Меню

Страницы

Статья

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ОБОСНОВАНИЕ

В целях исключения возможных рисков и угроз при реализации типовой учебной программы дошкольная организация (далее - ДО) проводит самооценку деятельности для обеспечения качества оказания образовательных услуг, включающую в себя критерии как внутреннего, так и внешнего контроля.

Для повышения качества оказываемых ДО образовательных услуг, рекомендуется самооценивание деятельности 2 раза в год – по полугодиям.

Структура критериев самооценки дошкольной организации соответствуют стандартам обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения, которые определены в Руководстве по обеспечению качества (на основе рекомендаций исследовательской группы), утвержденного приказом Министра образования и науки РК               № 292 от 26 июля 2022 года (далее – приказ № 292):

Стандарт 1. Политика в области обеспечения качества.

Стандарт 2. Безопасность и здоровье детей.

Стандарт 3. Разработка и утверждение общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения.

Стандарт 4. Воспитание, обучение и оценка прогресса в развитии ребенка.

Стандарт 5. Педагогический состав и персонал.

Стандарт 6. Взаимодействие: педагог, воспитатель, родитель и ребенок.

Стандарт 7. Развивающая среда.

Стандарт 8. Информирование общественности.

Стандарт 9. Периодическое внешнее обеспечение качества.

Согласно п.9 приказа № 292 критериями оценки качества дошкольного воспитания и обучения являются:

- соблюдение норм и требований согласно действующим нормативным актам;

- качественная реализация задач учебной программы;

- высокий уровень компетентности педагогов;

- доступность и соответствие среды условиям развивающей среды;

- материально-техническая оснащенность ДО;

- обеспечение безопасности детей;

- вовлеченность родителей в процесс воспитания и обучения.

Данные критерии и индикаторы определены на основе апробированных в 2022 году критериев самооценки для ДО (в 39 пилотных ДО), составлены по итогам анализа исследования качества дошкольного воспитания и обучения, проведенного в 2021-2023 гг. Учтены предложения и рекомендации ДО, принимавших участие в пилоте по апробированию критериев оценки качества для ДО (2022 г.).

Политика в области обеспечения качества направлена на непрерывное совершенствование обеспечения качества деятельности ДО на основе создания и развития качественной образовательной среды и эффективной организации образовательной деятельности. Следовательно, механизм реализации системы обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения с помощью критериев самооценки позволяют ДО самостоятельно выявлять точечные проблемы, причины трудностей в организации процесса и запланировать действенные меры по устранению недостатков через следующие пошаговые действия:

  1. Самооценка.
  2. Анализ.
  3. Решение.
  4. План.
  5. Действие.
  6. Мониторинг.
  7. Развитие.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание проводится по 4-м параметрам качества, в каждом из которых определены критерии и индикаторы к нему. Общее количество критериев – 27:

І. Безопасность и доступность.

ІІ. Достижение педагогами ожидаемых результатов программы.

ІІІ. Взаимодействие с семьей ребенка.

  1. Профессионализм педагогов.

Проведение оценивания с помощью предлагаемых критериев:

1) в оценке участвуют все ДО независимо от формы собственности;

2) из каждой ДО направляется только 1 заполненная таблица;

3) предварительное наблюдение в группах ДО;

4) наблюдение может быть проведено заведующим, методистом;

5) заполнение листа наблюдения для ДО;

6) перенос данных в прилагаемую таблицу в формате Excel для сбора данных;

7) ДО отмечает выбранные индикаторы цифрой «1» в таблице Excel;

8) планирование ДО плана действий на основе анализа результатов оценивания;

9) проведение повторного наблюдения в октябре и ноябре с последующей корректировкой плана действий по обеспечению безопасности, созданию условий детям и педагогам, улучшению организации процесса воспитания и обучения, установлению взаимодействия с семьей, повышению профессионализма педагогов;

10) необходимо соблюдение академической честности и недопущение ложного завышения показателей, т.к. ДО необходимо научиться выявлять трудности и работать над ними;

11) для составления плана развития ДО необходимо фиксировать результаты наблюдений, итоги по оцениванию деятельности;

12) ДО направляет заполненную таблицу в формате Excel в отдел образования для сбора информации по району в разрезе государственных и частных ДО;

13) районный отдел образования направляет итоги оценивания по району в областной методический кабинет для подведения итогов по области;

14) областной методический кабинет направляет свод по области в Институт раннего развития детей;

15) прослеживание динамики качества дошкольного воспитания и обучения в бумажной форме будет производится 1 раз в месяц до конца 2023 года, до полной оцифровки согласованных критериев оценки качества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

І. БЕЗОПАСНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ

  1. ДО расположена в просторном здании с соответствующими условиями для комфортного пребывания детей:

1) не типовое, не приспособленное к количеству групп и для соблюдения основных требований безопасности;

2) не типовое, приспособленное к количеству групп, есть возможность соблюдения основных требований безопасности;

3) типовое или полностью приспособленное здание с оптимальными эргономическими решениями для безопасного и комфортного пребывания детей;

4) типовое здание, абсолютно соответствующее всем требованиям  для безопасного и комфортного пребывания детей.

  1. Контингент детей соответствует проектной мощности ДО, количество детей в группах не превышает нормы согласно Типовых правил (приказ Министра просвещения РК № 385):

1) не соответствует;

2) большинство групп переполнены;

3) количество детей в группах не превышает нормы за исключением 1-2 групп;

4) полностью соответствует.

  1. Материальная база ДО соответствует требованиям согласно нормам приказа № 70 Министра образования и науки РК:

1) не соответствует;

2) частично соответствует;

3) соответствует по основным требованиям;

4) полностью соответствует.

  1. Создание безопасных условий для детей:

1) не оснащены видеонаблюдением, ограждены низкими заборами/не ограждены, игровые оборудования подлежат замене, зоны падения не застелены мягким покровом;

2) наружная площадка и внутреннее помещение частично оснащены видеонаблюдением, ограждены заборами, игровые оборудования закреплены, зоны падения недостаточно мягкие (d менее 7 мм);

3) оснащены видеонаблюдением более чем на 75%, ограждены высокими заборами, игровые оборудования закреплены, зоны падения застелены мягким покровом (d не менее 7 мм);

4) наружная площадка и внутреннее помещение оснащены видеонаблюдением, ограждены высокими заборами, игровые оборудования закреплены, зоны падения достаточно мягкие (d не менее 10 мм).

  1. В штате ДО есть достаточное количество персонала для присмотра и ухода за детьми:

1) нет;

2) есть временные кадровые вакансии;

3) восполняется сверхурочным взаимозамещением;

4) да, есть достаточное количество персонала для присмотра и ухода за детьми.

  1. Педагоги и персонал ДО периодически проходит инструктаж по соблюдению требовании к санитарной и пожарной безопасности, антитеррористические учения, обучения по мерам при чрезвычайных ситуациях:

1) нет;

2) очень редко;

3) иногда; 

4) системно.

  1. Создана качественная развивающая образовательная среда:

1) не созданы условия для самостоятельной/совместной детской деятельности, игровое пространство недоступно детям (высокие полки и закрытые шкафы, ненасыщенная среда, нет разнообразия), нет зонирования пространства по интересам детей;

2) физическая среда в помещении ухоженная, но игровое пространство не полностью доступно детям, есть условное разделение на центры интересов;

3) созданы условия для игры, игровое пространство доступна детям (высота полок не выше роста детей, некторые игрушки расположены в закрытых шкафах), есть зонирование пространства и имеется не менее 5 центров по интересам детей;

4) созданы все условия для самостоятельной/совместной детской деятельности, благоприятный микроклимат, игровое пространство полностью доступно детям (высота полок не выше роста детей, игрушки расположены на открытых полках/прозрачных контейнерах), есть зонирование пространства и имеется не менее 7 центров интереса.

ІІ. ДОСТИЖЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

  1. Дети 5-ти лет знают прямой и обратный счет в пределах 10-ти:

1) только некоторые дети умеют считать;

2) половина детей могут считать до 10 и обратно;

3) большинство детей считают до 10 и обратно;

4) все дети умеют считать до 10 и обратно;

  1. Все дети 5-летнего возраста различают и называют не менее 5 геометрических фигур, соотносят их по сходству:

1) некоторые дети не различают, стараются соотносить фигуры по сходству;

2) различают и называют 3-4 фигуры, умеют соотносить фигуры по сходству;

3) различают и называют 5 основных фигур, умеют соотносить фигуры по сходству;

4) различают и называют более 5 геометрических фигур, умеют соотносить фигуры по сходству, интересуются пазлами различной сложности, конструкторскими игрушками.

  1. Дети активно участвуют в творческой\проектной деятельности, выдвигают свои идеи, могут довести до конца задания, придуманные по их замыслу (4-5 лет):

1) нет;

2) только некоторые дети могут выдвигать интересные идеи и довести задание до конца;

3) большинство детей могут выдвигать интересные идеи и довести задание до конца;

4) все дети активные, могут выдвигать интересные идеи и довести творческое задание до конца.

  1. Самостоятельно выбирает материалы и придумывает композиции и конструирует, при этом проявляет творческое воображение (дети 4-5 лет):

1) нет;

2) только некоторые дети;

3) большинство детей;

4) все дети.

  1. Дети проявляют активность в самостоятельной организации подвижных игр, в играх проявляют физические качества (дети 4-5 лет):

1) нет;

2) только некоторые дети;

3) большинство детей;

4) все дети.

  1. Дети могут последовательно пересказать содержание знакомого произведения, могут придумать интересные истории по сюжетным картинкам (дети 4-5 лет):

1) нет;

2) только некоторые дети;

3) большинство детей;

4) все дети.

  1. Дети понимают и используют словарный минимум по казахскому языку из типовой учебной программы (дети 3-5 лет):

1) нет;

2) только некоторые дети;

3) большинство детей;

4) все дети.

  1. Дети 5-летнег возраста умеют сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер, материал, применение), при помощи условной мерки измерять длину, ширину, высоту предметов и сравнивать несколько предметов по данным измерениям:

1) нет;

2) только некоторые дети;

3) большинство детей;

4) все дети.

  1. У детей 5-летнего возраста сформированы навыки самостоятельности, бережливости, умеет ценить свои поступки и поступки других людей:

1) нет;

2) только некоторые дети;

3) большинство детей;

4) все дети.

  1. По результатам мониторинга по усвоению содержания типовой учебной программы в конце года достигнут прогресс в развитии детей (дети 5-ти лет):

1) динамика менее 10%;

2) динамика между 10-15%;

3) динамика между 15-20%;

4) динамика более 20%.

ІІІ. ВЗАМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА

  1. Дошкольная организация имеет свои традиции вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс:

1) нет, проводятся только показательные мероприятия;

2) проводятся семейные эстафеты, конкурсы, посвященные к праздничным мероприятиям;

3) проводятся родительские собрания в новом формате: тренинги, семинары, беседы и др.;

4) во взаимодействии с семьей используются все методы действенной практики, способствующее развитию ребенка.

  1. Педагог проводит индивидуальные и групповые консультации для родителей:

1) нет;

2) иногда;

3) по своему плану;

4) регулярно, по необходимости.

  1. Родители могут принимать участие в воспитательно-образовательном процессе ДО:

1) нет;

2) 1 раз в год;

3) в день открытых дверей;

4) регулярно, в рамках совместных мероприятий.

  1. На сайте ДО (в чате и др. источниках) или в родительском уголке есть полезная информация для родителей и она периодически обновляется:

1) нет;

2) есть, редко обновляется;

3) всегда есть полезная информация для родителей и периодически обновляется;

4) активно используются все способы и методы для информирования и осведомленности родителей полезной, нужной информацией.

  1. В ДО функционирует консультационный пункт для родителей, в том числе для родителей, дети которых не посещают ДО:

1) нет;

2) да, только для родителей, дети которых посещают ДО;

3) да, только для родителей детей с особыми образовательными потребностями;

4) да, в том числе и для родителей, дети которых не посещают ДО.

  1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГОВ
  2. Педагоги ДО имеют профильное образование и квалификационную категорию:

1) менее 50%;

2) 50-60%;

3) 60-70%;

4) более 70%.

  1. дагоги ДО проявляют доброту и любовь к детям, создают им благоприятные условия для общения:

1) нет;

2) некоторые;

3) большинство;

4) все педагоги проявляют доброту и любовь к детям, создают им благоприятные условия для общения.

  1. Педагоги ДО умеют организовать развивающую среду для детей и эффективно ее использовать для развития способностей и навыков ребенка:

1) нет;

2) некоторые;

3) большинство;

4) все педагоги умеют организовать среду и эффективно ее использовать.

  1. Педагоги ДО хорошо знают особенности возрастной психологии детей дошкольного возраста:

1) нет;

2) некоторые;

3) большинство;

4) все педагоги знают.

  1. Педагоги ДО работают над самообразованием, умеют качественно проводить наблюдение за деятельностью детей:

1) нет;

2) некоторые;

3) большинство;

4) все педагоги.

Дата публикации
31 октября 2024
Дата обновления
31 октября 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Отчет
07 апреля 2025
Заключение об итогах проведения публичного обсуждения отчета о деятельности государственного учреждения «Управление образования Акмолинской области» в сфере оказания государственных услуг за 2024 год
Отчет
28 февраля 2025
Отчет по государственным услугам за 2024 год
Информация
31 октября 2024
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Социальные медиа

Instagram
facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации