Доклад руководителя Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Ахметжанова С.К. на брифинге в СЦК

 

Құрметті журналистер!

 

Бүгін сіздерге Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызметтің кәсіпкерлердің құқықтарын қорғау бойынша жүргізіп жатқан жұмыстары туралы ақпаратты жеткізгім келеді.

*****

Мемлекет басшысы бизнесті қорғау мәселелеріне ерекше назар аударады.

Өткен сәрсенбі, 29 наурыздағы ҚР Парламентнің бірінші сессиясының ашылуында Президент «Іскерлік белсенділікті ынталандыру қажет, осы ретте шағын және орта кәсіпкерлік экономика мен еңбек нарығының қозғаушы күшіне айналуға тиіс. Шағын және орта бизнесті толыққанды қолдау үшін кешенді шаралар қабылдау» қажеттілігін атап айтты.

Мемлекет басшысының тапсырмаларын және бизнесті қорғау мәселенің маңыздылығын ескере отырып, Агенттік жыл басынан бері «Бизнеске жол» жобасын іске қосты.

Ол кәсіпкерлердің нақты мәселелерін шешуге бағытталған.

Жобаны «Атамекен» Ұлттық кәсіпкерлер палатасымен бірлесіп жүзеге асырудамыз.

Біз бизнеспен күнделікті кездесулер өткіземіз және олардың қалыпты жұмыс істеуіне ненің және кімнің кедергі келтіретінін анықтаймыз.

Жобаны іске асыру басталғаннан бері 7,2 мың кәсіпкермен кездестік, олардан 500-ге жуық өтініш келіп түсті (сотқа дейінгі іс жүргізу мәселелері бойынша өтініштерді есепке алмағанда).

Қазіргі уақытта олардың 242-і қанағаттандырылды (қалғандары – іс жүргізуде).

Қабылданған шаралармен сыбайлас жемқорлық факторлары жойылып, 6 мыңға жуық кәсіпкердің құқықтары қалпына келтірілді.

Осы фактілер бойынша 47 лауазымды тұлға жауапқа тартылды (35-ы – тәртіптік және 12-і – әкімшілік).

*****

Чтобы было понятно, на примерах расскажу кому мы помогаем.

Так, в Костанайской области с ноября прошлого года акимат отказывал предпринимателю в продлении срока договора аренды земли.

Причина отказа оказалась формальной. Акимат указал о нарушении границ участка на 30 сантиметров. При этом замеры не проводил.

Следует отметить, что бизнесмен пользовался участком на протяжении 20 лет и неоднократно продлевал аренду без замечаний.

Лишь после вмешательства Антикоррупционной службы срок аренды был продлен.

Или в Карагандинской области предприниматель на протяжении 10 лет не мог получить техусловия на теплоснабжение кафе.

Отказывали, ссылаясь на отсутствие мощностей.

После запроса нашего департамента ТОО «Теплотранзит Караганда» сообщило, что мощностей для подключения хватает и предпринимателю выдали техусловия.

И таких примеров достаточно. Многие из них мы уже осветили в средствах массовой информации. Думаю, все вы их видели на телевидении, в социальных сетях и печати.

*****

Подобные примеры помогают нам понять, где больше всего коррупционных рисков, и где бизнес сталкивается с давлением и барьерами.

Обобщив их, мы выходим на системные проблемы, затрагивающие не одного предпринимателя, а целые направления и сферы.

В последующем принимаем меры по комплексному устранению таких системных коррупционных рисков.

Например, во всех регионах акиматы выносили на рассмотрение земельных комиссий вопросы продления сроков аренды земли.

Но это требование не предусмотрено законом. По сути, указанная процедура стала искусственным барьером для бизнеса.

Тут сотрудники акиматов неправильно трактовали нормы действующего законодательства.

Поэтому Агентство запросило в Комитете по управлению земельными ресурсами официальное разъяснение положений Земельного кодекса.

Это разъяснение мы направили во все акиматы и полностью закрыли проблему.

Другой пример, в 5-ти регионах страны (г. Шымкент, Жамбылская, Туркестанская, Костанайская и Мангистауская области) работники областных управлений образования под видом мониторинга фактически проверяли деятельность частных дошкольных учреждений.

Справочно: Только за последние 3 года (2020-2022 гг.) проведено свыше 1,5 тысяч таких мониторингов.

В результате в г. Шымкент нашим территориальным департаментом пресечены факты получения работниками городского управления образования на системной основе взяток от владельцев детских садов за то, чтобы их не проверяли (уголовные дела №237900131000002, 005, 006 находятся в производстве).

Необходимо отметить, что такие проверки проводились некомпетентными лицами, без учета требований Предпринимательского кодекса и в обход действующего моратория.

В своих рекомендациях мы обратили внимание руководство акиматов о серьезных коррупционных рисках в приказах руководителей управлений образования, которые давали право проводить подобные мониторинги.

В результате все эти приказы были отменены.

Еще один пример, в 7-и регионах страны (г. Астана, область Абай, ВКО, Кызылординская, Костанайская, Павлодарская области, г. Шымкент) управления образования рекомендовали предпринимателям, оказывающим услуги школьного питания, на платной основе размещать фото меню на портале ТОО «Kundelik».

В результате 117 предпринимателей, которые обслуживают более 400 школ, оплатили данному ТОО почти 9 млн тенге.

По закону фото меню публикуется бесплатно на интернет-ресурсе школы (приказ Министра образования и науки от 31 октября 2018 года № 598, п.105 Правил).

По нашей инициативе было организовано совещание с участием поставщиков услуг питания, представителей Министерства просвещения, столичного акимата и ТОО «Kundelik».

Принято решение о размещении меню бесплатно.

После этого совещания Министерство просвещения также направило письмо во все акиматы о недопущении взимания платы.

*****

Ряд системных проблем установили в ходе анализа судебных актов.

Так, в некоторых случаях предприниматели включаются в Реестр недобросовестных поставщиков госзакупок по формальным основаниям.

Включение в этот реестр препятствует бизнесу в дальнейшем участвовать в госзакупках.

Последствия серьезные. Это и упущенная выгода, финансовые и временные издержки, затрачиваемые на судебные разбирательства.

Например, самым распространенным основанием для включения в этот список является уклонение от заключения договора – порядка 60% (6773 из 11457 предпринимателей).

Здесь портал автоматически вносит потенциального поставщика в Реестр при нарушении срока подписания договора (до 6 рабочих дней).

Справочно: по остальным основаниям (неисполнение договора – 38,7% (4423) и предоставление недостоверной информации – 1,7% (194) решение о включении поставщика в Реестр принимает суд.

В 2022 году ряд таких решений (86 из 1626 или 5,3%) был оспорен поставщиками в судебном порядке.

Оказалось, что основными причинами пропуска срока являлись болезнь (46%), халатность или выезд из региона ответственного лица (26%), форс-мажорные обстоятельства (16%) и другое.

По этой причине большая часть исков предпринимателей была судом удовлетворена76,7% (66 из 86).

Агентством было предложено Министерству финансов исключить данный критерий нахождения в реестре.

Взамен, в случае уклонения от заключения договора, предусмотреть штрафные санкции (к примеру, % от суммы договора).

Сейчас это предложение мы прорабатываем в рамках обсуждения проекта нового Закона «О государственных закупках».

*****

Хотел бы также отметить внесенное Агентством предложение о внедрении «правила двух дат».

Расскажу в чем смысл.

Нередко бизнес жалуется на частое изменение законодательства. Они просто не успевают отслеживать новеллы, касающиеся их деятельности 

К примеру, за 7 лет в Предпринимательский кодекс (с 2016 года) вносились изменения и дополнения 96 раз, а за 6 лет в Налоговый кодекс (с 2017 года) – 50.

В результате предприниматели, не зная новых требований законодательства, рискуют нарушить закон и быть привлеченными к ответственности.

Например, если в 2015 году к административной ответственности привлечено 235 тысяч субъектов бизнеса, то в 2020 году уже 445 тысяч.

«Правила двух дат» – это международный опыт (Великобритания, Литва).

Суть его заключается в принятии общих дат начала действия нового законодательства, затрагивающего интересы бизнеса.

Например, в 2020 году правительство Литовской Республики приняло решение об установлении «Правил двух дат» (1 мая и 1 ноября).

Аналогичные правила есть и в Соединенном Королевстве (6 апреля и 1 октября).

Полагаем, что реализация этих предложений даст возможность субъектам бизнеса подготовиться к выполнению обязательств, налагаемых новым законодательством.

*****

Енді Агенттіктің қылмыстық қудалау шеңберіне адал кәсіпкерлерді тартуға жол бермеу бойынша жүргізіп жатқан жұмысына қатысты тоқталып өтсем.

Бекітілген алгоритм бойынша аумақтық департаменттер кәсіпкерлерге байланысты барлық тергеу амалдарын (СДТТБТ-да тіркеуден бастап, жауап алулар мен тінтулерге дейін) орталық аппаратпен келіседі.

Өткен жылдың маусым айынан бастап бизнеспен
жүргізілген 5,5 мыңнан астам (5641) іс-қимыл туралы аумақтардың 996 қорытындысы қаралды.

Аталған шаралар тергеуге зиян келтірместен, кәсіпкерлерді 900-ге жуық тергеу әрекетінен қорғауға мүмкіндік берді.

Нәтижесінде, кәсіпкерлерді Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызметке шақырту үш есеге қысқарды.

*****

Сөзімді қорыта келе, мүмкіндікті пайдалана отырып, кәсіпкерлердің назарын төмендегі жайттарға аударғым келеді.

Атап өткендей, көбінесе, шенеуніктер әртүрлі кедергілерді қолдан жасайды.

Сондықтан Сіздердің бизнестеріңізге кедергі жасалған жағдайда Агенттікке, біздің аумақтық департаменттерге және өңірлік кәсіпкерлер палаталарына, сондай-ақ «1424 Call-орталығына» хабарласа аласыздар.

Кәсіпкерлердің барлық өтініштері біздің тұрақты бақылауымызда.

Доклад руководителя Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Ахметжанова С.К. на брифинге в СЦК
Дата публикации
04 апреля 2023