ОБОСНОВАНИЕ
В целях исключения возможных рисков и угроз при реализации типовой учебной программы дошкольная организация (далее - ДО) проводит самооценку деятельности для обеспечения качества оказания образовательных услуг, включающую в себя критерии как внутреннего, так и внешнего контроля.
Для повышения качества оказываемых ДО образовательных услуг, рекомендуется самооценивание деятельности 2 раза в год – по полугодиям.
Структура критериев самооценки дошкольной организации соответствуют стандартам обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения, которые определены в Руководстве по обеспечению качества (на основе рекомендаций исследовательской группы), утвержденного приказом Министра образования и науки РК № 292 от 26 июля 2022 года (далее – приказ № 292):
Стандарт 1. Политика в области обеспечения качества.
Стандарт 2. Безопасность и здоровье детей.
Стандарт 3. Разработка и утверждение общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения.
Стандарт 4. Воспитание, обучение и оценка прогресса в развитии ребенка.
Стандарт 5. Педагогический состав и персонал.
Стандарт 6. Взаимодействие: педагог, воспитатель, родитель и ребенок.
Стандарт 7. Развивающая среда.
Стандарт 8. Информирование общественности.
Стандарт 9. Периодическое внешнее обеспечение качества.
Согласно п.9 приказа № 292 критериями оценки качества дошкольного воспитания и обучения являются:
- соблюдение норм и требований согласно действующим нормативным актам;
- качественная реализация задач учебной программы;
- высокий уровень компетентности педагогов;
- доступность и соответствие среды условиям развивающей среды;
- материально-техническая оснащенность ДО;
- обеспечение безопасности детей;
- вовлеченность родителей в процесс воспитания и обучения.
Данные критерии и индикаторы определены на основе апробированных в 2022 году критериев самооценки для ДО (в 39 пилотных ДО), составлены по итогам анализа исследования качества дошкольного воспитания и обучения, проведенного в 2021-2023 гг. Учтены предложения и рекомендации ДО, принимавших участие в пилоте по апробированию критериев оценки качества для ДО (2022 г.).
Политика в области обеспечения качества направлена на непрерывное совершенствование обеспечения качества деятельности ДО на основе создания и развития качественной образовательной среды и эффективной организации образовательной деятельности. Следовательно, механизм реализации системы обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения с помощью критериев самооценки позволяют ДО самостоятельно выявлять точечные проблемы, причины трудностей в организации процесса и запланировать действенные меры по устранению недостатков через следующие пошаговые действия:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание проводится по 4-м параметрам качества, в каждом из которых определены критерии и индикаторы к нему. Общее количество критериев – 27:
І. Безопасность и доступность.
ІІ. Достижение педагогами ожидаемых результатов программы.
ІІІ. Взаимодействие с семьей ребенка.
Проведение оценивания с помощью предлагаемых критериев:
1) в оценке участвуют все ДО независимо от формы собственности;
2) из каждой ДО направляется только 1 заполненная таблица;
3) предварительное наблюдение в группах ДО;
4) наблюдение может быть проведено заведующим, методистом;
5) заполнение листа наблюдения для ДО;
6) перенос данных в прилагаемую таблицу в формате Excel для сбора данных;
7) ДО отмечает выбранные индикаторы цифрой «1» в таблице Excel;
8) планирование ДО плана действий на основе анализа результатов оценивания;
9) проведение повторного наблюдения в октябре и ноябре с последующей корректировкой плана действий по обеспечению безопасности, созданию условий детям и педагогам, улучшению организации процесса воспитания и обучения, установлению взаимодействия с семьей, повышению профессионализма педагогов;
10) необходимо соблюдение академической честности и недопущение ложного завышения показателей, т.к. ДО необходимо научиться выявлять трудности и работать над ними;
11) для составления плана развития ДО необходимо фиксировать результаты наблюдений, итоги по оцениванию деятельности;
12) ДО направляет заполненную таблицу в формате Excel в отдел образования для сбора информации по району в разрезе государственных и частных ДО;
13) районный отдел образования направляет итоги оценивания по району в областной методический кабинет для подведения итогов по области;
14) областной методический кабинет направляет свод по области в Институт раннего развития детей;
15) прослеживание динамики качества дошкольного воспитания и обучения в бумажной форме будет производится 1 раз в месяц до конца 2023 года, до полной оцифровки согласованных критериев оценки качества.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
І. БЕЗОПАСНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ
1) не типовое, не приспособленное к количеству групп и для соблюдения основных требований безопасности;
2) не типовое, приспособленное к количеству групп, есть возможность соблюдения основных требований безопасности;
3) типовое или полностью приспособленное здание с оптимальными эргономическими решениями для безопасного и комфортного пребывания детей;
4) типовое здание, абсолютно соответствующее всем требованиям для безопасного и комфортного пребывания детей.
1) не соответствует;
2) большинство групп переполнены;
3) количество детей в группах не превышает нормы за исключением 1-2 групп;
4) полностью соответствует.
1) не соответствует;
2) частично соответствует;
3) соответствует по основным требованиям;
4) полностью соответствует.
1) не оснащены видеонаблюдением, ограждены низкими заборами/не ограждены, игровые оборудования подлежат замене, зоны падения не застелены мягким покровом;
2) наружная площадка и внутреннее помещение частично оснащены видеонаблюдением, ограждены заборами, игровые оборудования закреплены, зоны падения недостаточно мягкие (d менее 7 мм);
3) оснащены видеонаблюдением более чем на 75%, ограждены высокими заборами, игровые оборудования закреплены, зоны падения застелены мягким покровом (d не менее 7 мм);
4) наружная площадка и внутреннее помещение оснащены видеонаблюдением, ограждены высокими заборами, игровые оборудования закреплены, зоны падения достаточно мягкие (d не менее 10 мм).
1) нет;
2) есть временные кадровые вакансии;
3) восполняется сверхурочным взаимозамещением;
4) да, есть достаточное количество персонала для присмотра и ухода за детьми.
1) нет;
2) очень редко;
3) иногда;
4) системно.
1) не созданы условия для самостоятельной/совместной детской деятельности, игровое пространство недоступно детям (высокие полки и закрытые шкафы, ненасыщенная среда, нет разнообразия), нет зонирования пространства по интересам детей;
2) физическая среда в помещении ухоженная, но игровое пространство не полностью доступно детям, есть условное разделение на центры интересов;
3) созданы условия для игры, игровое пространство доступна детям (высота полок не выше роста детей, некторые игрушки расположены в закрытых шкафах), есть зонирование пространства и имеется не менее 5 центров по интересам детей;
4) созданы все условия для самостоятельной/совместной детской деятельности, благоприятный микроклимат, игровое пространство полностью доступно детям (высота полок не выше роста детей, игрушки расположены на открытых полках/прозрачных контейнерах), есть зонирование пространства и имеется не менее 7 центров интереса.
ІІ. ДОСТИЖЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
1) только некоторые дети умеют считать;
2) половина детей могут считать до 10 и обратно;
3) большинство детей считают до 10 и обратно;
4) все дети умеют считать до 10 и обратно;
1) некоторые дети не различают, стараются соотносить фигуры по сходству;
2) различают и называют 3-4 фигуры, умеют соотносить фигуры по сходству;
3) различают и называют 5 основных фигур, умеют соотносить фигуры по сходству;
4) различают и называют более 5 геометрических фигур, умеют соотносить фигуры по сходству, интересуются пазлами различной сложности, конструкторскими игрушками.
1) нет;
2) только некоторые дети могут выдвигать интересные идеи и довести задание до конца;
3) большинство детей могут выдвигать интересные идеи и довести задание до конца;
4) все дети активные, могут выдвигать интересные идеи и довести творческое задание до конца.
1) нет;
2) только некоторые дети;
3) большинство детей;
4) все дети.
1) нет;
2) только некоторые дети;
3) большинство детей;
4) все дети.
1) нет;
2) только некоторые дети;
3) большинство детей;
4) все дети.
1) нет;
2) только некоторые дети;
3) большинство детей;
4) все дети.
1) нет;
2) только некоторые дети;
3) большинство детей;
4) все дети.
1) нет;
2) только некоторые дети;
3) большинство детей;
4) все дети.
1) динамика менее 10%;
2) динамика между 10-15%;
3) динамика между 15-20%;
4) динамика более 20%.
ІІІ. ВЗАМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА
1) нет, проводятся только показательные мероприятия;
2) проводятся семейные эстафеты, конкурсы, посвященные к праздничным мероприятиям;
3) проводятся родительские собрания в новом формате: тренинги, семинары, беседы и др.;
4) во взаимодействии с семьей используются все методы действенной практики, способствующее развитию ребенка.
1) нет;
2) иногда;
3) по своему плану;
4) регулярно, по необходимости.
1) нет;
2) 1 раз в год;
3) в день открытых дверей;
4) регулярно, в рамках совместных мероприятий.
1) нет;
2) есть, редко обновляется;
3) всегда есть полезная информация для родителей и периодически обновляется;
4) активно используются все способы и методы для информирования и осведомленности родителей полезной, нужной информацией.
1) нет;
2) да, только для родителей, дети которых посещают ДО;
3) да, только для родителей детей с особыми образовательными потребностями;
4) да, в том числе и для родителей, дети которых не посещают ДО.
1) менее 50%;
2) 50-60%;
3) 60-70%;
4) более 70%.
1) нет;
2) некоторые;
3) большинство;
4) все педагоги проявляют доброту и любовь к детям, создают им благоприятные условия для общения.
1) нет;
2) некоторые;
3) большинство;
4) все педагоги умеют организовать среду и эффективно ее использовать.
1) нет;
2) некоторые;
3) большинство;
4) все педагоги знают.
1) нет;
2) некоторые;
3) большинство;
4) все педагоги.