Меню
Страницы
Контакты
Деятельность
Пресс-центр
Документы
Об Агентстве
Онлайн-приемная
Финансовые рынки
Рынок ценных бумаг и управление пенсионными активами
Страховой сектор
Банковский сектор
Все материалы
Защита прав потребителей финансовых услуг
1 893 семьи получили социальную помощь на сумму 688,3 млн тенге в ЗКО
04 мая 2024

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК принимает меры по отсрочке выплат по кредитам более 7 тысячам человек, пострадавшим от паводков в Западно-Казахстанской области, передает корреспондент агентства Kazinform.

Как сообщил на брифинге заместитель акима ЗКО Тлепберген Каюпов, около 4 тысяч из них — жители дачных массивов.
По его словам, выплаты по кредитам пострадавшим от паводков будут перенесены на 3 месяца с 1 апреля до 30 июня 2024 года. За это время штрафы и пени не будут начисляться за просрочку платежей.

— В регионе начаты работы по ликвидации последствий первого и второго этапов паводков. Сегодня комиссии по возмещению ущерба, причиненного жителям города Уральска, Каратобинского, Сырымского, Байтерекского, Бурлинского и Теректинского районов продолжают свою работу. Проводятся технические проверки, где это представляется возможным, — заявил заместитель акима области.

 

Источник: Inform.kz 

Страховой сектор
Почти на 30% выросли выплаты страховщиков в I квартале – АРРФР
04 мая 2024

На 29,9% выросли страховые выплаты страховщиков I квартале 2024 года, по сравнению I кварталом 2023 года, сообщает агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) РК.

«Страховые выплаты за март 2024 года составили Т21,9 млрд. С начала 2024 года страховые выплаты составили Т64,9 млрд, что на 29,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года», - говорится в обзоре АРРФР.

Согласно документу, прирост в основном обусловлен ростом выплат по обязательному страхованию и страхованию жизни. Всего за март 2024 года осуществлено 107,9 тыс. выплат, с начала 2024 года – 326,1 тыс. выплат.

Также, число заключенных договоров страхования по физическим и юрлицам в марте 2024 года составило 1 531 тыс. договоров, что на 2% больше по сравнению с февралем 2024 года. С начала 2024 года заключено 4 449 тыс. договоров, что на 36% больше по сравнению с I кварталом 2023 года. Основной рост приходится на договоры по страхованию от несчастных случаев - 700 тыс. договоров и страхованию жизни - 416 тыс. договоров.

 

Источник: КазТАГ

Банковский сектор
Регулятор смягчит требования к банкам ради роста кредитования бизнеса
03 мая 2024

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) собирается смягчить один из нормативов банковской ликвидности, чтобы стимулировать участников рынка кредитовать бизнес. Проект соответствующего постановления размещен на портале открытых нормативно-правовых актов.

Речь идет о коэффициенте покрытия ликвидности, который банки обязаны рассчитывать ежемесячно и предоставлять АРРФР. Показатель равен отношению высококачественных ликвидных активов к нетто-оттоку денежных средств. Последний, в свою очередь, зависит от интенсивности притока денег (пассивов) в банк. Если приток превышает 75% оттока, нетто-отток равняется 25% оттока. В противном случае он рассчитывается как разница между оттоком и притоком.

Банки начали рассчитывать коэффициент покрытия ликвидности в 2016 году. До 2018-го не было установлено четких нормативов, и вычисление носило справочный характер. С сентября 2018-го минимально необходимое значение коэффициента было установлено на уровне 0,5 и в дальнейшем планомерно повышалось. К январю 2022 года оно достигло 1, однако затем АРРФР снова начало его снижать.

В первой половине нынешнего года действует минимальное значение коэффициента в 0,9. Планировалось, что с июля оно будет повышено до 1, однако АРРФР предлагает отложить увеличение до января следующего года. Норматив на 2025-й в действующей редакции постановления агентства вовсе не прописан. Предложенные поправки должны это исправить.

В пояснении к документу говорится, что отложить повышение минимального коэффициента необходимо для «стимулирования банков к активному участию в корпоративном кредитовании».

Если коэффициент покрытия ликвидности опускается ниже 0,9, но превышает 0,77, кредитная организация должна в течение трех дней представить АРРФР план по исправлению ситуации. Это значение сейчас действует до июня. Дальше предусмотрено повышение до 0,85. Агентство предлагает отложить повышение до 1 января 2025-го.

При этом допускаются частичные послабления при исполнении норматива. Если коэффициент покрытия ликвидности банка опустился ниже требуемого, но в следующем месяце недостача не превысит 0,25, к нарушителю не будет претензий.

Также в документе прописано смягчение требований к еще одному нормативу — коэффициенту нетто стабильного фондирования. Он рассчитывается как отношение доступного стабильного фондирования к требуемому. На данный момент его минимальное значение равняется 0,9. Повышение до 1 так же должно было состояться 1 июля, но АРРФР предлагает отложить его до следующего года, ссылаясь на стимулирование банков кредитовать бизнес.

 

Источник: kz.kursiv.media

Банковский сектор
Отсрочку по кредитам получили более 66 тысяч пострадавших от паводков
02 мая 2024

Общая сумма их кредитов составляет 49,6 млрд тенге

По данным на 30 апреля 2024 года, отсрочка платежей предоставлена 66,4 тыс. пострадавшим гражданам, имеющим кредиты на сумму 49,6 млрд тенге. В отношении предпринимателей банки и МФО проводят индивидуальный анализ влияния паводков на финансовую и хозяйственную деятельность заемщика. На сегодня кредитным организациям переданы сведения в отношении 581 пострадавшего субъекта бизнеса, из которых отсрочка предоставлена 68 заемщикам с совокупной задолженностью по кредитам на сумму 1,8 млрд тенге.

Об этом сообщили в пресс-службе Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.

В ведомстве напомнили, что отсрочка по кредитам предоставляется гражданам, субъектам малого и среднего бизнеса, отнесенным к пострадавшим от паводков. Списки формируют акиматы. Дополнительно банки и МФО реализовали онлайн-сервисы для самостоятельной подачи гражданами заявлений на реструктуризацию кредитов в дистанционном формате.

Отсрочка предоставляется сроком на 3 месяца (с 1 апреля до 30 июня текущего года), в течение которого не будут начисляться штрафы и пени.

 

Источник: kapital.kz

Защита прав потребителей финансовых услуг
АРРФР с МОМ займутся финансовой грамотностью мигрантов в Казахстане
26 апреля 2024

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) с Международной организацией по миграции (МОМ) планируют повышать уровень финансовой грамотности мигрантов, сообщает пресс-служба казахстанского ведомства.

«АРРФР и МОМ планируют сотрудничать, повышая уровень «финансовой грамотности среди сообщества мигрантов, в том числе, через понимание своих прав и обязанностей как потребителей финансовых услуг, а также расширение доступа к услугам финансовых организаций. Стороны договорились работать в рамках проекта «Трудовая миграция в Центральной Азии»», - говорится в сообщении в четверг.

Согласно информации, АРРФР и МОМ заключили соглашение о работе над планом действий по развитию финансовой грамотности для мигрантов на 2025-2027 годы.

Международная организация по миграции посредством «Программы содействия регулируемой трудовой миграции в ЦА» реализует при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству (SDC) проект по содействию совершенствованию управления трудовой миграцией, чтобы лучше реагировать на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая защиту трудящихся мигрантов.

 

Источник: kaztag.info

Регулирование и развитие финансового рынка
Национальное рейтинговое агентство захотели создать в Казахстане
24 апреля 2024

Национальное рейтинговое агентство планируют создать в Казахстане в 2024 году. Соответствующий законопроект разработало Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Он опубликован на сайте «Открытые НПА» и будет находиться на обсуждении до 16 мая.

«Внедрение регулирования деятельности национального рейтингового агентства в соответствии с лучшими международными практиками будет способствовать повышению ответственности агентства за присваиваемые рейтинги, а также соблюдению качества и целостности процесса присвоения рейтингов; независимости рейтингового агентства; предотвращению конфликтов интересов; прозрачности, раскрытию информации и обращению с конфиденциальной информацией», – говорится в документе.

Уточняется, что благодаря созданию такой организации снизится информационная асимметрия на финансовых рынках (ситуация, когда одна из сторон знает больше условий контракта, чем другая), повысится эффективность распределения ресурсов в экономике, активнее будет развиваться рынок капитала, а также вырастет занятость в сфере экономики. Кроме того, услуги кредитных рейтингов для бизнеса станут дешевле и доступнее, увеличится приток инвесторов на фондовый рынок, а также появится инфраструктура для развития рынка секьюритизированных инструментов.

«Создание рейтингового агентства, с одной стороны, позволит снизить олигополию международных рейтинговых агентств на рынке рейтинговых услуг Казахстана, с другой – не будет способствовать избыточной конкуренции на узком рынке, которая может привести к снижению независимости локальных рейтинговых агентств и объективности их рейтинговых оценок», – добавили в АРРФР.

 

Кто сейчас выставляет кредитные рейтинги в Казахстане

Сейчас в Казахстане нет национальных рейтинговых агентств, при этом создана и успешно работает практически вся основная инфраструктура финансового рынка: две фондовые биржи с функцией клиринга, центральный депозитарий с функциями регистратора, кредитные бюро. Единственным недостающим звеном остаются локальные кредитные рейтинговые агентства, отсутствующие в связи с узким рынком и отсутствием соответствующей законодательной среды, уточняет АРРФР.

По данным международных рейтинговых агентств Moody’s, S&P, Fitch, на Казахстанской фондовой бирже (KASE) охват кредитными рейтингами корпоративных облигаций составил 46% по состоянию на 2022 год (более актуальных данных в проекте постановлении нет). На тот момент рейтинг имели 100% банков и госкомпаний, треть микрофинансовых организаций (МФО) и 14% нефинансовых компаний.

По состоянию на июль 2022 года 75 казахстанских компаний имели публичные кредитные рейтинги: 25 – от Moody’s Investors Service, 42 – от Fitch Ratings, 34 – от Standard & Poor’s. При этом доля Fitch Ratings на рынке Казахстана составляет 41,6%, Moody’s – 24,7%, S&P – 33,7%.

Сколько казахстанские компании тратят на выставление рейтингов

Согласно публичной статистике с KASE, доля расходов на кредитный рейтинг эмитента и одного выпуска облигаций от международных рейтинговых агентств в годовом купонном вознаграждении у банков составляет 1%, у корпораций – 0,7%, у МФО – от 4,5% до 12%. Из-за высоких затрат на кредитный рейтинг от международных агентств значительная часть размещений бондов МФО в 2020-2022 годах состоялась без кредитного рейтинга. Такая ситуация, по мнению АРРФР, создает риски для неквалифицированных инвесторов и не способствует реализации полного потенциала рынка по привлечению средств.

Многие страны разработали законодательство, регулирующее деятельность кредитных рейтинговых агентств еще с 2010 года. Среди них государства Европейского союза, Япония, Австралия и Россия. В Казахстане с 2012 года действует постановление Нацбанка, которое устанавливает перечень признаваемых международных кредитных рейтинговых агентств (Moody’s, S&P, Fitch), но они регулируются нормативными правовыми актами и надзорными органами той страны, где они зарегистрированы.

«Предлагается создание законодательной основы для осуществления деятельности Национального рейтингового агентства в законодательной системе Казахстана. Таким образом, предполагается, что оно попадет под регулирование и надзор АРРФР, в то время как все остальные признаваемые кредитные рейтинговые агентства будут регулируемы и поднадзорны соответствующим органам», – говорится в документе.

Кроме того, АРРФР напоминает, что в течение 2024–2029 годов планируется создание единого рынка рейтинговых услуг в ЕАЭС. Предполагается снятие барьеров и взаимное признание национальных рейтинговых агентств и их оценок финансовыми регуляторами стран ЕАЭС.

«В РФ действуют четыре национальных рейтинговых агентства, в Казахстане они отсутствуют, что создает риски для национальной финансовой системы в случае создания единого рынка рейтинговых услуг в рамках ЕАЭС. Создание национального агентства снизит подверженность экономики Казахстана влиянию геополитических и санкционных рисков», – говорится в документе.

Чем еще будет заниматься агентство, помимо выставления рейтингов

Также АРРФР заявляет о необходимости повышения качества управления кредитными рисками. Регулятор отмечает нехватку качественных рейтинговых моделей для оценки кредитного риска корпоративных заемщиков, основанных на собственной статистике. В этой отрасли больше внимания уделяется кредитным историям, а не финотчетности. При этом у кредитных институтов недостаточно данных для адекватной оценки рисков. Для этого необходимо больше информации, что позволит делать модели более точными и аккуратными, уточняется в проекте постановления.

«Такая мера позволит улучшить качество оценки кредитных рисков при кредитовании корпоративных заемщиков и повысить конкуренцию среди кредитных институтов, снизить информационную асимметрию между кредитными институтами и заемщиками, а также повысить доступность финансирования для экономики», – отмечается в документе.

Согласно данным АРРФР на начало 2024 года, объем выданных юрлицам кредитов (включая займы субъектам малого и среднего предпринимательства) составило 12,4 трлн тенге, или около 10,7% ВВП. Последние несколько лет наблюдалась отрицательная динамика портфеля корпоративного долга по отношению к ВВП, которая, по оценкам S&P, продолжится в краткосрочной перспективе: 2021 – 12,1%, 2022 – 11%, 2023 – 10,1%, 2024 – 9,7%. На этом фоне росла доля кредитования потребительского сектора.

В результате принятия закона о национальном рейтинговом агентстве АРРФР ожидает, что рост охвата кредитными рейтингами эмитентов корпоративных облигаций увеличится на 5% через пять лет после его принятия. Однако из документа неясно, будет ли показатель расти на 5% каждый год, или на 5% за пять лет. 

Источник: kz.kursivmedia.kz

Банковский сектор
Инновационные подходы к риск-менеджменту в Казахстане
12 апреля 2024

Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Казахстанско-Британским техническим университетом и Государственным кредитным бюро при поддержке финансовых организаций Казахстана провели кейс-чемпионат по риск-менеджменту «KBTU Risk Management Case Competition» среди студентов и магистрантов высших учебных заведений Казахстана, передает DKNews.kz.

Кейс-чемпионат по риск-менеджменту прошел в формате разработки аналитического сервиса по моделированию риска дефолта заемщика и его презентации.

Важным инструментом управления рисками является моделирование. Моделирование в рисках помогает не только определить и оценить потенциальные угрозы, но и предоставляет ценные инсайты для принятия обоснованных решений, способствующих минимизации потерь и оптимизации прибыли» Заместитель Председателя Агентства Олжас Кизатов.

Представитель финрегулятора подчеркнул, что с помощью статистических и математических моделей можно анализировать большие объемы данных для выявления потенциальных корреляций и причинно-следственных связей, что способствует более точной оценке и классификации рисков.

Агентство в своей деятельности активно использует моделирование и алгоритмы машинного обучения при оценке кредитоспособности корпоративных заемщиков, а также заемщиков-физических лиц. В частности, регулярные банковские надзорные процессы – оценка качества активов (AQR) и надзорное стресс-тестирование основаны на модельных оценках риск-метрик по активам.

Таким образом, данные банков, которые охватывают более 85% активов банковской системы, каждый год анализируются по моделям Агентства на предмет устойчивости банковской системы на текущий день, а также в рамках возможных стрессовых сценариев развития экономики. Агентство обрабатывает огромные массивы данных за несколько лет по миллионам займов и заемщиков для построения качественных и объясняемых моделей.

Мероприятие позволило участникам получить практический опыт в решении актуальной бизнес-задачи, консультации опытных риск-менеджеров страны, а также расширить их профессиональный нетворкинг и открыть новые карьерные возможности.

Источник: Dknews.kz

Защита прав потребителей финансовых услуг
О законе по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков
10 апреля 2024
В реализацию поручения президента по снижению закредитованности населения АРРФР совместно с депутатами парламента разработан закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков".

О ключевых новеллах закона нам рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.

20 марта текущего года законопроект принят во втором чтении Мажилисом Парламента и в настоящее время находится на рассмотрении в Сенате. Законопроект предусматривает следующие новеллы.

Первое – для снижения долговой нагрузки граждан, имеющих проблемные займы, вводится запрет для банков и МФО на предоставление кредитов гражданам при наличии у них просрочки по кредитам свыше 90 дней.

Кроме этого, вводится запрет для банков и МФО начислять вознаграждение после 90 дней просрочки по всем действующим (непогашенным) потребительским кредитам.

Для реализации прав граждан на урегулирование проблемных кредитов вводится ограничение на продажу кредитов физических лиц коллекторским агентствам до истечения двадцати четырех месяцев с момента возникновения просроченной задолженности и при проведении процедур урегулирования задолженности, обеспечивающих взаимоприемлемые для сторон условия, при которых заемщик может погашать задолженность по займу, включая полную отмену штрафов, пени и комиссий.

Одновременно предлагается ввести двухлетний мораторий (до 1 мая 2026 года) на уступку займов коллекторам, чтобы банки и МФО провели качественную работу по урегулированию задолженности граждан.

Кроме того, вводится обязанность коллекторов проводить процедуры урегулирования задолженности по приобретенным кредитам физических лиц.

После окончания моратория по вновь уступленным кредитам граждан коллекторы для снижения их долговой нагрузки также будут обязаны списывать начисленное и неуплаченное вознаграждение.

В качестве дополнительной меры ограничения чрезмерного роста долговой нагрузки предлагается ввести законодательное понятие потребительского кредита. При этом вводится запрет на выдачу банками и МФО потребительских кредитов населению свыше максимальных размеров, установленных нормативным правовым актом уполномоченного органа (для банков – 5 млн тенге, для МФО – 3 млн тенге).

Также для ограничения совокупной задолженности по всем кредитам вводится новый макропруденциальный норматив – отношения совокупной задолженности по кредитам к доходу заемщика. Значение норматива и порядок его расчета будет определяться актом агентства.

Вводится единый подход по снижению ставок вознаграждения по кредитам банков и МФО путем установления для всех кредитов банков и МФО требования по соблюдению предельного значения ГЭСВ, размер которого будет определен актами Национального банка и агентства.

Учитывая, что наибольшая закредитованность граждан наблюдается в секторе онлайн-микрокредитования, предлагается отменить особый вид микрокредита сроком до 45 дней с суммой до 50 МРП, а также установить по всем микрокредитам годовую эффективную ставку вознаграждения.

Еще одна новелла законопроекта направлена на усиление защиты прав граждан в рамках досудебного урегулирования просроченной задолженности по кредитам, срок уведомления заемщика о возникновении просрочки сокращается с 20 до 10 календарных дней, в том числе посредством объектов информатизации (мобильные приложения банков и МФО). Также предусмотрено расширение полномочий банковского омбудсмана по рассмотрению споров по всем кредитам граждан и создание микрофинансового омбудсмана. Решения омбудсманов будут обязательны для банков, МФО и коллекторских организаций.

Для поддержки граждан, призванных на срочную воинскую службу, предусматривается автоматическое предоставление отсрочки по банковским займам и микрокредитам без начисления вознаграждения.

Для усиления защиты прав граждан в рамках исполнительного производства вводится запрет на выселение из единственного жилья в отопительный сезон семей с несовершеннолетними детьми и лиц с инвалидностью, а также увеличение суммы денег, сохраняемой на банковском счете заемщика, с 1 до 2-кратного размера прожиточного минимума (87 тыс. тенге). Кроме этого, банки наделяются правом предоставления в аренду бывшим собственникам, относящимся к СУСН, жилища, перешедшего на баланс.

Для защиты прав граждан от недобросовестных действий кредиторов при взыскании задолженности вводится запрет на рассмотрение споров между банками, МФО, коллекторскими агентствами и заемщиками в арбитражных судах, запрет на аффилированность МФО и коллекторских агентств с нотариусами и частными судебными исполнителями, а также запрет на сотрудничество МФО с частными судебными исполнителями.

Для облегчения доступа граждан к процедуре банкротства законопроектом исключается требование по предоставлению должником документа, подтверждающего урегулирование просроченной задолженности, а также сокращение срока проведения процедуры урегулирования и взыскания с 18 до 12 месяцев. Также расширен перечень кредиторов, обязательства граждан перед которыми охватываются процедурой внесудебного банкротства (финансовые организации, находящиеся на стадии ликвидации, а также организации, имеющие права (требования) к гражданам).

В целях снижения мошенничества по кредитам вводится запрет на выдачу электронных банковских займов и онлайн-микрокредитов без проведения биометрической идентификации клиента. Также для недопущения одновременного оформления мошеннических кредитов вводится обязанность банков и МФО передавать сведения по таким заявкам в кредитное бюро в режиме реального времени.

Законопроектом предусматривается обязанность по урегулированию возникшей задолженности по мошенническим кредитам в виде приостановления начисления вознаграждения и претензионно-исковой работы на период проведения следственных мероприятий. При этом к клиенту прекращаются требования в случае наличия вступившего в законную силу решения суда, в котором установлен факт оформления займа мошенническим способом.

С февраля текущего года на законодательном уровне введено право граждан устанавливать добровольный отказ от получения кредитов. При этом в проекте закона предусмотрена обязанность кредиторов списать долг по кредитам граждан, оформленным при наличии добровольного отказа от получения кредита.

Отмечу, что принятие законопроекта будет играть важную роль в обеспечении защиты интересов граждан и недопущении рисков закредитованности населения.

 
 
Источник: Zakon.kz
Обзор обращений физических и юридических лиц в Агентстве
04 апреля 2024

Обзор обращений физических и юридических лиц

в Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

и результаты их рассмотрения за 1 квартал 2024 года

Название документа

Поступило обращений

Рассмотрено, в том числе с предыдущих отчетных периодов

из них:

         На рассмотрении

Удовлетворено и даны разъяснения Отказано и прекращено перенаправлено в другие организации
Обращения физических лиц и представителей юридических лиц 30743 27860 23190 3745 925 6380

 

График приема физических лиц и представителей юридических лиц руководителями Агентства
04 апреля 2024

ГРАФИК ПРИЕМА 

руководством Агентства Республики Казахстан

по регулированию и развитию финансового рынка физических лиц и представителей юридических лиц во втором  квартале 2024 года

Ф.И.О. руководства Агентства Должность День приема    Время проведения     личного приема
Абылкасымова М.Е. Председатель Агентства
25 апреля 2024 года 
23 мая 2024 года
20 июня 2024 года
с 15:00 до 17:00 ч.
с 15:00 до 17:00 ч.
с 15:00 до 17:00 ч.
Абдрахманов Н.А. Первый заместитель Председателя Агентства
11 апреля 2024 года
16 мая 2024 года
13 июня 2024 года
с 15:00 до 17:00 ч.
с 10:00 до 12:00 ч.
с 10:00 до 12:00 ч.
Кизатов О.Т. Заместитель Председатель Агентства
18 апреля 2024 года
30 мая 2024 года
27 июня 2024 года
с 10:00 до 12:00 ч.
с 10:00 до 12:00 ч.
с 10:00 до 12:00 ч.
Хаджиева М.Ж. Заместитель Председатель Агентства
04 апреля 2024 года
02 мая 2024 года
06 июня 2024 года
с 10:00 до 12:00 ч.
с 10:00 до 12:00 ч.
с 15:00 до 17:00 ч.
Исмагулова Ж.Ж. Руководитель                      Аппарата Агентства 
Первая пятница каждого месяца
с 11:00 до 12:00 ч.
Социальные сети
Меню подвал
Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития