Меню

Страницы

Статья

Права исполнителей

Исполнитель - это актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте, интерпретирует или иным образом исполняет произведения литературы и (или) искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер) или произведения народного творчества, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер (подпункт 24) статьи 2 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»).

Исполнитель обладает правами, известные как «смежные права».

Исполнителю исполнения принадлежат личные неимущественные и имущественные права как: право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации), право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Исключительные права исполнителя на использование исполнения или постановки означают право разрешать или запрещать осуществление записи ранее незаписанного исполнения или постановки, воспроизведение непосредственно или косвенно записи исполнения или постановок в любой форме, передачи в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю или доведение до всеобщего сведения исполнение или постановку без использования записи исполнения или постановки, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю или доведение до всеобщего сведения запись исполнения или постановки, сдачу в прокат (внаем) опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записано исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения на фонограмму переходит к производителю фонограммы. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат (внаем) экземпляров такой фонограммы.

Вопросы охраны и защиты интеллектуальной собственности вышли за пределы границ государства. Принят ряд международных соглашений по вопросам авторского права и смежных прав.

Права исполнителей охраняются различными международными договорами, такими как Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) (30 марта 2012 года) и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по исполнениям и фонограммам                              (16 апреля 2004 года).

По сравнению с договорами, касающимися прав авторов, международные соглашения о правах исполнителей являются относительно недавним событием. Многосторонние соглашения о правах авторов существуют с момента подписания Бернской конвенции в 1886 году. Напротив, многосторонние договоры не касались прав исполнителей до 1961 года, когда была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. Римская конвенция предоставила исполнителям право предотвращать несанкционированную трансляцию и запись их живых выступлений.

До принятия Римской конвенции в 1961 году артисты и исполнители сталкивались со всеми трудностями в мире, чтобы получить права и                                        защиту на свои исполнения.

С момента ее утверждения артисты и исполнители получили смежные права.

Стоит отметить, что в 1996 году Договор ВОИС по исполнению и фонограмме (ДИФ) впервые признал личные неимущественные права исполнителей в каком-либо международном договоре.

Также данный договор, предоставляет исполнителям имущественные права (право на предоставление) в виде доведения до всеобщего сведения, средствами как проводной, так и беспроводной связи любого исполнения, записанного в виде фонограммы, таким образом, чтобы представители публики могли иметь к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору. Это право касается и интерактивной передачи, осуществляемой по запросу в сети Интернет.

Существует много общего между смежным правом исполнителя и авторским правом. Подобно автору произведения, исполнитель имеет право на сообщение для всеобщего сведения, право на воспроизведение, право на распространение и другие права, указанные в статье 37 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах».

Актер, музыкант, комик или исполнитель, представляющий произведение, может получить соответствующую защиту прав на свое исполнение, как и драматический текст, композиция или другое произведение, лежащее в основе спектакля, имеющее свою собственную защиту авторских прав.

Обращаем внимание, что права исполнителя распространяются только на художественное исполнение этого исполнителя, а не на само произведение (созданное автором).

Таким образом, для одного и того же произведения (например, песни) может быть несколько интерпретаций (несколько певцов, которые интерпретируют одну и ту же песню). Каждый певец имеет право передавать в эфир, сообщать для всеобщего сведения по кабелю или доводить до всеобщего сведения интерпретацию его песни, но не на саму песню. Это и является особенностью смежного права исполнителя, так мы возвращаемся к различию с авторским правом.

Смежное право защищает только интерпретацию произведения, а авторское право защищает само произведение.

Тем не менее, иногда одно и то же физическое лицо может быть автором и исполнителем. Если тот, кто пишет песню (текст или музыку), также является тем, кто ее исполняет, то в этом случае одно и то же лицо будет обладать авторским правом и смежными правами.

Необходимые условия для того, чтобы исполнитель мог воспользоваться смежным правом, заключаются в следующем: он должен интерпретировать или исполнять произведение.

Интерпретация или исполнение понимается в широком смысле.                    Это может быть пение, декламация, игра, танцы и т.д.

Даже дирижеры и режиссеры считаются исполнителями, несмотря на то, что их интерпретация произведения является лишь косвенной.

Исполнение не должно быть «оригинальным» (классическое требование авторского права), оно может быть просто «художественным».

Следует отметить, что для возникновения смежного права, исполняемое произведение должно быть оригинальным и охраняться авторским правом. Однако не обязательно, чтобы само произведение по-прежнему охранялось авторским правом.

То есть произведение, которое перешло в общественное достояние (срок действия авторского права истек), может исполняться, и такое исполнение будет охраняться смежным правом.

Так в случае, если пианист играет «Похоронный марш» Шопена в 2023 году, он может воспользоваться своим смежным правом для защиты на свое исполнение, даже если Шопена нет в живых более 70 лет и «Похоронный марш», как произведение, больше не охраняется авторским правом.

Хотелось бы отметить тот факт, что спортсмены, модели, участники реалити-шоу, теле- или радиоведущие, люди, участвующие в репортаже или документальном фильме как, правило, не считаются исполнителями и не имеют смежного права, поскольку они не исполняют произведение авторского права.

Однако, необходимо, быть осторожным, так как в каждом конкретном случае все может быть по-разному.

Так, при рассмотрении примера со спортсменами, можно сказать, что в случае с футболистами ясно то, что они не исполняют произведение авторского права, однако если обратить внимание на спортсменов, занимающихся фигурным катанием или синхронным плаванием, то в их случае присутствует хореография в их действиях, которая является объектом авторского права.

То же самое относится и к участнику реалити-шоу: если он осуществляет действия, не прописанные сценарием и это его естественное поведение, то такое лицо не будет являться исполнителем. Но если бы он играл актерскую роль (так как иногда реалити-шоу пишут по сценарию), то все могло быть иначе: он был бы уже не просто самим собой, а настоящим актером.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо изучать, какую роль лицо фактически сыграло в том или ином конкретном деле, и только после детального рассмотрения можно будет сказать, является ли это лицо субъектом смежных прав.

В Республике Казахстан права в отношении исполнителя, действуют в течение 70 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя такие как: право на имя, а также на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству (право на защиту репутации) исполнителя охраняются бессрочно (пункт 1 статьи 42 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»).

Следует помнить, что исполнитель имеет право разрешать или запрещать осуществление записи ранее незаписанного исполнения или постановки, воспроизведение непосредственно или косвенно записи исполнения или постановок в любой форме, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю или доведение до всеобщего сведения исполнение или постановку без использования записи исполнения или постановки, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю или доведение до всеобщего сведения запись исполнения или постановки, сдачу в прокат (внаем) опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записано исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения на фонограмму переходит к производителю фонограммы. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат (внаем) экземпляров такой фонограммы.

Таким образом, записывая живые выступления, транслируя, распространяя исполнения среди публики, на радио, телевидении, потоковых онлайн-платформах, а также адаптируя выступления в других формах, таких как мюзиклы или фильмы обязательно необходимо получить согласие исполнителей.

 

Дата публикации
30 июня 2023
Дата обновления
30 июня 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация для населения
03 мая 2024
Вопросы и ответы по Закону «Об общественном контроле»
Направления
22 апреля 2024
Сотрудничество
Направления
22 апреля 2024
Обращение соискателям

Социальные медиа

Instagram
YouTube
Facebook

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития