Меню
Страницы
Пресс-центр
Об Агентстве
Документы
Контакты
Деятельность
Финансовые рынки
Онлайн-приемная
Иные финансовые организации
Банковский сектор
Страховой сектор
Все материалы
Банковский сектор
S&P улучшило прогноз отраслевого риска банков на фоне усиления регулирования АРРФР
09 декабря 2025
Рейтинговое агентство S&P Global Ratings улучшило свою оценку тенденции развития отраслевого риска в банковском секторе Казахстана – со стабильной на позитивную. Пересмотр прогноза связан с усилением регулирования и надзора в последние годы.

Как сообщили в пресс-службе регулятора, среди ключевых мер Агентства по регулированию и развитию финансового рынка отмечены:

  • регулярная оценка качества активов (AQR);
  • переход на надзорную модель SREP;
  • ограничение рисков в деятельности банков и меры по контролю темпов роста потребительского кредитования.

По итогам текущего года аналитики агентства ожидают замедления роста розничного кредитования до 18-20%. S&P отмечает, что в следующем году планируется введение нового механизма по урегулированию неплатежеспособных банков, в том числе введение минимального уровня обязательств, подлежащих конвертации в капитал для системно значимых банков. Данные изменения могут повлиять на дальнейшее улучшение качества надзора.

Согласно отчету S&P, принятые АРРФР меры позволили предотвратить потенциальные кризисные ситуации и операционные сбои в банковской системе. Аналитики агентства отметили устойчивость сектора к макроэкономическим рискам, а также низкий уровень проблемных кредитов (5,5-6% в 2025 году) и высокий уровень покрытия резервами (около 55%).

В отчете отмечено, что международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings готово улучшить оценку отраслевого риска в случае дальнейшего прогресса в рамках регуляторных и надзорных инициатив.

Отметим, новый механизм по урегулированию неплатежеспособных банков заложен в проекте нового закона о банках. Глава Агентства Мадина Абылкасымова ранее отмечала, что механизм приведен в соответствие с международной практикой. Данный подход является международным стандартом и внедрен большинством ведущих финансовых регуляторов, включая ЕС, США, Великобританию.

 
"В случае возникновения убытков у государства их компенсация обеспечивается за счет банковской отрасли. Это отражает принцип справедливой и пропорциональной ответственности, согласно которому расходы на стабилизацию банковской системы несут сами участники рынка, а не государственный бюджет и налогоплательщики", – сообщила ранее Мадина Абылкасымова во время выступления в Мажилисе.

Новый закон о банках закладывает основу современной модели банковского регулирования и разработан Агентством под руководством главы финансового регулятора Мадины Абылкасымовой.

"Реформа банковского сектора учитывает выводы программы оценки финансового сектора (FSAP) со стороны МВФ и Всемирного банка, завершенной в 2024 году. Казахстан получил высокую оценку, обеспечив соответствие 22 из 29 Базельских принципов банковского надзора. На регуляторном уровне в 2025 году завершен переход на консолидированный надзор за банковскими конгломератами", – сообщила глава финрегулятора во время выступления на Конгрессе финансистов.

Кроме того, с января этого года введена индивидуальная надзорная надбавка к капиталу по итогам надзорной оценки, включая SREP, AQR и стресс-тестирование, увеличен консервационный буфер до 3%. Кроме того, расширено определение неработающих кредитов и вводится коэффициент левереджа на уровне 3%, что усиливает требования к финансовой устойчивости банков.

Также в новом законе расширены полномочия мотивированного суждения и повышены стандарты корпоративного управления: ключевые руководители по рискам, аудиту и комплаенсу приравнены к топ-менеджерам с требованиями к опыту и репутации.

Нововведения, заложенные в законе, будут способствовать повышению финансовой устойчивости банковской системы, приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами, развитию конкуренции и стимулированию инноваций в финансовом секторе.

 

Источник: Zakon.kz

Банковский сектор
Отсрочка по кредиту для военнослужащих: как предоставляется
09 декабря 2025
С 2024 года казахстанцы, проходящие срочную военную службу в Вооруженных силах РК, получили право на отсрочку исполнения своих обязательств по микрокредитам и банковским займам, которая предоставляется на весь срок службы и в течение 60 дней после демобилизации, сообщает Zakon.kz.

В Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка рассказали, что нужно, чтобы ее получить:

Отсрочка предоставляется без заявления: данные о призыве передаются Министерством обороны в кредитное бюро, а затем – в банки и микрофинансовые организации. Банки и микрофинансовые организации обязаны предоставить отсрочку в течение 15 календарных дней с момента получения уведомления.

Информирование осуществляется письменно и/или онлайн без необходимости личного присутствия или подписания дополнительных соглашений. Мера распространяется на основной долг и начисляемое вознаграждение.

Также на период отсрочки запрещено начисление штрафов, пеней и применение мер взыскания. В случае досрочного исключения из списков воинской части отсрочка сохраняется еще на 60 дней.

При желании отказаться от отсрочки заемщик вправе направить письменное заявление в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления банком, в таком случае кредитор отменяет применение отсрочки.

Вместе с тем отсрочка не предоставляется, если по кредиту уже вынесено судебное решение, заключено мировое соглашение или оформлена исполнительная надпись.

В случае неполучения отсрочки в автоматическом порядке военнослужащий может направить письменное заявление в финансовую организацию, в случае неурегулирования вопроса обратиться к банковскому/микрофинансовому омбудсману и в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.

Источник: Zakon.kz

Защита прав потребителей финансовых услуг
Что запрещено коллекторам: перечень действий, которые нарушают закон
03 декабря 2025

Что важно учитывать при взаимодействии с коллекторами?

Деятельность коллекторских агентств в Казахстане регулируется Законом «О коллекторской деятельности» и осуществляется в рамках установленных правил, передает DKNews.kz.

Когда кредитор передает долг коллекторам?

Банки и микрофинансовые организации уведомляют заемщика о возникновении просрочки и предлагают реструктуризацию.

Если задолженность не урегулирована, и просрочка превысила 90 дней, кредитор вправе продать долг (уступить права (требования) или передать его на досудебное взыскание коллекторскому агентству.

Однако с 1 июля 2024 года введен двухлетний мораторий на уступку прав (требований) по кредитам граждан коллекторским агентствам, который будет действовать до 1 мая 2026 года. Рассматривается также возможность продления моратория до 1 мая 2027 года.

В этот период продажа долгов граждан коллекторам запрещена, и урегулирование возможно только через реструктуризацию, прощение штрафов, пеней и комиссий либо передачу задолженности на досудебное взыскание без перехода права требования. После окончания моратория уступка долга будет разрешена лишь при просрочке свыше 24 месяцев и проведении кредитором процедур урегулирования с обязательным прощением пени.

Какими правами и обязанности обладает должник?

 Должник вправе:

  • получать у коллекторского агентства сведения о коллекторском агентстве, размере и структуре задолженности;
  • оспаривать требования коллекторского агентства в суде;
  • урегулировать задолженность в порядке, предусмотренном законом о коллекторской деятельности;
  • выбрать удобный способ и период взаимодействия с коллектором, самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с коллектором;
  • обращаться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка с жалобой на действия (бездействие) коллекторского агентства.

Должник обязан:

  • сообщать коллекторскому агентству об изменении места жительства, номера телефона и данные документов, удостоверяющих личность;
  • взаимодействовать с коллекторским агентством с целью урегулирования задолженности.

Как должны работать коллекторы?

Коллекторы вправе:

  • звонить в будние дни с 08:00 до 21:00 часов не более трех раз в неделю;
  • встречаться с должником не более трех раз в неделю и не более одного раза в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни;
  • направлять письменные уведомления, текстовые или голосовые сообщения по сотовой связи.

Коллекторское агентство обязано при каждом контакте с должником информировать о наименовании коллекторского агентства, месте нахождения, сообщать ФИО и должности лица, которое осуществляет взаимодействие, наименовании кредитора.

Что запрещено коллекторам?

  • вводить должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
  • сообщать недостоверные ФИО, а также сведения о месте работы и (или) должности работника коллекторского агентства, не соответствующие действительности;
  • распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию должника, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам должника;
  • совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы должника, ставящие под угрозу его жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение ему имущественного и иного вреда;
  • оказывать давление путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа.

При осуществлении коллекторской деятельности коллекторскому агентству запрещается:

  • принимать деньги (в наличной или безналичной форме), а также иное имущество в счет погашения задолженности;
  • требовать погашения задолженности иным имуществом, кроме денег.

Что делать, если ваши права нарушены?

При неправомерных действиях коллекторов граждане могут направить жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. В случае подтверждения нарушений к коллекторскому агентству будут приняты соответствующие меры.

Актуальный реестр коллекторских агентств, имеющих право осуществлять деятельность на территории Казахстана, размещен на официальном сайте Агентства.

Источник: Dknews.kz

Сервис восстановления платежеспособности и банкротства Tazalau
28 ноября 2025

Информационная система для граждан, подающих заявление на применение процедур в рамках Закона РК «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан».

Платформа Tazalau (на базе Qoldau) разработана для автоматизации процесса подачи заявок на банкротство физических лиц. Сервис интегрирован с государственными базами данных, что позволяет оперативно проверить соответствие заявителя установленным законом критериям (по сумме долга, сроку просрочки и наличию имущества) еще до фактической подачи документов.

Что позволяет сделать платформа:

  • Скоринг заявителя: Автоматическая проверка ваших данных на соответствие условиям внесудебного банкротства.
  • Подача заявления: Оформление процедуры внесудебного банкротства онлайн через ЭЦП.
  • Мониторинг: Отслеживание статуса вашего дела и решений уполномоченных органов.
  • Восстановление прав: Инструменты для запуска процедуры восстановления платежеспособности при наличии стабильного дохода.

Важная информация:

Применение процедур банкротства влечет за собой ряд правовых последствий, включая ограничение на получение новых кредитов сроком на 5 лет. Рекомендуем внимательно ознакомиться с условиями на платформе перед подачей заявления.

Повышение финансовой грамотности населения
Что делать, если на ваше имя мошенники оформили кредит?
27 ноября 2025

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало пошаговую инструкцию

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало пошаговую инструкцию на случай, если мошенники оформили кредит на ваше имя, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АРРФР.

1. Сразу уведомите банк или микрофинансовую организацию

Позвоните или напишите кредитору о том, что кредит оформлен мошенническим способом. Потребуйте: заблокировать карту, счет и доступ в приложение, а также зафиксировать факт обращения.

2. Обратитесь в полицию

Подайте заявление в полицию (через eGov, eOtinish или лично). Укажите дату, сумму и название банка/МФО. Приложите все доказательства - СМС, скриншоты номеров, с которых звонили мошенники, переписки, выписки.

3. Получите процессуальный документ

Полиция должна выдать:

  • постановление о признании потерпевшим (ст. 71 УПК) или

  • представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших преступлению (ст. 200 УПК) – документ направляется непосредственному кредитору. Этот документ нужен, чтобы кредитор приостановил начисление процентов (неустойки) и взыскание задолженности.

4. Проверьте приостановку начислений

Кредитор обязан в течение трех календарных дней после получения документа полицией:

- остановить начисление процентов и неустойки (пени, штрафов);
- приостановить взыскание задолженности и претензионно-исковую работу.

5. Жалоба в АРРФР, если кредитор отказался принять меры, предусмотренные пунктом 4

Прикрепите отказ банка/МФО и процессуальный документ полиции и направьте жалобу через портал eOtinish.

6. Списание задолженности возможно только при наличии оснований

Списание мошеннического кредита не происходит автоматически. Оно возможно только, если есть подтвержденные факты нарушений со стороны банка/МФО, а также документы полиции и суда.

Основания для внесудебного списания (без суда):

Если банк или МФО нарушили обязательные требования, а полиция подтвердила факт мошенничества.

Какие нарушения считаются существенными:

  • отсутствует биометрическая идентификация при оформлении онлайн-кредита;

  • кредит выдан при отметке о добровольном отказе клиента от получения займов;

  • нарушены возрастные ограничения выдачи кредитов: кредит выдан лицу младше 21 или старше 55 лет без их согласия на получение кредита, оформленного при личном присутствии в отделении кредитора, либо онлайн через портал eGov, кредитное бюро или системы кредитора, интегрированные с электронным правительством;

  • осуществлена выдача первого потребительского беззалогового кредита онлайн на сумму свыше 150 МРП в банке и 75 МРП в МФО;

  • не соблюден «период охлаждения» – деньги выданы раньше установленного времени:

*банковский заем на сумму от 150 до 255 МРП ранее 8 часов
*на сумму свыше 255 МРП – ранее 24 часов
*микрокредит на сумму свыше 75 МРП ранее 24 часов после заключения договора и без получения согласия заемщика

Указанные ограничения также действуют, если в течение одного дня клиент оформляет несколько онлайн-кредитов. Исключения: кредит выдается для оплаты товара, услуги или работы и оплачивается напрямую продавцу, либо если речь идет о погашении задолженности по кредиту в том же банке или микрофинансовой организации, а также в пределах установленного лимита по платежной карте в размере до 150 МРП.

Какие документы нужны? Постановление полиции о признании вас потерпевшим (ст. 71 УПК), или представление полиции о принятии мер по устранению обстоятельств мошенничества (ст. 200 УПК).

Что делает кредитор? В течение трех рабочих дней со дня выявления факта выдачи кредита с указанными нарушениями и при наличии процессуальных документов правоохранительных органов списывает задолженность, вносит изменения в кредитную историю и возвращает удержанные суммы.

Основания для судебного списания (по решению суда)

Если нарушения со стороны банка/МФО неочевидны, но расследование полиции подтверждает факт мошенничества.

Что происходит: полиция собирает доказательную базу и передает материалы в суд; суд устанавливает факт мошеннического оформления кредита и подтвердит, что оно стало возможным вследствие допущенных нарушений банка/МФО.

К основным нарушениям банка/МФО относятся: незаконное получение и использование третьим лицом идентификационных данных клиента (включая удаленное управление устройствами); нарушение биометрической идентификации; несоблюдение требований по выявлению и фиксации признаков мошенничества.

Что происходит после вступления судебного решения в законную силу?

Кредитор обязан не позднее 10 рабочих дней: списать задолженность по такому кредиту; вернуть клиенту удержанные или уплаченные суммы; обновить кредитную историю.

Важно знать! Без процессуального документа полиции или решения суда банк/МФО не может списать кредит. Списание производится только при установленных нарушениях банка/МФО в пределах действующего законодательства. При отказе банка/МФО исполнять требования подайте жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка через портал eOtinish.



Источник: kapital.kz

Регулирование и развитие финансового рынка
МВФ прокомментировал ситуацию на финансовом рынке Казахстана
21 ноября 2025

Миссия МВФ под руководством Али Аль-Эйда провела обсуждения в Алматы и Астане в рамках консультаций с Республикой Казахстан в соответствии со Статьей IV устава МВФ.

В ходе визита состоялась встреча между председателем Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадиной Абылкасымовой и представителями МВФ. Стороны обсудили текущее состояние финансового сектора, ход реализации рекомендаций Программы оценки финансового сектора (FSAP), а также основные новеллы нового Закона о банках.

По итогам консультаций миссия МВФ опубликовала заключительное заявление. В документе отмечена устойчивость банковской системы. Банки второго уровня обладают высокими показателями капитала, ликвидности и рентабельности. Доля проблемных активов остается низкой. Эксперты также отметили, что введение дополнительных пруденциальных мер будет способствовать укреплению финансовой стабильности.

Рост потребительского кредитования требует особого внимания. В этой связи Миссия МВФ положительно оценила пруденциальные меры АРРФР для минимизации рисков данном в сегменте.

Эксперты также отметили значительный прогресс в реализации Агентством ключевых рекомендаций Программы оценки финансового сектора. В качестве дальнейших приоритетов обозначены внедрение нового механизма урегулирования неплатежеспособных банков, а также введение регулирования и надзора в сфере цифровых активов в рамках нового Закона о банках.

«Миссия положительно оценила планы Правительства по бюджетной консолидации, внедрению нового Налогового кодекса, направленного на сокращение ненефтяного дефицита, и соблюдение бюджетных правил, ограничивающих рост расходов и трансфертов из Нацфонда», - говорится в релизе Национального банка Казахстана. .

В числе факторов риска МВФ выделяет замедление роста в странах – торговых партнёрах Казахстана, возможные длительные перебои в экспорте нефти по КТК и снижение нефтяных котировок, а также внутренние риски в случае задержек по реализации инфраструктурных проектов и фискальной консолидации. Вместе с тем, высокий уровень экономической активности, повышение ставок НДС, а также ожидаемое повышение тарифов на коммунальные услуги в следующем году будут способствовать сохранению инфляции на повышенном уровне.

МВФ подчеркивает важность сохранения сдерживающей денежно-кредитной политики до достижения устойчивого снижения инфляции. Миссия положительно оценила повышение базовой ставки в октябре, поэтапное повышение минимальных резервных требований для поглощения структурной ликвидности в банковской системе, а также планы по усилению макропруденциальных мер на фоне роста потребительского кредитования.

Миссия МВФ отметила необходимость дальнейшего укрепления институционального потенциала финансового регулятора, в том числе при необходимости путем выделения дополнительных ресурсов.


Источник: prodengi.kz

Банковский сектор
Ипотеки и кредиты: что изменится для казахстанцев, рассказали в правительстве
19 ноября 2025

Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова озвучила планируемые изменения, которые ждут рынок ипотек и потребительских кредитов в ближайшее время, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.

По словам Абылкасымовой, агентство совместно с Национальным банком разработает новую методику определения ставок по ипотеке.

"Ставка будет зависеть от отношения суммы займа к стоимости жилья. Такой подход должен "связать ставку с реальным уровнем риска" и сохранить доступность ипотечных кредитов", — сказала она на заседании правительства.

По беззалоговым потребительским кредитам планируется пересмотреть методику расчета предельной ГЭСВ – годовой эффективной ставки вознаграждения. Теперь она будет формироваться на основе рыночных данных.

С 2026 года вводятся новые ограничения для снижения рисков:

  • заработает коэффициент совокупного долга к годовому доходу;
  • будет ужесточён расчёт коэффициента долговой нагрузки.

Абылкасымова также напомнила, что в прошлом году был введён мораторий на продажу кредитов граждан коллекторам. Благодаря этому количество проблемных кредитов у коллекторских агентств снизилось более чем наполовину. Теперь предлагается продлить мораторий до 1 мая 2027 года.

Ещё одно нововведение касается помощи должникам. В целях снижения количества проблемных заёмщиков будет упрощена процедура внесудебного банкротства.

Финансовые организации начнут самостоятельно выявлять граждан, подходящих под критерии банкротства, и информировать их через SMS о том, что они могут пройти процедуру во внесудебном порядке.

Ранее мы уже рассказывали о том, что до июля 2026 года в Казахстане разработают новую методику расчёта ставок по кредитам, которая затронет ипотечное и потребительское кредитование.

 

Источник: Tengrinews.kz

Банковский сектор
Приветственное слово Председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан М. Абылкасымовой
14 ноября 2025

Құрметті әріптестер, конгреске қатысушылар!

 

Агенттіктің атынан сіздерді Қазақстан қаржыгерлері күнімен және Ұлттық валюта – теңге күнімен құттықтаймын!

Жыл сайын бұл мереке еліміздің заманға сәйкес қаржы жүйесін қалыптастырудағы жолын айқындайды.

Біздің ортақ мақсатымыз – макроэкономикалық және қаржылық тұрақтылықты сақтау, сондай-ақ өсу, инновациялар және ұзақ мерзімді инвестициялар үшін жағдай жасау.

Қаржы секторының өкілдері бәсекеге қабілеттілікті, инновациялықты, қаржылық қызметтерге қол жеткізуді арттыруға елеулі үлес қосуда.

Қаржы жүйесінің тұрақтылығы жолындағы еңбектеріңізге толағай табыс тілеймін! Отбастарыңызға амандық пен бақ-береке тілеймін!

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня финансовый сектор Казахстана демонстрирует устойчивость и уверенный рост, активно поддерживая достижение экономических целей страны.

Совокупные активы финансовых организаций с начала т.г. увеличились на 9% до 75 трлн тенге и достигли 51% ВВП. Рост наблюдается во всех сегментах финансового рынка.

Банковский сектор остается фундаментом финансовой системы Казахстана. Активы банков увеличились до 67 трлн тенге, а за последние пять лет увеличились почти втрое. Уровень достаточности капитала превышает минимальные требования более чем в 2,5 раза и превышает 20%. Доля проблемных кредитов сохраняется на низком уровне в 3,5%, снизившись с 8% в 2020 году.

Одновременно, наблюдается рост доверия населения и бизнеса к финансовой системе. Объем депозитов клиентов увеличился в 2,5 раза, достигнув 45,7 трлн тенге, а вклады физических лиц выросли почти в три раза – до 26,5 трлн тенге.

Уровень финансовой инклюзии составляет 90% в городах и 85% в сельской местности, а доля безналичных платежей приближается к 90%. Эти показатели отражают не только рост доверия, но и глубокую цифровизацию банковских услуг, формирующую современную финансовую культуру.

Страховой рынок демонстрирует устойчивый рост, активы страховых компаний с начала т.г. увеличились на 20% и достигли 3,8 трлн тенге. Усиливается страховая защита населения, объем страховых выплат вырос на 37%, составив 320 млрд тенге.

Рынок ценных бумаг укрепляет позиции как источник альтернативного финансирования бюджета и частного сектора. Капитализация рынка акций выросла на 22% и достигла 40 трлн тенге. За девять месяцев эмитенты привлекли 8,6 трлн тенге, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Активно развивается микрофинансовый сектор. Он сохраняет значимую роль в кредитовании малого бизнеса и населения. Активы МФО выросли на 15% до 3,5 трлн тенге, при этом 60% портфеля микрокредитов приходится на бизнес займы.

Динамичному развитию финансового рынка способствует реализация ключевых реформ, направленных на укрепление его финансовой устойчивости и конкуренции.

Во исполнение поручения Главы государства разработан и внесен в Парламент проект нового Закона о банках, приняты меры по стимулированию кредитования экономики, снижению рисков потребительском кредитовании и противодействию мошенничеству.

Первое. Основным событием этого года в банковском секторе стала разработка нового Закона о банках.

Данный Закон закладывает основу современной модели банковского регулирования, ориентированной на передовые стандарты и лучшую международную практику регулирования и надзора для обеспечения финансовой стабильности, развития конкуренции и защиты прав потребителей.

В рамках проекта Закона мы сохранили все лучшее, что было наработано за эти годы, а также принесли ряд новелл. Реформа банковского сектора учитывает выводы Программы оценки финансового сектора (FSAP) со стороны МВФ и Всемирного банка, завершенной в 2024 году. Казахстан получил высокую оценку, обеспечив соответствие 22 из 29 Базельских принципов банковского надзора.

На регуляторном уровне в 2025 году завершен переход на консолидированный надзор за банковскими конгломератами.

С января 2025 года введена индивидуальная надзорная надбавка к капиталу по итогам надзорной оценки, включая SREP, AQR и стресс-тестирование, увеличен консервационный буфер до 3%. Кроме того, расширено определение неработающих кредитов и вводится коэффициент левереджа на уровне 3%, что усиливает требования к финансовой устойчивости банков.

Отдельный пакет поправок в рамках нового Закона расширяет сферы применения мотивированного суждения и повышает стандарты корпоративного управления. Руководители ключевых функций – риск-менеджмент, внутренний аудит и комплаенс – приравниваются к руководящим работникам с установлением требований к опыту и деловой репутации.

Вводится новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков.

С учетом положений нового Закона о банках Казахстан завершает работу по обеспечению полного соответствия Базельским принципам банковского надзора.

Второе. Большой упор был сделан на исполнении поручении Главы государства по развитию конкуренции и привлечению новых игроков на финансовый рынок.

Для либерализации условий вхождения иностранных инвесторов в июне 2025 года приняты законодательные поправки, которые существенно сократили требования для вхождения на рынок для иностранных банков.

В текущем году лицензии получили два новых банка – южнокорейский Коммерческий банк БиЭнКей и «КМF Банк».

В рамках нового Закона о банках предусмотрена дальнейшая либерализаций условий для появления новых финансовых институтов через введение базовой и универсальной банковской лицензии. Вводится принцип пропорционального регулирования, предусматривается упрощение требований для получения банковской лицензии при сохранении ключевых принципов устойчивости и подотчетности.

Третье. В Законопроекте расширяются возможности банков по инвестированию в капитал финтех-компаний для развития инновационных финансовых продуктов в рамках экосистем, внедрения передовых технологий в банковскую деятельность и повышения конкурентоспособности банков. Учитывая, что инвестиции несут риски, вложения банков будут ограничены в зависимости от размера капитала.

Проект нового Закона о банках впервые вводит регулирование цифровых финансовых активов (ЦФА) как класса активов, допущенных к обращению в Казахстане. Предусмотрен выпуск стейблкоинов, обеспеченных деньгами, иных ЦФА, базовым обеспечением которых могут выступать финансовые инструменты, имущественные права или иное имущество, а также выпуск традиционных финансовых инструментов в цифровой форме.

Четвертое. Поддержка доступности корпоративного кредитования и снижение темпов потребительского кредитования остаются важным приоритетом в условиях высокой инфляции и жесткой денежно-кредитной политики. Агентством совместно с Национальным Банком реализован комплекс мер структурного и пруденциального стимулирования.

Снижена регуляторная нагрузка на капитал и снижены коэффициенты риск-взвешивания по займам МСБ и синдицированным кредитам со 100% до 50%.

Одновременно смягчена залоговая политика: повышены коэффициенты ликвидности отдельных видов обеспечения и расширены виды гарантийного обеспечения.   

Создан новый механизм Гарантийного фонда по кредитам МСБ, где финансирование фонда осуществляется за счет взносов банков, фонда «Даму» и бюджета, что обеспечивает устойчивость модели. Уже с начала года выдано 1 500 гарантий на сумму 267 млрд тенге.

В 2024 году создана правовая база для синдицированного кредитования, что позволит объединять ресурсы нескольких банков для финансирования крупных инвестиционных проектов. Профинансировано 12 проектов на 2,7 трлн тенге уже профинансированы.

        Для поддержки долгосрочного фондирования БВУ, с 2024 года действует программа инвестирования пенсионных активов в банковские облигации сроком до 7 лет на сумму 500 млрд тенге.

В свою очередь для дестимулирования потребительского кредитования повышены коэффициенты риск-взвешивания по беззалоговым потребительским займам сроком от 3 до 5 лет до 350%, введены запреты на выдачу потребительских займов свыш 5 лет, при наличии у заемщика действующей просрочки свыше 30 дней по банковским займам и 1 дня по микрокредитам.

Совместно с Национальным банком принят секторальный контрциклический буфер капитала в размере 2% и новый пруденциальный норматив – коэффициент долга к годовому доходу (Debt-to-Income).

По итогам 9 месяцев т.г. кредиты экономике увеличились на 14,6% до 38,7 трлн тенге, в том числе кредиты бизнесу выросли на 12,1% до 14,7 трлн. тенге. Темпы роста беззалоговых потребительских кредитов замедлились до 12,7% до 11,5 трлн тенге по сравнению с ростом в 29,3% в 2024 году.

Пятое. Важным направлением деятельности Агентства в текущем году стало противодействие финансовому мошенничеству. Системной мерой стало принятие 30 июня т.г. Закона по вопросам развития финансового рынка.

Законом введен «период охлаждения» при выдаче беззалоговых займов, 24 часа при займах на сумму свыше 1 млн тенге, и 8 часов при выдаче займов свыше 600 тысяч тенге. У граждан появляется время проверить условия и отказаться от займа без финансовых потерь.

Кроме того, первый потребительский кредит теперь нельзя оформить без личного присутствия заемщика. С января 2025 года банки и МФО обязаны внедрить собственные антифрод-системы и создать специализированные подразделения для выявления мошеннических и рискованных операций в режиме реального времени.

В рамках проекта нового закона для обеспечения полноценной системы защиты прав потребителей финансовых услуг внедряется модель поведенческого надзора и управления поведенческими рисками. Регулятор получает право оперативно приостанавливать недобросовестные практики и действие финансовых продуктов. Создается единый финансовый омбудсман, а банки обязаны обеспечить качественное рассмотрение обращений клиентов.

Шестое. Развитие страхового рынка.

Страховой рынок продолжает демонстрировать устойчивый рост и положительную динамику развития. Объем страховых премий за 9 мес. вырос на 13% и достиг 1,3 трлн тенге.

Для дальнейшего развития рынка и защиты прав потребителей Агентством введен новый вид вмененного страхования - ответственность владельцев объектов с массовым пребыванием людей, который покрывает риски причинения вреда жизни, здоровью и имуществу посетителей. Расширены гарантии Фонда гарантирования страховых выплат на все виды накопительного страхования жизни. Страховым организациям предоставлено право инвестировать в IT-компании, что повысит технологичность и конкурентоспособность отрасли.

Для защиты имущества граждан от природных рисков подготовлен законопроект об обязательном страховании жилья катострофических рисков, реализация которого запланирована на 2026 год.

Седьмое. Развитие фондового рынка.

Рынок капитала обеспечивает приток долгосрочных инвестиций, поддержку бизнеса и диверсификацию источников финансирования, а также служит важным индикатором доверия инвесторов к стране.

С начала года капитализация рынка акций выросла на 20% до 39,6 трлн тенге, объем корпоративного долга составил 14 трлн тенге. На рынок вышли 19 новых эмитентов, а в списках KASE обращаются 845 инструментов 265 компаний. За последние два года розничная инвесторская база существенно расширилась. В Центральном депозитарии открыто свыше 4 млн счетов. Этому способствовали IPO госкомпаний, брокерские сервисы банков и развитие мобильных приложений.

Завершена цифровая трансформация инфраструктуры фондового рынка. Модернизированы торговая и расчетно-клиринговая системы, во всех сегментах внедрен центральный контрагент. Центральный депозитарий автоматизировал ведение реестров держателей ценных бумаг и запустил портал корпоративных действий эмитентов.

Созданы условия для прямого доступа иностранных инвесторов: расширены междепозитарные связи с Euroclear, Clearstream и BNY Mellon, банкам предоставлено право управлять счетами нерезидентов в системе Центрального депозитария.

Среди ключевых шагов по развитию фондового рынка – создание Национального рейтингового агентства, которое будет предоставлять независимые оценки кредитоспособности. Его внедрение расширит доступ к рейтингам, откроет новые каналы привлечения капитала и укрепит рынок корпоративных облигаций.

Для расширения инвесторской базы подготовлен проект нового Закона об инвестиционных фондах.

Принят Закон об эндаумент-фондах, формирующий условия для появления нового класса институциональных инвесторов.

Для стимулирования институционального спроса продолжается передача пенсионных и внебюджетных активов в управление частным управляющим компаниям: уже передано свыше 700 млрд тенге.

 

Уважаемые коллеги!

 

 Финансовый сектор Казахстана проходит этап преобразований, направленных на повышение устойчивости, прозрачности и инновационности.

Наша цель - создание конкурентоспособного, технологически развитого финансового рынка, который эффективно поддерживает экономический рост и благосостояние граждан.

Еще раз поздравляю всех с профессиональным праздником. Желаю крепкого здоровья, энергии и новых достижени

Информационная безопасность
Банки Казахстана обязали соблюдать строгие стандарты кибербезопасности
13 ноября 2025

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка напомнило, что все банки и финансовые организации Казахстана обязаны обеспечивать максимальную защиту данных клиентов при внедрении новых цифровых сервисов, включая биометрические технологии,  сообщает CMN.KZ

В ведомстве отметили, что каждая информационная система проходит обязательное тестирование – проверяется исходный код, используемые компоненты и библиотеки. Все данные шифруются с помощью протокола TLS не ниже версии 1.2, а конфиденциальная информация хранится в защищённых контейнерах и системных хранилищах.

Такие меры позволяют предотвратить внедрение вредоносного кода и обеспечить надёжную защиту персональных данных и банковской тайны.

Финрегулятор подчеркнул, что ведёт постоянный мониторинг уровня кибербезопасности и принимает меры для его повышения.

Напомним, ранее мы писали, что в АРРФР заявили: технология оплаты по ладони Kaspi Alaqan пока не прошла полную проверку безопасности и находится под угрозой запрета.

Источник: CMN.kz

Рынок ценных бумаг и управление пенсионными активами
Инвесторы в Лондоне узнали о новых IPO и цифровых активах Казахстана
13 ноября 2025

Представитель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка принял участие в Kazakhstan Equity Capital Markets Day в Лондоне, передает DKNews.kz.

В Лондоне состоялось мероприятие для иностранных инвесторов Kazakhstan Capital Markets Day, организованное АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE), Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

Kazakhstan Equity Capital Markets Day является площадкой, на которой потенциальные инвесторы могут ознакомиться с макроэкономическими показателями Казахстана, актуальными данными о развитии финансового рынка и перспективами участия международных инвесторов в казахстанском рынке капитала.

В мероприятии приняли участие представители Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, Национального Банка Республики Казахстан, а также финансовых и институтов развития.

В ходе своего выступления Директор департамента рынка ценных бумаг Айдын Дәулетбак подчеркнул, что рынок ценных бумаг Казахстана развивается динамичными темпами.

«Рыночная капитализация акций достигла 73 млрд долларов, увеличившись на 22% с начала года, и составляет 28% ВВП. Общий объем корпоративных облигаций в обращении – 26 млрд долларов. За первые девять месяцев 2025 года компании привлекли через фондовый рынок 15,7 млн долларов. Участие инвесторов продолжает расти: в стране открыто более 4,6 млн розничных и корпоративных счетов, что стало возможным благодаря росту финансовой грамотности, развитию цифровых инструментов и проведению новых IPO»Айдын Дәулетбак

Спикер также отметил, что цифровизация в настоящее время является одним из стратегических приоритетов развития. Совместно с Национальным Банком Агентство разрабатывает прозрачную правовую основу для цифровых финансовых активов. Цифровые инструменты будут регулироваться по тем же пруденциальным стандартам, что и традиционные ценные бумаги. Эти меры создадут фундамент для безопасного и инновационного цифрового рынка, поддерживая стремление Казахстана стать региональным финтех-хабом.

В заключение Айдын Дәулетбак представил одну из ключевых инициатив Агентства – разработку нового Закона «О рынке ценных бумаг», целью которого является объединение законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, исламские финансы и цифровые активы в единую согласованную правовую систему.

Источник: Dknews.kz

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК