Аналитическая справка о результатах внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления физической культуры и спорта Туркестанской области

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Основания проведения анализа

Совместный приказ руководителей Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Туркестанской области от 14.12.2023 года № 216 и Управления физической культуры и спорта Туркестанской области (далее – Управление спорта) от 14.12.2023 года № 163-н/қ.

Объект анализа: Управление спорта и его подведомственные организаций.

  • Информационно-аналитическая часть

Управление спорта является государственным органом, осуществляющим руководство в сфере физической культуры и спорта.

Финансирование деятельности осуществляется из республиканского и местного бюджетов.

Основными задачами являются развитие национальных, технических и прикладных видов спорта, поддержка и стимулирование физической культуры и спорта, а также реализация государственной политики в области физической культуры и спорта области.

Управление спорта имеет 77 подведомственных организаций (ГККП -12, КГУ – 65), в рамках договоров ГЧП выделяются денежные средства 26 частным организациям (создание спортивных сооружений и обучение детей различным видам спорта).

Основные функции Управления спорта:

- создание инфраструктуры по месту жительства и в местах массового отдыха физических лиц для занятий спортом, в том числе с учетом доступности для маломобильных групп населения;

- обеспечение и организация подготовки областных сборных команд по видам спорта и их выступлений на республиканских и международных спортивных соревнованиях;

- обеспечение и организация развития массового спорта и национальных видов спорта на территории области;

- координация использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

- разработка и внесение предложений в акимат области по утверждению размеров выплат ежемесячного денежного содержания спортсменам, входящим в состав сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта), их тренерам, а также спортсменам, выступающим в составах сборных команд Республики Казахстан (национальных сборных команд) по игровым видам спорта, их тренерам и руководителям клубных команд;

- обеспечение исполнения всех этапов и процедур размещения, контроля качества и целевого освоения государственного спортивного заказа в электронном и общедоступном форматах и т.д.

Вместе с тем, в ходе внешнего анализа коррупционных рисков (далее – ВАКР) установлены риски в деятельности футбольных клубов, нерациональное расходования средств, траты на «непродуктивных» спортсменов и т.д.

  1. РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФК «Туран»

2.1. Лоббирование интересов клуба

В Туркестанской области функционируют 7 футбольных клубов (ПФК «Туран», ФК «Кыран», ЖФК «Томирис-Туран»; ФК «Мактаарал», ФК «Арыс», ФК «Туркестан (Яссы)», ФК «Жетысай»).

Справочно: в 2023 году в Премьер-лиге выступал ФК «Мактаарал», в Первой лиге – ПФК «Туран», ФК «Кыран», ФК «Туркестан (Яссы)», ФК «Арыс», во Второй лиге – ФК «Жетысай» и Женской лиге – ЖФК «Томирис-Туран».

За последний три года на футбол выделено 9,3 млрд тенге.

Вместе с тем, отсутствие прописанных критериев финансирования, установления его размера и источника (областной, районный бюджет), условий увеличения, снижения либо прекращения финансирования не исключает принятие решений в интересах отдельных футбольных клубов.

С учетом ограниченного бюджета области, имеющихся возможностей по назначению руководителями клубов «приближенных лиц», рисков необоснованного расходования средств, а также различных махинаций по их выводу, этот вопрос является актуальным.

К примеру, половина всей суммы (4,6 млрд тенге или 49,5 %) приходится на ПФК «Туран», который сезон 2023 провел в Первой лиге, а на команду Премьер лиги (Высшая лига) ФК «Мактаарал» - лишь 21,5 % (2 млрд).

Более того, несмотря на высокие результаты ФК «Мактаарал», в сравнении с ПФК «Туран», по неустановленным причинам (отсутствует какое-либо обоснование) бюджетные средства для участия клуба в Премьер-лиге в сезоне 2024 года не выделены.

Справочно: ФК «Мактаарал» образован в 2011 году в поселке Атакент Мактааральского района, с 2022 года выступал в Премьер-Лиге (занимал 8 и 9 места), имеет собственный футбольный центр (занимаются более 180 детей, из которых 44 девушек), 2 стадиона с натуральным газоном (в поселке Атакент на 4 250 посадочных мест, в поселке Мырзакент на 2 060 мест), запасное тренировочное футбольное поле с искусственным покрытием, а также крытый спорт комплекс на 130 мест (проводит тренировку и проходят матчи дублирующего состава).

4 игрока клуба вошли в состав национальных и молодежных команд сборной.

В играх туркестанского дерби (игры между ФК «Мактаарал» и ПФК «Туран») сезона 2022 в обеих матчах победил ФК «Мактаарал» (с общим счетом 5:0).

В результате, решением Комиссии по лицензированию футбольных клубов КФФ, единственной поселковой команде в Премьер-лиге отказано в выдаче Лицензии на право участия в чемпионате РК в сезоне 2024 года.

2.2. Траты на «непродуктивных» игроков

В 2022 году ПФК «Туран» подписал гражданин РФ в качестве главного тренера с заработной платой 5,3 млн тенге, который проработал лишь 3 месяца 22 дней (из которых 2 месяца 10 дней провел в зарубежном УТС в Турции) или 4 игры (2 поражения и 2 ничьи).

После расторжения контракта ему выплачено 15,9 млн тенге. Аналогичная ситуация наблюдается при подписании игроков.

Так, игроку «(гражданин Азербайджана, зарплата 7,6 млн тенге, за 4 месяца провел 2 игры), в связи с досрочным расторжением контракта выплачена сумма в 30 млн тенге, «Н» (зарплата 1,2 млн, провел 6 игр, забил 1 гол с пенальти) – 8 млн, «Н» (7 игр) и «Ә» (4 игр) – по 6,5 млн.

Вместе с тем, несмотря на выделение в сезоне 2022 значительных средств (2 млрд тенге), команда заняла лишь 13 место и опустилась в низшую Первую-лигу.

Наличие таких примеров свидетельствуют об отсутствии у клуба четко выстроенной политики в вопросах подписания тренеров, игроков, критериев установления зарплаты, что способствует подписанию «непродуктивных», пролоббированных игроков с завышенной зарплатой, в том числе прописав значительные компенсации за досрочное расторжение контракта.

Кроме того, не исключено, что такие «схемы» могут использоваться для вывода средств из клуба.

2.3. Риски нерационального расходования средств

В 2023 году ПФК «Туран» «понадобился» бюджет в 1,5 млрд тенге для выхода команды в Премьер-Лигу, в то время как ФК «Мактаарал» в 2021 году затратил сумму в 6 раз меньше (225 млн) для достижения аналогичных целей.

В целом, это свидетельствует о рисках завышения затрат ПФК «Туран», в том числе при проведении зарубежных УТС.

К примеру, за последние 3 сезона, клуб на УТС затратил на 230 млн тенге больше, чем ФК «Мактаарал» (в сезоне 2021 не выезжал на зарубежный УТС).

В частности, ПФК «Туран», выступая в сезоне 2023 в Первой Лиге, провел УТС в Турции на сумму 114 млн тенге (в сезоне 2022 – на сумму 118 млн), тогда как ФК «Мактаарал», выступая в сезоне 2023 в Премьер-Лиге, затратил в 3 раза меньше - 36 млн (в сезоне 2022 – 24 млн).

Количество дней и выезжавших людей примерно одинаковое.

Более того, 29 января 2024 года установлен выезда директора клуба на УТС в Турцию без соответствующего приказа Управления.

Кроме того, в период 2021-2023 годы руководство клуба самостоятельно устанавливало завышенные зарплаты путем утверждения тарификации (в несоблюдении требований п. 2 ст. 138 Закона «О государственном имуществе», Постановления Правительства РК № 1193 (далее- ПП №1193) и Положения предприятия), в результате которого наблюдаются риски необоснованных выплат порядка 3 млрд тенге (2 975 938 600).

Справочно: согласно утвержденной тарификацией (по ППРК 1193), сумма ФОТ казенного предприятия за 2021-2023 гг. составляла 126 млн тенге.

Так, 21 игрокам ежемесячно выплачивались зарплаты в 2-3,6 млн тенге, 4 сотрудникам – от 1,4 до 7,6 млн (на них приходится 80 % всей суммы ФОТ).

Вместе с тем, 2 сотрудников фактически отсутствовали по месту работы, но договора с ними не расторгались (перед ними имеется задолженность в 96,8 млн тенге).

Наряду с этим, директор ПФК «Туран» в 2023 году необоснованно получал зарплату в 1,8 млн тенге (в нарушение требований ППРК 1193, отсутствует приказ вышестоящего уполномоченного органа, зарплата по штатной тарификации со всеми надбавками должна составлять не более 226 тыс. тенге).

Справочно: в ходе ВАКР им возвращено 14 916 298 тенге в бюджет.

Установлены также факты необоснованного премирования (на сумму 47,5 млн тенге) и выплаты надбавок.

Так, руководителю и тренерам (всего 5 лиц) выплачена премия в 12,7 млн тенге (в связи с выходом команды в 1/8 финала Кубка), помощнику главного тренера – 5,5 млн тенге (в связи с выигрышем ФК «Акжайык»).

Кроме того, в течение 2022 года членам команды ПФК «Туран» установлены надбавки за экологию 20 % (сумма выплат 8,7 млн тенге), тогда как данные лица в указанный период фактически проживали и проводили тренировки в городе Шымкент, тогда как находящиеся и работающие
в городе Туркестан тренера футбольного центра не получали положенные им надбавки.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства указывают на риски нерационального расходования средств, предоставления преимуществ отдельным лицам (тренерам и специалистам).

Полагаем, что указанные средства можно было направить на развитие инфраструктуры и детско-юношеского футбола, расходы на которые фактически - мизерные.

Вместе с тем, на сегодняшний день у ПФК «Туран» отсутствует инфраструктура для проведения тренировочных занятий (футбольные поля, манежи), детско-юношеские команды клуба не обеспечивались инвентарями (специальные устройства, снаряды приспособления, мячами, воротами, фишками, конусами, барьерами, манишками и т.д.), которые приобретались за счет родителей.

Отношение руководства клуба к развитию детско-юношеского футбола наглядно показывает факт того, что в 2023 году решением КФФ на клуб наложен штраф в 1,7 млн тенге за неучастие в юношеском турнире «Арман» (хотя эти средства, как минимум, можно было потратить на приобретение необходимых инвентарей для детей).

Спонсорские средства УЕФА в 87 млн тенге на развитие футбольного центра также направлены на закуп иностранной валюты (за 44 млн) и шитья экипировки у ИП (43 млн), вместо того чтобы направить их на нужды юношеских команд.

2.4. Риски при государственных закупках

В 2023 году ПФК «Туран» заключен договор с ИП (юридический адрес г. Шымкент) на корпоративные тарифы и услуги для размещения команды в количестве 35 человек в гостинице в городе Астане на сумму 5,4 млн тенге (по 31 тыс. тенге на одного человека за сутки).

Справочно: видом деятельности ИП является розничная торговля цветами в специализированных магазинах, являющихся торговыми объектами, с торговой площадью менее 2000 кв.м.

При этом, директор ИП приходится родной сестрой директора клуба.

В июле 2023 года договор на размещение в этой же гостинице заключается уже с другим ИП (юридический адрес г. Шымкент). что свидетельствует о том, что данные поставщики выступают «прокладками» между клубом и владельцами гостиницы (с учетом маржи третьей стороны усматривается риск завышения стоимости).

Кроме того, практикуется заключение договоров неконкурентным способом без применения норм государственных закупок.

Так, с поставщиком заключен договор по ежемесячной аренде спортивного помещения за 2,2 млн, при этом размеры поля не соответствует стандарту 40x60.

Справочно: при проведении конкурентных закупок имелись другие потенциальные поставщики, готовые предоставить футбольные поля, соответствующие стандартам.

Наряду с этим, с ИП заключен договор на оказание услуг «по привлечению спонсоров, рекламодателей, занятию маркетинговой стратегией, рекламой в социальных сетях, брендированием стадиона, социальных сетей, клубного транспорта, игровой и тренировочной формы, а также оказание помощи в организации мероприятий на Match Day» на сумму 30 млн тенге.

Справочно: видом деятельности ИП является розничная торговля путем заказов товаров по почте или через интернет.

При этом, оплата произведена через 4 месяца без акта выполненных работ, что указывает о рисках оплаты фактически не исполненного объема услуг.

Таким образом, указанные факты свидетельствуют о допущении конфликта интересов, заключении договоров с аффилированными лицами, использовании «фирм-прокладок» (приводит к завышению стоимости), а также рисках оплаты денег за не оказанный объем услуг (работ).

 III. РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГККП «Клуб спортивных игровых видов Туран» (далее – Спортивный клуб)

С 2021 по 2023 года тренерам по волейболу, баскетболу, женскому футболу, гандболу необоснованно выплачивались суммы в 300-800 тыс. тенге ежемесячно (помимо заработной платы, утвержденной по ППРК № 1193), общая сумма составила 161 млн тенге (в 2021 г. – 24,6 млн, в 2022 г. – 53,7 млн,
в 2023 г. - 83 млн).

Наряду с этим, спортсменам по договору оказания спортивной услуги ежемесячно выплачивались 120 тыс.–2 млн тенге, за 2021-2023 года общая сумма составила 1,1 млрд тенге.

Вместе с тем, установлено, что порядок, основания, условия заключения таких договоров, критерии определения размера выплат (коэффициенты, стаж, достижения, категории и т.д.) не регламентированы, что приводит к широте дискреционных полномочий у руководства Спортивного клуба.

Кроме того, установлены риски осуществления выплат за фактически не выезжавших на зарубежные УТС спортсменов.

Так, в период с 12 по 28 августа 2021 года мужская команда по гандболу в количестве 22 спортсменов выехала в город Иссыккуль (Кыргызстан) для проведения УТС (приказ № 58 от 02.08.2021 года).

По прибытию, главным тренером предоставлен авансовый отчет на 22 человека, в том числе за «С» и «К», которые в указанный период границу не пресекали (сумма необоснованных выплат составила 681,5 тыс. тенге).

Аналогично, ситуация с «И», «М» (приказ № 12 от 14.02.2022 года), которые в период с 18 по 22 февраля 2022 года не пересекали границу Узбекистана (выплачена сумма 389,2 тыс. тенге).

  1. РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГУ «Туркестанская областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по водным видам спорта» (далее - ДЮСШ)

В 2018 году на должность тренера-преподавателя по виду спорта «байдарка и каноэ» принят гражданин Украины.

При этом, согласно графику, его тренировки должны проводиться на водохранилище «Бөген су» (Казахстан), каких-либо условий о дистанционной работе за рубежом договором не оговорено.

Вместе с тем, последний фактически выехал с Казахстана в 2019 году и обратно не въезжал до 13 мая 2021 года (до дня расторжения трудового договора, приказ от 13.05.21 г. № 28).

Справочно: на проводимые заграничные УТС (Турция) прибывал с Украины.

За этот период ему начислялась и выплачивалась зарплата в сумме 2,8 млн тенге (за период с 2020 по 2021 гг.), что свидетельствует о рисках необоснованной оплаты лицу, фактически не исполнявших трудовых обязанностей в ДЮСШ.

Кроме того, установлено, что директор ДЮСШ одновременно являлся учредителем коммерческих организации (ТОО «Айдын-Тур», ТОО «Риза Тур», ТОО «Жаңа талап group»), с которыми ДЮСШ заключила 22 договора на общую сумму 46 млн тенге.

Справочно: директор в доверительное управление указанные коммерческие организации в указанный период не передавал.

  1. РИСКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИКТИВНЫХ УТС

В 2020 году в период пандемии «COVID-19», когда был веден режим чрезвычайной ситуации по всей Республике, при отсутствии спортивно-массовых мероприятий, проведены 197 УТС, на общую сумму 669 млн тенге.

К примеру, на проведение 95 УТС на территории Туркестанской области затрачено 332 млн, 17 УТС на территории Жамбылской области - 117 млн, 55 УТС на территории города Шымкент - 99 млн, 30 УТС на территории Алматинской области - 43 млн, 4 УТС на территории Акмолинской области - 3 млн, 14 УТС за границей - 75 млн.

Учитывая ограничение передвижения (в том числе м/у областями и районами) в период пандемии, усматриваются риски проведения фиктивных УТС.

  1. РИСКИ ПРИСВОЕНИЯ И РАСТРАТЫ СРЕДСТВ

В ходе ВАКР установлены признаки присвоения и растраты бюджетных средств путем начисления необоснованных выплат.

Этому способствует отсутствие механизма контроля, наличие практики передачи ключей ЭЦП руководителя организации сотрудникам бухгалтерии, а также возможность выгружать платежные документы с ведомственных систем бухучета с последующим внесением нужных корректировок (после этого документы с уже искаженными сведениями вводятся в систему Казначейство-клиент).

VII. РИСКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ БЮДЖЕТА

В регионе сложилась ситуация, которая противоречит поручению Главы государства о переориентации финансирования спортивных клубов, установив лимиты и направив средства на развитие детско-юношеского и массового спорта (Послание от 1 сентября 2020 года).

Так, за последние 6 лет (с 2018 по 2023 года) на спорт высших достижении выделено 80,5 млрд тенге, тогда как на массовый спорт – всего лишь 2,8 % (2,3 млрд тенге) от всей суммы.

При этом, спорт высших достижении, как правило финансируется через подведомственные организации.

К примеру, в 2023 году Управлением спорта на основании подпункта 27) пункта 3 статьи 39 Закона «О государственных закупках» (приобретение товаров, работ, услуг при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг) с подведомственными организациями заключено 19 договоров способом из одного источника на общую сумму 4,8 млрд тенге.

Фактически, в данных случаях заключение антимонопольного органа не выдавалось, что свидетельствует об ограничении добросовестной конкуренции.

Как правило, при таком способе заключения договора бюджетная заявка формируется под определенную организацию, отсутствует экономия за счет конкуренции потенциальных поставщиков, а также не исключает рисков завышения на этапах планирования.

В результате, вследствие отсутствия четких критериев, спортивными школами (в том числе с одинаковым профилем деятельности), где число детей меньше могут закладываться суммы, превышающие суммы школ с большим количеством воспитанников.

Справочно: в июле 2023 года в Сауранском районе образованы ДЮСШ № 2 (единоборства) и ДЮСШ № 1 (командные виды спорта), при этом средств на ДЮСШ № 2 выделено в 6 раз больше (23 млн и 4 млн тенге соответственно).

В ДЮСШ № 1 Созакского района (1066 спортсменов) выделено 11,5 млн тенге, № 1 Шардаринского района (1042 спортсменов) – 12,5 млн, № 1 Сарыагашского района (976 спортсменов) – 12 млн, № 3 города Кентау (736 спортсменов) – 8,2 млн, № 3 Казыгуртского района (656 спортсменов) – 8,4 млн, № 2 Созакского района (477 спортсменов) – 28,7 млн, № 2 города Туркестан (422 спортсмена) – 21 млн, № 1 Казыгуртского района (334 спортсменов) – 21,6 млн.

При этом, не исключено, что объем финансирования организации может также зависит от личных взаимоотношений их руководителей с руководством администратора бюджетных программ.

Вместе с тем, при нынешней ситуации в регионе в недостаточном объеме финансируются детско-юношеский баскетбол (3х3), художественная гимнастика, триатлон, пляжный волейбол, парусный спорт и фехтование и другие виды спорта (в 2023 году из выделенных на олимпийский спорт 6,9 млрд тенге, 43 % (3,06 млрд) выделено на футбол).

 VIII. СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

В Туркестанской области только 3 клуба имеют стадион на своем балансе (ФК «Мактаарал», ФК «Арыс» и ФК «Жетысай»).

Справочно: данные стадионы не отвечают требованиям УЕФА.

В поселках Шорнак Сауранского района (население более 12 тыс.) и Асыката Жетысайского района (более 13 тыс.) футбольные поля и стадионы вовсе отсутствуют.

В неудовлетворительном состоянии находятся стадионы и футбольные поля Сарыагашского, Мактааральского, Отырарского, Байдибекского районов и города Арыс (за последние 5 лет ремонтные работы не производились).

В принятом в эксплуатацию 30 ноября 2023 года футбольной площадке за 341,7 млн тенге (в н/п Оркенды, с/о Ынтымак, Жетысайского района) отсутствует газон (в ПСД предусмотрена укладка), что свидетельствует о рисках принятия не завершенного полностью объекта.

Введенный в эксплуатацию в 2020 году стадион «Туркестан-Арена» (стоимость строительства 16,7 млрд) с 2023 года закрыт на ремонтные работы для установки подогрева поля и устранения недостатков дренажной системы.

Между тем, согласно регламенту УЕФА по инфраструктуре стадионов, для III и IV категории стадионов предусматривается «подогрев и (или) покрытие поля (в зависимости от расположения и климатических условий).

Следует отметить, что футбольный сезон в Казахстане начинается с середины марта и заканчивается к концу октября, т.е. в теплый весенний период и до наступления холодов в регионе.

Фактически, КФФ своим решением, без согласования с отраслевым министерством и учета климатических условий региона, обязало установку подогрева поля, что привело к дополнительному выделению 276 млн тенге.

В результате, на сегодняшний день, ФК «Туран», ФК «Кыран», ФК «Томирис-Туран» фактически дислоцированы в городе Шымкенте (проживают и арендуют футбольные поля), а ФК «Туркестан» проводит домашние матчи в городе Арыс, а тренировки в городе Кентау.

Аналогично, ФК «Мактаарал» арендует стадион в городе Шымкент, где стоимость аренды за 1 матч Премьер-Лиги составляет 960 тыс. тенге, а матч Первой лиги – 400 тыс.

Предварительные расчеты показывают, что только от этих 4 команд владельцу стадиона в Шымкенте поступило более 880 млн тенге.

Наряду с этим, в регионе имеются проблемы по обеспечению необходимой спортивной инфраструктурой, ощущается недостаток крытых спортивных залов (потребность составляет 271 тыс. кв. м.), а уровень обеспеченности инфраструктурой в Келесском районе составляет всего лишь 6%, в Мактааральском – 11%, в Сауранском – 19%, в Ордабасинском – 28%.

Более того, у 28 подведомственных организации Управления спорта отсутствуют собственное здание и манежи, нуждаются в реконструкции 2 сооружения, в капитальном ремонте – 3, в текущем ремонте – 9.

Фактически, спортсмены вынуждены заниматься в ветхих спортивных сооружениях, а в некоторых районах (Байдибек, Ордабасы, Жетысай, Келес, Сайрам, Толеби, Отырар, Тюлькубас, Мактаарал) дети занимаются спортом в спортивных залах общеобразовательных школ только после 19.00 часов вечера.

Вместе с тем, несмотря на низкий уровень спортивной инфраструктуры и дефицит необходимых сооружений, Управлением спорта предпринимаются попытки передать спортивно-оздоровительный комплекс в доверительное управление без логического обоснования, а также в отсутствии экономической целесообразности в его передаче.

Таким образом, вместо развития спортивной инфраструктуры региона большая часть бюджетных средств направляются на не первостепенные вещи, подписание «непродуктивных» (в том числе пролоббированных) спортсменов,
а также в интересах коммерческим структур, занимающихся предоставлением спортивной инфраструктуры в аренду.

  1. РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

При изучении процедур, связанных с трудоустройством в подведомственные организации Управления спорта установлены риски при принятии на работу (в том числе по указанию должностных лиц Управления).

Так, прием на работу осуществляется без конкурсных процедур на основании приказа руководителя, что создает риск широты дискреционных полномочии при выборе кандидата, в том числе вследствие коррупционных проявлении.

Кроме того, первые руководители спортивных организации назначаются без конкурсных процедур и, как правило, с приставкой «и.о.», что позволяет в том числе назначать лиц, не соответствующих квалтребованиям.

При этом, не исключено, что таким способом на руководящие должности в организаций со значительным бюджетом могут назначаться «лояльные» либо «аффилированные» лица.

Наряду с этим, установлено 49 случая использования работниками подведомственных организациях Управления спорта поддельных дипломов об образовании.

Дата публикации
08 апреля 2024