Отчет о развитии Астанинской агломерации (2023-2024 годы)
В соответствии с Постановлением Республики Казахстан от 19 июня 2023 года «Об утверждении перечня и состава агломераций», в состав Астанинской агломерации входят 47 населенных пунктов: это 2 города: Астана – ядро агломерации и город Косшы; и 45 сельских населенных пунктов (СНП): 12 СНП Аршалынского района, 30 СНП Целиноградского района и 3 СНП – Шортандинского района. Сейчас в 46 населенных пунктах Акмолинской области проживают более 200 тыс. человек или 25% от общей численности населения области (789 тыс. человек).
В агломерации наблюдается динамичный рост численности населения. Так, за последние 10 лет (с 2014 по 2024 год) по городу Астане – ядру агломерации, численность населения возросла почти вдвое: с 833,1 тыс. чел в 2014 году до 1,5 млн человек в настоящее время.
В 2023 году был разработан и внесен на утверждение Правительства РК проект «Комплексный план развития Астанинской агломерации на 2024-2028 годы» (далее – КПР).
О проекте КПР
КПР разработан во исполнение пункта 2.3 Протокола совещания с участием Главы государства от 11 июля 2023 года (срок исполнения – ППРК февраль 2024 года) и в соответствии с Законом РК «О развитии агломераций» от 1 января 2023 года.
В соответствии с новым Законом РК «О развитии агломераций» от 1 января 2023 года принят ряд нормативно-правовых актов: постановление Правительства приказы Министерства национальной экономики Республики Казахстан, регламентирующие компетенцию государственных органов, работу на всех уровнях.
В рамках данной работы 29 марта 2023 года совместным постановлением акиматов города Астаны и Акмолинской области был создан Местный совет Астанинской агломерации (далее – МСАА), в который вошли 15 человек.
Согласно статьи 13 Закона РК «О развитии агломераций» Комплексный план развития агломерации учитывает документы Системы государственного планирования, генеральные планы (или их заменяющие схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек) и содержит следующие положения:
Первое: оценку текущего состояния социально-экономического развития населенных пунктов, входящих в агломерацию.
По данным акимов сельских округов, на 1 января 2023 года, из 45 сельских населенных пунктов, в 6-ти проживает менее 100 человек (ст.Жайнак-94 чел, с.Сарыадыр – 49 чел, с.Жабай – 60 чел, с.Акжар – 91 чел, разъезд 102 – 37 чел и разъезд 41 – 87 чел), в 13-ти селах проживает от 100 до 600 человек (с.Нура – 210 чел, с.Косшокы – 482 чел, с.Жанажол – 293 чел, с.Раздольное – 346 чел, с.Аккаин – 442 чел, с.Жана Жайнак – 513 чел, с.Сарыколь – 478 чел, с.Преображенка – 102 чел, с.Ключи – 503 чел, с.Койгельды – 321 чел, с.Разъезд 42 – 190 чел, с.Костомар – 546 чел, ст.Бабатай – 428 чел), в 12-ти селах проживает от 600 до 2000 человек (с.Отемис-650 чел.,с.Кызылжар-1400 чел., с.Ынтымак-1198 чел, с.Тонкерис-1391 чел, с.Шубар–789 чел, с.Кызылсуат-1415 чел, с.Р.Кошкарбаева-719 чел, с.Елток-1060 чел, с.Булаксай-762 чел, с.Жалтырколь-1335 чел, ст.Тонкерис Шортандинский район-989 чел, Арнасай-864 чел), в 7-ми селах насчитывается от 2 до 5 тысяч человек (с.Тайтобе-2795 чел, с.Арайлы-2356 чел, с.Нуресиль-2287 чел, с.Софиевка-3434 чел, с.Кажымукан-2493 чел, с.Ы.Алтынсарина-2515 чел, с.Бозайгыр-3531 чел), от 5 до 30 тысяч человек - 7 сел (с.Акмол – 12583 чел, с.Кабанбай батыра – 6180 чел, с.Каражар – 5397 чел, с.Караоткель – 19056 чел, с.Коянды – 16488 чел, 20490 (до 30 тыс), с.Талапкер – 10611 чел, с.Жибек Жолы – 10002 чел).
Наиболее крупным по численности населенным пунктом Акмолинской области, вошедшим в агломерацию, является город областного значения – Косшы – 54 205 человек на 1.01.2023г.
Второе: В Комплексном плане должны быть изложены проблемы городского и пространственного планирования, развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры агломерации;
Так, выделено 3 группы сельских округов: активно растущие, развивающиеся и стагнирующие. Каждая группа сельских округов требует отдельного подхода в развитии.
Общей проблемой для большинства сельских населенных пунктов, входящих в состав агломерации, является отсутствие и слаборазвитая инженерная инфраструктура (централизованное отопление, а в некоторых случаях и водоснабжение), отсутствие мест приложений труда и объектов социальной инфраструктуры.
Анализ текущей ситуации показал, что в 11 селах отсутствуют школы, в 20 селах отсутствуют детские сады и медучреждения. Всего в 46 населенных пунктах агломерации действуют 41 школа, из них 7 – в городе Косшы (54205 чел), 2 в селе Караоткель (19056 чел), 2 школы в с.Коянды (20490 и до 30 тысяч чел). При этом школы практически везде переполнены, к примеру, в селе Коянды: при проектной мощности 900 мест, школу посещает 1944 ученика, и во второй школе при мощности 1200 мест, фактически обучается 2260 учеников.
По медицинским учреждениям такая же картина: 7 ФАПов, 6 медпунктов, 5 амбулаторий, 3 частные клиники в Косшы и в селе Коянды имеется клиника эндохирургии и врачебная амбулатория.
В части пространственного развития агломерации анализ показал, что для разработки единой стратегии развития прилегающих населенных пунктов необходимо обновить и актуализировать градостроительные проекты на данные территории.
Также необходимо актуализировать часть генеральных планов СНП по территории агломерации, а в некоторых случаях разработать новые, ввиду того, что населенные пункты не имеют генеральные планы или имеют устаревшие проекты генеральных планов (с. Акжар – 1985 г, Аккайын, Кызыслуат, Шубар – 2009 г.).
Таким образом, определены основные группы вопросов:
- рост численности населения в прилегающих к столице населенных пунктов Акмолинской области,
- наличие значительных миграционных процессов в направлении ядра агломерации (в поисках работы, на учебу, лечение),
- дефицит объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиники;
- высокая загруженность инженерной и транспортной инфраструктуры;
- недостаточная развитость производственного потенциала в части производства и переработки сельскохозяйственной продукции, стройиндустрии, рекреации и т.д.;
- необходимость актуализации проектов генеральных планов населенных пунктов агломерации
Третье: В Комплексном плане сформулированы цели и задачи развития агломерации, в том числе в сферах развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, благоустройства, защиты и охраны окружающей среды, развития промышленности, развития потребительского рынка, регулирования миграции на территории агломерации, а также в иных сферах социально-экономического развития;
Четвертое: основные показатели и индикаторы, характеризующие цели и задачи развития агломерации отражены в Плане мероприятий.
Пятое: Согласно законодательству, Комплексный план должен содержать в себе не только стратегические направления, но и конкретные мероприятия с указанием источников и объемов финансирования, сроков реализации и ответственных исполнителей.
В связи с тем, что на территории агломерации не развита инфраструктура, инвесторы не проявляют активности в размещении производств, а имеющийся потенциал сельских территорий агломерации не обеспечивает и 10 % от потребности в основных видах продовольствия ядра агломерации – города Астаны.
В Комплексном плане сформулированы 7 стратегических направлений, цели и задачи развития агломерации, в том числе в сферах развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, благоустройства, защиты и охраны окружающей среды, развития промышленности, развития потребительского рынка, регулирования миграции на территории агломерации, а также в иных сферах социально-экономического развития.
2024 год
В 2024 году тенденция роста численности населения в Астанинской агломерации сохранилась.
Наибольший рост численности населения наблюдается в ядре агломерации, городе Астане – прирост на 147,5 тыс чел с начала 2023 года по октябрь 2024 года, городе Косшы – прирост на 7,5 тыс чел, в с. Талапкер – прирост на 11,1 тыс чел, в с. Коянды – на 7 тыс чел. В крупных населенных пунктах агломерации также наблюдается рост населения: в с. Жибек Жолы – прирост на 614 человек, в с. Акмол – на 217 чел., в с. Караоткель – на 585 чел. Всего население агломерации с начала 2023 года увеличилось на 170 тыс человек, без учета ядра – на 22 тыс чел.
В 2024 году продолжена работа и по итогам встречи акимов города Астаны и Акмолинской области 29 января 2024 года был разработан и согласован со всеми заинтересованными органами План первоочередных задач развития Астанинской агломерации на 2024 год, в который включено 32 мероприятия по следующим направлениям:
- сокращение трудовой миграции из населенных пунктов Акмолинской области в город Астану;
- развитие общественного транспорта, обслуживание населения пригородных населенных пунктов Акмолинской области;
- развитие водоснабжения города Косшы;
- по вопросам, связанным с использованием Астанинского водохранилища источника централизованного хозяйственного-питьевого водоснабжения города Астаны:
- регулирование загруженности многопрофильных городских больниц, за счет иногородних пациентов;
- исполнение поручения Главы государства «О создании 50 детских оздоровительных центров, строительству не менее 100 новых крупных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей» необходимо организовать работу по вопросам предоставления земельных участков на территории Акмолинской области для проектирования и строительства детских оздоровительных центров.
Для предотвращения случаев несанкционированного выпаса скота на территории Зеленого пояса города Астаны проводятся проверки и принимаются соответствующие административные меры по устранению вышеуказанных нарушений.
В целях предотвращения образования несанкционированных стихийных свалок, организации переработки и сортировки отходов Комплексным планом предусмотрено до конца 2028 года.
На конец 2024 года из 44 мероприятий, запланированных к завершению до конца года, фактически завершено 25, в том числе: по г. Астана – 6, по Акмолинской области – 11 (из них 2 мероприятия были запланированы на 2025 год: Строительство школы на 1200 мест в г. Косшы и Строительство птицефабрики в с. Жалтырколь Аршалынский район), по Карагандинской области – 8. До конца 2024 года планируется завершить ещё 8 мероприятий, в том числе: по г. Астана – 2, по Акмолинской области – 6. На 2025 год было перенесено 13 мероприятий, в том числе: 3 по г. Астана, 8 по Акмолинской области, 2 по Карагандинской области. Основная часть перенесенных мероприятий финансируется за счет частных инвестиций и причиной переноса реализации мероприятий на 2025 год является отсутствие финансирования.
Таблица 1. Завершенные в 2024 году проекты
№ |
Наименование мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Примечание |
Акмолинская область |
|||
1. |
Строительство школы на 1200 мест в городе Косшы |
МНЭ, акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию (по плану – в 2025 году) |
2. |
Строительство культурно-развлекательного комплекса в селе Каражар Целиноградского района |
акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию |
3. |
Строительства цеха по переработке мясной продукции в городе Косшы |
акимат Акмолинской области
|
Введен в эксплуатацию |
4. |
Строительство птицефабрики в селе Жалтырколь Аршалынского района (2 этап) |
акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию. (по плану – в 2025 году) |
5. |
Строительство молочно-товарной фермы в селе Мәншүк Мәметова Целиноградского района |
акимат Акмолинской области
|
Введен в эксплуатацию |
6. |
Строительство мясной фермы в селе Андыкожа Батыра района Биржан сал |
акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию |
7. |
Строительство мясной фермы в селе Аксу района Биржан сал |
акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию |
8 |
Строительство молочно-товарной фермы в селе Приозерное Сандыктауского района |
акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию |
9 |
Строительство оросительной системы в селе Максимовка Сандыктауского района. |
акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию |
10 |
Предоставление помещения для базирования структурного подразделения по привлечению инвестиции |
акимат города Астаны, акимат Акмолинской области |
Создан Центр развития инвестиций «AQMOLA INVEST» |
11 |
Строительство зоны отдыха в селе Аккайын Целиноградского района |
акимат Акмолинской области |
Введен в эксплуатацию |
Город Астана |
|||
1. |
Строительство логистического комплекса в городе Астане |
акимат города Астаны |
Введен в эксплуатацию |
2. |
Строительство производственного цеха в городе Астане |
акимат города Астаны
|
Введен в эксплуатацию |
3. |
Строительство овощехранилищ в городе Астане |
акимат города Астаны |
Введен в эксплуатацию |
4 |
Строительство торгового центра в городе Астане |
акимат города Астаны |
Введен в эксплуатацию |
5 |
Строительство складских комплексов в городе Астане |
акимат города Астаны |
Введен в эксплуатацию |
6 |
Строительство овощехранилищ в городе Астане |
акимат города Астаны |
Введен в эксплуатацию |
Карагандинская область |
|||
1 |
Строительство молочно-товарной фермы на 1100 голов в селе Кобетей Нуринского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию. |
2 |
Модернизация элеватора и комбикормового завода в селе Новодубовка Абайского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию. |
3 |
Ввод новых орошаемых земель на площади 326 га в селе Юбилейное Абайского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию. |
4 |
Ввод новых орошаемых земель на площади 150 га в селе Кулайгыр Абайского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию. |
5 |
Ввод орошаемых земель на площади 600 га в селе Байтуган Нуринского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию. |
6 |
Ввод орошаемых земель на площади 200 га в селе Тассуат Нуринского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию. |
7 |
Ввод орошаемых земель на площади 700 га в селе Кобетей Нуринского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию. |
8 |
Модернизация производственного оборудования в селе Доскей Бухар-Жырауского района |
акимат Карагандинской области |
Введен в эксплуатацию |
В результате реализации завершенных мероприятий наблюдается положительный эффект в социальной сфере:
в Акмолинской области – увеличение числа ученических мест в г. Косшы на 2400 мест (при двусменном обучении), появление культурно-развлекательного комплекса в с. Каражар Целиноградского района, организация зоны отдыха в с. Аккайын Целиноградского района;
в г. Астана – введены торговые центры, торгового центра увеличивает комфорт для жителей района.
Наибольший положительный эффект наблюдается в сфере промышленности и сельского хозяйства:
в Акмолинской области – введение в эксплуатацию заводов, ферм и фабрик обеспечит жителей сёл рабочими местами, а также поспособствует укреплению продовольственной безопасности Астанинской агломерации.
в г. Астана – введение логистического, складского комплексов и производственного цеха обеспечило новые рабочие места, а также вносит вклад в экономику города;
в Карагандинской области – ввод новых орошаемых земель поспособствует укреплению продовольственной безопасности.