Одним из приоритетных направлений правовой политики Республики Казахстан является полноценная защита прав граждан, интересов государства, юридических лиц, которая гарантируется Конституцией Республики Казахстан и осуществляется действующей системой правосудия. Исполнение судебных решений является завершающей, важной частью во всей цепочке правоохранительных действий, по своей сути, решающим действием в системе защиты прав человека и общества. В связи с этим проблемы и вопросы, связанные с исполнительным производством, имеют большую актуальность, особенно в настоящее время, когда институт судебных исполнителей развивается и совершенствуется.
В настоящее время в Республике Казахстан судебные исполнители подразделяются на государственных и частных судебных исполнителей. Правовое положение и регламентация деятельности государственного судебного исполнителя в корне отличается от частного. Прежде всего необходимо отметить, что государственный судебный исполнитель имеет особый правовой статус и является государственным служащим, соответственно, несет ответственность не только как судебный исполнитель, но и как государственный служащий.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем правосудия является неисполнение судебного решения. Неисполнение субъектами права вступивших в законную силу решений суда свидетельствует об отсутствии государственной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Какой бы эффективной ни была деятельность судов, однако в случае несовершенства процедуры исполнения, принятые ими решения носят только декларативный характер.
Как любая стадия гражданского процесса исполнительное производство имеет свой порядок осуществления деятельности по принуждению к исполнению, а также сроки и процессуальную форму, которой нужно следовать. Вся деятельность по исполнительному производству регламентируется законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных - исполнителей», где указывается порядок и формы действий по принуждению к исполнению. Для того чтобы начать выполнение своих функций судебным - исполнителем, ему должны быть предъявлены исполнительные документы. Исполнительный документ, является началом для применения мер по принуждению к исполнению, к таким документам относятся: исполнительный лист, судебные приказы, постановления судов и органов, а также прокурора. После того как один из перечисленных документов будет предъявлен судебному исполнителю, начнется само производство, а именно в течение 3 дневного срока со дня поступления исполнительного документа должно быть вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Стороны на данной стадии гражданского процесса называются взыскатель и должник. Для правильного и законного производства стороны должны добросовестно пользоваться своими правами и выполнять обязанности и налагаемые на них меры. Все участники исполнительного производства в обязательном порядке извещаются о начале исполнительного производства. После уведомления должника судебный - исполнитель принимает меры по обеспечению реализации исполнительных документов. Все действия по реализации судебных решений должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем. Для осуществления всех возложенных на судебных - исполнителей задач дается установленный законом срок, а именно два месяца со дня поступления к нему исполнительного документа.
Одна из самых актуальнейших проблем судебной власти в РК является вопрос исполнения судебных решений. Чтобы найти правильное и успешное разрешение этой проблемы наряду с другими условиями необходимо законное и обоснованное нормативно-правовое обеспечение. Для обеспечения исполнения судебных постановлений, исполнительных листов требуется детальная и адекватная разработка механизма, с помощью которого можно будет принимать различные способы и меры ответственности, соответствующие процедурные формы реализации норм об ответственности за неисполнение решений в отношении должников, должностных лиц государственных органов и судебных исполнителей. Благодаря закону РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года, был более или менее урегулирован вопрос об обеспечении реализации судебных решений. Однако задача не в том, чтобы создать какой-либо иной механизм регулирования, а расширить деятельность судебной власти, а именно включить функцию контроля за деятельностью судебных - исполнителей. Пора осознать, конечно, что развитие самого института ответственности, его установления, определения рамок за неисполнение судебных решений требует определенных доработок, но основным здесь является вопрос о включении судей, чтобы они смогли осуществлять надзор за исполнением решения, которое они сами и вынесли. Конечно, само фактическое исполнение судебных постановлений однозначно не входит в деятельность судей, наоборот, исполнение актов судебных органов является самостоятельной и очень важной функцией судебной системы в целом, которой должны заниматься другие органы, в данном случае судебные - исполнители. Исполнительное производство получило свое обособление и оформление в РК. У судебных - исполнителей четко определены задачи, и функции, а также они наделены полномочиями, способствующими успешному выполнению возложенных на них обязанностей, такими как производство розыска должника и его имущества; применение мер принудительного характера при исполнении санкций имущественного характера на основании судебных постановлений.
Очевидно, что благодаря этим полномочиям исполнительное производство как бы дополняет судебное решение, разрешая требования суда по существу, который призван обеспечить судам достойную материально-техническую базу, создать условия для отправления своевременного и справедливого правосудия, поддерживать порядок и безопасные условия для деятельности суда и других участников процесса.