Меню

Страницы

Статья

Защита авторских прав в сети Интернет. Международный опыт

Интернет — сокращённая форма технического термина internetwork5,

обозначающего компьютерные сети, сопряжённые воедино посредством

сетевых шлюзов, обеспечивающих унификацию различных сетевых

протоколов и функционирование этих сетей как единого целого. Так стали

называть глобальное информационное пространство, выстроенное на

принципе подобного объединения различных сетей с использованием общего

набора сетевых протоколов TCP/IP.

Интернет представляет собой универсальное информационное

пространство, в котором объекты интеллектуальной собственности, выраженные в цифровом представлении, могут не только в отдельных

случаях пересекать границы государств, подобно материальным объектам в

традиционных отношениях — но в котором они делают это постоянно. Даже

в процессе просмотра автором собственного сайта информационные потоки

могут идти через несколько национальных границ.

Рассмотрим наиболее существенные международные соглашения,

регулирующие использование произведений в современном информационном обществе.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных

произведений (англ. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic

Works)18 стала первым и наиболее значимым международным соглашением в области авторского права. Продолжает действовать свыше ста лет и в настоящее время администрируется ВОИС. Бернская конвенция устанавливает ряд принципов международного

авторского права для своих участников:

Принцип национального режима — в соответствии с которым каждая

страна-участница конвенции предоставляет гражданам других стран-участниц по меньшей мере те же авторские права, что и собственным

гражданам. Любые судебные разбирательства по поводу подпадающих под

конвенцию произведений происходят по законам страны, на территории

которой они используются (издаются, публично исполняются, передаются в

эфир и т.д.). В отличие от, к примеру, договорного права, действие

иностранного законодательства внутри страны не допускается.

Принцип независимости охраны — охрана произведения в каждой

стране не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в

стране происхождения произведения. Из этого есть исключение — закон

может предусматривать прекращение охраны произведения, срок охраны

которого уже истёк в стране происхождения произведения.

Принцип автоматической охраны — авторское право не требует для

использования каких-либо предварительных формальностей (типа

регистрации, особого заявления о претензиях, разрешения властей и т.д.) и

возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной

форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для

опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).

Презумпция авторства — в отсутствие доказательств обратного автором считается тот, чьё имя или псевдоним указаны на обложке книги. Конвенция

не содержит определение авторства, поэтому в разных странах понятия об

авторстве некоторых произведений могут отличаться.

Бернская конвенция устанавливает минимальный уровень авторских прав, которые должны предоставлять страны-члены конвенции в течение всей жизни автора с момента создания произведения и 50 лет после его смерти.

Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП, Женевская конвенция1952 года, англ. Universal Copyright Convention) — второе из основных международных соглашений по охране авторского права, действует под патронажем ЮНЕСКО. Принята на Межправительственной конференции по авторскому праву в Женеве 6 сентября 1952 года.

В отличие от Бернской конвенции, находящей сам факт опубликования

произведения достаточным основанием для охраны авторских прав,

Женевская конвенция требует для этого соблюдения определенных

формальностей, вызванных тем, что по национальным законодательствам

некоторых стран для охраны произведения необходим ряд формальных

процедур, таких, как депонирование, регистрация и т.п.

Минимальный срок охраны авторских прав, установленный Женевской

конвенцией ниже, чем у Бернской и равен 25 годам после смерти автора. По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможным участие ней стран с различным законодательством в области авторского права. Во Всемирной конвенции более широко представлены государства с различными системами авторского права.

Авторское право США

Основным нормативно-правовым актом США в отношении авторского

права в интернете является Закон об авторском праве в цифровую эпоху(DMCA, Digital Millennium Copyright Act). Он повышает ответственность за нарушение авторских прав в интернете, но в то же время защищает провайдеров, хостеров и прочих субъектов данных правоотношений от ответственности за действия пользователей.

Digital Millenium Copyright Act — это закон, обеспечивающий соблюдение авторского права в цифровую эпоху. Его приняли в 1998 году в США, и действует он, соответственно, только в американской юрисдикции.

DMCA состоит из двух частей: первая, «защита от обхода», устанавливает ответственность за обход шифрования, а вторая, «отслеживание и уведомление», позволяет оперативно удалять нарушающий авторское право контент из сети, без необходимости тратить время и деньги на суды с нарушителем. Если на сайте обнаружена нелегальная копия фильма, альбома, игры или любого другого объекта авторского права, правообладатель отправляет уполномоченному представителю сервис-провайдера «Takedown Notice», в котором излагает свои претензии и, в том числе, подтверждает искренность своих намерений или «good faith belief» в то, что контент был злостно «украден». Сервис-провайдер, получив такое уведомление, либо удаляет контент с сохранением резервной копии, либо скрывает его из результатов поиска.

Авторское право Европейского союза

В Европейском союзе в настоящее время действует во многом аналогичная американскому Закону об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA) Директива ЕС об авторском праве (EUCD, European Union Copyright Directive).Среди особенностей Директивы, относящихся к области рассмотрения настоящей работы — признание различия между "reproduction right" — актом воспроизведения (ст. 2) и right of "communication to the public" —«правом сообщения для всеобщего сведения», а также "making available to the public" (ст. 3) — «доведения до всеобщего сведения».

Дата публикации
27 января 2022
Дата обновления
27 января 2022
Тип

Сейчас читают

03 июня 2025
Перечень нормативных правовых актов, не подлежащих государственной регистрации в органах юстиции
27 марта 2025
Государственная служба и государственный язык
07 февраля 2025
Актуальные вопросы защиты прав интеллектуальной собственности на цифровых платформах

Социальные медиа

Instagramm Департамент юстиции Павлодарской области

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации