Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от «___» ___________
№ ___
Концепция развития
сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан
на период 2021 по 2025 годы
Содержание
Глава 1. Введение
Глава 2. Анализ текущей ситуации и тенденции
Глава 3. Международный опыт в формировании законодательства в области интеллектуальной собственности
Глава 4. Цель, задачи, принципы и основные подходы в сфере интеллектуальной собственности Республики Казахстан
Глава 5. Ожидаемые результаты и этапы реализации Концепции
Глава 6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции
Глава 1. Введение
В современных условиях одним из ресурсов экономического роста каждого государства являются интеллектуальные ресурсы - результаты интеллектуальной творческой деятельности человека.
Республикой Казахстан достигнуты значительные успехи в обеспечении охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
В настоящее время наблюдается дальнейшее динамичное развитие Казахстана в данной сфере.
Эффективное совершенствование национального законодательства, усиление потенциала органов в сфере интеллектуальной собственности, а также прогресс в цифровизации услуг способствуют ежегодному росту количества заявок и заявлений, подаваемых в целях получения охраны на создаваемые объекты интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, экономические процессы, происходящие в обществе, потребовали от современного менеджмента изменения приоритетов при формировании стратегий управления интеллектуальной собственностью.
Возросла необходимость усиления координации взаимодействия между структурами, участвующими в защите и охране прав на интеллектуальную собственность, укрепления эффективности мер защиты нарушенных прав и квалификации судов, обучения экспертов, а также повышения осведомленности населения о роли интеллектуальной собственности в экономическом развитии государства.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с требованиями Системы государственного планирования, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, положениями Правил разработки концепции, доктрины, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 211, и обусловлена долгосрочными приоритетами, обозначенными в Стратегическом плане развития Казахстана (Казахстан - 2030) и Стратегии 2050.
Концепция разработана с учетом предложений международных и национальных экспертов в области интеллектуальной собственности, основанных на проведенном анализе национального законодательства и политики в данной области, консультациях с представителями заинтересованных компетентных сторон.
Концепция является стратегическим документом и определяет основные направления развития сферы интеллектуальной собственности на период с 2021 по 2025 года, включая представление обоснований по проводимой государственной политике, ее основных принципов и подходов.
Концепция направлена на последовательное решение проблемных вопросов в области интеллектуальной собственности путем обеспечения баланса соблюдения прав владельцев интеллектуальной собственности и их интересов, а также повышение перспектив развития системы интеллектуальной собственности как важнейшего компонента по содействию инновациям и развитию наукоемкой экономики для вхождения Республики Казахстан в число 30 ведущих экономик мира к 2030 году.
Глава 2. Анализ текущей ситуации и тенденции
Законодательство Республики Казахстан за период становления и развития системы охраны и защиты интеллектуальной собственности претерпело ряд изменений. В целом, на сегодняшний день национальное законодательство соответствует базовым стандартам международных соглашений в данной области.
Среди последних изменений в системе интеллектуальной собственности Казахстана можно отметить передачу в 2018 году функций по регистрации объектов интеллектуальной собственности Республиканскому государственному предприятию на праве хозяйственного ведения «Национальный институт интеллектуальной собственности» Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – РГП «НИИС»). Передача Министерством юстиции РК указанных функций РГП «НИИС» и создание «одноуровневой системы» регистрации заявок позволили оптимизировать процедуру и сократить сроки регистрации объектов и выдачи охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, а также повысить статус и ответственность экспертной организации.
С 2019 года в РГП «НИИС» действует аналитический центр – IPR Центр, созданный на примере IPR Центра в Соединенных Штатах Америки (США). Целью создания IPR Центра является способствование повышению взаимодействия соответствующих уполномоченных органов на базе аналитической структуры по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности.
В 2019 году завершена работа по полной автоматизации государственных услуг на получение экспертных услуг с сохранением альтернативной подачи заявок на бумажных носителях. Вместе с тем необходимо отметить, что по итогам 2019 года в электронном формате заявителями подано 75% заявок от общего количества заявок, что свидетельствует о повышении спроса на получение экспертных услуг в электронном формате.
На сегодняшний день политическими приоритетами Казахстана являются переход экономики страны от ресурсной к наукоемкой, а также вхождение в 30 ведущих экономик мира к 2050 году. Стимулирование инноваций и передача технологий в сфере интеллектуальной собственности будут способствовать достижению указанных целей.
Интеллектуальная собственность является важным показателем инновационной деятельности и средством обеспечения признания и охраны инноваций и новаторов. Согласно проведенному в 2019 году совместному исследованию IPO и EUIPO отрасли, в которых интенсивно используются такие права интеллектуальной собственности как патенты, товарные знаки, промышленные образцы и авторское право, генерируют 45% ВВП (6,6 триллиона евро) в ЕС ежегодно и обеспечивают 63 миллиона рабочих мест (29% всех рабочих мест). 21 миллион человек заняты в секторах, обеспечивающих эти отрасли товарами и услугами. Разработка Концепции стратегического развития сферы интеллектуальной собственности в Казахстане позволит улучшить показатели развития данной сферы и экономического развития государства.
В соответствии с анализом Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) Казахстан обладает значительными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (далее – НИОКР) и инновационным потенциалом в областях физики, математики, химии и сельского хозяйства, исследования по которым публикуются и цитируются. Однако, проблема заключается в незавершенности проводимых исследований и отсутствием их связи с производством и коммерциализацией.
Более того, исследования ОЭСР указывают на проблему в области человеческих ресурсов, задействованных в создании инноваций НИОКР в Казахстане. По сравнению с Нидерландами и Бельгией, население которых приблизительно такое же, как и в Казахстане, количество исследователей в Казахстане в 3-4 раза меньше.
Увеличение количества стипендий для докторских программ, а также создание программ постдокторантуры и исследовательских программ станут эффективным инструментом для решения проблемы нехватки людских ресурсов в сфере НИОКР, а также для налаживания продуктивных отношений с исследовательскими университетами и институтами по всему миру.
Кроме того, представляется необходимым постепенно повышать уровень государственной поддержки университетов и ГНИИ путем увеличения объема и финансирования, включая неконкурентные, долгосрочные ресурсы для исследований в университетах. Финансирование должно быть нацелено на стратегические приоритеты, а не на конкуренцию. Целенаправленная финансовая поддержка исследовательских групп вместо отдельных исследователей обеспечит преемственность и повысит эффективность и потенциальную коммерциализацию исследований.
Ключевую роль в развитии инновационной деятельности также играет централизованная координация взаимодействия действующих и планируемых к созданию в будущем технопарков, офисов коммерциализации и иных структур, связанных с комплексными исследовательскими работами. Необходима дополнительная поддержка для стимулирования передачи знаний и улучшения коммерциализации. Как упоминалось ранее, в Казахстане создано значительное количество технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих инновационных структур в университетах и за их пределами. В этом процессе важно обеспечить разнообразие способов передачи знаний. Одним из таких способов являются бюро по трансферту технологий (БТТ).
Другим способом развития инноваций является проведение совместных государственно-частных исследований, которые в настоящее время проводятся в малом объеме. Увеличение инвестиций в совместные исследования студентов и преподавателей, обеспечение мобильности, проведение контрактных исследований и студенческое предпринимательство также может способствовать более быстрой коммерциализации. Следует провести оценку финансовых потребностей и результатов работы таких совместных исследований, а также предусмотреть более долгосрочное финансирование, в том числе, для осуществляемой некоммерческой деятельности.
Также широко обсуждаемым способом является налоговые льготы, связанные с инновациями, такие как списания, вычеты и льготы. Упрощенный и более инклюзивный налоговый режим считается важным инструментом стимулирования инноваций.
Финансовые инструменты в области инноваций могут быть диверсифицированы и включать в себя как раннее венчурное финансирование, так и государственную финансовую и техническую поддержку (оказываемую малому и среднему бизнесу, которая может быть расширена).
В настоящее время Казахстан занимает 55/141 место в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2019 года (далее – ГИК ВЭФ), что является прогрессом по сравнению с занятым 59/140 местом в 2018 году. В разделе интеллектуальной собственности ГИК ВЭФ Казахстан занимает 72-е место с результатом в 51,7 баллов, что также указывает на улучшение позиции по сравнению с 2018 годом.
Для улучшения вышеуказанных рейтингов и оценки в области интеллектуальной собственности необходим комплексный анализ показателей, влияющих на сферу интеллектуальной собственности в двенадцати «компонентах» и формирующих ГИК ВЭФ.
Также представляется необходимым улучшить количество и качество данных по Казахстану, предоставляемых Всемирным экономическим форумом (далее – ВЭФ), а также провести анализ доклада о глобальной конкурентоспособности, в первую очередь, посредством инструмента «Обзор мнений бизнес-лидеров» (Executive Opinion Survey).
Кроме того, Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) в партнерстве с Корнеллским университетом, Институтом INSEAD и другими организациями, в частности, Всемирным банком, ВЭФ, Всемирным союзом электросвязи публикуется Глобальный индекс инноваций (далее – ГИИ).
ГИИ является ежегодным рейтингом стран, определяющим инновационный потенциал и успех в развитии инноваций. Казахстан занял 79-е место в ГИИ в 2019 году. Рейтинги по инновационным связям (118), освоению знаний (92), влиянию знаний (96), распространению знаний (78) и творческим результатам (102, за исключением онлайн творчества, где Казахстан занял 71 место) заметно ниже, чем по другим компонентам и подкомпонентам индекса.
Для целей повышения рейтинга Казахстана в ГИИ в части оказания поддержки инновационной деятельности предлагается взять за основу документ ОЭСР «Измерение научно-технической деятельности, предлагаемые руководящие принципы сбора и интерпретации данных о технологических инновациях», именуемый так же как Руководством Осло.
Руководство Осло является актуальным документом, использующимся для повышения рейтинга в ГИИ и содержащим рекомендации по сбору, интерпретации и использованию данных о промышленных инновациях.
На основании изложенного, в целом, можно отметить, что анализ текущей ситуации по вопросам интеллектуальной собственности, наряду с имеющимися позитивными изменениями, свидетельствует о наличии определенных системных трудностей, создающих препятствия на пути реализации стратегических направлений.
Глава 3. Международный опыт в формировании законодательства в области интеллектуальной собственности
Анализ международного опыта показывает, что в мире единой универсальной модели регулирования сферы интеллектуальной собственности не существует. Исходя из уровня социально-экономического развития и национальных особенностей, каждая страна формирует собственную политику развития сферы интеллектуальной собственности.
Обобщение мирового опыта регулирования взаимоотношений в области интеллектуальной собственности позволяет выделить следующие механизмы, потенциально применимые в Республике Казахстан:
1) совершенствование политики интеллектуальной собственности, исходя из потребностей инновационной экономики и спроса на рынке труда;
2) повышение квалификации судов, обучение экспертов и повышение осведомленности населения по вопросам интеллектуальной собственности;
3) координация усилий между различными ветвями власти по вопросам повышения и ускорения эффективности мер;
4) стимулирование инноваций и передачи технологий в области интеллектуальной собственности;
5) совершенствование национального законодательства и улучшение данных по охране и защите прав интеллектуальной собственности.
Параграф 3.1. Объекты патентного права
Исключительные права на объекты патентования могут в определенных случаях быть препятствием для обеспечения потребностей общества и населения. Особую важность вопрос патентования имеет в области здравоохранения.
Международные соглашения в области интеллектуальной собственности устанавливают гибкие положения по вопросам обеспечения патентных прав, которые могут быть включены в национальные законодательства.
В частности, понятия «принудительные лицензии» и «использование государством в некоммерческих целях» позволяют ограничить осуществление исключительных патентных прав в пределах, предусмотренных Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – Соглашение ТРИПС). Так, статьей 31 ТРИПС предусмотрена возможность установления на уровне законодательства государств-членов ограничений в использовании исключительных прав на объекты патентования.
В Дохинской декларации по Соглашению ТРИПС и общественному здравоохранению подтверждено, что выдача принудительных лицензий является одной из гибких возможностей Соглашения ТРИПС, и члены ВТО могут свободно определять причины предоставления таких лицензий.
Механизм выдачи принудительных лицензий был реализован в большинстве юрисдикций по всему миру для решения проблемных вопросов в сфере общественного здравоохранения.
Многие страны, включая страны с развитой экономикой (к примеру, Германия, Италия, США, Великобритания, Франция), устанавливают на законодательном уровне право выдачи принудительных лицензий или государственного разрешения на использование патентов в отношении фармацевтических препаратов.
Среди выданных за последние годы примеров принудительных лицензий можно привести следующие решения.
В 2017 году Правительство Малайзии выдало принудительную лицензию на лечение гепатита С, софосбувиром (Sovaldi).
В том же году, по причине высоких цен на лекарства для лечения вируса гепатита С, правительство Италии предоставило своим гражданам право импортировать более доступные генерики для личного пользования.
В 2020 году Министерством здравоохранения Израиля выдано разрешение на использование изобретения по импорту Kaletra (лопинавир 200 мг/ритонавир 50 мг) с целью медикаментозного лечения пациентов с диагнозом Covid-19.
Также статья 27 (3) (а) ТРИПС позволяет государствам-членам исключать из перечня патентоспособных объектов «методы лечения». Причиной допустимости такого исключения является обеспечения общества доступным лечением.
К примеру, в соответствии с Европейской патентной конвенцией и национальным законодательством ее членов, методы лечения исключены из патентоспособности.
Международный опыт законодательного регулирования сферы интеллектуальной собственности в целях обеспечения качества выдаваемых патентов предусматривает административные процедуры, позволяющие третьим лицам подавать «оппозиции» (возражения) против предполагаемых к выдаче патентов на стадии рассмотрения соответствующих заявок. Для применения такой административной процедуры подаваемые заявки предварительно публикуются.
В качестве примеров указанного подхода можно привести законодательство США, Китая и Европейского союза.
В области промышленных образцов Казахстан является Договаривающейся стороной Парижской конвенции, Соглашения ТРИПС и Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции.
В соответствии с Соглашением о расширенном партнерстве с ЕС (ратифицировано Законом Республики Казахстан от 25 марта 2016 года
№ 475-V) Казахстан обязался «приложить разумные усилия для присоединения» к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов 1999 года» и «обеспечить правовую охрану незарегистрированных промышленных образцов от копирования при условии, что ЕС обеспечит надлежащее обучение представителей уполномоченных органов, организаций и судей».
В Европейском союзе применяется система защиты прав незарегистрированных промышленных образцов.
Параграф 3.2. Товарные знаки
«Естественная, функциональная или декоративная» форма товара – это особенность, которой потребители могут предавать особое значение, и, следовательно, признак, в отношении которого должна существовать конкуренция.
Охрана таких форм (или других характеристик) в течении неопределенного срока в соответствии с законодательством о товарных знаках (мировая практика допускает продление товарного знака каждые десять лет неограниченное количество раз) может нарушить логику наличия конечных сроков охраны в рамках других режимов интеллектуальной собственности. Без такого исключающего фильтра форма, которая была бы технической в достаточной степени для того, чтобы претендовать на 20-летний максимальный срок патентной защиты, могла бы затем полагаться на период эксклюзивности в соответствии с режимом охраны товарных знаков, тем самым получая бессрочную защиту.
Исключения из охраноспособности в качестве товарного знака форм товаров в настоящее время применяются в ЕС и доктринах «механической функциональности» и «эстетической функциональности» законодательства о товарных знаках США.
Параграф 3.3. Географические указания
Законодательство Республики Казахстан содержит понятие «наименование места происхождения товара» (НМПТ). Это обозначение, представляющее либо содержащие наименование страны, региона, населенного пункта, или другого географического указания, а также указание, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства, качество, репутация или иные характеристики которого связаны главным образом с его географическим происхождением, в том числе с характерными природными условиями и (или) людскими факторами.
В ЕС термин НМПТ (PDO – Protected designations of origin) также используется, но с иным значением. ЕС ввел этот термин как часть своей текущей реформы сельскохозяйственной политики и принял ряд законов, которые регулируют наименования мест происхождения товаров. Согласно правилам ЕС, этот термин используется для определения названия региона, конкретного места или страны; также необходимо показать, что качество или характеристики названного продукта по существу или исключительно являются результатом конкретных географических условий с их природными и людскими факторами. Также необходимо указать, что производство, обработка и подготовка происходят в определенном районе.
Кроме того, ЕС ввел второй тип обозначений, известных как защищенные географические указания (PGI – Protected geographical indications), которые определяются как название региона, конкретного места или страны; продукт или пищевой продукт должны обладать определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, связанными с этим географическим местом его происхождения и местом производства. Также необходимо указать, что производство, обработка или подготовка происходят в определенном районе. PDO и PGI во многом схожи, «за исключением того, что взаимосвязь между местом происхождения и качеством продукта может быть вопросом репутации, а не проверяемым фактом».
Производство, обработка и подготовка PDO должны осуществляться в указанном районе, при использовании PGI необходима только обработка или подготовка производства в указанном районе.
Статьей 32 Закона Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» устанавливает более высокий уровень защиты для минеральных вод, вин и спиртных напитков. В частности, не допускается использование НМПТ, представляющего или содержащего названия географических объектов, идентифицирующих минеральную воду, вино или спиртные напитки, для обозначения таких продуктов, не происходящих из этого места, даже если оно указывает на фактическое место происхождения товара или используется перевод с добавлением слов и выражений «вид», «тип», «стиль» или другими подобными терминами. Поэтому, поскольку защита предоставляется от имитаций, даже когда оно используется в переводе или сопровождается такими словами, как «вид», «тип» или тому подобное, оно часто может применяться даже тогда, когда использование не вводит в заблуждение потребителей.
Такой подход соответствует Соглашению ТРИПС, который создает двойной уровень защиты для географических наименований. Первый уровень обязывает членов ВТО «предоставлять заинтересованным сторонам правовые средства для предотвращения использования любых средств для обозначения или представления товара, которые указывают или предполагают, что данный товар происходит из географического района, отличного от фактического места происхождения, которое вводит общественность в заблуждение относительно географического происхождения товара». Второй уровень предусматривает защиту от использования наименования места происхождения, идентифицирующего вина и спиртные напитки, «даже если указано истинное происхождение товара или наименование места происхождения используется в переводе или сопровождается такими выражениями, как «вид», «тип», «стиль», «имитация» или тому подобное.
Однако Соглашение с ЕС требует расширения более высокого уровня защиты, предусмотренного статьей 23 (1) Соглашения ТРИПС, не только на вина и спиртные напитки, но и на другие продукты. Так, статьей 82 (4) Соглашения с ЕС установлено, что «… каждая Сторона запрещает и предотвращает: (b) любое неправомерное использование, имитацию или использование зарегистрированного наименования, даже если указано фактическое происхождение продукта или если защищенное наименования переводится, транскрибируется, транслитерируется или сопровождается такими выражениями, как «стиль», «тип», «метод», «произведенный в», «род», «имитация» или аналогичными им.».
Параграф 3.4. Сорта растений
В области сортов растений Казахстан является участником Соглашения ТРИПС, которое требует, чтобы его члены предоставили для сортов растений защиту патентами или альтернативой (‘sui generis’) системой, или их комбинацией.
В соответствии с положениями законодательства Республики Казахстан право на селекционное достижение охраняется патентом, который подтверждает исключительное право патентообладателя на использование селекционного достижения, его приоритет и авторство селекционера.
Вместе с тем, в соответствии с Соглашением ЕС Казахстан обязался «приложить разумные усилия для присоединения к Международной конвенции по защите новых сортов растений («УПОВ»).
Параграф 3.5. Объекты авторского права
Казахстан является участником Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания (далее - Римская конвенция), Договора об авторском праве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам и Соглашения ТРИПС.
В 2019 году в ЕС были введены новые правила, облегчающие европейским организациям эфира вещания доступ к определенным программам в прямом эфире или в режиме онлайн, а также упрощающие распространение большего количества радио- и телеканалов операторами ретрансляции. Новая Директива устраняет трудности, связанные с регулированием авторских прав, двумя способами:
1) посредством установления принципа «страны происхождения»: права, необходимые для предоставления определенных программ, доступных в онлайновых службах организаций эфира вещания (например, их услугах одновременного вещания или перехвата), должны регулироваться только в стране, где организации эфира вещания имеет головной офис (вместо всех государств-членов, в которых организация эфира вещания желает предоставлять свои программы). Лицензионный сбор, выплачиваемый вещателями правообладателям, должен отражать целевую аудиторию программ. Принцип страны происхождения поможет организациям эфира вещания сделать определенные программы (все радиопередачи, а также программы для телевидения, новостей и текущих событий, и полностью финансируемые за счет организаций эфира вещания программы собственного производства) доступными в режиме онлайн и в других государствах-членах ЕС;
2) путем расширения системы обязательного коллективного управления, которая в настоящее время применяется только к ретрансляциям по кабелю, на услуги ретрансляции, предоставляемые другими средствами (такими как интернет-телевидение (IPTV), спутниковые, цифровые наземные или онлайновые технологии). Эта система позволяет операторам ретрансляции урегулировать соответствующие права в упрощенном порядке – им необходимо регулировать соответствующие права с организациями эфира вещания, чьи каналы они ретранслируют, и с организациями коллективного управления, т.е. организациями, которые представляют интересы множества правообладателей, а не с многочисленными индивидуальными правообладателями на индивидуальной основе (например, музыкальным композитором или аудиовизуальным исполнителем).
Принимая во внимание изменяющиеся схемы просмотра и новые способы доступа к аудиовизуальному контенту в Казахстане, а также движение к созданию единого цифрового рынка в рамках ЕАЭС, будет целесообразным рассмотреть вопрос о том, может ли аналогичный подход к урегулированию авторских прав, в том числе для онлайн-вещания, и ретрансляции быть применен к вещанию в рамках ЕАЭС.
Параграф 3.6. Судопроизводство по вопросам интеллектуальной собственности
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной деятельности, являются: Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», «Патентный Закон Республики Казахстан»,
Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», которые подлежат применению наряду с нормами международного права в указанной области.
В течение последних лет национальное законодательство в области защиты прав интеллектуальной собственности гармонизировано с нормами международного права, что позволило повысить уровень защиты объектов интеллектуальной собственности.
Количество споров, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан, значительно возросло. В основном, судами республики рассматриваются иски, связанные с неправомерным использованием товарного знака и объектов авторского права.
Учитывая, что современные правоотношения в области интеллектуальной собственности являются сферой, регламентированной многочисленными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе нормами международного права и обычаями делового оборота, был изучен опыт зарубежных стран по разрешению споров в сфере интеллектуальной собственности.
Существуют разные подходы к разработке специализированной судебной системы в области интеллектуальной собственности.
В Великобритании, Корее и Малайзии созданы специализированные суды, занимающиеся исключительно вопросами интеллектуальной собственности. В Германии, Франции, Канаде в судах общей юрисдикции созданы специализированные подразделения, которые занимаются исключительно вопросами интеллектуальной собственности, либо такие споры рассматривают конкретные судьи - специалисты с опытом работы в сфере интеллектуальной собственности. В некоторых юрисдикциях коммерческие суды или подразделения рассматривают дела в области интеллектуальной собтсвенности в дополнение к другим коммерческим спорам.
Специализированная модель суда интеллектуальной собственности, действующая в одной юрисдикции, может быть не действенной в другой. Такие факторы, как местные обычаи и практика, количество дел в данной сфере, количество судей, бюджетные вопросы и местные процессуальные правила, среди прочего, способствовали созданию различных типов специализированных судов по интеллектуальной собственности.
Создание специализированной судебной системы в области интеллектуальной собственности в Республике Казахстан может стать важным элементом новой стратегии в данной области, направленной на улучшение функционирования системы интеллектуальной собственности.
Параграф 3.7. Скоординированные усилия по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности
Защита прав интеллектуальной собственности от посягательств и кражи важна не только в силу их значительной экономической ценности, но и потому, что нарушения прав интеллектуальной собственности могут представлять существенные риски для здоровья и безопасности населения. В этой связи, ключевым моментом является единая и эффективная координация деятельности по защите интеллектуальной собственности на государственном уровне.
Успешным опытом по данному вопросу считается работа Национального координационного центра по правам интеллектуальной собственности (NIPRCC) в США. Национальный координационный центр по правам интеллектуальной собственности находится под управлением Службы внутренней безопасности США по вопросам иммиграции и таможенного контроля. Данный центр создан в 2000 году в качестве ответной меры правительства США на глобальную кражу интеллектуальной собственности и как средство обеспечения соблюдения законов о международной торговле.
В настоящее время центр входит в состав Отдела расследований по вопросам глобальной торговли – и в более широком смысле в Отдел расследований национальной безопасности.
Целью работы центра является содействие обмену информацией, координация расследований, предоставление централизованного места отчетности и информационных ресурсов для частного бизнеса и общественности, а также недопущение дублирования работы федеральных органов.
Центр объединяет 23 учреждения-партнера, состоящие из 19 ключевых федеральных агентств, Интерпола, Европола и правительств Канады и Мексики в рамках целевой группы. NIPRCC занимается нарушениями в области интеллектуальной собственности, включая поддельные фармацевтические препараты, пиратства в области теле-, видео и музыкальных произведений, поддельных машин, оборудования и прочих товаров, закупаемых федеральным правительством, потребительских товаров и мошенничеством в почтовых отделениях связи. NIPRCC использует стратегический подход к борьбе с хищением интеллектуальной собственности, который включает: а) расследование, т.е. выявление, пресечение, судебное преследование и ликвидацию преступных организаций, занимающихся изготовлением и распространением контрафактной продукции; b) запрет, т.е. использование целенаправленных механизмов таргетирования и инспекций для предотвращения проникновения контрафактных и пиратских товаров в цепочки поставок, рынки и улицы США; и с) информационно-пропагандистскую работу и тренинги, т.е. обеспечение подготовки по национальным и международным нормам защиты для укрепления потенциала охраны интеллектуальной собственности прав на глобальном уровне.
Еще одним примером успешного механизма координации защиты прав в области интеллектуальной собственности является опыт Великобритании. Центр интеллектуальной собственности («Центр ИС»), являющийся частью Управления интеллектуальной собственности Великобритании, был создан в январе 2008 года для поддержки деятельности по защите прав интеллектуальной собственности, связанной с пресечением пиратских и контрафактных товаров.
Целью его работы является сокращение нарушений прав интеллектуальной собственности и поставок контрафактной продукции в Великобританию посредством сотрудничества с партнерскими агентствами, а также другими правительственными ведомствами.
Центр ИС выступает в качестве централизованного пункта в Великобритании по сбору, анализу и распространению сведений об интеллектуальной собственности, содействию расследований по вопросам защиты прав и обеспечению связи между правообладателями и различными правоохранительными органами.
Центр ИС руководит Национальной базой данных по преступлениям в сфере интеллектуальной собственности и получает информацию из таких источников, как промышленность, полиция, налоговая служба и таможня, а также пограничные службы.
Учитывая успешные примеры в других юрисдикциях, важно, чтобы IPR Центр продолжал укреплять свою деятельность по защите прав интеллектуальной собственности путем наращивания своего аналитического и следственного потенциала, налаживания эффективного сотрудничества и обмена информацией, полученной в результате расследований, с другими правоохранительными органами в Казахстане и за рубежом.
Кроме того, важно содействовать обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности путем повышения осведомленности общественности посредством информационно-пропагандистской работы IPR Центра и привлечения общественности.
Параграф 3.8. Патентные поверенные
Патентные поверенные выступают в качестве консультантов в области интеллектуальной собственности, и эффективность защиты прав интеллектуальной собственности, зачастую, зависит от их опыта и знаний.
Так, в Европе патентные поверенные обычно имеют ученую научную степень или высшее образование по технической специальности, а также юридическую квалификацию в области защиты прав интеллектуальной собственности.
В Великобритании патентные поверенные проходят специальную подготовку, сдают экзамены, имеют большой опыт в написании патентных заявок и высокий уровень знаний в области прав интеллектуальной собственности. Чартерный институт патентных поверенных («CIPA») выступает в качестве профессионального и экспертного органа для патентных поверенных в Великобритании. Целью института является способствование повышению осведомленности и обоснованному доверию к профессии патентных поверенных в Великобритании, а также представление интересов его членов.
Другой целью CIPA является мониторинг профессиональной деятельности патентных поверенных. В 2010 году CIPA и Институт юристов по товарным знакам («ITMA») создали Совет по регулированию интеллектуальной собственности («IPReg») для совместного осуществления регулирования деятельности патентного поверенного и юриста по товарным знакам. IPReg выполняет регулирующие функции по установлению и поддержанию стандартов квалификации для внесения в Реестр и имеет Кодекс корпоративной этики, позволяющий гарантировать, что зарегистрированные патентные поверенные предоставляют соответствующий уровень обслуживания своим клиентам.
CIPA ведет установленный законом реестр патентных поверенных и предоставляет отчеты Генеральному контролеру по патентам, товарным знакам и образцам Управления интеллектуальной собственности Великобритании.
CIPA также оказывает своим членам поддержку на ранних этапах профессиональной подготовки и предлагает комплексную программу всестороннего постквалификационного непрерывного профессионального образования, которая гарантирует, что ее члены, так называемые чартерные патентные поверенные, обладают навыками, знаниями и опытом для обеспечения высокого уровня оказания услуг.
Большинство чартерных патентных поверенных также являются Европейскими патентными поверенными, имеющими право представлять интересы клиентов в Европейском патентном ведомстве.
Примеры из других юрисдикций подчеркивают важность поддержания высокого качества услуг патентных поверенных в рамках эффективных механизмов защиты прав интеллектуальной собственности и повышения привлекательности условий инвестирования в стране.
Глава 4. Цель, задачи, принципы и основные подходы в сфере интеллектуальной собственности Республики Казахстан
Анализ текущего состояния и перспектив дальнейшего развития сферы интеллектуальной собственности позволяет определить следующие основные цели регулирования процессов в данной сфере:
Для достижения поставленных целей потребуется решение следующих задач:
В основе реализации Концепции будут использованы базовые принципы, необходимые для обеспечения системности и целостности планируемых мероприятий.
Для обеспечения достижения целей Концепции и решения основных задач представляется необходимым определение приоритетных направлений действий и практический план мероприятий. Приоритетные направления действий и мероприятий предполагают комплексное использование различных образовательных материалов, инструментов и ресурсов, имеющих последовательный характер их реализации на систематической основе для получения наилучшего эффекта.
Глава 5. Ожидаемые результаты и этапы реализации Концепции
Период реализации Концепции включает 2021 – 2025 годы. В указанный период будут внедрены новые подходы и проведена оценка их эффективности.
Реализация мероприятий, влияющих на возможность достижения поставленных целей и задач, будет предусмотрена в Плане мероприятий по реализации Концепции развития сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан на период 2021 по 2025 годы.
Развитие сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан позволит достигнуть следующих целей:
1) будет внедрен системный подход в интересах социально-экономического развития страны;
2) возрастет согласованность политики в области интеллектуальной собственности;
3) будет осуществлена координация приоритетных мер в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
4) повысится стимулирование развития объектов интеллектуальной собственности;
5) будут приняты дальнейшие шаги по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности и его эффективному применению;
6) будут приняты меры по стимулированию рынка инноваций.
Реализация вышеуказанных целей и задач позволит обеспечить достижение следующих показателей:
1) увеличение производства инновационной продукции;
2) улучшение позиции Республики Казахстан в ГИК ВЭФ и ГИИ;
4) увеличение количества заявок на международное патентование;
5) увеличение количества международных соглашений, участницей которых является Республика Казахстан;
6) увеличение объема лекарственных препаратов, доступных населению.
Проведенные преобразования станут стартовой площадкой для формирования политики Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности, интегрированной и согласованной с реализацией общей Стратегии вхождения Казахстана в число тридцати наиболее развитых стран мира.
Глава 6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции
Достижение поставленных задач предполагается осуществить посредством следующих правовых актов:
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
3) Закон Республики Казахстан «Патентный закон Республики Казахстан»;
4) Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах;
5) Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности»;
6) Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
7) Закон Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений»;
8) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября
2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»;
9) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан
от 11 июня 2018 года № 211 «Об утверждении Правил разработки концепции, доктрины», а также ряд других законов и правовых актов.
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от «___» ___________
№ ___
План мероприятий по реализации Концепции развития
сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан на период 2021 по 2025 годы
№ |
Мероприятие |
Форма завершения |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Предполагаемые расходы (млн./тыс. тенге) |
Источник финансирования
|
Цифровизация (диджитизация) системы интеллектуальной собственности |
||||||
1 |
Цифровизация архива и бумажных баз данных НИИС |
Цифровизация архива НИИС |
НИИС
|
2022-2023 годы |
не требуются
|
- |
2 |
Создание Централизованного центра поддержки технологий и инноваций по образцу ЦПТИ ВОИС |
Национальный ЦПТИ |
МЦРИАП, МЮ, МОН, МСХ (по согласованию привлечение поддержки ВОИС) |
2023 год |
в пределах выделенных средств |
РБ |
3 |
Автоматизация процесса подачи заявления правообладателями для включения объектов прав интеллектуальной собственности (авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и НМПТ) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности через «Единое окно» по экспортно-импортным операциям |
Полная автоматизация государственной услуги, наличие интеграций для проверки сведений, указанных в заявлении |
КГД МФ |
2022 год |
не требуются
|
- |
4 |
Введение системы тотальной проверки на плагиат, в том числе, всех научных и аналитических отчетов, социологических исследований, финансируемых как государством, так и частным сектором. |
Использование репозитория, предусмотренного в Типовых правилах деятельности вузов (п.33 Приказа МОН РК №595 от 30 октября 2018 года, Приложение 5) как базы данных для проверки на совпадения с текстами из различных баз данных; Появление четко прописанной юридической процедуры определения того, является ли данные совпадения плагиатом или нет |
МОН |
2025 год |
в пределах выделенных средств |
РБ |
5 |
Выработка предложений по механизму использования в процессе выдачи «инновационных» грантов и иных форм поддержки инновационной деятельности «патентных ландшафтов» или иных форм исследования сфер и областей, в которых требуются инновации |
Аналитическая справка. Предложения по внесению изменений в действующие НПА. |
МЦРИАП, МОН, МИИР |
2022 год |
не требуются
|
- |
6 |
Выработка предложений по механизму субсидирования международного патентования в рамках имеющихся проектов инновационной поддержи |
Аналитическая справка. Проект (ы) НПА. |
МЦРИАП, МОН |
2022 год |
не требуются
|
- |
7 |
Проработка вопроса увеличения государственной поддержки ВУЗов и НИИ в части финансирования, обеспечения долгосрочными ресурсами для исследований |
Аналитическая справка Проект (ы) НПА |
МОН |
|
не требуются
|
- |
Стимулирование инноваций и передачи технологий с помощью интеллектуальной собственности |
||||||
8 |
Проведение обучения по вопросам коммерциализации изобретений для национальных изобретателей |
Не менее 100 национальных изобретателей прошедших подготовку по вопросам коммерциализации изобретений (женщин 50%, более 25% из них в возрасте до 30 лет) |
МЦРИАП, МЮ, МОН, МСХ |
2021 год |
не требуются
|
- |
9 |
Проведение семинаров по созданию совместных изобретений, включая спонсируемые и многонациональные совместные изобретения |
Не менее 100 участников прошли обучение по передовой практике в области создания совместных изобретений |
МЦРИАП, МЮ, МОН, МСХ |
2021-2022 годы |
в пределах выделенных средств |
РБ |
10 |
Организация учебных визитов в страны ЕС8, нацеленные на увеличение числа совместных изобретений, а также изучение показательных примеров передачи технологий (например, Airbus) |
Отчеты об учебных визитах с описанием подлежащих передаче из отдельных стран ЕС8 передовых практик в области интеллектуальной собственности для стимулирования совместных изобретений
|
МЦРИАП, МЮ, ПРООН (по согласованию) |
третий квартал 2022 года |
в пределах выделенных средств |
РБ |
11 |
Организация учебных визитов в Китай, Южную Корею и Японию для изучения показательных примеров стимулирования инноваций и передачи технологий, включая субсидирование |
Отчеты об учебных визитах с описанием подлежащих передаче из Китая, Южной Кореи и Японии передовых практик в области интеллектуальной собственности для стимулирования инноваций и передачи технологий |
МЦРИАП, МЮ, ПРООН (по согласованию) |
2022 год |
в пределах выделенных средств |
РБ |
12 |
Проработка государственной информационной поддержки правообладателей объектов интеллектуальной собственности в коммерциализации |
Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты
|
МСХ |
2021 год |
не требуются
|
- |
13 |
Выработка предложений по налоговым послаблениям для инновационных субъектов в зависимости от уровня инновационного дохода и выплаты авторских вознаграждений |
Внесение изменений в налоговое законодательство РК |
МНЭ |
2021 год |
не требуются
|
- |
Усиление охраны интеллектуальной собственности |
||||||
14 |
Проработка с патентными поверенными вопросов развития потенциала института патентных поверенных в Казахстане |
ПересмотрениеПравил профессиональной организации патентных поверенных, сертификация всех патентные поверенные |
МЮ |
2021 год |
не требуются
|
- |
15 |
Анализ деятельности организаций по коллективному управлению правами интеллектуальной собственности |
Анализ |
МЮ и IPR Center (НИИС) |
2023 год |
не требуются
|
- |
16 |
Разработка казахско-русско-английского специализированного словаря по интеллектуальной собственности и утверждение официальной терминологии |
Разработка словаря и обеспечение онлайн-доступа |
НИИС |
2021 год |
не требуются
|
- |
17 |
Анализ деятельности организаций по коллективному управлению правами интеллектуальной собственности в сфере частного копирования
|
Аналитическая справка |
МЮ и IPR Center (НИИС) |
2022 год |
не требуются
|
- |
Укрепление правоприменительной практики в области интеллектуальной собственности |
||||||
18 |
Заключение многостороннего меморандума между IPR Центром и государственными органами в целях создания правовой основы для межведомственной координации |
Проект меморандума |
МЮ, МФ, МВД, ВС
|
2021 год |
не требуются
|
- |
19 |
Совместная организация обучения сотрудников таможенных органов, территориальных органов, судей |
Обучение не менее 30 человек в каждой категории |
МЮ, МФ, местные органы власти, Высший судебный совет (по согласованию), Верховный суд (по согласованию) |
2021-2022 годы |
не требуются
|
- |
20 |
Проведение анализа в отношении оборота контрафактной продукции в Казахстане |
Аналитическая справка о результатах исследования |
МЮ и IPR Center (НИИС) ПРООН, МФ, АФМ, МВД, местные органы власти, Верховный суд |
2021 год |
не требуются
|
- |
21 |
Проработка вопроса создания специализированного суда по интеллектуальной собственности |
Создание Специализированного суда по интеллектуальной собственности, прведение соответствующего обучения судьей |
Верховный суд (по согласованию) |
2025 год |
в пределах выделенных средств |
РБ |
22 |
Проведение кампании «нулевой терпимости» к нарушениям прав на объекты интеллектуальной собственности |
Освещение мероприятий |
МЮ и НИИС, МКС, МИОР, территориальные органы юстиции |
2021-2025 годы |
в пределах выделенных средств |
РБ |
23 |
Совершенствование информационной системы электронного таможенного декларирования «Астана-1» путем включения товарных знаков, подпадающих под таможенный досмотр в целях пресечения ввоза на территорию РК контрафактной продукции |
Разработка профилей рисков по товарам, содержащим объекты интеллектуальной собственности |
МФ (КГД) |
2021 год |
не требуются
|
- |
24 |
Повышение уровня осведомленности населения РК по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности |
Аналитическая справка |
МЮ, МВД, МОН, МЦРИАП, Атамекен (по согласованию), патентные поверенные РК (по согласованию) ОКУП (по согласованию) |
2021-2025 годы |
не требуются
|
- |
25 |
Проведение разъяснительной работы среди населения в целях изменения отношения потребителя к контрафактной продукции |
Ролики, билборды и т.д. |
МЮ, территориальные органы юстиции |
Постоянно |
в пределах выделенных средств |
РБ |
26 |
Проведение мероприятий, направленных на разъяснение вопросов интеллектуальной собственности в области культуры и искусства |
Семинары, лекции, круглые столы и др. в организациях культуры |
МКС
|
2021-2023 годы |
в пределах выделенных средств |
РБ |
Совершенствование нормативно-правовой базы |
||||||
27 |
Анализ текущей ситуации по доступности лекарственных препаратов и фактов наличия ограничений в связи с имеющейся патентной защитой |
Аналитическая справка |
МЗ |
2021 год |
не требуются
|
- |
28 |
Выработка предложений по изменению действующих положений Закона РК «Патентный закон Республики Казахстан» в части принудительного лицензирования на патенты на изобретения |
Проект закона |
МЗ, МЮ
|
2022 год |
не требуются
|
- |
29 |
Разработка механизма реализации системы принудительного лицензирования на основании решения Правительства |
Проект постановления Правительства |
МЗ, МЮ
|
2022 год |
не требуются
|
- |
30 |
Изучение международного опыта авторских и смежных прав в сфере средств массовой информации и выработка предложений |
Аналитическая справка |
МЮ, МИОР |
2023год |
не требуются
|
- |
31 |
Выработка предложений по совершенствованию законодательства о телерадиовещании (соблюдение авторских прав операторами телерадиовещания, теле-, радиоканалами и интернет-ресурсами) |
Совершенствование законодательства о телерадиовещании (соблюдение авторских прав операторами телерадиовещания, теле-, радиоканалами и интернет-ресурсами) |
МИОР, МЮ |
2024 год |
не требуются
|
- |
32 |
Разработка нормативного правового акта по информированию зрителей об использовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений |
Проект Правил |
МКС
|
2-е полугодие 2021 года |
не требуются
|
- |
33 |
Проработка вопроса по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в части ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности |
Выработка предложений |
МЮ, МВД, КГД МФ, АФМ, ГП (по согласованию) |
2022 год |
не требуются
|
- |
34 |
Выработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам охраны и защиты объектов промышленной собственности, товарных знаков, географических указаний |
Проект закона |
МЮ |
2023 год |
не требуются
|
- |
Международные конвенции |
||||||
35 |
Гармонизация законодательства РК с Международной конвенцией по охране новых сортов растений (УПОВ) |
Проект Закона по внесению изменений в действующее законодательство по вопросам гармонизации с Конвенцией УПОВ |
МСХ, МЮ |
2021 год |
не требуются
|
- |
36 |
Выработка предложения по присоединению к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям |
Включение в план заключения международных договоров, разработка проекта закона по ратификации договора |
МТСЗН, МОН, МЮ |
2024-2025 годы |
не требуются
|
- |
37 |
Проработка вопроса по присоединению Республики Казахстан к Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974г.) |
Включение в План заключения международных договоров / разработка проекта Закона по ратификации договора |
МИОР, МЮ |
2023-2024 годы |
не требуются
|
- |
38 |
Выработка предложения по присоединению к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов |
Включение в план заключения международных договоров, разработка проекта закона по ратификации договора |
МЮ |
2021-2022 годы |
не требуются
|
- |
Совершенствование сбора данных |
||||||
39 |
Совместная организация обучения по совершенствованию использования инструмента «Обзор мнений бизнес-лидеров» для улучшения позиции Казахстана в ГИК ВЭФ |
Обучение не менее 120 представителей различных отраслей экономики |
МЮ и IPR Center (совместно с ОЭСР, аналитические центры - ТАЛАП, ЦСИ) |
2021 год
|
не требуются
|
- |
40 |
Совместная организация обучения по совершенствованию использования Руководства Осло для улучшения позиции Казахстана в ГИИ |
Обучение сотрудников |
МЮ и НИИС (совместно с ВОИС)
|
2021 год
|
не требуются
|
- |
41 |
Содействие в разработке ключевых показателей эффективности (КПЭ) для измерения реформ и прогресса Казахстана на пути к наукоемкой экономике |
Аналитическая справка |
МЮ, МЦРИАП, МОН, МСХ, МНЭ |
2021 год |
не требуются
|
- |
42 |
Совместная организация обучения по совершенствованию использования инструмента «Обзор мнений бизнес-лидеров» для улучшения позиции Казахстана в ГИК ВЭФ |
Обучение сотрудников |
МЮ и IPR Center (совместно с ОЭСР, аналитические центры - ТАЛАП, ЦСИ) |
2021 год
|
не требуются
|
- |
Межведомственное взаимодействие |
||||||
43 |
Создание межведомственной рабочей группы (МВРГ) по вопросам интеллектуальной собственности, инноваций и передачи технологий |
Создание МВРГ с перечнем рассматриваемых вопросов и разработанным, утвержденным планом работы |
МЮ, МЦРИАП, МОН, МСХ, МНЭ, МТИ, МФ (АФМ, КГД), CRNMPCCR и пр. |
2021 год |
не требуются
|
- |
Международное сотрудничество |
||||||
44 |
Налаживание партнерства с международными заинтересованными сторонами в области интеллектуальной собственности, инноваций и передачи технологий |
Разработанные, реализованные партнерские инициативы с документально подтвержденными результатами и аналитическими отчетами |
МЮ, МЦРИАП, МОН, МСХ, ВОИС, ЕАПО, EPO, EUIPO, страны-члены ОЭСР, IP5, ПРООН, Всемирный банк, ВОЗ, ЮНКТАД и пр. |
2025 год |
в пределах выделенных средств |
РБ |
45 |
Налаживание партнерства с международными заинтересованными сторонами в области защиты интеллектуальной собственности таможенными органами |
Разработанные, реализованные партнерские инициативы с документируемыми результатами |
МФ (КГД), МЮ, все заинтересованные стороны |
постоянно |
не требуются
|
- |
Подготовка кадров |
||||||
46 |
Определение потребности в кадрах в сфере патентоведения и защиты интеллектуальной собственности |
Аналитическая записка, внесение предложений в план по подготовке кадров в сфере интеллектуальной собственности |
МТСЗН, МОН, МЮ |
2021 год
|
не требуются
|
- |
47 |
Проработка вопроса по внедрению тем или дисциплин в образовательные программы по защите интеллектуальной собственности и патентоведению |
Отчетная информация |
МОН, ВУЗы |
2021-2022 годы |
не требуются
|
- |
48 |
Проработка вопроса организации обучения по вопросам интеллектуальной собственности в школах и университетах |
Аналитическая записка |
МЮ (совместно с МОН, МТСЗН, Назарбаев Университет) |
2021 год |
не требуются
|
- |
49 |
Организация специальных семинаров и курсов повышения квалификации в области интеллектуальной собственности и патентоведения для научных сотрудников НИИ, ученых и преподавателей вузов |
Отчетная информация |
МЮ, МОН |
2021-2022 годы |
в пределах выделенных средств |
РБ |
50 |
Организация специальных курсов по повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети Интернет |
Увеличение количества квалифицированных специалистов |
МЮ, МВД, КГД, АФМ, ГП (по согласованию) |
Ежегодно |
в пределах выделенных средств |
РБ |
51 |
Организация и проведение совместного обучения по развитию потенциала экспертов в области интеллектуальной собственности и сотрудников ДИС |
100% сотрудников НИИС и не менее 75% региональных сотрудников ДИС прошли обучение |
МЮ и НИИС |
2025 год |
в пределах выделенных средств |
РБ |
Примечание: расшифровка аббревиатур
АКФ ПИТ |
Автономный кластерный фонд «Парк Инновационных Технологий» |
COVID-19 |
Коронавирусная инфекция 2019 года |
СПС |
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве |
ДИС |
Департамент интеллектуальной собственности |
ЕАЭС |
Евразийский экономический союз |
ЕАПО |
Евразийская патентная организация |
EPO |
Европейское патентное ведомство |
ЕС |
Европейский Союз |
EUIPO |
Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского Союза |
ФАО |
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций |
FTA |
соглашение о свободной торговле |
ИГК |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
ВВП |
валовой внутренний продукт |
ГИИ |
Глобальный индекс инноваций |
МВРГ ИС |
Межведомственная рабочая группа по интеллектуальной собственности |
IDP |
изобретения, открытия и патенты |
INSEAD |
Европейский институт управления бизнесом |
IP5 |
пять крупнейших ведомств по ИС в мире: EPO, JPO, KIPO, SIPO, USPTO |
IPR Центр |
Аналитический центр по защите прав интеллектуальной собственности |
JPO |
Японское патентное ведомство |
KIPO |
Корейское ведомство по интеллектуальной собственности |
КПЭ |
ключевые показатели эффективности |
НАТР |
Национальное агентство по технологическому развитию |
НПО |
неправительственная организация |
НИИС |
Национальный институт интеллектуальной собственности |
NURIS |
Научно-инновационная система Назарбаев Университета |
ОЭСР |
Организация экономического сотрудничества и развития |
PhD |
Докторская степень |
ГНИИ |
Государственный научно-исследовательский институт |
НИОКР |
научные исследования и опытно-конструкторские разработки |
SNIPA |
Государственное ведомство по интеллектуальной собственности Китайской Народной Республики |
МСБ |
малый и средний бизнес |
ССВУ |
сильные и слабые стороны, возможности, угрозы |
TICS |
Центры поддержки технологий и инноваций |
ТРИПС |
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности |
БПТ |
бюро по передаче технологий |
Великобритания |
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
ЮНКТАД |
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию |
ПРООН |
Программа развития Организации Объединенных Наций |
ЮНЕСКО |
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры |
США |
Соединенные Штаты Америки |
USPTO |
Управление по патентам и товарным знакам США |
ВЭФ |
Всемирный экономический форум |
ВОЗ |
Всемирная организация здравоохранения |
ВОИС |
Всемирная организация интеллектуальной собственности |
ВТО |
Всемирная торговая организация |
МИОР |
Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан |
МОН |
Министерство образования и науки Республики Казахстан |
МЗ |
Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
МТСЗН |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
МО |
Министерство обороны Республики Казахстан |
АДГС |
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы |
МКС |
Министерство культуры и спорта Республики Казахстан |
МИД |
Министерство иностранных дел Республики Казахстан |
МВД |
Министерство внутренних дел Республики Казахстан |
МЮ |
Министерство юстиции Республики Казахстан |
МНЭ |
Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
МЭГПР |
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
МЦРИАП
МФ КГД АФМ |
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Министерство финансов Республики Казахстан Комитет государственных доходов Агенство Республики Казахстан по финансовому мониторингу |
НПП «Атамекен» |
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» |
ВУЗ |
высшее учебное заведение |
ООН |
Организация Объединенных Наций |