1. Что является основными принципами дорожного движения?
Согласно ст. 3 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V, основными принципами дорожного движения являются:
1) приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения;
3) соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
4) системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения.
2. Каким образом осуществляется допуск транспортных средств и лиц, управляющих ими, к участию в дорожном движении?
В соответствии со ст. 60 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V, допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Республики Казахстан осуществляется путем:
1) подтверждения соответствия транспортных средств, предметов оборудования и запасных частей, которые устанавливаются и (или) используются на транспортных средствах;
2) государственной регистрации и учета транспортных средств с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков;
3) проведения обязательного технического осмотра транспортных средств;
4) выполнения условий для допущения к международному движению.
Допуск лиц к участию в дорожном движении на территории Республики Казахстан осуществляется путем:
выдачи удостоверений на право управления транспортными средствами.
3. Какие виды транспортных средств подлежат государственной регистрации?
Согласно ст. 64 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V, государственной регистрации в уполномоченном органе подлежат следующие виды механических транспортных средств и прицепов:
1) легковые, грузовые автомобили, автобусы, включая изготовленные на их базе специальные автомобили, и троллейбусы;
2) мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более пятидесяти километров в час;
3) прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями.
Государственной регистрации в органах военной полиции подлежат механические транспортные средства и прицепы к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, за исключением Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан.
Государственной регистрации не подлежат: боевые транспортные средства, тракторы, включая изготовленные на их базе самоходные шасси и механизмы, прицепы, используемые как технологический транспорт вне дорог; трамваи и другие рельсовые механические транспортные средства; легковые, грузовые автомобили и автобусы, включая изготовленные на их шасси специальные автомобили, мотоциклы и мотороллеры, прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями, зарегистрированные в других государствах и ввезенные на территорию Республики Казахстан на срок менее одного года.
4. В каких случаях прекращается право на управление транспортными средствами?
Согласно п.1. ст.75 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V, основаниями прекращения права на управление транспортными средствами являются:
1) истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
2) ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Досрочное направление водителя механического транспортного средства на повторный медицинский осмотр является основанием приостановления права управления транспортным средством;
3) несдача экзамена для проверки знания правил дорожного движения в течение двух месяцев со дня получения постановления о направлении водителя на проверку знания правил дорожного движения;
4) лишение права на управление транспортными средствами.
Прекращение права на управление транспортными средствами по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 3) данного пункта, осуществляется по решению суда в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан, по иску уполномоченного органа (должностного лица).
5. Каков порядок снятия с учета транспортных средств?
Согласно п.57 Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства, приложение 1 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862, для снятия с учета транспортного средства их владельцы (представители владельцев) представляют документы, указанные в подпунктах 2), 7), 9), 12), 13) пункта 16 данных Правил, а также сдают ГРНЗ.
В случае осуществления регистрационных действий в отношении транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения таким объектом лицом, передающим права собственности, вносится в бюджет до совершения указанных действий в порядке, установленном Налоговым Кодексом.
Снятие с учета производится только после исполнения запросов об отсутствии каких-либо ограничений на снятие с учета по информационным ресурсам органов внутренних дел.
После принятия решения должностным лицом уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения о снятии транспортного средства с учета информация об этом вносится в ЕИС.
6. Кем осуществляется контроль в сфере дорожного движения?
В соответствии со ст.22 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК, к должностным лицам, осуществляющим государственный контроль и надзор, относятся:
1) главный государственный инспектор Республики Казахстан по обеспечению безопасности дорожного движения – руководитель ведомства уполномоченного органа;
2) заместители главного государственного инспектора Республики Казахстан по обеспечению безопасности дорожного движения – заместители руководителя ведомства уполномоченного органа;
3) государственные инспекторы Республики Казахстан по обеспечению безопасности дорожного движения – специалисты по государственному контролю ведомства уполномоченного органа;
4) главные государственные инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы по обеспечению безопасности дорожного движения – руководители территориальных подразделений уполномоченного органа;
5) заместители главных государственных инспекторов областей, городов республиканского значения, столицы по обеспечению безопасности дорожного движения – заместители руководителей территориальных подразделений уполномоченного органа;
6) государственные инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы, городов областного значения, районов по обеспечению безопасности дорожного движения – специалисты по государственному контролю территориальных подразделений уполномоченного органа.
7. Каким образом проводится обучение правилам дорожного движения?
Согласно ст.45 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V, обучение правилам дорожного движения проводится на основе примерных программ и методических рекомендаций.
Обучение правилам дорожного движения проводится в организациях образования независимо от форм собственности, реализующих образовательные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования в порядке, установленном уполномоченным органом в области образования.
8. Какие права и обязанности предусмотрены для пешеходов?
В соответствии со ст.56 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V, пешеход имеет право требовать от компетентных органов, владельцев дорог, переездов и других дорожных сооружений обеспечения необходимых условий для безопасного движения.
Пешеход обязан:
1) передвигаться по тротуарам и обочинам, пешеходным дорожкам и другим местам, обустроенным и приспособленным для движения;
2) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, при их отсутствии в пределах видимости – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка – под прямым углом к краю проезжей части дороги;
3) не создавать при пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода помех для движения транспортных средств и не выходить из-за стоящего транспортного средства, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств;
4) выходить на проезжую часть дороги на нерегулируемых пешеходных переходах будучи уверенным, что переход будет для него безопасен;
5) ожидать маршрутное транспортное средство и такси на остановочных пунктах, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
Пешеходу запрещается:
1) переходить проезжую часть дороги вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы в населенном пункте, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения;
2) находиться на автомагистралях.
9. Что относятся к регистрационным данным транспортного средства?
Согласно ст.72 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V, к обязательным регистрационным данным транспортного средства, вносимым в документ о государственной регистрации и подлежащим государственному учету в информационной системе уполномоченного органа, относятся следующие основные сведения:
1) буквенно-цифровое обозначение государственного регистрационного номерного знака;
2) год выпуска транспортного средства;
3) марка и модель транспортного средства;
4) категория или подкатегория на право управления этим транспортным средством;
5) идентификационный номер или номер шасси (кузова, рамы), присвоенный организацией-изготовителем транспортных средств;
6) цвет;
7) объем двигателя, мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах;
8) фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица или наименование юридического лица – владельца транспортного средства;
9) адрес места жительства для физического лица, места нахождения юридического лица или его филиала;
10) наименование органа регистрации транспортных средств;
11) дата ввоза легковых автомобилей на территорию Республики Казахстан для целей исчисления налога на транспортные средства.
При этом уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения вправе дату ввоза определять на основании сведений органов государственных доходов.
В целях данного подпункта в качестве даты ввоза легковых автомобилей на территорию Республики Казахстан указывается «до 1 января 2014 года» или «после 31 декабря 2013 года».
С 1 января 2015 года датой ввоза легковых автомобилей, ввезенных на территорию Республики Казахстан, считается дата их первичной государственной регистрации;
12) страна-изготовитель легковых автомобилей (Казахстан (прочие).
Уполномоченный орган в сфере таможенного дела после совершения таможенных операций, связанных с выпуском транспортных средств, направляет сведения в единую информационную систему государственной регистрации транспортных средств уполномоченного органа в порядке, определяемом совместным актом