Меню

Страницы

Статья

Статья: Абай о судебной системе

Абай (Ибрагим) Кунанбаев - великий писатель, поэт, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама. Он родился в Чингизских горах Семипалатинской области 10 августа 1845 г., в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая.

Семья Абая была потомственно аристократической, поскольку и дед Оскенбай и прадед  Иргизбай в своем роду были биями. И в части воспитания ему повезло, т.к. и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

С 13 лет Абай приучается отцом к административной работе как главы рода. Ему приходится  вникать в межродовые тяжбы, ссоры, интриги. В ходе всего он испытывает разочарование к административно-политической деятельности, что приводит к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. И только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя, хотя свои прежние сочинения подписывал от имени друга Джантасова Кокпая.

Особое место в творчестве Абая занимает "Кара соз". Под этим наименованием объединены 45 "Слов" - небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор - собеседование, это и "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа. Смысл сочетания слов "қара сөз" чрезвычайно многозначен: это и обозначение прозы в отличие от рифмованной речи и текста, это и обозначение печали, и, наконец, обозначение, идущее от тюркской традиции, важного, значительного, первостепенного. "Кара соз" по жанру близки рассказам о жизненном примере, имеющим значение образца. А по сути "Кара соз" - исповедь. Исповедь - чрезвычайно ответственный жанр. Он требует от писателя предельной честности и искренности, здесь противопоказаны малейшая фальшь и рисовка.   Абай хочет, чтобы его голос не был гласом вопиющего в пустыне.

Основное чувство, пронизывающее "Слова назидания" - это боль по поводу безграмотности и неразвитости основной части населения и надежда, вера в могущество разума и внутренних потенций, накопленных историей. "Кто отравил Сократа, сжег Жанну д' Арк, распял Христа? - спрашивает поэт. - Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истинный. Чтобы народ перестал быть толпой, нужны образованные люди, пекущиеся о народе, необходимо возникновение потребности в культуре и самообразовании.

В своем третьем слове в 1891 году Абай рассуждает о судебной системе.

Теперь когда Казахстан суверенная страна, государство со своим правосудием и, может быть, рецепты Абая ушли в прошлое...

Однако, мыслитель был прав, предлагая упростить судебную власть. Идея его была в том, чтобы судебная власть биев - не судила. Не судила множество споров, возникающих то там, то тут. Спорящие должны сами находить справедливое решение, а уж если коса на камень нашла, тогда вступать в дело должен был суд биев, суд власти.
Суд должен происходить полюбовно, как вера допускала, в вера была надёжной. В неверии человек приходит к хаосу и творит самосуд, проливает кровь. Но глубоко верующий к этому не приходит.
Какова основа, какой основной первый стимул для суда должен быть? Это - признать, в случае спора, обе стороны потерпевшими, а потом разбираться в случившемся. Так будет хорошо, потому что вина не будет заранее участвовать в споре. Когда решение спора найдено, обращайся к власти суда, чтобы объявить виновного и изыскать ущерб (или простить). Судебная власть не будет перегружена разбирательствами, не будет лишних причин для подкупов, коррупции. Вера должна нами руководить на местах. Это и есть суть третьего слова Абая. Конкретное её исполнение, возможно, надо определить по современному с учётом обстоятельств истории.
Судебная власть должна следить, чтобы народный суд, народные разбирательства не превращались в иго, которое тормозит развитие государства, чтобы справедливость торжествовала. Для этого дела у судебной власти должны быть совсем другие рычаги, институты. Институты это богословские, формирующие нравственную позицию граждан.

 

 

Ссылка:

Использована информация с интернет-ресурса.

 

Судебный исполнитель Филиала

Департамента юстиции Актюбинской

области Министерства юстиции

Республики Казахстан «Межрайонный

территориальный отдел по исполнению

судебных актов № 4»  

Буранкулов М.К.

 

Дата публикации
25 сентября 2020
Дата обновления
25 сентября 2020
Тип
Газета

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
17 ноября 2023
«Определение задолженности по алиментам»
Доклад
29 сентября 2023
Изменения в сфере нотариата

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации