Лого

Меню

Страницы

Статья

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков Управления земельных отношений города Алматы (далее – Управление) в 2025 году

 

Аналитическая справка

по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков Управления земельных отношений города Алматы (далее – Управление) в 2025 году

Основание проведения ВАКР

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан                                   «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-У государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Концепцией антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы в системе противодействия коррупции основополагающим звеном определено выявление и минимизация коррупционных рисков, причин и условий, сопутствующих их возникновению. В целях исключения причин и условий коррупции в государственном и частном секторе Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» (далее – Закон) предусмотрен внутренний анализ коррупционных рисков, который направлен на выявление и изучение коррупциогенных факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений, по результатам принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Согласно Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утверждённых приказом Председателя Агентства №21 от 16 января                 2023 года целью проведения анализа, является повышение качества внутренних анализов коррупционных рисков в государственных органах, контроль и мониторинг исполнения рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также определение должностей, подверженных коррупционным рискам.

Также основанием для проведения внутреннего анализа является Единый график проведения внутренних анализов коррупционных рисков в государственных органах города Алматы на 2025 года, утвержденный руководителем аппарата акима города Алматы Жакибаевым А.Е., и согласованный Первым заместителем руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по городу Алматы Галымовым Ж.С..

Согласно Приказу от «22» мая 2025 г. № 42нқ ««О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в КГУ Управление земельных отношений города Алматы».

Период проведения с 1 по 30 июня 2025 года, охватываемый внутренним анализом коррупционных рисков – 2025 год.

Внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Управления проводился по следующим направлениям

  • анализ нормативных правовых актов и внутренних документов, регулирующих деятельность, его организационно-управленческой деятельности на наличие коррупционных рисков;
  • выявление коррупционных рисков, связанных с реализацией иных вопросов, вытекающих из организационно-управленческой деятельности:
  • выявление коррупционных рисков, связанных с управлением персоналом;
  • выявление коррупционных рисков, связанных с конфликтом интересов;
  • выявление коррупционных рисков в сфере государственных закупок;
  • выявление коррупционных рисков в сфере оказания государственных услуг.

Для сбора и обобщения собрана информация о деятельности Управления, в том числе отчётные данные и правовая статистика за проверяемый период.

Достоверность и актуальность источников информации, отчёты о деятельности Управления предоставлены структурными подразделениями Управления.

Наименование объекта внутреннего анализа коррупционных рисков

Управление является государственным местным органом, осуществляющим руководство в сфере земельных отношений на территории города Алматы.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными актами, Положением, а также внутренними нормативными документами Управления: Правилами, инструкциями, регламентами, положениями структурных подразделений и т.д.

В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан миссией КГУ «Управление земельных отношений города Алматы» является - создание условий для эффективного использования земли, управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений способствующих социально - экономическому развитию города Алматы и укреплению законности в сфере земельных отношений.

Управлением проводится целенаправленная работа по повышению эффективного использования земли, управлению земельными ресурсами и регулированию земельными отношениями, способствующими социально-экономическому развитию города Алматы и укреплению законности в сфере земельных отношений.

Цель Управления - повышение эффективности использования земельных ресурсов, обеспечивающее социально-экономический рост, экологическую безопасность и инвестиционную привлекательность города.

 

Задачи Управления:

1) обеспечение открытости и доступности всей земельной информации, а также повышение прозрачности и качества государственных услуг в сфере земельных отношений на основе цифровых технологий;

2) развитие геоинформационных систем и баз данных для лучшего использования земли и реализации новых бизнес-инициатив;

3) обеспечение учета земель для сбора арендной платы и иных платежей, предусмотренных законодательством;

4) изъятие земель для государственных нужд в целях перспективного развития города, с учетом интересов всех сторон;

5) оптимальное ценовое зонирование территории города и формирование кадастровой стоимости земельных участков;

6) обеспечение максимальной выгоды при реализации земель из государственного фонда.

Структура и лимит штатной численности Управления утверждаются в соотвествии с действующим закондательством Республики Казахстан.       

Место нахождения и адрес юридического лица: Республика Казахстан, город Алматы, Бостандыкский район, проспект Абая, 90.

Корпоративная электронная почта:  uzoalmaty@almaty.gov.kz

Номер телефонов +7 (727) 229 21-72.

 

Официальный сайт Управления

Сайт Управления земельных отношений города Алматы (ссылка на официальный сайт: https://www.gov.kz/uzoalmaty@almaty.gov.kz представляет собой официальный интернет-ресурс, предоставляющий исчерпывающую информацию о деятельности и структуре городского управления. Он обеспечивает прозрачность работы ведомства и доступность информации. Сайт обладает четкой и логичной структурой, что облегчает поиск необходимой информации. На главной странице представлены основные разделы, такие как общая информация об управлении, структура, направления деятельности, подведомственной организации, а также контакты и форма обратной связи. Интерфейс сайта понятен, что способствует удобству пользователей.

Основные разделы и содержание:

Общая информация: Предоставляет сведения об Управлении как государственном органе, его миссии и задачах в сфере регулирования земельных отношений.

Структура: Данный раздел описывает организационную структуру управления, включая информацию о руководстве и подразделениях.

Направления деятельности: Освещает ключевые направления работы управления, такие как создание условий для эффективного использования земли, управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений способствующих социально - экономическому развитию города Алматы и укреплению законности в сфере земельных отношений.

Подведомственная организация: Представляет информацию о проделанной работе по вопросам изъятия земельных участков для государственных нужд.

Пресс-центр: Представляет информацию о проделанной работе по вопросам регулирования земельных отношений и вопросам изъятия земельных участков для государственных нужд.

Контакты: Содержит адрес, номера телефонов, номер телефона доверия, электронную почту, социальные сети и местонахождение на карте.

Онлайн-приемная: Содержит информацию о работе онлайн-приемной.

Противодействие коррупции: Содержит информацию касательно деятельности по противодействию коррупции.   

Сайт Управления является инструментом коммуникации между государственным органом и населением. Он предоставляет полную и актуальную информацию о деятельности управления, способствует повышению прозрачности и доступности государственных услуг в сфере земельных отношений.

 

Информация об обращениях физических и юридических лиц

В период с 1 января по 1 июня 2025 года, в Управление поступило 7570 обращений от физических и юридических лиц, из них:

- заявлений – 7160;

- жалоб – 116;

- прочие заявления – 294.

         Из 7160 обращений рассмотрено 5216 обращений, т.е. 72%, перенаправлено в другие государственные органы – 1944 обращений, т.е. 27% обращений.

Основная масса перенаправленных обращений направляются в Управление городского планирования и урбанистики, Департамент по управлению земельными ресурсами города Алматы, НАО «Правительство для граждан» по городу Алматы, касательно вопросов предоставления координат земельных участков, копии государственных актов на земельные участки, самозахвата земельных участков, а также выдачи разрешительных документов на земельные участки.

Касательно организации личных приёмов:

- проведено 24 еженедельных личных приёмов 120 граждан и представителей юридических лиц, по результатам которых жалоб не поступало.

 

Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и внутренних документах, затрагивающих деятельность Управления

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными актами, Положением, а также внутренними нормативными документами Аппарата: Правилами, инструкциями, регламентами, положениями структурных подразделений, а также внутренними нормативными документами Управления (Правила, инструкции, регламенты, положения о структурных подразделениях и т.д.).

В ходе проведения ВАКР были изучены нормативные правовые акты, внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность Управления и его структурных подразделений.

Коррупционных рисков в нормативных правовых актах и внутренних документах, затрагивающих деятельность Управления не выявлено.

По направлению анализа - выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения были изучены следующие вопросы:

1) управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2) урегулирования конфликта интересов;

3) оказания государственных услуг;

4) реализации разрешительных функций;

5) реализации контрольных функций.

 

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления

Изучена следующая информация по штатной численности Управления за анализируемый период:

Структура Управления - 5 отделов.

Штатная численность Управления – 22 единиц, фактическая численность                19 единиц. 

Общая дисциплинарная практика:

В соответствии с Правилами формирования дисциплинарной комиссии и порядка наложения дисциплинарных взысканий на работников Управления предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Анализ вынесенных дисциплинарных взысканий показывает следующее:

- привлечены к дисциплинарной ответственности – 5 сотрудников;

Основными причинами увольнения работников – по инициативе работника.

Имеется приговор СМУС города Алматы от 17.02.2025 года по уголовному делу № 7598-24-00-1/131, где указаны кейсы за совершение которых признаны виновными и осуждены руководитель Управления Самамбетов А.М. и руководитель структурного подразделения Управления Жармухаметов Е.Ж. Справочно: приговор не вступил в законную силу.

Все кейсы, указанные в приговоре обсуждены и доведены до сведения коллектива Управления и подведомственного КГП «Қала жер орталығы» под роспись, с приглашением руководителя Управления превенции ДАПК по городу Алматы.

Других фактов увольнения по отрицательным мотивам за анализируемый период не имеется.

Других фактов привлечения работников к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения за анализируемый период отсутствует.

Фактов совершения работниками Управления коррупционных правонарушений уголовного и административного характера за анализируемый период – не имеется.

В личных делах всех работников Управления имеются справки/сведения об отсутствии судимости, полученные с базы «Информационный сервис» Комитета правовой статистики и специальных учётов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. Согласно базе данных АИС «Специальные учёты» работники Подведомственных предприятии не имеют судимости либо непогашенные судимости за уголовные преступления, а также не имеется сведений о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений за 2025г.

Фактов поощрения работников при наличии не снятых дисциплинарных взысканий за анализируемый период – не установлено.

Жалоб по кадровым вопросам, а также на принятие кадровых решений за анализируемый период – не имеется.

Фактов аффилированности при занятии вакантных должностей, находящихся в непосредственной подчинённости должности, занимаемой близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой) – не имеется.

В Управлении организована и проводится профилактическая работа в Управлении соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», направленная на профилактику коррупционной деятельности, а также повышение эффективности применения антикоррупционного законодательства в деятельности. На постоянной основе, проводятся разъяснительные и обучающие мероприятия для сотрудников по вопросам соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.

К примеру:

- семинар-совещание о соблюдении законодательства в сфере государственной службы, требований норм служебной этики государственных служащих и профилактике, и предотвращении коррупции от 26 февраля 2025 года (с участием Уполномоченного по этике акимата города Алматы);

- совещание по обсуждению эпизодов приговора в отношении государственных служащих Управленияи и работников подведомстенного КГП «Қала жер орталығы Управления земельных отношений города Алматы», где разъяснены вопросы противодействия коррупции 13 мая 2025 года (с участием руководителя Управления превенции ДАПК по городу Алматы).

Фактов непринятия мер дисциплинарного характера к лицам, совершившим или допустившим нарушения законодательства, нарушения или ограничения прав физических или юридических лиц – не установлено.

Предоставление ежегодного оплачиваемого трудового отпуска административным государственным служащим Управления осуществляется в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

Согласно плану-графику переподготовки и повышения квалификации, за проверяемый период обучены 3 сотрудников Управления.

Досрочно снятых дисциплинарных взысканий  – 1 сотрудник (основание для досрочного снятия взыскания имеется).

Выявление коррупционных рисков, связанных с конфликтом интересов

В рамках исполнения пп. 8 «Добропорядочность государственного аппарата» пункта 1.3. Плана действий по реализации Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы, утверждённого Указом Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2022 года необходима регламентация выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе как важный элемент неподкупности и регулирования конфликта интересов. Для этого необходима детальная регламентация выявления и урегулирования конфликта интересов с применением действенных мер ответственности, а также принципа "остывания" перед трудоустройством и после увольнения с государственной службы.

Управление конфликтом интересов на основании принципа обеспечения прозрачности и подотчетности – открытое декларирование личных интересов и выполнение должностных обязанностей в рамках предписанных процедур составляют основу обеспечения открытости и подотчетности, что способствует выявлению или урегулированию конфликта интересов.

В рамках исполнения подзадачи 2 «Установление фактов осуществления должностных обязанностей при наличии конфликта интересов» задачи №5 «Мониторинг соблюдения антикоррупционных ограничений» проектов Типового базового направления №4 (Предупреждение и противодействие коррупции) (далее-ТБН №4) данная подзадача реализуется кадровой службой государственного органа. В форме отчётности указываются должность и Ф.И.О. лиц, осуществляющего должностные обязанности при наличии конфликта интересов, образующие данный конфликт обстоятельства, сведения о мерах, принятых руководством государственного органа, организации.

За анализируемый период установлено, что меры по мониторингу и урегулированию конфликта интересов, были обеспечены должным образом.

Фактов совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников – не имеется.

Фактов осуществления должностных обязанностей при наличии конфликта интересов – не имеется.

Фактов использования служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ – не имеется.

        

Выявление коррупционных рисков в сфере государственных закупок

С целью минимизации коррупционных рисков, а также повышения эффективности и прозрачности процесса государственных закупок внедрены электронные государственные закупки, в которой автоматизированы все основные процедуры закупок и сокращены человеческие факторы, так же создан форматно логистический контроль, комплекс программных ограничений, устанавливаемый на веб-портале, направленный на обеспечение соблюдения пользователями веб-портала законодательства Республики Казахстан о государственных закупках.

Процедуры проведения государственных закупок в Управлении осуществляются согласно Закона РК «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК. и Правил осуществления государственных закупок утверждённых Приказом МФ РК от 11 декабря 2015 года №648, посредством веб-портала https://www.goszakup.gov.kz/. При размещении утверждённого Плана государственных закупок на веб-портале государственных закупок Управления соблюдаются сроки согласно п. 2 ст. 5 и ст. 43 Закона РК «О государственных закупках».

Кроме того: 

- фактов нарушения сроков направления проектов договоров Поставщику – не имеется;

- фактов нарушения сроков заключения договоров – не имеется;

- фактов нарушения сроков заключения договоров со вторым победителем, в случае если первый победитель уклонился от заключения договора о государственных закупках – не имеется.

Управлением соблюдаются требования, предъявляемые Законодательством к закупкам осуществляемым способом из одного источника.

Государственные закупки осуществляются по принципу эффективного и оптимального расходования денег, используемых для государственных закупок, гласности и прозрачности процесса государственных закупок.

По результатам проверки фактов аффилированности при проведении процедуры государственных закупок и занятие должностей, находящихся в непосредственно подчиненности должности, занимаемой близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (усыновителем), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой) не выявлено, необоснованного расширения круга возможных поставщиков и необоснованное затягивание или ускорение процесса осуществления закупок не установлено.

Согласно плану закупок, за анализируемый период было заключено:                         53 договора, в том числе:

  1. из одного источника путём прямого заключения договора – 25;

- Управлением закуп способом из одного источника путем прямого заключения проводится только в исключительных случаях – это финансирование подведомственного государственного предприятия Управления. При этом договора из одного источника путем прямого заключения осуществлялись с подведомственным государственным предприятием в соответствии с ЗРК «О государственных закупках» и ЗРК «Об обособом статусе города Алматы».

  1. электронный магазин – 9;
  2. запрос ценовых предложений – 7;
  3. открытый конкурс – 12;

Фактов аффилированности при проведении процедуры государственных закупок не выявлено.

Обращений по фактам нарушений коррупционного характера о нарушении действующих норм законодательства в рассматриваемый период – не поступало.

За всем процессом государственных закупок осуществляется камеральный контроль департаментом внутреннего государственного аудита посредством веб-портала государственных закупок. Целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушений, а также предоставление объекту государственного аудита права самостоятельного устранения нарушений. 

Нарушения законодательства в сфере государственных закупок, предусмотренные Уголовным кодексом РК, коррупционного и экономического характера не установлены.

План государственных закупок Управления размещен без нарушения сроков, установленных Законом РК «О государственных закупках».   

Риск: конфликта интересов или возможных коррупционных рисков не установлено.

Рекомендации:

- вести постоянный контроль за прозрачностью проведения государственных закупок, формирования технических спецификаций и приемки товаров, работ и услуг;

- использовать информационные системы для проверки благонадежности поставщиков.

 

Оказание государственных услуг

В настоящее время оказание государственных услуг является важной и стратегической задачей деятельности государственных органов, так как качественное оказание государственных услуг является одним из показателей экономического и социального развития страны.

Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 301 утверждены новые Правила оказания госуслуг в сфере земельных отношений, зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 октября 2020 года № 21366 и вступившие в силу 30 октября 2020 года после их официального опубликования в печатных изданиях.

Управлением земельных отношений г.Алматы уделяется огромное внимание по снижению коррупционных рисков оказания государственных услуг, практически исключен прямой контакт заявителя с услугодателем.

Одним из ключевых направлений в целях повышения качества предоставляемых услуг является перевод всех услуг в электронный формат, а также развитие электронных услуг и сервисов. Электронные услуги позволяют минимизировать контакты в процессе оказания услуг, упрощают исполнение обязательств, сокращают время и затраты на их получение.

Кроме того, электронную услугу можно получить в любое время суток в онлайн режиме не выходя из дома или офиса.

Управлением во исполнение рекомендации ВАКР в 2024 году внесены письма в МСХ РК по данному вопросу.

Управлением оказывается 7 видов государственных услуг, 5 услуг в электронном формате, 2 услуги на бумажном носителе.

Всего за 12 месяцев 2024 года предоставлено 9782 услуги, (через ЕГОВ 5362, через государственный орган 4420), из них:

  1. Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков – 5336 услуг;
  2. Продление срока аренды земельного участка – 2650 услуг;
  3. Определение делимости и неделимости земельных участков – 1741 услуга;
  4. 4. Выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ- 26 услуг;
  5. 5. Продажа земельного участка в частную собственность единовременно либо в рассрочку – 29 услуг;
  6. 6. Постановка на очередь на получение земельного участка – не осуществляется;
  7. 7. Согласование и выдача проекта рекультивации нарушенных земель – 0, обращений не имелось.

Всего за 5 месяцев 2025 года предоставлено 3375 услуг, (через ЕГОВ 2252, в электронном виде - 66,72 %, через государственный орган - 1123), из них:

  1. Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков – 2252 услуг;
  2. Продление срока аренды земельного участка – 506 услуг;
  3. Определение делимости и неделимости земельных участков – 702 услуг;
  4. 4. Выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ- 31 услуг;
  5. 5. Продажа земельного участка в частную собственность единовременно либо в рассрочку – 41 услуга;
  6. 6. Постановка на очередь на получение земельного участка – не осуществляется;
  7. 7. Согласование и выдача проекта рекультивации нарушенных земель – 0, обращений не имелось.

Риск: конфликт интересов и возможны коррупционные риски при консультировании посетителей. Уровень риска: средний.

Рекомендации:

- во втором полугодии текущего года провести подробный анализ по оказанию государственных услуг с указанием причин отказов;

- по результатам анализа принять соответствующие меры, направленные на улучшение качества оказания услуг и повышение уровня информированности населения о государственной услуге.

 

Вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд.

В 2025 году для государственных нужд под реализацию общественно-значимых проектов изъято 248 земельных участка, на сумму 18,5млрд. тенге. До конца 2025 года планируется изъять около 1235 земельных участков.

Осуществление функций по изъятию земельных участков для государственных нужд и в рамках выполнение данной функции оказание консультаций и на стадии подготовки документов происходит контакт с клиентами.

В приговоре СМУС города Алматы от 17.02.2025 года по уголовному делу І 7598-24-00-1/131 указаны кейсы за совершение которых признаны виновными и осуждены руководитель Управления и руководитель структурного подразделения Управления. Справочно: приговор не вступил в законную силу.

Все кейсы, указанные в приговоре обсуждены и доведены до сведения коллектива Управления и подведомственного КГП под роспись, с приглашением руководителя Управления превенции ДАПК по городу Алматы.

Риск: конфликт интересов и возможные коррупционные риски. Уровень риска: высокий.

Рекомендации:

- Усилить и возложить контроль за деятельностью работников отдела изъятия Управления и отдела изъятия и КГП на ПХВ «Қала жер орталығы» за руководителями структурных подразделений соответственно;

- Руководителям отдела изъятия Управления и отдела изъятия и КГП на ПХВ «Қала жер орталығы» принять меры предупредительного и профилактического характера;

- Обеспечить запрет на прием документов и консультирование граждан специалистами Управления;

- Обеспечить прием и выдачу документов только через канценлярию управления и КГП на ПХВ «Қала жер орталығы».

 

  1. Реализация разрешительных функций

В Управлении отсутствуют разрешительные функции.

  1. Реализация контрольных функций

В Управлении отсутствуют контрольные функции.

Кроме того, проведен мониторинг публикаций в средствах массовой информации на предмет выявления негативных материалов в отношении государственных служащих Управления.

За исследуемый период негативных материалов не выявлено.

 

Рабочая группа:

Председатель рабочей группы -

заместитель руководителя

Управления земельных

отношений города Алматы                                                          Т.Т.Турсбеков

 

Члены рабочей группы:

Руководитель отдела

правового обеспечения                                                                          Д. Темир

 

Руководитель отдела регулирования

земельных отношений                                                                   Г.Жолдасбаева

 

Руководитель отдела изъятия

и резервирования земель                                                                     Д.Асқарұлы

 

И.о. руководителя отдела

арендных отношений и аукциона                                              А.Кадирбердиева

Дата публикации
17 июля 2025
Дата обновления
17 июля 2025
Тип
Отчет

Сейчас читают

Полезная информация
22 июля 2025
План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных в результате ВАКР за 2025 год
Отчет
17 июля 2025
Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков Управления земельных отношений города Алматы (далее – Управление) в 2025 году
Отчет
02 июня 2025
Отчет о проводимой Управлением работе по реализации государственной политики в сфере земельных отношений на территории города Алматы за 12 месяцев 2024 года и План работы на 2025 год

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации