Выступления Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции 16.11.2021 г

Доклад Председателя Агентства РК по противодействию коррупции

М.М. Ахметжанова

на 10 Гражданский форум

16.11.2021 г.

 

Жемқорлыққа қарсы күресте азаматтық қоғамның ролі – ерекше.

Өйткені бұл індетпен күрес – бір ғана органның емес, тұтас қоғамның ортақ жұмысы.  

Еліміздің Президенті Қасым-Жомарт Кемелұлы өз Жолдауында азаматтардың барлық өтініштерін жедел, әрі тиімді қарастыратын «Халық үніне құлақ асатын мемлекет» концепциясын іске асыруды тапсырды.

Мемлекеттік аппарат тиімділігі – халықтың сенімі арқылы өлшенеді.

Сондықтан, қоғаммен пәрменді диалог орнату –өте маңызды.

Осы күнге дейін қоғам белсенділермен біршама жұмыстар атқарылды.

Олардың ұсыныстары негізінде заңдар өзгеріп, мемлекеттік деңгейде шешімдер қабылдануда.

Әрі қарай да Сіздер арқылы тұрғындардың үнін естіп, олардың сұраныстарынан хабар болып, нақты нәтижелерге қол жеткіземіз деп сенемін.

*  *  *

За 30 лет независимости системные и последовательные реформы по противодействию коррупции в Казахстане позволили сформировать собственную модель антикоррупционной политики.

Агентство по противодействию коррупции, как уполномоченный орган, формирует и реализует антикоррупционную политику в стране.

Законодательно за Агентством закреплена функция по координации госорганов и других организаций в вопросах предупреждения коррупции.

Внедрены превентивные инструменты как анализ коррупционных рисков
и антикоррупционный мониторинг, куда вовлекаются специалисты из числа общественности.

Усовершенствована система поощрения граждан, сообщивших о фактах коррупции.

Заработал институт антикоррупционной экспертизы, где также экспертами выступают представители гражданского общества.

Введен институт персональной ответственности руководителей за коррупцию подчиненных.

Для снижения рисков, в квази-государственном секторе внедрены комплаенс-службы.

С принятием Закона «Об общественных советах» гражданскому обществу предоставлены широкие возможности для участия в общественном контроле деятельности госорганов.

Введена постоянная практика отчетов на общественных советах не только акимов, но и руководителей госорганов различного уровня.

Благодаря таким системным реформам наша страна впервые набрала 38 баллов в Индексе восприятия коррупции (Transparency International), переместившись на 94 место (+30 позиций за два года) среди 180 стран.

*   *   *

Однако!

Уважаемые коллеги, для нас в приоритете не высокие места в международных рейтингах.

Любые реформы и преобразования важны только тогда, когда их позитивный эффект ощущает на себе конкретный человек.

Президентом нашей страны провозглашен главный принцип в работе госаппарата – это концепция «слышащего государства».

Поэтому в нашей работе первостепенная задача – это удовлетворение нужд и ожиданий наших граждан.

Важно понимать, Агентство не в силах единолично побороть коррупцию. Необходимо активное вовлечение всего гражданского общества.

Поэтому общественная активность обрела особую значимость при разработке проекта Концепции антикоррупционной политики на предстоящие 5 лет.

В эту работу активно подключились все неравнодушные граждане и представители различных НПО.

*   *   *

В целом Концепция предусматривает 6 основных блоков, направленных на формирование добропорядочного общества, исключение возможностей коррупции, обеспечение неотвратимости ответственности, транспарентности бюджетных процессов, внедрение антикоррупционных стандартов.

*   *   *

Отдельный блок Концепции посвящен совершенствованию института ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.

Планируем усилить роль общественных советов в вопросах превенции коррупции.

Внешние и внутренние анализы коррупционных рисков в госорганах будут проводиться с их участием.

С ними же будут обсуждаться результаты этих анализов.

И в дальнейшем Общественные советы смогут мониторить исполнение выработанных рекомендаций.

Следующая инициатива – это упрощение публичной информации.

Важно исключить «чиновничьи» формат информирования. Госаппарат должен разговаривать с гражданами на одном языке.

Планируется изменить формат публичной информации путем упрощения интерфейса порталов «Открытые бюджеты» и «Открытые данные».

Чтобы любой гражданин смог найти нужную информацию легко и быстро.

Уделяем большое внимание и усилению роли СМИ в противодействии коррупции, как один из элементов общественного контроля.

В Западных странах, одна только публикация о подозрении в коррупции в СМИ, уже является поводом для соответствующих проверок.

Поэтому предлагается внедрить институт журналистского расследования, установить законодательные пределы и гарантии защиты прав журналистов.

Вкупе все эти меры безусловно окажут хороший превентивный эффект.

* * *

На сегодня вовлечение общественности в противодействие коррупции ассоциируется с проектом «Адалдық алаңы».

Однако, надо признать, что работа в этом направлении не всегда была системной.

Она была выстроена в основном на количественных показателях, без привязки к результату.

Отсюда размытость ответственности и отсутствие четкого видения по формированию антикоррупционной культуры в обществе.

Сейчас мы пересмотрели подходы.

Взаимодействие с общественностью будет осуществляться через призму ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Суть здесь – уход от оперативного управления
и чрезмерного контроля с акцентом на результат.

Проектное управление позволяет персонализировать ответственность, а также установить четкие и измеримые индикаторы.

Сейчас для всех госорганов определены 6 основных обязательных проектных направлений.

Одно из них – это «Предупреждение и противодействие коррупции».

Все антикоррупционные проекты будут реализовываться в рамках этого направления.

И Агентство, здесь определено координатором.

Основные ориентиры – это:

- выявление и устранение коррупционных рисков

-      укрепление антикоррупционной культуры

-      и усиление комплаенс служб в квазигоссекторе.

Задача госорганов – эффективная их реализация на всех уровнях, включая города, районы и села.

Для этого в каждом госоргане созданы проектные офисы.

Через них будет продолжена деятельность «Адалдық алаңы» с привлечением общественности.

Здесь самое главное – взаимодействие на принципах партнерства, открытости и без излишней бюрократии.

Таким образом, через базовое антикоррупционное направление будем координировать работу министерств и акиматов.

Для всех них мы уже разработали целевые индикаторы.

В регионах достигать их помогут специально назначенные сотрудники – антикоррупционные комиссары.

Конечно же они будут работать в одной упряжке с представителями общественности.

Пользуясь случаем, хотелось бы призвать всех участников форума и других граждан активно подключиться к этой работе.

*   *   *

Главой государства дано поручение о разработке Системы оценки уровня коррупции в госорганах.

Соответствующая методика уже имеется.

Критерии оценки определены.

Основным индикатором здесь выступает эффективность принимаемых госорганами мер по профилактике коррупции.

Будет учитываться уровень совершения в госоргане уголовных, административных и дисциплинарных коррупционных правонарушений.

Еще один из главных критериев оценки – это социальный опрос среди населения. Он будет служить как «барометр общественного мнения».

Итоги соцопроса найдут отражение в Национальном докладе о состоянии коррупции в стране, который вносится Президенту и публикуется.

Также, уровень коррупции будет учитываться при рассмотрении вопроса о принятии отставки политического служащего за коррупцию подчиненных.

* * *

Следующий блок Концепции – это ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ.

Одной из революционных новелл является введение ответственности за необоснованное обогащение.

Сейчас соответствующий законопроект рассматривается в Парламенте.

Это - логическое продолжение запущенного механизма всеобщего декларирования.

Как Вы знаете, в этом году госслужащие и их супруги сдали декларацию об активах и обязательствах в новом формате.

Со следующего года начнется сопоставление их расходов с доходами.

С 2025 года точно также о размерах своих доходов будут отчитываться все граждане.

А уже с 2026 года начнется процесс декларирования расходов для всего населения.

Следует отметить, что Налоговым кодексом уже установлена ответственность в виде 10% налога от суммы превышения для всех физических лиц.

Что касается госслужащих, мы предложили усилить их ответственность.

Если расходы будут превышать законные доходы и чиновник не сможет их объяснить, ему грозит изъятие разницы в виде штрафа.

А за значительное превышение – вплоть до увольнения по отрицательным мотивам.

Новеллы начнут действовать с 2027 года.

Именно тогда мы увидим реальную картину об активах и имуществе населения.

Безусловно, здесь ожидается мультипликативный эффект.

Во-первых, это стимулирует вывод активов населения из «тени».

Во-вторых, экономический эффект. Порог на декларирование наличных денег более 10 тыс. МРП (29 млн. тенге) подстегнет граждан на вкладывание средств в недвижимость, в создание бизнеса. А это уже рост налогов и увеличение рабочих мест.

В-третьих, профилактический эффект.

Новые «правила игры» лишат смысла приходить на госслужбу с целью обогащения, и в долгосрочной перспективе обеспечат формирование поколения добропорядочных профессионалов.

И в четвертых, это инвестиционная привлекательность страны.

* * *

Следует отметить, что превышение расходов
над доходами – это уже сигнал для начала финансовой проверки.

Тем более, недавно Президентом утверждена новая Концепция правовой политики.

В ней заложена необходимость создания института финансового расследования для конфискации криминальных активов.

Данная мера коснется как теневого бизнеса, так и коррупционеров.

Это неразрывно связано с принципом
«фоллоу зе мани», то есть «следуй за деньгами», озвученного Главой государства (16 апреля 2021 года).

* * *

Один из основных блоков концепции –
это совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции.

Если оглянуться назад, агентство создавалось
и всегда работало как правоохранительный орган.

Превалировал карательный уклон.

Анализ структуры коррупционной преступности показывает, что из года в год наблюдаются однотипные преступления.

Растет доля взяточничества и хищений.

Одни и те же способы их совершения.

Надо признать, эффективность борьбы
с коррупцией
всегда определялась количеством выявленных преступлений и рангом чиновников.

Главной целью было - быстро завершить дело
и направить его в суд.

Но на место коррупционера приходит другой,
и в конечном итоге продолжает работать по той же схеме.

Как говорил Глава государства «без устранения причин коррупционных явлений – это как борьба с ветряными мельницами».

Поэтому, мы сейчас изменили подходы к работе.

Указом Президента изменена структура Агентства.

Усилено взаимодействие силового блока и профилактики коррупции с внедрением в работу ИНТЕГ-рированной аналитики.

Берем определенную проблемную сферу, болезненную для общества, бизнеса и экономики в целом. Где много жалоб и правонарушений.

Комплексно анализируем ее со всех сторон.

Конечная цель – устранение всех коррупционных рисков.

Раскладываем все бизнес-процессы «по полочкам». Результатом будет устранение всех рисковых зон.

Объектом расследования становятся преступные схемы и скрытые хищения.

Именно такой подход мы применили при анализе сферы СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

На это направление за последние 5 лет выделено свыше 2 трлн тенге.

Согласитесь, суммы внушительные.

У нас возникли вопросы: Откуда они берутся? Как формируется?

Поэтому, в первую очередь, обратили внимание на вопросы планирования потребности в субсидиях.

Выяснилось, что МСХ и акиматы формировали бюджетные заявки исходя из примерного размера финансирования и показателей предыдущих лет.

При этом не было ни научного, ни экономического обоснования.

Целевые индикаторы Госпрограмм были ориентированы НЕ на результат, а на процессы.

Не учитывались такие важные аспекты как:

- удешевление сельхозпродукции;

- экономическая эффективность;

- увеличение рабочих мест и налоговых вливаний.

К примеру, по животноводству большинство индикаторов направлено просто на увеличение числа поголовья, охваченного субсидиями.

Нормативные акты насквозь пронизаны коррупционными рисками.

Информационные системы уязвимы для мошенников.

Контроля за целевым использованием субсидий не было.

Отсюда хищения и коррупция.

Честные фермеры не могли получить свои субсидии. Это вызывало у них недовольство.

Даже бытует мнение, что без связи и взяток субсидии не получить.

И всё это подрывает доверие граждан и нивелирует меры, принимаемые государством.

За последние 5 лет в сфере сельского хозяйства зарегистрировано 960 преступлений.

К уголовной ответственности привлечено 450 лиц.

Анализ показывает, что для хищения субсидий из года в год использовались одни и те же схемы.

Но их причины и условия не выяснялись.

Мы подробно изучили каждое преступление, каждый факт нарушения.

Вскрыли основные рисковые зоны и коррупционные схемы.

К примеру, субсидии на обводнение пастбищ повсеместно были превращены в многолетнюю «кормушку» казнокрадов.

В ЗКО арестован начальник отдела областного акимата. Он в группе с другими лицами обманным путем от имени 120 фермеров подписывал липовые бумаги, прогонял через их счета деньги.

В итоге установили оборудование, которое у многих уже не работает.

Из-за таких преступных действий, субсидии уходили на ветер. Государство несло траты, скот оставался без воды. А уполномоченные органы бездействовали.

Также выявлены факты субсидирования несуществующего скота.

Либо приобретение одного и того же скота проходило через двойное, даже тройное субсидирование.

В базах данных искажались и изменялись количество, возраст, пол и номер животных.

В Туркестанской области только в одном из хозяйств установлено 400 фактов корректировки возраста взрослых коров на телят. Это сделано для искусственного увеличения приплода, чтобы получить субсидии.

Один из факторов, способствующих таким махинациям – это изъяны информационных систем.

Работники подведомственной организации МСХ - «Национальный аграрный научный центр», сокращенно – НАНОЦ, имея расширенный доступ, занимались фальсификацией данных и участвовали в преступных схемах.

Это только часть выявленных коррупционных схем.

На сегодня Антикоррупционной службой зарегистрировано 65 уголовных дел.

18 лиц признаны подозреваемыми.

Из них 14 находятся под стражей.

 В настоящее время расследование продолжается.

По итогам работы, в адрес Правительства мы внесем соответствующее представление с постановкой вопроса об ответственности всех виновных лиц.

В целом по результатам нашего анализа выработано порядка 170-ти рекомендаций
с конкретными мерами по комплексному устранению системных проблем.

В настоящее время в МСХ разрабатывается план конкретных мероприятий по их реализации.  

* * *

Жалпы бүгін коррупциямен күрес превенция бағытын күшейтуге бейімделуде.

Яғни жемқорлықтың салдарымен емес, оған жол беретін себептер мен жағдайларды жою.

Қоғамда жемқорлыққа мүлдем төзбеушілік мәдениетті қалыптастыру.

Бірақ, бұл жұмыс агенттіктің бір өзінің күшімен ғана қол жеткізу мүмкін емес.

Барша қоғам мүшелері, үкіметтік емес ұйымдар, белсенді қоғам қайраткерлерінің қатысуы маңызды.

Қазақ айтқандай «жұмыла көтерген жүк жеңіл».

Сондықтан осындай жүйелі жұмысты бірлесіп атқарсақ, ауқымды нәтижелерге қол жеткіземіз деп сенемін.

Выступления Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции 16.11.2021 г
Дата публикации
16 ноября 2021