Во исполнение пункта 87 Закрепления Национального бюро по исполнению рекомендации четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Следственным департаментом проведен анализ назначения мер наказания за коррупционные преступления за 2018 год.
Согласно статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее - КПСиСУ) за 2018 год всего зарегистрировано 2 375 коррупционных преступлений, т.е. на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2017 года (2 452).
Из числа находившихся в производстве органа уголовного преследования (2 841 против 2 965 за 12 месяцев 2017 года), окончено расследованием - 2 009 (2 159), в суд направлено - 1 865 (1 981), прекращены по нереабилитирующим основаниям (по пунктам 3, 4, 9, 10, 11, 12 части 1 статьи 35 и статьи 36 УПК РК) - 144 (178).
По делам, направленным в суд (1 865) за совершение коррупционных уголовных правонарушений осуждены 1 079 (1 001 лицо в 2017 году) лиц. (небольшой тяжести – 84, средней тяжести – 282, тяжкие – 676, особо тяжкие – 37) из них в качестве основной меры наказания приговорены:
В структуре мер наказаний преобладает – «штраф», общая сумма которого составила 7 млрд. 571 млн. тенге.
Таким образом, в судебной практике рассмотрения коррупционных преступлений отмечается расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Число осужденных, освобожденных по приговору от уголовной ответственности и наказания, составило 35 (95) лиц или 3,2% (9,5%).
Кроме того, по дополнительным мерам наказания 1 004 (941) лица лишены права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, 298 (297) лица или 27,6% (29,7%) лишены специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград.
В отношении 93 (798) лиц или 8,6% (79,7%) применена конфискация имущества.
Значительное снижение применения конфискации обусловлено внесением в декабре 2017 года изменений в Нормативное постановление Верховного Суда «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания», предусматривающих назначение данного вида дополнительного наказания только в случае доказанности преступного происхождения имущества.
При этом, в отношении каждого лица применяется дополнительная мера наказания в виде пожизненного лишения права занимать должности на государственной службе, лишение воинских и др. звании в т.ч. гос. наград, что положительно влияет на эффективность применяемых наказаний судами и исключает возможность повторного совершения коррупционных преступлений ранее осужденными лицами.
По категориям преступлений
По коррупционным преступлениям небольшой тяжести осуждены 84 лица, из них к штрафу – 25 (29,7%), ограничению свободы – 40 (47,6%), лишению свободы – 13 (15,4%) осуждено с освобождением от уголовной ответственности – 6 (7,1%).
По преступлениям средней тяжести осуждены 282 лица, из них к штрафу – 195 (69 %), ограничению свободы – 66 (23,4 %), лишению свободы – 21 (7,4 %).
По тяжким преступлениям осуждены 676 лиц, из них к штрафу – 298 (44 %), ограничению свободы – 119 (17,6 %), лишению свободы – 257 (38 %), осуждено с освобождением от уголовной ответственности – 2 (после обжалования).
По особо тяжким преступлениям признаны виновными 37 лиц, из них к штрафу – 7 (18,9%), к лишению свободы – 30 (81,1%).
В целом, проведенный анализ соразмерности назначенных мер наказаний совершенным деяниям и причиненному ущербу показал следующее.
В соответствии с пунктом 28 Нормативного постановления Верховного суда РК «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» от 27 ноября 2015 года № 8, судам необходимо строго выполнять положения о дифференцированном подходе к назначению наказания лицам, признанным виновными в преступлениях, связанных с коррупцией.
При этом, суды должны исходить из характера и степени общественной опасности содеянного, не допуская назначения как чрезмерно мягких, так и суровых мер уголовного наказания.
Кроме этого, согласно пункту 4 Нормативного постановления Верховного суда РК «О некоторых вопросах назначения наказания» от 25 июня 2015 года № 4, при назначении наказания необходимо учитывать влияние назначенного наказания на условия жизни семьи подсудимого и лиц, находящихся на его иждивении.
Осужденным лицам назначается наказание в пределах, установленных соответствующей статьей УК. Учитывается характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и наказание.
Также, исключение условного осуждения за коррупционные преступления, обязательное применение дополнительных мер наказания в виде пожизненного запрета на занятие должности на государственной службе, а также лишения званий, чинов, рангов и государственных наград, отмена сроков давности к лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений и введение системы штрафов, исчисляемых из кратности суммы взятки, повысили эффективность назначения наказаний за коррупционные преступления.
В целом, с принятием Нового Уголовного Кодекса и поправок в рамках модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности и гуманизации уголовного процесса изменены подходы при назначении наказания в сторону гуманизации и снижения репрессивности, отмечается более широкое применение мер наказания, альтернативных лишению свободы, что также повлияло на эффективность применяемых наказаний за коррупционные преступления.
Основными элементами эффективности принимаемых мер является профилактика, в том числе широкое освещение в СМИ информации о наказаниях, применяемых в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, об обязательном их лишения права занимать должности на государственной службе пожизненно, лишении званий, чинов и госнаград.