Аналитическая справка
по проведенному анализу коррупционных рисков
Управления государственных активов города Алматы
Приказом и.о. руководителя Управления государственных активов города Алматы (далее - Управление) от 25 декабря 2019 года № 771для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков создана рабочая группа.
В соответствии с пунктом 8 Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, в Управлении проведен внутренний анализ коррупционных рисков по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.
По результатам внутреннего анализа коррупционных рисков, проведенного вовтором полугодии 2019 года, были выявлены дискреционные полномочия и нормы в Правилах передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212 (далее – Правила).
Так, в соответствии с пунктом 6 Правил, договор заключается на срок не более трех лет с правом продления срока действия договора при надлежащем выполнении условий договора. Продление срока действия договора осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к основному договору. Дополнительное соглашение к основному договору заключается на основании заявления нанимателя о продлении срока действия договора и решения наймодателя, если не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока договора, балансодержатель не предоставил наймодателю письменный отказ в продлении срока действия договора с указанием причины отказа.
Вместе с тем, в случае получения от балансодержателя письменного отказа,присутствует риск принятия сотрудником Управления решения оботказе в продлении договора по необъективным основаниям балансодержателя.
В связи с этим, предлагаем внести дополнения в Правила в части наделения наймодателя полномочием по созданию комиссии с выездом на объект аренды для подтверждения (не подтверждения) обоснованности отказа балансодержателя пролонгировать договор.
Данные меры позволят принять объективное решение по пролонгации договора либо отказу в его продлении.
ІІ. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения воII полугодии 2019 года
В организационно-управленческой деятельности Управления за отчетный период коррупционных рисков не выявлено.
Реализация разрешительных и контрольных функций не предусмотрена Положением о коммунальном государственном учреждении «Управление государственных активов города Алматы», утвержденным постановлением акимата города Алматы от 4 февраля 2019 года № 1/82.
Также, следует отметить, что некоторые ранее выявленные коррупционные рискиприняты во внимание соответствующими органами и устранены.
По результатам внутреннего анализа коррупционных рисков, проведенного в первом полугодии 2017 года, были выявлены дискреционные полномочия и нормы в Правилахпередачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212.
В целях устранения выявленных коррупционных рисков, руководителем рабочей группы был утвержден План мероприятий.
1) Так, в соответствии с пунктом 6 Правил, договор считается прекращенным по истечении установленного договором срока. При этом продление срока договора аренды Правилами не предусмотрено.
Вместе с тем, в типовом договоре имущественного найма (аренды) государственного имущества, утвержденном приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 211 (далее - Договор), наниматель имеет право за месяц до истечения срока договора аренды подать письменное заявление о желании продлить договор аренды и наймодатель вправе его продлить (п.п. 4 п. 7, п.п. 10 п. 10 Договора).
Таким образом, нормы Правил не корреспондируются с положениями Договора, тем самым создавая дискреционные полномочия в части принятия решения о продлении договора аренды либо об отказе в продлении.
Согласно ст. 557 Гражданского кодекса РК, наниматель, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, по истечении срока договора при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора имущественного найма на новый срок.
Меры, принятые Управлением для устранения риска:
В связи с этим, в целях предотвращения совершения коррупционных правонарушений, Управлением было направлено письмо от 09.03.17г. №4-49.308-и в Министерство национальной экономики РК с предложением четко регламентировать в Правилах вопрос пролонгации договора аренды на новый срок.
2) В настоящее время заключение (подписание) и пролонгация договоров аренды осуществляется в ручном формате на основании протокола итогов тендера и заявления о пролонгации договора.
Меры, принятые Управлением для устранения риска:
Для исключения прямого «контакта» с физическими и юридическими лицами, в адрес Министерства национальной экономики РК направлено письмо от 09.03.17г. №4-49.308-и о внедрении электронного формата заключения (подписания) и пролонгации договоров имущественного найма с помощью ЭЦП на площадке gosreestr.kz.
Вышеуказанные предложения Управления государственных активов города Алматы, направленные в уполномоченный орган, были приняты во внимание и в настоящее время отражены в приказе Министра национальной экономики РК «О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики РК от 17 марта 2015 года № 211 «Об утверждении типового договора имущественного найма (аренды) государственного имущества» и в приказ Министра национальной экономики РК от 17 марта 2015 года № 212 «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду)».