Уважаемые депутаты!
В городе в сфере пассажирского транспорта работают
24 перевозчика, один из них – коммунальный, остальные – частные. Маршрутная сеть состоит из 164-х маршрутов. Ежедневно на линию выходят более 2100 единиц автобусов и троллейбусов. Их средняя регулярность достигла 95%.
В целях исполнения поручения Президента Республики, направленного на экологизацию общественного транспорта и обеспечение его привлекательности, планируется в срок до 2025 года закупить с учетом частных инвестиций 2 680 единиц новых автобусов и 200 троллейбусов, из них в этом году за счет местного бюджета - 600 автобусов и 100 троллейбусов, за счет частных инвестиций – 500 автобусов.
Как Вы знаете, сегодня тариф за проезд на общественном транспорте составляет 80 тенге. Он был установлен более 11 лет назад - в 2012 году.
Для поддержки развития общественного транспорта, в 2017 году тариф был дифференцирован в зависимости от способа платежа, в результате тариф при оплате безналичным способом - остался неизменным – 80 тенге, а при оплате наличными – 150 тенге.
Более чем за 10 лет стоимость по всем статьям расходов, связанных с обслуживанием маршрута, увеличилась в
3 раза.
К примеру, в 2012 году цена дизельного топлива составляла 90 тенге, а сейчас - 295 тенге, а стоимость газа составляла тогда - 33 тенге, а на сегодняшний день -
108 тенге. Прирост в целом составил в 3,3 раза.
Аналогичная ситуация сложилась и по остальным расходам, таким, как стоимость автобусов, шин, смазочных материалов, технического обслуживания и ремонта автобусов и т.д.
Из-за неизменного тарифа и значительного роста расходов с 2017 года по 2022 год объем выделенных бюджетных субсидий на пассажирские перевозки вырос в
183 раза, с 300 млн до 55 млрд тенге.
При этом надо отметить, что субсидирование пассажирских перевозок оказывать значительную нагрузку на местный бюджет города.
Сегодня, средняя фактическая себестоимость одной поездки одного пассажира на общественном транспорте составляет 425 тенге. Из них, пассажир оплачивает перевозчику всего лишь 80 тенге, а остальную часть –
345 тенге – акимат выплачивает перевозчику вместо пассажира.
В связи с вышеуказанными фактами, предлагается пересмотреть текущий тариф и установить при безналичной оплате - 100 тенге, при оплате наличными деньгами -
200 тенге.
Повышение тарифа позволить ежегодно сокращать объем субсидирования на 10 млрд. тенге. Они будут направляться на развитие общественного транспорта Алматы.
Для проведения публичных обсуждений все проекты постановления акимата были размещены и обсуждены на портале Egov «Открытые НПА».
По ним получены заключения научной антикоррупционной экспертизы и рекомендации Общественного совета города. Они также были согласованы с Комиссией по тарифам городских сообщений.
Согласно Закону о транспорте (статье 19), на такие проекты постановления акимата необходимо получить согласие от Маслихата города.
Повышение тарифа предусмотрено в пункте 3.3 Программы развития города Алматы до 2025 года и в пункте 8 Методики расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций от 13.10.2011 г. № 614.
Учитывая изложенное, прошу вас поддержать и согласовать повышение тарифа за проезд на общественном транспорте.
Доклад окончен!
Спасибо за внимание!