Меню

Страницы

Статья

175 летие Абая Кунанбаева!

В этом году мы отмечаем яркую дату на литературном небосклоне: 175 летие со дня рождения выдающегося ученого, мыслителя, поэта, просветителя, основателя новой национальной литературы, переводчика и композитора Абая Кунанбаева. Он оставил неизгладимый след в истории страны. В его стихах и словесных словах были отражены бытие, жизнь, мировоззрение, характер, душа, религия, менталитет, язык, дух народа, а затем все это превратилось в уникальное явление — мир Абая.

Президент нашей страны Касым — Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке отметил, что несмотря на то что менялись времена, изменился мир, народ не разочарован Абаем. С каждой новой эпохой раскрываются новые грани его величия, творчество играет новыми красками. Абай будет всегда жить вместе со своим родным народом и на протяжении веков будет призывать казахскую страну и народ к новым высотам и достижениям. Если мы хотим модернизировать национальное сознание и создать конкурентоспособную нацию, мы должны внимательно читать произведения Абая. Его взгляды на различные процессы в обществе очень полезны для современного Казахстана. Я считаю, что в каждом доме должны быть книги Абая и роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Будущие поколения должны следовать по пути Абая, мы должны взять все самое лучшее из его идей и мыслей.

Первый Президент страны — Нурсултан Назарбаев писал: «Мир Абая — наша путеводная звезда. Она не позволит нам сбиться с пути. По ней мы определяем свои главные ориентиры».

Владимир Путин, Президент Российской Федерации: «Абай был не только творцом казахского литературного языка, но и тем человеком, который открыл для казахов русскую культуру. Абай перевел на казахский язык около 50 произведений великих русских литераторов — Пушкина, Лермонтова, Крылова. Это был человек, внесший огромный вклад в становление духовного взаимодействия между казахским и русским народом.

Абай не делил человечество на расы, религии, политические формации, говорил о том, что нужно любить всех людей как братьев. Этот тезис характеризует Абая как великую личность и возводит его на вершину духовной мысли.

Творческое наследие Абая относительно невелико — 170 стихотворений, многие из которых он сам же переложил на музыку, 56 переводов, несколько поэм, да томик прозаических «Слов назидания». Но в нем обрели свое воплощение все грани казахской души: ее тонкий лиризм, ее сомнения и отчаянные искания, ее горький сарказм и всепобеждающая вера в созидательный потенциал своего народа.

Абай родился в конце первой половины XIX века в семье известного бая Кунанбая Оскенбаева на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. От отца будущий писатель перенял лучшие мужские черты: целеустремленность, смелость, человечность и справедливость. Именно отцовский пример стал ориентиром для Абая в жизни и творчестве. Надо сказать, что имя «Абай» (‘осторожный’), известное в литературном мире, — это всего лишь прозвище, которое дала мальчику его бабушка Зере. При рождении будущего поэта нарекли Ибрагимом. Если отец научил мальчика быть мужчиной, то мама во многом привила ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой, доброй и острой на язык женщиной. Она происходила из знатного рода шаншар, который издавна славился своим остроумием. Сыну она рассказывала древние легенды, сказания о подвигах батыров, пела песни.

Однако в большей мере на творческие наклонности маленького Ибрагима повлияла бабушка. Вместе они проводили много времени. Зере рассказывала внуку истории и сказки, при этом Абаю всегда было мало. Он с упоением слушал сказания о жизни великих людей. Для будущего поэта бабушка стала первым наставником и учителем. Именно ей и матери он обязан умением интересно и красиво говорить.

Абай Кунанбаев для своего века был загадкой, но для нас он совершенно ясен — светило казахской литературы, солнце казахской поэзии. Три великих источника питают своими соками творчество мудрого поэта. Один из них  — древнеказахская культура, запечатленная в устных и письменных памятниках прошлого, созданных самим народом. В процессе глубокого и тесного общения с поэтическим наследием родного народа. Абай сумел впитать всё лучшее и ценное из этого клада, обогатить свою поэзию.

Другой источник — это лучшие образцы восточной культуры: таджикская, азербайджанская, узбекская классическая поэзия. Это обращение к культуре соседних народов было, несомненно, положительным явлением для казахской культуры. Третий источник — это русская, а через неё и мировая культура. Для эпохи Абая самое обращение к этому источнику — главным образом к наследию великих русских классиков, до него совершенно неизвестных казахскому народу, — явилось фактом огромного прогрессивного значения. Это, двигало вперёд казахскую культуру того времени, и было залогом будущего её расцвета, поэтому Абай дорог каждому из нас.

Вклад Абая Кунанбаева в развитие культуры и общности казахского народа сложно переоценить. Невероятно насколько близок к обычным людям был человек, который принадлежал к высшему сословию. Современники Абая говорили, что он значительно опередил ту среду, которая его породила, и с ними нельзя не согласиться.

Дата публикации
08 июня 2020
Дата обновления
08 июня 2020
Тип

Сейчас читают

05 июня 2025
13 мая 2025
30 апреля 2025

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации