Меню

Страницы

Статья

Доклад Председателя АРРФР по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития рынка стрессовых активов»

На Ваше рассмотрение представлен проект закона
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка стрессовых активов».

Данный законопроект разработан в соответствии
с поручением Главы государства по возврату стрессовых активов в экономический оборот, озвученных в Послании Главы государства.

Основной целью Законопроекта является создание условий для дальнейшего развития ликвидного рынка стрессовых активов на рыночных принципах и вовлечения их
в экономический оборот.

С 2017 года реализуется Программа повышения финансовой устойчивости отдельных банков, которая направлена на поддержку банков на условиях солидарного участия акционеров банков в покрытии выявленных убытков банков.

С момента реализации Программы банками сформированы дополнительные провизии на сумму 977 млрд. тенге, списаны проблемные займы на 1,4 трлн. тенге и выданы новые займы на сумму 5,4 трлн. тенге. С 2017 года Агентством были отозваны лицензии у 8-ми неплатежеспособных банков.

В результате с 2017 по 2021 год по итогам принятых мер было списано стрессовых активов всего на сумму 6,7 трлн. тенге. На 1 января 2022 года размер стрессовых активов составил 2,3 трлн. тенге или 6% от активов банковской системы.

Необходимо отметить, что к стрессовым активам относится 4-ре группы: кредиты с просрочкой более 90 дней на сумму 870 млрд. тенге, реструктуризированные кредиты на сумму 936 млрд. тенге, взысканное имущество на сумму 156 млрд. тенге и активы дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами на сумму 356 млрд. тенге.

Для создания рыночного механизма очистки балансов банков от неработающих кредитом без привлечения государственных средств необходимо развитие ликвидного рынка стрессовых активов.

Для создания рынка стрессовых активов настоящий законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в 4 закона и включает следующие ключевые направления.

Во-первых, законопроектом предусматривается расширение существующего списка авторизованных покупателей стрессовых активов путем включения частных инвесторов.

В настоящее время, в соответствии со статей 36-1 Закона
о банках перечень авторизованных покупателей включает: банки второго уровня, дочерние организации банков по управлению стрессовыми активами, Фонд проблемных кредитов, коллекторские агентства и другие финансовые организации. При этом, список расширяется, право продажи стрессовых активов банков и МФО передаются частным инвесторам.

Частным инвесторам разрешается приобретать только проблемные займы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законопроектом для защиты прав заемщиков – физических лиц не предусмотрена продажа кредитов физических лиц частным инвесторам.

Во-вторых, законопроектом предусматривается создание института сервисных компаний, которые будут предоставлять услуги частным инвесторам по обслуживанию и управлению неработающими кредитами.

Функциями сервисных компаний предлагается наделить дочерние организации банков, осуществляющие управление стрессовыми активами, и коллекторские агентства, которые уже обладают соответствующим опытом и компетенцией.

Сервисные компании будут осуществлять доверительное управление активами, разрабатывать индивидуальные стратегии взыскания и оказывать другие услуги собственникам стрессовых активов.

На подзаконном уровне для сервисных компаний будут установлены повышенные требования по размеру капитала, опыту работы на рынке, наличию безупречной деловой репутации и отсутствию надзорных мер и санкций.

Агентство будет вести реестр и размещать на своем интернет-ресурсе информацию о сервисных компаниях, соответствующих установленным требованиям.

Это позволит обеспечить дополнительный механизм защиты прав заемщиков, поскольку указанные организации находятся в периметре регулирования Агентства.

В-третьих, законопроектом предусматривается возможность для частных инвесторов самостоятельно управлять крупными корпоративными займами свыше
50 млн. тенге.

Передача кредитов в доверительное управление сервисным компаниям предусмотрена в следующих случаях:

  • при приобретении мелких займов юридических лиц
    с задолженностью менее 50 млн. тенге;
  • при приобретении займов индивидуальных предпринимателей;
  • при приобретении займов нерезидентами.

Общее количество проблемных заемщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 16 тыс. заемщиков на сумму 1,1 трлн. тенге. Из указанного количества на крупные займы юридических лиц свыше 50 млн. тенге приходится порядка 2 тыс. заемщиков на сумму 1 трлн. тенге. На небольшие займы с задолженностью менее 50 млн. тенге приходится порядка 14 тыс. заемщиков на сумму 128 млрд. тенге.

В целях защиты прав и интересов заемщиков на частного инвестора будут распространены все требования
и ограничения, предъявляемые законодательством Республики Казахстан к взаимоотношениям кредитора с заемщиком
в рамках договоров банковского займа и микрокредита.

Таким образом, будет обеспечена защита прав заемщиков перед частными инвесторами и сервисными компаниями.

В-четвертых, законопроект предусматривает установление предельного срока в 3 года для нахождения на балансах банков и микрофинансовых организаций взысканного имущества, то есть имущества, перешедшего в собственность банка.

Это будет стимулировать банки и МФО ускоренно вовлекать стрессовые активы в экономический оборот.

При этом, установленные Земельным кодексом нормы, касающиеся земельных участков, и сроки принудительного изъятия, сохраняются.

 

 

 

Дата публикации
23 июня 2022
Дата обновления
23 июня 2022
Тип
Доклад

Сейчас читают

СМИ о нас
04 мая 2024
1 893 семьи получили социальную помощь на сумму 688,3 млн тенге в ЗКО
СМИ о нас
03 мая 2024
Регулятор смягчит требования к банкам ради роста кредитования бизнеса
СМИ о нас
02 мая 2024
Отсрочку по кредитам получили более 66 тысяч пострадавших от паводков

Социальные медиа

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития