Меню

Страницы

Статья

Географическое указание как объект интеллектуальной собственности

 

 

                В целях развития национального брендирования Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах интеллектуальной собственности и оказания гарантированной государством юридической помощи» от 20 июня 2022 года текущий перечень объектов промышленной собственности дополнен еще одним объектом - «географическим указанием».

В качестве средств индивидуализации, используемых как региональный бренд, могут быть использованы географическое указание (ГУ) и наименование места происхождения товара (НМПТ).

Большинство ГУ и НМПТ во всем мире применяются как средства индивидуализации сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков. Это обусловлено тем, что сельскохозяйственная продукция, как правило, имеет свойства, обусловленные местом их производства и конкретными локальными географическими факторами: климатом, температурой воздуха, особенностями почвы. Например, «Боржоми», «Тульские пряники», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед» и т.п.

ГУ и НМПТ могут также подчеркивать конкретные свойства продукта, связанные с человеческими факторами, характерными для места его происхождения, например, опытом, навыками и традициями производства. Это характерно для изделий кустарных промыслов, которые обычно создаются вручную с применением местных природных ресурсов и сохраняемых традиционных приемов. Например, дамасская сталь, швейцарские часы, чешское стекло, китайский фарфор, французские вина и т.д.  

До Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах интеллектуальной собственности и оказания гарантированной государством юридической помощи» от 20 июня 2022 года в соответствии с национальным законодательством в Республике Казахстан правовая охрана предоставлялась только НМПТ.

В Государственный реестр наименований мест происхождения товаров вносятся географические указания, охраняющиеся в стране происхождения (географические указания, происходящие за пределами РК).

При этом отечественные товаропроизводители в указанный реестр могли включить только НМПТ. Таким образом, имелось ограничение в реализации прав для отечественных товаропроизводителей.

То есть законодательство позволяло иностранным заявителям использовать обе формы, тогда как национальные заявители могли охранять только наименования мест происхождения товаров.

         Невысокие количественные показатели регистрации НМПТ связаны со сложностью регистрации НМПТ, поскольку для НМПТ все стадии производства товара, включая использование сырья, переработку и изготовление должны проходить в заявленной местности (сырье и само производство связаны с этой местностью). К примеру, это такие НМПТ как «Рудненский Тан», «Шубаркульский уголь», «Кокшетауское мороженое» и др. объекты.

 Для регистрации ГУ достаточно, чтобы хотя бы одна стадия производства товара осуществлялась в той местности, которая заявляется на регистрацию как ГУ. То есть для изготовления продукта сырье завозится из-за границы, а сам товар производится в Казахстане. Потенциальными ГУ можно назвать «Ленгерское мороженое», «Казалинские конфеты», «Казахстанский шоколад», «Казахстанский коньяк», «Шымкентское пиво» и др.

Введение в законодательство Казахстана понятия ГУ соответствует международной практике, а также позволяет расширить возможности национальных товаропроизводителей путем создания равных условий для отечественных предпринимателей и зарубежных, что способствует продвижению национальных брендов на зарубежные рынки.

В Карагандинской области 22.08.2023г. под Географическим указанием было зарегистрировано обозначение мороженого «Карагандинское», производства ТОО «AIZA».

 

 

 

Отдел по правам интеллектуальной собственности Департамента юстиции Карагандинской области

 

Дата публикации
30 марта 2024
Дата обновления
30 марта 2024
Тип
Аналитическая статья

Сейчас читают

Аналитическая статья
30 апреля 2025
Правила привлечения к административной ответственности за неисполнение судебного акта (КоАП РК)
Аналитическая статья
28 апреля 2025
Государственный язык – основа единства народа Язык – сердце нации.
18 апреля 2025
Роль географических указаний в развитии казахстанских брендов

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации