Меню

Страницы

Статья

Аналитическая справка «Казахстан в международных рейтингах»

Индекс Восприятия коррупции Transparency International является агрегированным индикатором и формируется на основе результатов 13 исследований различных международных организации.  

В отношении Казахстана в 2017 году Индекс Восприятия коррупции будет рассчитываться по 9 исследованиям.

На сегодняшний день 3 из них показали заметное улучшение в сравнении с предыдущим периодом, по 3 исследованиям наблюдается отрицательная динамика, по оставшимся 2 исследованиям результаты не изменились. 

Исчисление CPI – сравнительный анализ и прогноз

 

Наименование

Шкалы

Показатель

2016

Показатель

2017

Динамика

В %

по TI

IMD Рейтинг конкурентоспособности

0-10 по возрастанию

2,52

4,56

+1,74

42,6

NIT Freedom House

1-7 по убыванию

6,50

6,75

-0,25

3,6

Индекс верховенства закона

0-1 по возрастанию

0,43

0,45

+0,02

45

World Economic Forum

1-7 по возрастанию

4,2

3.8

-0.4

54,3

V - Democracy

0-1 по убыванию

0,84

0,76

+0,08

24

Индекс трансформации Бертельсмена

1-10 по возрастанию

4,9

1 раз в 2 года

****

49

IНS global insight коррупционный риск

0-1 по убыванию

3,8

3,9

-0,10

61

PRS риск коррупции

0-6 по возрастанию

****

1,5

***

25

The Economist политический  риск

0-5 по возрастанию

1

1

***

20

Среднее значение* 31, минимум* 28, максимум* 35,23 без учета индекса IMD. С учетом индекса IMD 36.05.

 

1. Оценка странового риска Службы политических рисков (PRS)

Казахстан улучшил свои позиции по трем из четырех категорий рисков в отчете.

Категория рисков

2016

2017

Изменение

Политические риски

62,0

63,0

Рост на 1,0

Финансовые риски

37,5

37,0

Снижение на 0,5

Экономические риски

30,5

34,5

Рост на 4,5

Комбинированный риск

65,0

67,3

Рост на 2,3

Следует отметить, что по словам эксперта PRS индикатор по коррупции является частью каждой из вышеуказанных категорий рисков и не имеет отдельного цифрового значения.

 

2. Индекс верховенства закона (World Justice Project Rule of Law)

По итогам прошлого года в Индексе верховенства закона Казахстан набрал 0,51 баллов и занял 64 место среди 113 стран мира, поднявшись на 9 позиций по сравнению с результатами 2016 года (73 место).

Это один из лучших показателей среди стран постсоветского пространства. Выше Казахстана в рейтинге расположились только Эстония (12) и Грузия (38), ниже находятся Беларусь (65), Украина (77), Россия (89) и Узбекистан (91).

Одним из ключевых факторов в достижении таких результатов является улучшение показателя по индикатору «Отсутствие коррупции» на 0,02 балла (0,45) по сравнению с 2016 годом (0,43).

 

Место Казахстана в Индексе верховенства закона

Индикаторы

2016

2017

Изменение

Ограничение власти государства

91

85

+6

Отсутствие коррупции

71

66

+5

Порядок и безопасность

40

36

+4

Открытость правительства

73

70

+3

Правоприменение

57

51

+6

Фундаментальные права

92

94

-2

Гражданское правосудие

53

50

-3

Уголовное правосудие

73

70

-3

Общий индекс

73

64

+9

 

По мнению экспертов, при дальнейшем совершенствований правой системы страны особая роль должна быть уделена предупреждению коррупционных правонарушений в исполнительной и судебной власти, повышению эффективности расследований и увеличению скорости рассмотрения дел. 

 

3. Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности Института развития менеджмента (IMD)

В 2017 году Казахстан занял 32 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности, тем самым улучшив показатель на 15 позиций по сравнению с 2016 годом (47). Среди стран, улучшивших свои позиции в рейтинге, Казахстан совершил наибольший рывок, и теперь находится выше таких развитых стран, как Испания (34), Польша (38), Италия (44),  Турция (47) и др.

Следует отметить, что показатель коррупции в данном рейтинге входит в группу «эффективность правительства», по которому в Казахстане наблюдается значительный прогресс (в 2017 году – 19 место, в 2016 году - 31).

Для дальнейшего повышения эффективности правительства эксперты Института развития менеджмента рекомендуют улучшить состояние институциональной и социальной сферы, законодательства по ведению бизнеса и особое внимание уделять вопросам национальной безопасности и противодействию коррупции.

 

4. Страны переходного периода по Фридом Хаус 

(Nation in Transit Freedom House)

Согласно отчету Фридом Хаус за 2017 год, Казахстан ухудшил свои демократические показатели, получив оценку в 6,64 балла (в 2016 – 6,61 балла).

Следует отметить, что снижение рейтинга, обусловлено, прежде всего, снижением индикатора «уровень коррупции» на 0,25 баллов с 6,50 в 2016 году до 6,75 в 2017 году.

 

Место Казахстана в рейтинге Nation in Transit Freedom House

Показатель

2016

2017

Изменение

Национальное демократическое управление

6,75

6,75

0

Избирательный процесс

6,75

6,75

0

Гражданское общество

6,50

6,50

0

Независимость СМИ

6,75

6,75

0

Местное демократическое управление

6,50

6,50

0

Судебная система и независимость

6,50

6,50

0

Уровень коррупции

6,50

6,75

-0,25

Уровень демократии

6,61

6,64

-0,03

 

По мнению экспертов Freedom House, индикатор «уровень коррупции» снизился из-за обширных доказательств повсеместной коррупции, в том числе из-за громких случаев растраты в компании «ЭКСПО-2017». Кроме того, были опубликованы документы, где раскрывается информация, о том, что внук президента, владеет ценными активами на оффшорных счетах, несмотря на призыв Главы государства всем казахстанцам возвращать свои активы на родину.

 

5. Результаты глобального опроса руководителей компаний Всемирного экономического форума (World Economic Forum Executive Opinion Survey).

По результатам опроса представителей топ-менеджмента относительно проблемных факторов ведения бизнеса одним из самых серьезных барьеров для ведения бизнеса остается коррупция.

В прошлом году доля респондентов, выделивших коррупцию в качестве крупнейшего препятствия, составила 12,8 %, в текущем году отмечено увеличение  – 13,8%.

 

Доступ к финансированию ……………………………………………………….…..

14,6

Коррупция ………………………………………………………………..

13,8

Низкая квалификация работников ………………………………...............................

11,9

Инфляция ……………………………………………………………………………...

9,7

Сложность налогового регулирования ………...........................................................

8,7

Неэффективная государственная бюрократия ……………………………………...

8,7

Низкая трудовая этика и среди работников ………………………………………...

6,9

Налоговые ставки ………………………………………………………………….....

6,9

Недостаточные возможности к инновации…………………………………….…...

5,3

Валютное регулирование ……………………………………………………………

5,0

Неадекватная инфраструктура ………………………………………………………

3,3

Политическая нестабильность ………………………………………………………

1,6

Государственная нестабильность ……………………………………………...……

1,5

Криминал и воровство ……………………………………………………………….

1,5

Ограничение трудового регулирования……………………………….……………….…………………..........

0,5

Низкий уровень здоровья …………….………………………..............................

0,1

 

 

6. IHS Global Insight

Аналитики определяют баллы на основе качественной методологии. Каждый балл представляет собой средний ожидаемый уровень риска в течение следующего года, и каждый прогноз представляет собой прогнозируемое направление тенденций риска после этого 12-месячного периода.

Риск оценивается по шкале 0,1-10. Шкала логарифмическая, с интервалами 0,1. Этот диапазон разделен на семь диапазонов: от низкого до экстремального.

Низкий

Умеренный

Повышенный

Высокий

Очень высокий

 

Серьезный

Экстремальный

0.1-0.7

0.8-1.5

1.6-2.3

2.4-3.1

3.2-4.3

4.4-6.4

6.5-10.0

 

При определении показателей страны региональные отделы учитывают тот факт, что некоторые риски, такие как терроризм, могут быть локализованы. Оценки отражают этот тип риска как средний риск по всей стране, но более взвешенный по отношению к наиболее опасным районам. Оценки также отражают как прогнозируемую частоту инцидентов, так и серьезность риска в течение предстоящего однолетнего периода. Высокая оценка может указывать на прогнозируемую высокую частоту событий с низким уровнем воздействия или более низкую частоту событий с очень высоким воздействием.

Неопределенность в отношении передачи власти представляет собой первоочередную проблему, связанную с политической стабильностью Казахстана. Оппозиция слаба и неспособна оспаривать действующую власть. Победа Назарбаева на досрочных президентских выборах в 2015 году расширяет его полномочия до 2020 года, что обеспечивает непрерывность политики для реализации его амбициозных социальной и экономической модернизации, изложенной в Третьей программе модернизации Казахстана, открытой 31 января 2017 года. Однако решение Назарбаева пребывание у власти не разрешает проблему правопреемства, если он становится недееспособным или умирает во время пребывания на посту.

Риски

2016

2017

2018

Коррупция

3,7

3,8

3,9

 

 

По индексу коррупции в 2017 Казахстан набрал 3,8 баллов, в 2017 году 3,9 баллов, что в свою очередь соответствует следующему описанию: взяточничество и/или коррумпированная практика широко распространены как в государственном, так и в частном секторах на младшем и среднем уровне управления. Многие государственные должностные лица должны будут платить взятки, чтобы занять свои позиции и теперь хотят «капитализировать» свои инвестиции. Отказ от участия обычно носят угрозы для контрактов. Фирмы без установленных местных бизнес-сетей обычно используют «рекомендуемых» местных субподрядчиков, даже для обеспечения основных услуг, таких как средство связи и электричество. Местные интересы охватывают большинство учреждений. Законодательство о борьбе с коррупцией является слабым или часто исполняется произвольно. Коррупционные риски: Иностранные инвесторы рискуют требования взятки в любой момент, когда успех зависит от официального решения. Агентство по борьбе с коррупцией в Казахстане раскрыло более 500 проявления коррупции в государственных учреждениях в 2016 году, причем большинство из них сосредоточено в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве финансов, Министерстве внутренних дел, Комитет государственных доходов и уровень региональных акиматов. Недавние громкие случаи коррупции: арест главы национальной компании, ответственной за организацию ЭКСПО-2017 в Астане, Талгата Эрмегияева, бывший министр МНЭ РК Куандык Бишимбаев, председатель Комитета по геологии и недропользованию Базарбай Нурабаев.

 

7. Отчет «Оценка странового риска» журнала «The Economist»

 

Оценка  рисков

Текущие

Текущие

Предведущие

Предведущие

 

Рейтинг

Баллы

Рейтинг

Баллы

Общая оценка

С

49

С

49

Риск безопасности

В

31

В

31

Риск политической стабильности

D

64

D

65

Эффективность правительства

D

72

D

72

Правовой и нормативный риск

C

58

C

58

Макроэкономический риск

C

45

C

45

Внешняя торговля и риск платежей

C

43

C

43

Финансовый риск

C

46

C

46

Налоговая политика

В

38

В

38

Риск рынка труда

C

50

C

50

Инфраструктурный риск

В

40

В

40

 

 

По общей оценке Казахстан остается на том же уровне, 49 баллов позиция С. По общей оценке аналитика в Казахстане риск вооруженных конфликтов низкий, но организованная преступность наблюдается. Автократический характер режима создает неопределенную правовую и нормативную среду. Высокий уровень теневой экономики. Коррупция широко распространена; администрация неэффективна и медленна. Иностранные инвесторы подвергаются давлению со стороны внутренних интересов государства. Экономика очень уязвима к колебаниям цен на нефть; обменный курс и платежный баланс также в большой степени зависят от цен на нефть и, следовательно, могут оставаться неустойчивыми. Страна является частью блока ЕАЭС, что делает ее более зависимой от России. По мнению аналитика Казахстан придерживается более Восточной (Eastern) политики, нежели Западной.  Так как, Казахстан не имеет выхода к морю и зависит от доброй воли своих соседей для перевозки товаров на некоторые рынки. Акцентируется внимание на проблему правопреемственности, которая  вызывает политическую и управленческую неопределенность. Г-н Назарбаев не показал признаков воспитания преемника, и его внезапная смерть в должности может привести к борьбе за власть между элитой. В качестве альтернативы, элита могла бы объединиться за выбранным кандидатом для защиты своих интересов, обеспечивая относительно плавную передачу власти. Отсутствие ясности в преемника, и тот факт, что нету никаких четких временных рамок для его отъезда, означают, что уровень неопределенности вокруг вопроса о правопреемстве остается высоким. Отмечается отсутствие независимых СМИ и слабость гражданского общества, коррупция распространена на всех уровнях государственного управления и редко поддерживает интересы иностранных инвесторов. Судебный процесс идет медленно, стандарты низкие, а судебные органы и регулирующие органы поддерживают местные интересы. Исход дел обычно определяется деньгами, особенно на местном уровне.

Особо выделяют коррупцию в банковском секторе, который сильно пострадал во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Крупная правительственная выручка не смогла восстановить балансы, которые пострадали от резкого падения качества активов в результате коррупционной практики кредитования за годы, предшествовавшие кризису. Другим аспектом советского наследия является неравномерно квалифицированная рабочая сила и малочисленность опытных менеджеров. Поиск работников с правильными навыками может быть трудным и дорогостоящим. Шкалы заработной платы, как правило, отражают возраст и старшинство, а не достоинство.

Жанболатова Алау Шакиртовна, заместитель руководителя исследовательского центра по вопросам изучения противодействия коррупции Академии государственного управления при Президенте РК

Жаров Ержан Каирович – главный эксперт исследовательского центра по изучению вопросов противодействия коррупции Академии государственного управления при Президенте РК

Дата публикации
13 января 2020
Дата обновления
13 января 2020
Тип
Аналитическая статья

Сейчас читают

Объявление
02 мая 2024
Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) объявляет внутренний конкурс на вакантную руководящую должность по категории B-PKO-3 – руководитель Управления выявления и пресечения Департамента по городу Астане
Объявление
02 мая 2024
Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) объявляет внутренний конкурс на вакантную руководящую должность по категории B-PKO-3 – руководитель Специального управления Департамента Агентства по области Жетісу
Объявление
02 мая 2024
Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) объявляет внутренний конкурс на вакантную руководящую должность по категории B-PKO-3 – руководитель Управления выявления и пресечения Департамента Агентства по Северо-Казахстанской области

Социальные медиа

Youtube
Instagram
Telegram
Facebook

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития