В рамках задач по формированию «слышащего государства», поставленной Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана, а также в рамках деятельности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) по защите прав потребителей финансовых услуг Председатель Агентства Мадина Абылкасымова провела очередной прием граждан.
В ходе приема были рассмотрены вопросы, касающиеся участия граждан в Программе рефинансирования ипотечных займов (далее – Программа), высвобождении части залогового имущества, а также реструктуризации займов для представителей социально уязвимых слоев населения (далее - СУСН).
М. Абылкасымова отметила, что ни одно обращение не останется без внимания, все озвученные гражданами вопросы будут исполнены с соблюдением норм законодательства.
За 5 месяцев 2023 года в Агентство поступило 27,28 тыс. обращений от граждан, 54,74% всех обращений приходится на банковский сектор. Обращения по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, составляют 30,17%, на иные организации приходится 15,09% от общего количества рассмотренных обращений.
На регулярной основе Агентством осуществляется мониторинг за реализацией единого порядка урегулирования просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам граждан.
С начала 2023 года за реструктуризацией задолженности по займам в банки обратилось 116,7 тыс. заявителей. Из числа рассмотренных заявлений одобрены изменения в условия заключенных договоров банковского займа 74 тыс. заемщикам. В микрофинансовые организации обратилось с заявлениями о реструктуризации задолженности по микрокредиту 110,1 тыс. заявителей, из которых
93,4 тыс. заявления заемщикам были удовлетворены.
Для оперативного взаимодействия с населением в Агентстве функционирует call-центр. За 2022 год в call-центр поступило порядка 19,4 тыс. звонков граждан, с начала 2023 года 7,3 тыс. звонков.
М. Абылкасымова также отметила, что вопросы, касающиеся защиты СУСН, находятся на особом контроле Агентства. Так, за весь период реализации Программы рефинансированы займы 45,9 тыс. заемщиков на сумму 330,1 млрд тенге. С учетом изменений, внесенных в Программу в 2022 году, меры поддержки на сегодня получили 10,3 тыс. заемщиков – СУСН на сумму 72,2 млрд тенге. Срок оказания ипотечным заемщикам помощи продлен до 31 декабря 2023 года.
Благодаря принятым мерам в рамках Программы и развитию льготной государственной программы ипотечного кредитования доля проблемных займов физических лиц с просрочкой более 90 дней в ипотечном портфеле банков снизилась с 30% в 2015 году до 0,8% на 1 мая 2023 года.
Мадина Абылкасымова отметила, что защита прав потребителей финансовых услуг является одной из наиболее важных задач Агентства, прием граждан будет проводиться на системной основе.
Напомним, что в Агентстве функционирует Общественная приемная, где граждане могут получить консультации информационно-справочного характера и оперативно решить вопросы, касающиеся деятельности финрегулятора.
Представителями Агентства будет рассмотрено каждое обращение заявителей и предоставлены подробные разъяснения норм законодательства в банковской, страховой, микрофинансовой сферах, деятельности коллекторских агентств и кредитных бюро, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг. При необходимости работники Общественной приемной могут организовать встречи с представителями банков, МФО или общественных объединений.
Время работы Общественной приемной – с понедельника по пятницу с 10:00 до 13:00 часов и с 15:00 до 17:00 часов.
Вы также можете записаться на личный прием граждан, который проводится руководством структурных подразделений Агентства в Общественной приемной.
Для дополнительной консультации вы можете обратиться в Агентство через:
По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг обращайтесь в call-центр по номерам: 1459,
+7 (727) 237 1000 (звонок с мобильного бесплатный)
График работы: понедельник-пятница с 09:00 до 17:00 часов
Управление внешних коммуникаций Агентства
+7 (727) 237 1089, press@finreg.kz