Меню

Страницы

Статья

Доклад Заместителя Председателя АРРФР Хаджиевой М.Ж.

Добрый день, уважаемые участники брифинга!

Тема нашего брифинга – новые направления в развитии страхового рынка. Сегодня мы хотели бы поговорить о страховых продуктах, которые появились на рынке, рассказать о новых возможностях, которые дает потребителям цифровизация, и поделиться ближайшими планами по развитию страховой отрасли.

В развитых странах активы страхового сектора составляют в среднем 7–8% от ВВП, что отражает высокую степень его интеграции в экономику. В Казахстане данный показатель пока остается значительно ниже. По итогам прошлого года он составил всего 2,4% от ВВП. Несмотря на это, в последние годы наблюдается позитивная динамика ключевых показателей страхового рынка.

В 2024 году совокупные активы страховых организаций достигли 3,2 трлн тенге, увеличившись на 25% по сравнению с предыдущим годом.
За последние пять лет этот показатель вырос в 2,5 раза.

Объём страховых премий за прошедший год составил 1 507 млрд тенге, что на 51% больше, чем годом ранее. За пятилетний период премии увеличились втрое. Страховые выплаты за 2024 год выросли на 22%, достигнув 334 млрд тенге. За пять лет объём выплат увеличился в 2,3 раза.

Среди ключевых факторов, способствующих росту отрасли, можно выделить расширение линейки добровольных страховых продуктов, повышение доступности и улучшение условий по обязательным видам страхования, развитие цифровизации, укрепление инфраструктуры страховой отрасли. Эти факторы становятся основными точками роста для страхового рынка в текущих экономических условиях. Позвольте остановиться на них подробнее.

Первое. Рост спроса на добровольное страхование в Казахстане в 2024 году свидетельствует о повышении финансовой грамотности населения и увеличении доверия к страховым продуктам. Драйверами роста являются пенсионные аннуитеты, добровольное имущественное страхование, включая КАСКО, и добровольное страхование жизни.

С 2024 года в Казахстане была внедрена единая добровольная накопительная система «Келешек». Она предусматривает, что на каждый договор страхования или договор банковского вклада, заключенный в рамках Государственной образовательной накопительной системы (ГОНС), в пользу ребенка, которому в текущем году исполняется 5 лет, государство будет начислять стартовый капитал (60 МРП для всех и 120 МРП для детей – сирот). Это позволит увеличить общий размер накоплений для оплаты образовательных услуг и, соответственно, улучшит условия для участников ГОНС.

Напомню, что ГОНС позволяет казахстанцам накапливать средства на образование детей, ежегодно получая премию государства в размере от 5 до 7% и дополнительный доход от страховой организации или банка. Страховые организации присоединились к системе ГОНС с 2023 года. На сегодня заключено более 4,7 тыс. страховых договоров на сумму 1 млрд тенге. Для сравнения банками с 2013 года в рамках ГОНС заключено 89 тыс. депозитных договоров на общую сумму 30 млрд тенге.

Чтобы стимулировать наших граждан накапливать средства, используя страховые продукты, в 2025г. планируется расширение гарантий Фонда гарантирования страховых выплат на все виды накопительного страхования жизни. Соответствующие законодательные поправки рассматриваются в Парламенте РК. Сейчас гарантия Фонда распространяется на 10 классов: 8 обязательных классов, пенсионные аннуитеты и договора ГОНС.

Принятые меры сделают продукты страхования жизни более привлекательными для населения и позволят улучшить финансовую защищенность граждан, стимулируя их к долгосрочным сбережениям.

В текущем году также планируется принятие дополнительных мер защиты прав страхователей.

Для того, чтобы снизить расходы на страхование при получении банковских займов, разработаны законодательные поправки, предусматривающие, что комиссия страховых агентов по договорам страхования, связанным с банковскими займами, не должна превышать 10% от суммы страховой премии. Ожидается, что данные поправки вступят в силу в октябре текущего года.

Рассматривается возможность внедрения стандартизированных условий по страхованию ипотечных займов, что позволит создать единые требования и подходы к предоставлению страховых услуг для заемщиков. Это нововведение обеспечит прозрачность и упростит процесс оформления страховок.

Агентством также подготовлены законодательные поправки по установлению базовых требований к добровольным договорам страхования. Это обеспечит защиту интересов страхователей, исключит возможность навязывания ненужных или невыгодных условий страхования, заключения заведомо не выплатных страховых договоров и необоснованного затягивания страховых выплат.

Мы ожидаем, что данные меры помогут укрепить доверие граждан к добровольному страхованию и сделают его еще более доступным и понятным.

Второе. Обязательное страхование должно предлагать защиту от большего числа рисков, оставаясь при этом доступным для граждан с разным уровнем дохода. Для этого Агентство совместно с участниками страхового рынка разрабатывает меры, направленные на улучшение условий по действующим обязательным классам страхования и внедрению новых страховых продуктов.

С 1 января 2024г. в системе обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве (ОСНС) для работников, занятых во вредных условиях труда, предусмотрены ежемесячные выплаты с 55 до 63 лет в размере 4 прожиточных минимума (184 912 тенге). Выплаты осуществляются из четырех источников (за счет республиканского бюджета, за счет работодателя, за счет пенсионных накоплений и за счет страховых организаций) по 1 ПМ (46 228 тенге) из каждого источника.

С момента запуска программы почти 12 тыс. работников воспользовались возможностью раннего выхода на пенсию, для которых за счет страховых организаций предусмотрены выплаты на сумму почти 26 млрд тенге, из которых 4,5 млрд тенге уже выплачено.

С 2024г. помимо предпенсионных выплат в рамках ОСНС осуществляются выплаты работодателям на проведение превентивных мер для улучшения условий труда. На сегодня страховщиками осуществлено превентивных выплат на сумму почти 28 млн тенге.

Реализация указанных мер без увеличения страховых тарифов способствовала росту выплат по ОСНС за 2024г. более чем в 3 раза по сравнению с прошлым годом с 15 до 45 млрд тенге.

В связи с ростом обязательств страховых организаций в феврале 2025г. для стабилизации системы ОСНС был создан перестраховочный пул. Пул позволяет эффективно перераспределить нагрузку среди его участников, снизить общие затраты на страхование и дает возможность страхователям получить более выгодные условия.

За последние 7 лет на страховом рынке появилось 7 новых видов вмененного страхования. Среди них страхование профессиональной ответственности адвокатов, юридических консультантов, частных судебных исполнителей, таможенных представителей, владельцев таможенного склада и медицинское страхование трудовых мигрантов.

С октября 2024г. введено вмененное страхование профессиональной ответственности медицинских работников, которое обеспечивает защиту как медицинских работников, так и пациентов. Оно позволяет покрывать возможные убытки, которые могут возникнуть из-за ошибок или недочетов в профессиональной деятельности медиков. Это включает в себя компенсацию ущерба за причинение вреда здоровью пациента, а также покрытие судебных расходов в случае исков.

Этот вид страхования осуществляется единым страховым пулом, участниками которого являются 14 страховых организаций.

С начала запуска пула заключено 1620 договоров, застрахована ответственность 186 тыс. медработников. Общая сумма страховых премий составила 979 млн тенге. За полгода работы единого страхового пула уже осуществлены страховые выплаты на сумму 35 млн тенге.

В 2025 году планируется введение вмененного страхования ответственности владельцев объектов массового скопления людей. Пострадавшим от пожаров в торговых центрах и крупных объектах массового пребывания людей с площадью более 2000 квадратных метров будет обеспечено возмещение ущерба. Законопроект находится на рассмотрении Парламента РК.

Для Казахстана важным является внедрение страхования от катастрофических рисков. Как Вы знаете, территория нашей страны подвержена рискам различного рода стихийных бедствий. Это землетрясения, наводнения, паводки, лесное пожары, засухи и ураганы.

Ощутимые землетрясения в Алматы и сильные паводки прошлого года, от которых пострадало 224 населённых пункта на севере и на западе нашей страны, подтвердили необходимость создания дополнительной системы защиты имущества граждан в зонах с риском стихийных бедствий. Сегодня охват населения таким страхованием крайне низкий – около 3,2% по стране.

Международный опыт показывает, что эффективные системы катастрофического страхования всегда являются многоуровневыми и включают в себя выплаты из нескольких источников. Поэтому мы также рассматриваем различные варианты государственно-частного партнерства, включая затраты бюджета, страхование и привлечение внешнего финансирования.

Принимаемые меры обеспечат гражданам социальную защищенность и будут способствовать развитию страховой культуры.

Третье. Цифровизация является одним из основных трендов в развитии страховой отрасли. Она позволяет улучшить качество обслуживания клиентов, повысить оперативность и снизить затраты.

С 2024 года в Казахстане были автоматизированы страховые выплаты по всем обязательным классам страхования. Теперь можно не только заключить страховой договор онлайн, но и направить через сайт или мобильное приложение страховой организации заявление и пакет документов на получение страховой выплаты и получить выплату прямо на банковский счет. Это очень удобно, поскольку не требуется тратить время на посещение офиса страховой организации и сбор бумажных документов.

В прошлом году был запущен первый цифровой страховой продукт – Европротокол. Автовладельцы при мелких ДТП вправе обратиться за страховой выплатой в упрощенном порядке без вызова дорожной полиции и обращения в суд. Благодаря Европротоколу страховые выплаты по обязательному автострахованию существенно выросли. На сегодня по упрощенной процедуре выплачено 2,8 млрд тенге по 15,2 тыс. случаям. Средний срок выплат сократился до 15 календарных дней, при том, что раньше эта процедура занимала в среднем 2-3 месяца с момента ДТП. Оформить упрощенную выплату можно через мобильные приложения Европротокол или DTP.kz, либо напрямую через сайт страховой организации.

Для упрощения процесса выбора оптимальных вариантов страхования для потребителей на сайте АО «Фонд гарантирования страховых выплат» был запущен тестовый сервис. Он позволяет сравнить условия страховых продуктов, предлагаемых различными страховыми организациями, и рассчитать их стоимость. Сервис предоставляет доступ на сайты страховщиков, где можно ознакомиться с правилами страхования, понять какие есть программы страхования и выбрать для себя подходящие условия.

Автоматизация процессов, запуск цифровых продуктов, таких как Европротокол, и внедрение онлайн-сервисов для заключения договоров и получения выплат значительно упростили взаимодействие клиентов со страховыми организациями и повысили прозрачность страхования. Работа в данном направлении будет продолжена.

Четвертое. Инфраструктура на страховом рынке имеет ключевое значение, так как она обеспечивает его стабильность и эффективность.

С 2024 года на страховом рынке введена процедура обязательного досудебного урегулирования споров страховым омбудсманом. Обращение к страховому омбудсману стало обязательным для клиентов страховых организаций перед направлением жалобы в суд. Для физических лиц обращение к омбудсману является бесплатным, не требует привлечения оценщиков или юристов. За 2024 год страховым омбудсманом рассмотрено 8 875 дел из них обжаловано в суде 18 решений, решения отменены судом.

Защиту прав клиентов страховых организаций, лишенных лицензии, обеспечивает Фонд гарантирования страховых выплат. Его гарантии охватывают все обязательные и социально значимые классы страхования. Даже если страховая организация лишилась лицензии, клиент продолжит получать страховые выплаты в полном объеме за счет резервов гарантирования Фонда.

Фонд также осуществляет страховые выплаты пострадавшим в ДТП, виновник которого скрылся с места аварии. Такие выплаты также можно получить в упрощенном порядке через приложение Европротокол.

По мере роста активов и обязательств страхового рынка возникает необходимость в создании актуарного центра, который будет заниматься анализом статистики и оценкой рисков на основе единой страховой базы данных. Это поможет нам более точно прогнозировать тенденции и потребности в различных сегментах рынка, а также вырабатывать более обоснованные решения для развития отрасли.

Все эти меры направлены на улучшение качества страховых услуг, повышение прозрачности и стабильности рынка, а также на защиту интересов граждан и усиление доверия к страхованию.

Дата публикации
05 мая 2025
Дата обновления
05 мая 2025
Тип
Доклад

Сейчас читают

Доклад
05 мая 2025
Доклад Заместителя Председателя АРРФР Хаджиевой М.Ж.
Доклад
05 мая 2025
Доклад заместителя Председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Кизатова О.Т.
СМИ о нас
25 апреля 2025
Неопытным заемщикам хотят усложнить оформление кредитов в Казахстане

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации