Меню

Страницы

Статья

О ходе реализации на местном уровне государственной экологической политики

О ходе реализации на местном уровне государственной экологической политики 

ГУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования города Астаны»

 

ГУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования города Астаны» (далее – Управление) является государственным органом, осуществляющим функции в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования на территории столицы.

Миссией Управления является сохранение природных ресурсов, решение систематических задач в сфере защиты атмосферного воздуха, водных ресурсов и зеленых насаждений, в системе управления отходами и рациональном использовании недр, воспроизводстве животного и растительного мира, развития благоустройства столицы и устойчиво функционирующей экологической и инженерной инфраструктуры.

Управление осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

1) охрана атмосферного воздуха;

2) управление отходами производства и потребления;

3) регулирование водных ресурсов;

4) озеленение, благоустройство и развитие «Зеленого пояса» города Астаны;

6) дезинсекционные и дератизационные работы.

 

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

 

Охрана атмосферного воздуха

Загрязнение атмосферного воздуха в городе в основном наблюдается в холодный период года из-за выбросов от автотранспорта, теплоэнергетических предприятий (далее – ТЭЦ), частного сектора и промышленных предприятий.

Всего с 2021 по 2024 годы выбросы загрязняющих веществ в городе по сравнению с установленными нормативами уменьшились на 32,1%                                 (с 104 тыс. до 70,6 тыс. тонн/год).

Мониторинг за фактическими объемами выбросов в атмосферный воздух осуществляется уполномоченным органом Департаментом в рамках мониторинга производственного экологического контроля (ПЭК).

Строительство газораспределительных сетей в городе разделено на три очереди.

Завершено строительство двух очередей газификации (первая и вторая), что позволило обеспечить подключение потребителей по следующим частям города:

  1. по району «Алматы» – ЖМ «Железнодорожный», «Юго-Восток» (правая сторона), «Юго-Восток» (левая сторона), микрорайон «Казахауыл»;
  2. по району «Есиль» – коттеджный городок (далее – КГ) «Vela Village», жилые комплексы (далее – ЖК) «Куршевель», «Family Town», «Family Park»;
  3. по району «Нұра» – ЖК «Будапешт», «Cosmic City»;
  4. по району «Сарайшық» – ЖМ «Промышленный», «Күйгенжар», «Мичурино», «Интернациональный», микрорайон «Ақбидай»;
  5. по району «Сарыарка» – ЖМ «Көктал-1», «Көктал-2», «Агрогородок», старая часть города в районе улицы Г. Потанина.

Завершено строительство подводящих сетей газа к газовым тепловым станциям «Туран», «Тельмана», «Юго-Восток», а также к ЖМ «Үркер», «Пригородный», «Family Village», «Өндіріс», «Кирпичный».

По третьей очереди газификации работы запланированы на 2024 - 2026 годы за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также с привлечением частных инвестиций.

В 2024 году начата реализация проекта по строительству автоматизированной газораспределительной станции «АГРС-3» (общей мощностью 350 тыс. м3/час и магистрального газопровода 72 км) и проектов по обеспечению природным газом жителей ЖМ «Чубары», «Уркер» и КГ «Familly village».

В ноябре 2023 года частично завершено строительство подводящего газопровода протяженностью 25 км от ЖМ «Коктал-2» до КОС-2. Остаточный объем подводящего газопровода предусмотрен в рамках проекта «Газификация ЖМ «Чубары» (1 пусковой комплекс, 7 км)», получено заключение экспертизы со сроком реализации до конца 2025 года. Распределительные сети газоснабжения в ЖМ «Чубары» реализуется в рамках проекта «Газификация ЖМ «Чубары» (2-5 пусковые комплексы)». Период реализации 2023-2025 годы. На сегодняшний день из 27 км распределительных сетей смонтировано 20 км.

В КГ «Family Village» работы начаты в 2023 году. Однако, в связи с отставанием подрядчика от графика производства работ в декабре 2023 года по решению суда расторгнут договор. В августе 2024 года заключен договор с новой подрядной организацией на остаточные виды работ. На сегодняшний день построено 8 км из предусмотренных в проекте 8 км сетей газопровода, ведется опрессовка газопровода, после чего, будет обеспечена подача газа в КГ «Family Village».

В ЖМ «Уркер» завершено строительство запланированных на 2024 год газораспределительных сетей, где смонтировано 45 км газопровода. В результате доступ к природному газу получили не менее 1 тысячи частных домов из 5 тысяч домовладений. Ожидается, что обеспечение газом оставшихся домов будет завершено в 2025 году. На сегодняшний день более 100 домов уже подключены к газу.

Также выполнено строительство газопровода в районах «Сарыарка» и «Алматы», где ранее не учтенных участках проведены газификация и доступом к газу получили 194 домовладений.

На сегодняшний день из 24,4 тыс. частных домов города доступом к газу обеспечено 13,5 тыс. домов, из которых к газу подключено 11,1 тыс. домов.

На газ переведены 16 котлов ТЭЦ АО «Астана Энергия» (ТЭЦ-1 –                   10 котлов, ТЭЦ-2 – 6 котлов), выбросы от которых за последние три года уменьшились на 30,5% (c 55,4 тыс. до 39,2 тыс. тонн). ТЭЦ-3 (первая очередь) работает только на природном газе.

В целом, эффект от газификации, то есть улучшение качества атмосферного воздуха будет поэтапным, что обеспечит значительное снижение выбросов.

За последние 5 лет количество автотранспортных средств в городе увеличилось на 20,2% (с 349 468 ед. до 420 120 ед.), причинами загрязнения от которого являются увеличение количества автотранспорта и частые дорожные заторы на загруженных перекрестках города.

Ведётся переход на экологические чистые виды транспорта и развивается соответствующая инфраструктура, имеется: 1,5 тысяч электромобилей, 120 коммунальных электроавтобусов, 90 электрозаправочных станций, протяженность велодорожек - 148,71 км.

 

 

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Город Астана расположен в междуречье рек Есиль и Нура, где ввиду болотистости местности имеется много больших и малых водоемов.

На административной территории столицы имеется:

10 крупных водных объектов (реки Есиль и Карасу; ручьи Акбулак и Сарыбулак; канал Нура-Есиль; озера Ольмес, Бузукты, Майбалык, Большой Талдыколь; участок № 7 группы озер Малый Талдыколь), на которых постановлением акимата города Астаны от 20.10.2023 года № 205-2263 установлены водохранные зоны и полосы.

36 малых водных объектов, которые являются сезонными, временно образованными водоемами, пополняются исключительно осадками и для которых не требуется установление водоохранных зон и полос;

2 крупных гидротехнических сооружения (Защитная дамба города Астаны, канал «Нура-Есиль»).

В целях предотвращения загрязнения ежегодно с апреля по декабрь на реке Есиль, ручьях Акбулак и Сарыбулак, канале «Нура-Есиль» проводятся ряд природоохранных мероприятий:

санитарная очистка водной глади;

очистка акватории и прибрежной территории от растительности;

дноочистительные и берегоукрепительные работы;

мелиоративные мероприятия (аэрация, зарыбление, ремедиация).

Ежегодно с прибрежных территорий реки Есиль, ручьев Акбулак и Сарыбулак, канала «Нура-Есиль» собирается более 500 тонн ТБО.

На сегодняшний день ведутся конкурсные процедуры госзакупок по определению подрядных организаций.

 

 

ДЕЗИНСЕКЦИОННЫЕ И ДЕРАТИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

С 2022 года Управлением ежегодно в эпидемиологический сезон проводятся 6 туров дезинсекционных мероприятий (гнусоистребление).

С установлением благоприятных погодных условий проводятся обследования водоемов и заболоченных местностей на наличие личиночной формы комара, мероприятия проводятся с участием научного сопровождения.

Также, данные мероприятия проводятся в парках, скверах, жилых массивах.

Мероприятия нацелены не на полное истребление, а на снижение численности назойливых насекомых, так как они являются неотъемлемой частью природной экосистемы.

Для проведения обработок используются дезинсекционные препараты, разрешенные к применению на территории Республики Казахстан и стран ЕАЭС, в соответствии с утвержденными методическими указаниями.

 

п/п

Наименование

2022 год

2023 год

2024 год

1

Дезинсекция

открытые стации, га

106 686,9

106 686,9

106 686,9

мелководные водоемы и заболоченности, га

4 007,52

4 007,52

4 007,52

2

Дератизация

открытые стации, га

6 224

6 528

6 528

закрытые стации, частные дома

51 676

57 538

51 676

 

Также, Управлением ежегодно проводятся 2 тура дератизационных мероприятий (весенний и осенний). 

Обработке подлежат частный сектор и открытые территории (парки, поймы рек, водоемы, каналы, кладбища). 

Жителям частного сектора бесплатно раздаются специальные ядоприманки, на месте будет проводиться инструктаж безопасности. 

Дератизация проходит в 3 тура (дезинфекторы заходят в каждый жилой массив по 3 раза). 

Также, проводится дератизация на открытых территориях, ядовитые приманки раскладываются в парках, на поймах рек, каналов, водоемов и кладбищах.

Дератизация проводится с использованием зерновых ядоприманок, включающих в себя препараты «Бромадиолон» и «Бродефор», разрешенных к применению в Республики Казахстан.

 

УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ

В городе Астане сбор, транспортировка, сортировка, переработка и захоронение коммунальных отходов осуществляется в рамках централизованной системы управления отходами.

Действует «система раздельного сбора отходов» по 2-м фракциям: «сухое» (бумага, пластик, стекло, металл) и «мокрое» (пищевые отходы).

В городе установлено 15 тыс. контейнеров для ТБО, размещенных на 5 тыс. контейнерных площадках.

В целях обеспечения своевременного вывоза и оказания качественных услуг по вывозу коммунальных отходов проведен конкурс и определены мусоровывозящие организации (МВО), в рамках административно-территориальных единиц города.

- районы «Есиль», «Нура» - ТОО «TAZA ZHER CAPITAL»;

- районы «Алматы», «Сарыарка», «Сарайшык» - ТОО «Zero Waste»;

- район «Байконыр» - ТОО «Гор Ком Транс города Караганды».

Согласно графику, мусор вывозится ежедневно, 2 раза в день.

Внедрено специализированное программное обеспечение (СПО), которое функционирует за счет МВО.

Основными целями СПО являются:

  • подтверждение качества предоставляемых МВО услуг в режиме онлайн;
  • формирование аналитических данных для принятия управленческих решений на основе объективных данных.

  С помощью СПО сформирована цифровая карта инфраструктуры управления ТБО, позволяющая в режиме «реального времени» получать необходимую информацию (количество и техсостояние мусорных контейнеров и контейнерных площадок и т.п.), снижено количество жалоб и повышено качество оказания услуг (среднее количество жалоб жителей на работу МВО снизилось до 1-2 единиц в неделю).

Ежедневно с территории города вывозятся 1 200 тонн ТБО, которые поступают на мусороперерабатывающий завод и далее вывозятся на захоронение на полигон захоронения ТБО (более 95%).

Для решения проблемы низкой сортировки и переработки ТБО, нами планируется реализация проекта «Строительство мусоросжигательного завода путем энергетической утилизации отходов с выработкой электроэнергии».

Инвестором ведется разработка технико-экономического обоснования и завершение процедуры по регистрации совместной компании в Казахстане.

Завод предусматривает 2 линии сжигания мощностью 1 500 тонн в сутки, оснащенные одной паровой турбиной мощностью 40-50 МВт.

Срок строительства завода составляет 2,5 – 3 года с момента получения разрешения на строительство.

Определен земельный участок площадью 15 гектаров севернее ТЭЦ и принято решение о строительстве подводящих инженерных сетей за счет местного бюджета.

Ожидается рассмотрение вопроса реализации проекта на заседании Инвестиционного штаба при Правительстве.

Действующий полигон захоронения ТБО состоит из 2-х ячеек:

  • ячейка № 1 эксплуатировалась с 2006 по 2017 годы, объем накопленных отходов - 3,8 млн. тонн отходов (98%);
  • ячейка № 2 полигона площадью 15,1 га, мощностью 2 млн. тонн отходов эксплуатируется с 2018 года, объем накопленных отходов - 1,9 млн. тонн (98%).

По причине их ожидаемого заполнения ведется проектирование новой ячейки № 3 полигона, проектной мощностью 2,1 млн. м3, срок получения заключения – апрель 2025 года.

По итогам космического мониторинга «Қазақстан Ғарыш Сапары» ежегодно устанавливаются места образования стихийных свалок, основную долю которых составляют строительные отходы.

2024 год - обнаружено 414 мест, ликвидировано 404 (97%);

2023 год - обнаружено 338 мест, ликвидировано 224 (67%);

2022 год - обнаружено 551 мест, ликвидировано 294 (53%).

В 2023 году запущена работа площадки «Северная гряда»
с дробильным комплексом для переработки строительных отходов (асфальт, кирпич, бетон и др.). С момента запуска принято 420 тыс. тонн отходов.

Разработаны Правила управления строительными отходами города Астаны, в которых будут сформированы регламент и требования по управлению отходами строительства и сноса, в том числе для заказчиков строительства, транспортных компаний и субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами.

Правила находятся на стадии согласования с заинтересованными госорганами, после будет вынесен на утверждение на маслихат.

Срок утверждения – апрель 2025 года.

10 января 2025 года в статью 344 Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП) внесены изменения и дополнения, касающиеся повышения штрафов и включения наказания в виде конфискации автотранспорта нарушителей за повторное нарушение, изменения вводятся в действие с 13 марта 2025 года.

Совместно с Министерством экологии и природных ресурсов РК и АО «Фонд развития промышленности» планируется расширить деятельность 8 инвестиционных проектов в сфере переработки коммунальных отходов, по каждому проекту утверждены дорожные карты с конкретными сроками реализации.

Разработана Программа управления отходами города Астаны до 2029 года, где проведен анализ и исследование сферы.

В рамках Программы предусмотрены мероприятия по актуализации внедрения раздельного сбора мусора, реализации проектов в сфере переработки пластика, бумаги, шин, электронных приборов, опасных отходов, переработки ТБО, а также автоматизация процессов, развитие материально-технической базы перерабатывающих предприятий через финансирование АО «Жасыл Даму».

Программа находится на стадии согласования с заинтересованными госорганами, после будет вынесена на утверждение на маслихат.

Срок утверждения – апрель 2025 года.

 

ОЗЕЛЕНЕНИЕ

В городе произрастает порядка 1,9 млн. деревьев и 14,4 млн. зеленых насаждений на «Зеленом поясе».

В городе произрастает более 17,5 млн. зеленых насаждений, из них внутри города – 2,9 млн., на «Зеленом поясе» – 14,6 млн.

Функционирует Ботанический сад площадью 92 га, 9 парков площадью 396 га, 4 бульвара площадью 30 га и 90 скверов площадью 132 га.

В 2024 году в городе Астане высажено более 1 млн. зелёных насаждений, из них внутри города – 833 тыс., на «Зеленом поясе» – 200 тыс., в том числе в рамках реализации Республиканской экологической акции «Таза Қазақстан».

Благоустроено 170 общественных и дворовых пространств  (30 – общественных пространств, 140 – дворов).

Основной уклон делается на озеленение крупномерными деревьями и многолетними декоративными кустарниками (многолетние цветы).

 

ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по предоставлению права недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории города Астаны от 11 мая 2012 года № 2, конкурсы по предоставлению права недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории города Астаны не проводятся, так как признаны противоречащим генеральному плану города Астаны.

В настоящее время на территории города Астаны отсутствуют контракты на добычу полезных ископаемых и выдача лицензий не производятся.

 

Дата публикации
23 апреля 2025
Дата обновления
23 апреля 2025
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
08 июня 2025
Демографические тренды в Казахстане: итоги 2024 года и прогнозы
Информация
08 июня 2025
Накопленный чистый инвестиционный доход казахстанцев достиг 11,59 трлн тенге
Информация
08 июня 2025
Актуальные вопросы о ЕНПФ

Социальные медиа

Facebook
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации