АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков
ГУ «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности Акмолинской области» за период с 1 ноября 2021 года по 31 мая 2022 года.
г. Кокшетау 14 июня 2022 года
Нами, рабочей группой в составе: заместителя руководителя Какимовым Т.А., руководителя отдела государственных закупок Ташмаганбетовым А.И., руководителя отдела мониторинга государственных закупок и администрирования Глеба О.И., руководителя отдела по управлению коммунальным имуществом Жанадиловой А.О., руководителя отдела по распоряжению коммунальным имуществом Самаевой Ж.Н., главным специалистом службы управления персоналом Оспановой С.А. проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Государственного учреждения «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности Акмолинской области» (далее − Управление) за период с 1 ноября 2021 года по 31 мая 2022 года.
Внутренний анализ коррупционных рисков проведен в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции», Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, Методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными Председателем Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 7 апреля 2021 года, на основании приказа руководителя Управления от 3 марта 2022 года № 301-Н.
Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан», законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан», от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции», постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 2011 года № 616 «Об утверждении Правил передачи государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного вида государственной собственности в другой», постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 2011 года № 1103 «Об утверждении Правил приобретения государством прав на имущество по договору дарения», постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года № 833 «Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям», постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 2011 года № 615 «Об утверждении Правил оформления гибели и уничтожения отдельных видов государственного имущества, пришедшего в негодность вследствие физического и морального износа, в результате стихийных бедствий и аварий», постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 августа 2011 года № 920 «Об утверждении Правил продажи объектов приватизации», приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок», приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212 «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду)», приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17 «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом», приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях», Положением о Государственном учреждении «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности Акмолинской области», утвержденным постановлением акимата Акмолинской области от 1 июня 2017 года № А-6/230.
Основная деятельность Управления − руководство в сфере управления, координация, пользования и распоряжения коммунальным имуществом Акмолинской области, а также организация и проведение государственных закупок в качестве единого организатора.
Внутренний анализ деятельности Управления на предмет выявления коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:
- выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности;
- выявление коррупционных рисков в освоение и распределение бюджетных и финансовых средств;
- выявление коррупционных рисков в организации работы по противодействию коррупции;
- выявление коррупционных рисков в обеспечение прозрачности и гласности деятельности;
Период проведения: с 6 июня по 17 июня 2022 года.
Анализируемый период: с 1 ноября 2021 года по 31 мая 2022 года.
Водная часть. На сегодняшний день сохраняется высокий риск влияния человеческого фактора на результаты проводимых государственных закупок, вследствие различного толкования норм законодательства, в большинстве случаев в части порядка применения условных скидок по опыту работы к конкурсным заявкам потенциальных поставщиков членами конкурсных (аукционных) комиссий, органами внутреннего государственного аудита, судами. Этому способствует и установившийся дисбаланс в распределении ответственности между субъектами государственных закупок, поскольку ответственность за результаты государственных закупок, как с точки зрения своевременности достижения показателей бюджетных программ, так и законности принимаемых решений сосредоточены исключительно среди сотрудников заказчика и организатора.
В этой связи также стоит упомянуть, что камеральный контроль с обжалованием его результатов, в случае несогласия, продлевает процедуру проведения государственных закупок на срок более одного месяца, что естественным образом, сокращает мотивацию заказчиков отстаивать правомерность собственного решения в пользу быстрого и молчаливого исполнения указаний проверяющего.
Для минимизации риска, связанных с влиянием человеческого фактора на итоги государственных закупок, в настоящее время в Правила осуществления государственных закупок вносятся соответствующие изменения, связанные с предоставлением потенциальным поставщикам возможности дополнить электронный депозитарий сведениями о подвиде лицензируемого вида деятельности, выполненного в рамках заявляемого аналогичного опыта, что позволит после установить форматно-логический контроль по данному признаку.
Отсутствует прямой контакт работников Управления с потенциальными поставщиками, что исключает коррупционные риски.
В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков установлено следующее:
Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору государственных закупок соответствующие 8 документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок. Между тем, согласно пункту 2 статьи 21 Закона, конкурсная документация, кроме квалификационных требований, установленных статьей 9 настоящего Закона, должна содержать:
- техническую спецификацию с указанием национальных стандартов, а в случае их отсутствия межгосударственных стандартов на закупаемые товары, работы, услуги. При отсутствии национальных и межгосударственных стандартов указываются требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг с учетом нормирования государственных закупок;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и др.
В конкурсной документации могут содержаться и другие дополнительные сведения, позволяющие потенциальным поставщикам получить наиболее полную информацию об условиях проводимых государственных закупок.
Согласно подпункту 7-1 статьи 16 Закона, уполномоченный орган разрабатывает и утверждает перечень отдельных товаров, работ, услуг, государственных закупках которых к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования.
Так, в соответствии с приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 28 февраля 2019 года № 155 утвержден Перечень отдельных товаров, работ, услуг, при государственных закупках которых к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования.
В соответствии с вышеуказанным перечнем, по государственным закупкам услуг по медицинскому осмотру, услуг по организации питания, услуг по утилизации медицинских отходов, могут устанавливаться дополнительные требования касательно нахождения потенциальных поставщиков или поставщиков на территории соответствующей административно-территориальной единицы (области, города республиканского значения и столицы), на которой планируется приобретение указанных услуг.
В соответствии с подпунктом 1) и подпунктом 2) пункта 238 Правил осуществления государственных закупок, утвержденный приказом Министра финансов РК от 11 декабря 2015 года №648 (далее – Правила), потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе (не может быть признан участником конкурса), если его заявка на участие в конкурсе определена не соответствующей требованиям конкурсной документации по следующим основаниям: непредставления технической спецификации или представления потенциальным поставщиком технической спецификации, не соответствующей требованиям конкурсной документации, а равно непредставление документов, требуемых технической спецификацией.
Таким образом, заявки потенциальных поставщиков, не соответствующих требованиям конкурсной документации, в том числе указанным в технической спецификации, подлежат отклонению конкурсной комиссией.
Анализ приводит к выводу, что данное обстоятельство способствует возникновению коррупционных рисков, созданию административных барьеров или оказания предпочтения тем или иным потенциальным поставщикам. Установление права вместо обязанности должностных лиц, т.к. имеет место использование формулировок «вправе», «могут». Введенный порядок выбора поставщика однозначно не окажет положительного влияния на своевременное проведение государственных закупок вышеизложенных услуг по медицинскому осмотру, услуг по организации питания, услуг по утилизации медицинских отходов.
1) обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
2) являться финансово устойчивым и не иметь налоговой задолженности, превышающей шестикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок;
3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;
4) обладать материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках;
5) наличие опыта работы (за исключением случаев, когда предметом государственных закупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика).
Квалификационные требования, предусмотренные частью первой настоящего пункта, устанавливаются в порядке, определяемом правилами осуществления государственных закупок».
Согласно пункта 2 стать 9 Закона, «Не допускается установление квалификационных требований, указанных в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи, которые:
1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках;
2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг».
Согласно пункта 114 Правил осуществления государственных закупок (далее - Правила), «В конкурсной документации не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, в случае если такое указание определяет принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику».
Согласно пункта 182 Правил, «Заказчик при необходимости направляет утвержденное решение о внесении изменений и (или) дополнений в проект квалификационных требований, техническую спецификацию или проект договора, являющихся неотъемлемой частью конкурсной документации, единому организатору не позднее трех рабочих дней со дня истечения срока предварительного обсуждения проекта конкурсной документации».
В соответствии с пунктом 183 Правил «Единый организатор на основании утвержденного заказчиком решения о внесении изменений и (или) дополнений в техническую спецификацию или проект договора, являющихся неотъемлемой частью конкурсной документации вносит в срок не позднее пяти рабочих дней со дня истечения срока предварительного обсуждения проекта конкурсной документации, изменения и (или) дополнения в техническую спецификацию или проект договора, являющихся неотъемлемой частью конкурсной документации».
Согласно части 1 статьи 207 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) «Нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений путем установления любых не измеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, –
влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей».
Согласно части 5 статьи 207 КоАП, «Установление в конкурсной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам и (или) к привлекаемым ими субподрядчикам (соисполнителям) работ либо услуг квалификационных требований, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, –
влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесятимесячных расчетных показателей».
В соответствии с пп.5) п.1 примечания к ст.207 КоАП, «Под должностными лицами в настоящей статье следует понимать:
в части пятой – первого руководителя либо ответственного секретаря или иного осуществляющего полномочия ответственного секретаря должностного лица, определяемого Президентом РК, заказчика либо лица, исполняющего его обязанности, первого руководителя единого организатора государственных закупок либо лица, исполняющего его обязанности».
Исходя из вышеизложенного, в случае если заказчиком по итогам предварительного обсуждения, принято решение о внесение изменений в конкурсную документацию, повлекшее ограничение и необоснованное усложнение участия потенциальных поставщиков в государственных закупках, административную ответственность несет в том числе, и первый руководитель единого организатора государственных закупок.
Данная норма является нерациональной, так как первый руководитель единого организатора государственных закупок, не может обладать всеми специфическими познаниями, которыми обладает заказчик (к примеру, в сфере архитектуры, энергетики, медицины и т.д.). Данный коррупционный риск относится фактору «Ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности».
При согласовании местными исполнительными органами списания имущества государственных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов, возникает вопрос как определить специалистов-экспертов, какими квалификационными требованиями должны они обладать, какую ответственность несут данные эксперты при вынесения своего заключения.
В связи с отсутствием положений, регламентирующих компетенцию экспертов, с целью получения государственными учреждениями качественного заключения по техническому состоянию государственного имущества, действия экспертов не регламентированы.
Указанный правовой пробел в законодательстве представляет собой коррупционный риск, создающий возможность произвольного толкования нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 12 Правил, для организации и проведения тендеров или закрытых тендеров учредителем образуется тендерная комиссия.
Так, согласно пункту 33 Правил, заявки участников тендера рассматриваются учредителем на веб-портале реестра в целях определения участников, допущенных к тендеру, т.е. только организатором тендера - Управлением. При несоответствии участника требованиям, указанным в извещении, учредитель не допускает участника к тендеру, с указанием причины. Тогда как, условия и требования к тендеру разрабатывается органом управления.
Указанная коллизия положений правовых актов и внутренних документов представляет собой коррупционные риски, выражающиеся в ненадлежащем рассмотрении заявок участников тендера учредителем, т.к. не орган управления, который определяет требования и условия тендера, ни тендерная комиссия соответствующими функциями не обладает правами рассматривать заявки участников тендера.
В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления, коррупционных рисков во внутренних документах Управления не выявлено.
Штатная численность Управления, утвержденная приказом руководителя Управления от 3 марта 2022 года № 297-Н, составляет 20 единиц. Вакантные должности отсутствуют.
Анализ сменяемости кадров показал, что за период с 1 ноября 2021 года по 31 мая 2022 года, по собственному желанию в связи с переходом в другие государственные органы уволенных лиц не имеется.
В ходе анализа дисциплинарной практики установлено, что за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей на двух государственных служащих наложены дисциплинарные взыскания в виде «замечание». Дисциплинарные взыскания за совершение коррупционных правонарушений, привлеченных к дисциплинарной ответственности по итогам заседания Дисциплинарного совета, а также лиц, уволенных по отрицательным мотивам, не имеется.
Порядок проведения конкурсных процедур на занятие административной государственной должности.
Отбор и назначение на должность сотрудников Управления производится в соответствии с Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 21 февраля 2017 года № 40 «О некоторых вопросах занятия административной государственной должности», Правила занятия вакантных или временно вакантных административных государственных должностей корпуса «Б» в порядке перевода без проведения конкурса, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года.
За анализируемый период Управлением проведено 5 конкурсов, в том числе:
Внутренний конкурс – 2;
Общий конкурс – 3.
Конкурсные процедуры состоялись, по итогам трудоустроено 5 человек. Согласно правилам требования проведения конкурсных процедур, на занятие административной государственной должности на всех этапах соблюдены. (Справочно: для обеспечения прозрачности и объективности работы конкурсной комиссии на ее заседание приглашены наблюдатели и эксперты. Материалы размещены на интернет-ресурсах Управления). Коррупционных рисков, связанных с управлением персоналом в Управлении не выявлено.
Порядок исчисления стажа работы государственных служащих. Исчисление стажа производится в соответствии с Правилами исчисления стажа работы государственных служащих, дающего право на установление должностного оклада, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2017 года № 687 специально созданной комиссией Управления. Стаж госслужащих пересматривается ежегодно.
Порядок прохождения испытательного срока и закрепления наставников. Прохождение испытательного срока и порядок закрепления наставников в Управлении осуществляется в соответствии с Правилами и условиями прохождения испытательного срока, и порядком закрепления наставников, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 21 октября 2016 года № 21.
В Управлении создан совет наставников, который принимает участие в отборе наставников и координации их деятельности, создании резерва наставников, оказывает методическую и практическую помощь наставникам в организации их деятельности, в обмене и распространении положительного опыта наставнической работы, заслушивает отчеты наставников и служащих о проделанной работе.
За анализируемый период один сотрудник прошел испытательный срок.
Нарушений фактов совместной службы близких родственников, находящихся в непосредственной подчиненности, не установлены.
Жалобы на кадровые решения за анализируемый период не поступали.
Согласно подпункту 17) статьи 1 Закона РК «О государственной службе», конфликтом интересов является противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий.
В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления, коррупционных рисков, связанных с конфликтом интересов не выявлено.
Управлением государственные услуги не оказываются.
Управлением разрешительные функции не реализуются.
Управлением контрольные функции не реализуются.
Все поступающие в адрес Управления обращения юридических и физических лиц рассматриваются в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
За анализируемый период в производство Управления зарегистрировано 51 обращений.
В ходе проведения анализа установлено, что по вопросам государственных закупок поступило 38 обращений (55,9 %), по коммунальной собственности 27 обращений (39,7 %) и 3 обращений (4,4 %) по финансовой деятельности.
На поступившие обращения даны соответствующие ответы, которые не обжаловались.
Повторных обращений по одному и тому же вопросу не выявлено.
Зарегистрированные обращения изучаются на наличие в них сведений, содержащих факты коррупционных правонарушений со стороны сотрудников Управления.
В здании Управления размещен ящик для обращений физических и юридических лиц.
Коррупционных рисков, связанных с реализацией иных вопросов, вытекающих из организационно-управленческой деятельности Управления не выявлено.
Все обращения рассмотрены в установленный законодательством срок.
В целях предупреждения коррупционных правонарушений, реализации принципа открытости и прозрачности, на сайте управления размещается информация в разделах «Антикоррупционная политика», «Государственные закупки», «Коммунальная собственность» и др.
Деятельности Управления отображается как во внутренних его документах, так и на официальном Интернет-ресурсе государственного органа и в социальных сетях с приобщением отчетных данных.
На постоянной основе ведется наполнение контента в социальных сетях Управления «Instagram», «Telegram», «Facebook» направленный на формирование антикоррупционной культуры (публикации, прямые эфиры).
Кроме того, информация о телефоне доверия, а также график приема граждан размещена общедоступных местах.
В целях минимизации проявлении коррупционных рисков Управлением разработан план мероприятий по профилактике коррупции.
Приказом руководителя управления определены ответственные лица, в чью компетенцию входят функции по противодействию коррупции. (Справочно: по контролю возлагаемой работой в данном направлении ответственен – заместитель руководителя управления, ответственным лицом по исполнению – главный специалист).
Для укрепления политики по противодействию коррупции проводятся разъяснительные мероприятия, по итогам которого материалы размещаются на официальном Интернет-ресурсе государственного органа и в просторах социальных сетей.
В марте текущего года уполномоченным по этике Какимовым Т.А. проведено семинар-совещание касательно внесённых изменений в этический кодекс госслужащих, а также придерживания законодательства РК в сфере государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса. (Справочно: в ходе выступлений акцентировано внимание слушателей на то, что Установление основных стандартов поведения государственных служащих и системный контроль за их соблюдением способствуют формированию антикоррупционной культуры на государственной службе, а также предупреждению нарушений норм законодательства о противодействии коррупции и служебной этики. Вместе с тем, важным аспектом отмечено; соблюдение Этического кодекса - обязанность каждого государственного служащего.)
Антикоррупционной службой по Акмолинской области проведена встреча в онлайн формате для Управления по государственным закупкам и коммунальной собственности, где госслужащих проинформировали о новых подходах по противодействию коррупции в рамках реализации Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026гг.
Государственные служащие Управления соблюдают антикоррупционные ограничения, установленные статьей 12 Закона РК «О противодействии коррупции». Фактов несоблюдения антикоррупционных ограничений не имеется.
В здании Управления в свободном доступе размещены материалы антикоррупционной направленности, что является способом и каналом сообщения (в том числе анонимных), в случае информировании об известных им фактах коррупции.
В Управлении имеется 3 рабочих бюджетных программ:
Планирование бюджетных средств по данной программе осуществляется на основании утвержденных размеров должностных окладов сотрудников Управления (фонд оплаты труда), утвержденных тарифов (услуги связи), ценовых и коммерческих предложений (закуп товароматериальных запасов: картриджи, бумага, прочие канцтовары; по услугам: обеспечения информационно-аналитического, организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности Управления);
Планирование по данной программе осуществляется на основании ценовых и коммерческих предложений, на приобретение товаров, относящихся к основным средствам (создания условий труда, отвечающих современным требованиям);
Планирование осуществляется на основании ценовых и коммерческих предложений (услуги по оценке), условий заключенного договора доверительного управления (эффективного управления объектами коммунальной собственности);
По итогам 2021 года освоение бюджетных средств составило 100%. Согласно плану финансирования был достигнут высокий показатель за прошедший период т.г. Достигнутый результат констатирует должный уровень работы по планированию, и своевременное его исполнение.
Коррупционных рисков, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Управления не выявлено.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ
ВЫЯВЛЕННЫХ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ:
Государственному учреждению «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности» Акмолинской области: