I Введение
Полное наименование объекта внутреннего анализа коррупционных рисков: Коммунальное государственное учреждение «Управление занятости и социальных программ города Алматы» (далее - Управление).
Основание проведения внутреннего анализа: Приказ руководителя Управления от 18 сентября № 68.
Период проведения внутреннего анализа: с 18 сентября по 15 октября 2023 года. Анализируемый период деятельности объекта внутреннего анализа: III квартал 2023 года.
Анализ проведен по направлению: разработка и эксплуатация информационных систем.
В качестве аналитических источников использованы нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность Управления (законы, Положение, приказы, правила и иные НПА, результаты проверок уполномоченных органов), внутренние документы Управления, материалы и документы, находящиеся в свободном доступе.
Разработка и эксплуатация информационных систем.
Коммунальное государственное учреждение «Управление занятости и социальных программ города Алматы» (далее - Управление), в соответствии с положением, утвержденным постановлением акимата города Алматы от 1 июня № 2/249, является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере занятости и социальной защиты населения на территории города Алматы.
Во исполнение поручения Главы государства с 1 апреля текущего года завершена процедура децентрализации функций государственных органов города. Переданы некоторые функции Управления по вопросам социальной поддержки уязвимых слоев населения (далее - СУСН), передан штат 8 районных отделов занятости и социальных программ в районные аппараты акимов, в том числе передано оказание 15 государственных услуг. При этом на сегодняшний день Управление осуществляет общую координацию 23 услуг.
Справочно: Переданы функции по оказанию 16 видов соц. помощи по решению маслихата, назначение и выплата АСП, жилищной помощи, выдача разрешений трудовым иммигрантам, прием документов на оказание ССУ, обеспечение лиц с инвалидностью тифло-техническими средствами, сан. кур лечение и т.д. оказываются через 15 государственных услуг. Общая сумма переданного бюджета составляет в размере 12 414 млрд. тенге.
Управление в рамках установленной компетенции не осуществляет разработку информационных систем, при этом для реализации поставленных целей использует следующие информационные системы в том числе при оказании 8 государственных услуг:
Информационная система «Е-Обращение» (Е-Өтініш - единая платформа приема и обработки всех обращений граждан);
Автоматизированная информационная система (далее-АИС) «Е-собес» (аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации бизнес-процессов оказания социальной помощи в материальном и натуральном выражении, специальных социальных услуг, формирования, ведения и использования базы данных мероприятий, проводимых местными исполнительными органами);
Веб-портал «электронного правительства» (информационная система, представляющая собой единое окно доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, и к государственным услугам, услугам по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услугам субъектов квазигосударственного сектора, оказываемым в электронной форме);
Цифровая карта семьи (аналитическое решение, реализованное на информационно-коммуникационной платформе «электронного правительства», которое позволяет формировать и сегментировать списки семей (лиц) по уровню их социального благополучия. Сведения Цифровой карты семьи являются основанием для определения потенциально нуждающихся лиц (семей) в мерах социальной защиты, в том числе оказания проактивных государственных услуг государственными органами и (или) организациями);
Документолог (ОДО) (информационная система, обеспечивающая автоматизацию всех стандартных функций делопроизводства, движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления);
6. Информационный портал "Социальная защита лиц с инвалидностью" (inva.gov.kz карта доступности) (информационная система, предоставляющая информацию о доступности объектов, оборудованных для лиц с особыми потребностями);
АИС «Рынок труда» (аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности уполномоченного органа по вопросам занятости населения, местных органов занятости населения, центров занятости населения, центра развития трудовых ресурсов и межведомственного взаимодействия в целях предоставления государственных услуг населению в социально-трудовой сфере);
Информационный портал «Енбек кз» (единая цифровая площадка по трудоустройству, обеспечивающая возможности для поиска работы и содействия в подборе персонала);
Интранет-портал государственных органов (ИПГО) (информационнаясистема, предназначенная для автоматизации ведомственных и межведомственных бизнес–процессов государственных органов);
Портал социальных услуг (объект информатизации, представляющий собой единую точку доступа к товарам и услугам, предоставляемых поставщиками для лиц с инвалидностью, на условиях возмещения местными исполнительными органами их стоимости в пределах гарантированной суммы в соответствии с Социальным Кодексом Республики Казахстан);
АИС «Иностранная рабочая сила» (информационная система, предназначенная для регистрации, выдачи разрешений, справок, мониторинга иностранных работников, привлекаемых работодателями или самостоятельно прибывающих для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан);
АИС «Кандас» (информационная система, предназначенная для автоматизации процесса предоставления государственной услуги для этнических казахов и кандасов).
При этом в ходе проводимого внутреннего анализа коррупционных рисков (ВАКР) выявлены следующие недостатки в работе используемых информационных систем:
По обеспечению лиц с инвалидностью (далее - ЛСИ) техническими вспомогательными средствами и услугами реабилитации согласно индивидуальной программе абилитации и реабилитации:
При использовании АИС «Е-собес» и «Портал социальных услуг» имеется ряд проблемных вопросов (заявления подлежат регистрации в АИС «Е-собес», где ведется электронный учет заявлений. АИС «Е-собес» имеет интеграцию с платформой «Портал социальных услуг». Лица с инвалидностью через Портал социальных услуг обеспечиваются средствами и услугами реабилитации у поставщиков, зарегистрированных на Портале социальных услуг):
1) Отсутствие возможности у ЛСИ размещения отзывов/оценок о качестве исполнения/неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств на Портале социальных услуг (Согласно Правилам регистрации поставщиков товаров и (или) услуг или их снятия с регистрации на портале социальных услуг, а также допуска товаров и (или) услуг на портал социальных услуг, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 285, лицо с инвалидностью не позднее четырнадцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении поставщиком взятых на себя обязательств, размещает на портале социальных услуг соответствующую информацию для принятия мер в отношении поставщика Портала и восстановления прав лица с инвалидностью).
Функционал по размещению информации о ходе исполнения поставщиком заказа работает для ЛСИ только после его исполнения (загрузки поставщиком документов об исполнении заказа), тем самым в ходе исполнения заказа ЛСИ не может разместить соответствующий отзыв его надлежащего исполнения (сроки исполнения заказа, качество обслуживание и т.д.).
Рекомендовано: внести предложение в Министерство труда и социальной защиты населения РК (далее - МТСЗН) и заинтересованные организации по добавлению функционала на Портал социальных услуг для ЛСИ по размещению отзыва о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств в процессе исполнения заказа.
2) На портале Социальных услуг отсутствует функционал регистрации филиалов (согласование с регионом) организаций поставщиков, предоставляющих услуги из других регионов Казахстана.
Необходимо учесть, что поставщики товаров, работ и услуг имеют возможность/право для открытия филиала в другом регионе, но при этом регистрация/открытие филиала фактически осуществляется после регистрации организации, а филиал вносится в портал. Тем самым, отсутствует возможность проверки при открытии на соответствие установленным требованиям.
Рекомендовано: внести предложение в МТСЗН и заинтересованные организации по рассмотрению вопроса регистрации на портале Социальных услуг филиалов организаций Поставщиков.
3) Отсутствует своевременное информирование ЛСИ на портале Социальных, в случае отказа поставщика в обеспечении и (или) оказании услуги.
При подаче заявки на оказание услуг или приобретение необходимых товаров ЛСИ поставщик вправе отказаться от принятия заявки, путем направления уведомления через Портал. При этом ЛСИ зачастую об отказе не знают, по причине его крайне редкого посещения.
Рекомендовано: внести предложение в МТСЗН и заинтересованные организации по рассмотрению вопроса об альтернативном уведомлении в случае отказа регистрации на портале Социальных услуг филиалов организаций Поставщиков.
При оказании государственной услуги «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов».
На территории города Алматы предоставляется социальная помощь отдельным категориям нуждающихся граждан на основании решений маслихата города Алматы от 23 июля 2015 года № 347 «Об утверждении Правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан в городе Алматы» и от 9 августа 2023 года № 37 «Об утверждении Правил оказания социальной помощи и установления размера выплаты компенсации отдельным категориям нуждающихся граждан в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги», при этом услуга оказывается 3 способами:
1) услугодателя;
2) акима поселка, села, сельского округа (далее – аким сельского округа);
3) веб-портал «электронного правительства».
При оказании через веб-портал «электронного правительства» не все категории нуждающихся граждан могут воспользоваться данной услугой (не соответствие категорий решениям маслихата), что приводит к ущемлению прав на ее получение.
Рекомендовано: внести предложение в МТСЗН и заинтересованные организации по рассмотрению вопроса по расширению категорий при оказании государственной услуги «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов».
Руководитель Б. Жаубасов
Вносит:
Рабочая группа по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков Управления занятости и социальных программ города Алматы:
Вр.и.о. заместителя руководителя
(руководитель рабочей группы) Ж. Галиев
Руководитель отдела координации
государственных услуг и
информационных технологий А. Сапарханов
Руководитель отдела координации
социальных выплат Г. Мухаметова
И.о. руководителя отдела
миграционных процессов К. Галиева
И.о. руководителя отдела развития
рынка труда А. Рашид
Руководитель отдела равных
возможностей А. Султангазиев
Руководитель отдела по работе
с медико-социальными учреждениями А. Осербаев
Главный специалист отдела
доступности С. Кайырбеков
И.о. главного специалиста юридического
отдела (секретарь рабочей группы) Ж. Үмен
ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЛИ ВОЗРАЖЕНИЙ ПРОСИМ ОСТАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ В ТЕЧЕНИЕ 5 РАБОЧИХ ДНЕЙ