более 100 тысяч населения. Собрано и отсортировано более 3,7 тысяч тонн мусора.
В 2021 году акция «Birge – taza Qazaqstan» с учетом климатических условий проведена в четыре этапа (21.03.2021 г., 24.04.2021 г., 5.06.2021 г., 18.09.2021 г.). Всего в акциях приняло участие более 668 тысяч человек. Из них: более 56 тысячи волонтеров, свыше 183 тысяч представителей государственных органов, 415 тысяч сотрудников предприятий, общественных организаций и населения.
За время акции собрано свыше 55 тыс. тонн отходов. Собранный мусор был отсортирован, на переработку передано 5,7 тыс. тонн стекла, 4 тыс. тонн пластика, 1,8 тыс. тонн резины, 2 тыс. тонн бумаги и картона и 874 тонны металла.
В 2021 году по республике в акции приняло участие более 668 тысяч человек. За время акции собрано свыше 55 тыс. тонн отходов. Собранный мусор был отсортирован и передан и переработку.
Помимо уборки было высажено более 363 тысяч деревьев на площади 21 тысяч гектар.
В 2022 году в акции приняло участие более 1 млн. 514 тыс. человек. Из них: более 174 тысяч волонтеров, свыше 453 тысяч представителей государственных органов, 644 тысяч сотрудников предприятий, общественных организаций и населения.
По республике было собрано свыше 70 тыс. тонн отходов. Собранный мусор был отсортирован, на переработку передано более 8,4 тыс. тонн стекла, 13 тыс. тонн пластика, 5,8 тысячи тонн резины, 7,6 тысяч тонн бумаги и картона и 4,2 тыс, тонны металла.