Меню

Страницы

Статья

Сборник материалов по исследованию зарубежного опыта противодействия коррупции

Введение

В современном Казахстане ведется активная борьба с проявлениями коррупция на всех уровнях государственного управления, в частном бизнесе, в некоммерческой и общественной деятельности.

В пошаговом плане нации по реализации 5 институциональных реформ Глава государства акцентировал внимание на необходимости выработки новой антикоррупционной политики, поиска новых правовых механизмов и информационных возможностей, более широкого привлечения ресурсов общества для предупреждения и профилактики коррупционных нарушении.

Мировой опыт показывает, что полностью избавиться от коррупции не удаётся ни в одной стране, но существенно снизить ее проявления вполне возможно. Во многих развитых и развивающихся странах мира уровень коррупции был сопоставим с казахстанским, но им удавалось его снизить, и добиться того, чтобы это явление не становилось непреодолимым препятствием для модернизации страны, развития экономики и социума.

Казахстаном используется зарубежный опыт не путем простого копирования тех или иных мер государственного управления, ассоциаций частного бизнеса или общественных организаций, которые показали свою эффективность, а с учетом особенностей сложившегося менталитета местного населения, укладом общественного строя и совершенствования национального законодательства в вопросе противодействия коррупции.

Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции может помочь выбрать из мирового опыта набор эффективных антикоррупционных мер, и понять, во-первых, что коррупции можно противодействовать в сложившихся условиях в современном Казахстане. Во-вторых, что существуют проверенные опытом, как принципы и методы эффективного противодействия коррупции, так и показатели, позволяющих обоснованно судить об уровне эффективности применяемых антикоррупционных мер.

Целью данного сборника является изучение опыта стран, которые добились наибольшего успеха в вопросах борьбы с коррупцией, а также изучения возможности применения лучших передовых практик в сфере противодействия коррупции  в Казахстане.

В процессе написания сборника были поставлены следующие  задачи:

- анализ национальных законодательств зарубежных стран в сфере противодействия коррупции. Для анализа зарубежного опыта противодействию коррупции были выбраны страны, которые занимают высокие места в рейтинге международной организации Transparency International и добились наибольшего прогресса в вопросах реформирования государственной системы, являясь несырьевыми странами. Среди них – Грузия, Эстония, Сингапур, Южная Корея, Гонконг и Австралия;

- изучение основных трендов в формировании эффективной антикоррупционной политики, а также изучение проведенных реформ и их результатов в исследуемых странах, которые могут быть применены в РК.

 

Опыт Грузии в противодействии коррупции

Опыт Грузии в борьбе с коррупцией в государственном секторе уникален и успешен, и многие его аспекты могут быть адаптированы и применены в странах, где существуют аналогичные проблемы. 

Еще 10 лет назад коррупция пронизывала практически все сферы жизни Грузии. Взятки требовались для того, чтобы получить большинство государственных услуг – от получения водительских прав или паспорта до регистрации имущества и бизнеса, строительства дома или поступления в вуз. С тех пор меры, предпринятые правительством в рамках политики «нулевой толерантности», резко сократили масштабы неофициальных платежей в различных государственных службах. Эксперты Всемирного банка отмечают, что сегодня «по большинству показателей Грузия значительно приблизилось к наиболее развитым странам Евросоюза»[1].

В соответствии с Индексом восприятия коррупции «Transparency International» в 2014 году Грузия занимала 50 место  среди 174 государств мира,  в 2004 – 85-е. Это самое сильное из зарегистрированных сокращений коррупции в мире за этот период. Среди государств бывшего Советского Союза Грузию опережают только страны Прибалтики. Для сравнения Казахстан в данном рейтинге за 2015 год занимает 126 место.

Отчетным периодом в реформировании структуры государственного управления и  сокращения уровня коррупции в Грузии можно считать 2003 год, после революции Роз и приходу к власти нового правительства. За основу разработки стратегических документов и нормативно-законодательных актов был взят американский, итальянский, новозеландский и британский опыт борьбы с коррупцией, также были приглашены консультанты и эксперты таких международных организации, как Всемирный банк, МВФ и USAID.

Отличительной особенностью Грузинской антикоррупционной модели  является отсутствие специального независимого органа по борьбе с коррупцией, как и отдельного органа для разработки антикоррупционной политики. Созданный для координации и мониторинга антикоррупционной деятельности в 2008 году Антикоррупционный совет Грузии ни под одно из этих определений не подходит. Совет не имеет ни собственного штата, ни бюджета, а его члены могут быть отозваны правительством в любое время. Роль секретариата Антикоррупционного совета выполняет аналитический департамент Министерства юстиции Грузии, где работают всего 16 человек, а возглавляет Совет - министр юстиции.

По своим функциям грузинский Антикоррупционный совет является аналогом Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК, однако последний имеет более широкие полномочия. Так, АДГСиПК РК должно обеспечивать не только формирование и мониторинг государственной антикоррупционной политики, но и ее реализацию. Специального органа для выявления и расследования коррупционных преступлений на высшем уровне, аналога АДГСиПК РК, в Грузии нет. Расследованием подобных преступлений в Грузии занимаются органы прокуратуры [2].

Второй важный момент грузинской антикоррупционной модели: борьба с коррупцией не может быть сферой деятельности только каких-то определенных органов,  в борьбе с коррупцией были привлечены все государственные органы. Каждый министр индивидуально отчитывается о борьбе с коррупцией в его министерстве [3].

Антикоррупционная политика Грузии реализуется на основе Антикоррупционной стратегии, Плана действии и Уголовного кодекса Грузии.

Стратегия концентрируется на шести приоритетных сферах: эффективный и свободный от коррупции государственный сектор; конкурентоспособный и свободный от коррупции частный сектор; совершенствование системы правосудия; совершенствование антикоррупционного законодательства; предупреждение коррупции и совершенствование механизма финансирования деятельности политических партий.

Уголовный Кодекс Грузии включает основные уголовные преступления, связанные с коррупцией, в том числе активный и пассивный подкуп должностных лиц государственных органов страны, злоупотребление должностными полномочиями, отмывание «грязных» денег, коррупцию в частном секторе.

Основные результаты проведенных реформ в Грузии:

1. Создание «принципа единого окна» для всех государственных служб. То есть получить любые документы, заключить и расторгнуть брак, открыть фирму и т.д. можно в одном месте – Доме юстиции. В подобных учреждениях собраны в одно целое около 300 различных услуг, и гражданам не приходится обивать пороги других госструктур. В доме юстиции за 15 минут можно получить практически любой документ, начиная с регистрации рождения ребенка и заканчивая визой для иностранцев, видом на жительство или актом на землю. Предварительно нужно лишь записаться на сайте Минюста.

2. Реформы МВД. С начала реформ в 2004 году штат полицейских и дорожных инспекторов был обновлен на 85% и сокращен в несколько раз. Все работники, замешанные в коррупционных делах, – уволены, и большинство из них получили тюремные сроки. Была введена программа популяризации полиции. Работникам правоохранительных органов создали новый имидж, при котором работники полиции всегда подскажут дорогу и будут разговаривать исключительно вежливо и с улыбкой. В результате проведенных реформ  полицейские в Грузии не берут денег. Всю базу данных сделали электронной. Найти документы стало легко. Стали жестко взимать штрафы. Нарушений на дорогах стало меньше. 

3. Изменения коснулись и процедуры получения водительского удостоверения.  В Грузии отменили медосмотр: существует общая база, куда заносятся все посещения врачей. Техосмотр тоже отсутствует – решили, что эта процедура для взяточников полезнее, чем для автомобилистов. Права можно получить, сдав экзамены и заплатив всего 35 долларов пошлины (данные за 2011 год). Всеми этими процедурами занимается сервисное агентство МВД, работающее 24 часа в сутки без праздников и выходных. Процедура регистрации автомобиля занимает 15 минут, включая подбор номера и оплату 40 долларов там же, у представителя любого банка.

4. Важным аспектом борьбы с коррупцией грузинское правительство считает повышение зарплаты чиновникам, ведь от этого напрямую зависит мотивация сотрудника.  Заработная плата в полиции, а потом и во всем государственном аппарате, выросла за годы реформ в 15–40 раз.

5. На первом этапе реформирования число министерств уменьшилось с 18 до 13, ведомств – с 52 до 34. Численность персонала была сокращена на 35—50%. Перестали существовать как самостоятельные ведомства пожарная инспекция, автоинспекция, санэпидемстанция.

6. Набор кадров в государственный аппарат осуществлялся по принципу меритократии (Люди не имели друг к другу никакого отношения, не имеют родственных связей,  не учились в одном университете и т.д.).

7. Реформы в налоговой системе. Вместо 25 налогов, оставили 6 видов. Таможенные пошлины сокращены и почти полностью отменены в 2008 году. Принят закон, позволяющий приватизировать землю, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

8. Реформы в системе образования. До проведения реформ каждый университет проводил вступительные экзамены отдельно. “Поступить” в университет стоило несколько тысяч. Сейчас Министерство образования проводит единый экзамен для всех абитуриентов, анонимно, по электронным базам. Затем, по полученным оценкам, абитуриенты поступают в разные ВУЗы. 

9. В целях борьбы с коррупцией в Грузии были введены жесткие меры. Например, уголовное наказание не только по факту коррупционного преступления, но и для лиц, требующих или предлагающих взятки. Кроме того, появилась презумпция виновности, когда чиновник должен объяснять, каким путем он получил свое имущество.

10. Реализация антикоррупционной стратегии сопровождалась масштабным информированием населения, показом по телевидению специальных роликов и призывами к гражданам участвовать в антикоррупционной борьбе [4,5,6].

Не все, что было сделано в Грузии, можно повторить в других странах с другими институциональными и политэкономическими условиями и контекстом. Однако, из опыта Грузии можно извлечь множество полезных уроков, которые могли бы быть адаптированы и применены в условиях других стран, перед которыми стоят подобные вызовы преодоления масштабной административной коррупции.

 

Антикоррупционные меры Гонконга

Согласно данным ежегодного отчета Transparency International об уровне коррупции за 2014 год Гонконг занимает 17 место из 174 стран, балл ИВК составляет 74 балла из 100.

В Гонконге в течение столетий взяточничество было традицией, и казалось, что чиновников и жителей этого города-государства невозможно отучить брать и давать взятки. Но это удалось сделать.

Для достижения этого результата власти города продемонстрировали волю, решимость и последовательность в реализации антикоррупционных мер, причем, не взирая на лица и должности. Эти антикоррупционные меры Гонконг начал реализовывать в 1974 году, когда коррупцией было пронизано 94% всего государственного сектора. И таких мер было всего три [7].

Мера первая: отмена презумпции невиновности для чиновников. Вместо него применяется принцип «докажи, что купил имущество не на взятки». В этом принципе есть что-то общее с принципом конфискации имущества "in rem", который используется в некоторых странах Запада. В соответствии с нормами законодательства Гонконга, определяющими отказ от презумпции невиновности для чиновников, если чиновник не в состоянии доказать, что законным путем получил средства, которые лежат на его заграничных счетах или на которые приобретена его недвижимость и дорогостоящее имущество, то он будет осуждён на тюремное заключение на срок до 15 лет лишения свободы. Эту норму законодательства органы власти стали последовательно и четко реализовывать. Сразу же после отмены презумпции невиновности несколько крупных чиновников Гонконга оказались за решеткой.

Мера вторая: в 1974 году была создана Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК). Подчиняется она непосредственно генерал-губернатору Гонконга, ни МВД, ни органы госбезопасности влиять на деятельность НКБК не могут. У сотрудников НКБК высокие оклады, они на 20-30% выше, чем у работников силовых ведомств.

Эта комиссия не только выявляет взяточников, но и занимается профилактикой, т.е. предотвращением взяток в сферах, наиболее подверженных коррупции, например, в службах, выдающих различные разрешения на ведение бизнеса или каких-либо работ, в дорожной полиции, в следственных органах и судах. НКБК постоянно анализирует, применяют ли взяточники новые схемы для своих коррупционных действий. Комиссия вправе провести проверку в любом ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение на взяточничество.

За первый год работы НКБК были пойманы и осуждены 220 чиновников-взяточников. Среди них оказался и шеф полиции Гонконга. Против него возбудили уголовное дело, но он успел выехать в Лондон. Тем не менее, генерал-губернатор Гонконга смог добиться его выдачи, экстрадиции в Гонконг, где и состоялся суд над этим коррупционером.

Для того чтобы у самих специалистов НКБК, обладающих большими полномочиями и подчиняющихся напрямую генерал-губернатору, не возникало соблазнов обогащаться на взятках, работу этой комиссии постоянно контролируют общественные организации, созданные из представителей интеллигенции и частного бизнеса. Если эти общественные контролёры получат какие-то документальные свидетельства того, что кто-то из специалистов НКБК участвовал в коррупции, этот специалист будет уволен со службы, и будет проведено расследование его деятельности.

Мера третья: людям и журналистам предоставили возможность сообщать о взяточниках: обычные люди стали помощниками независимой комиссии по борьбе с коррупцией. А журналистам было позволено копаться в делах любого чиновника. Кроме того, в Гонконге перестали преследовать тех, кто взятку дает, то есть виноват всегда чиновник.

И самое главное, все факты поимки коррупционеров и их ареста широко освещаются в СМИ. Люди начали замечать, что наказывают и высокопоставленных чиновников. Доверие у населения к борьбе с коррупцией возросло. Оно стало поддерживать правительство.

Антикоррупционное законодательство. В качестве первого законодательного акта можно привести Указ о НКБК, который законодательно закрепил такие важные аспекты как, определение термина «коррупция», функциональные и должностные обязательства руководителей НКБК и т.д.

Другим важным документом является Указ о предотвращении взятки, в котором содержится четкая формулировка понятия «взятка». Данным законом НКБК наделена правами обыскивать банковские счета, личные документы подозреваемого, а также конфискацию его имущества. Кроме этого, документ обязывает подозреваемого предоставлять информацию относительно его источников дохода и имущества. Вдобавок к этому, законом обеспечиваются гарантии и защита лицам содействовавшим расследованию. Законом также закреплено, что не только получения взятки в любой форме, но и дача взятки и даже попытка дачи взятки являются противозаконными. Особенно строго очерчены действия госслужащих. К примеру, в статье 10 содержится пункт, согласно которому госслужащий обвиняется в коррупционных действиях, даже при отсутствии доказательств, если его уровень жизни превышает его официальную заработную плату.

Таким образом, рассмотренные выше антикоррупционные меры позволили сделать следующий вывод, что любое приобретение сделанное чиновником должно быть публичным и обоснованным, а также в этом вопросе могут активно принимать участие представители СМИ.

В Казахстане также поощряются, и приветствуются журналистские расследования в отношении предполагаемых коррупционеров, государственные служащие дают разъяснения по поводу своего имущества или противоправного действия.

 

Принципы искоренения коррупции на государственной службе в Сингапуре

Согласно Индексу Восприятия Коррупции (ИВК) Transparency International за 2014 год Сингапур занимает 7 место и стоит в ряду самых чистых в коррупционном отношении государств после Дании, Швеции, Новой Зеландии. Эта страна является четвертой из наименее коррумпированных стран мира с общим рейтингом 84 балла из 100.

Вдохновителем и организатором борьбы с коррупцией в Сингапуре стал  бывший премьер-министр г-н Ли Куан Ю (1959-1990). В ноябре               1999 года г-н Ли заявил: «Честное, эффективное правительство с незапятнанной репутацией было и остается самым ценным достижением правящей партии и главным достоинством Сингапура».

В Сингапуре борьба с коррупцией ведется непосредственно политическими лидерами и высшими должностными лицами, ее всемерно поддерживает общественность. Другими словами, борьба с коррупцией здесь ведется непрерывно, о чем свидетельствует наличие постоянно действующего специализированного органа по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции (основано в 1952 году), обладающего политической и функциональной самостоятельностью [8].

Со второй половины 1980-х годов правительство стало работать над «качеством» бюрократии.

Стимул  к  совершению  коррумпированных  действий  среди  государственных  служащих  и  политических  лидеров    был  уменьшен  путем  обеспечения  их  заработной  платой  и  дополнительными  льготами,  сопоставимыми  с  частным  сектором.  Однако  правительство  может  быть  неспособным повысить  зарплаты,  если  нет  экономического  роста.  Тем  не  менее,  последствия  низкой  зарплаты  в  госсекторе  будут  неблагоприятными,  так  как  талантливые  госслужащие  уйдут,  чтобы  устроиться  в  частные  компании, в  то  время  как  менее  способные  останутся  и  вовлекут  себя  в  коррумпированные  действия,  чтобы  компенсировать  низкую  зарплату.

Чиновникам серьезно подняли зарплаты (в дальнейшем это делали каждые несколько лет), что должно было удержать их от взяток. Сейчас оклады высших должностных лиц страны высчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе и доходят до $20—25 тысяч в месяц. И парламентарии, и население восприняли с недоверием эту инициативу, но премьер-министр Ли Куан Ю публично обосновал ее целесообразность. Он объяснил, что правительству необходимы профессионалы в своей области, поэтому им выплачивают заработную плату, близкую к их рыночной ценности.

Антикоррупционное законодательство. Акт о предотвращении коррупции налагал существенные ограничения на работников государственных органов. Согласно этому закону, все государственные работники обязаны ежегодно декларировать свой доход. В случае неспособности госслужащего объяснить источники своего дохода, он обвиняется в коррупции. Вдобавок к этому, если близкие люди госслужащего также не способны объяснить источники своего дохода, то этот работник также может быть обвинен в коррупции.

В 1989 г. в Сингапуре был принят Закон о конфискации дохода, согласно которому, власти получали возможность замораживать любые активы, которые были получены путем коррупционной деятельности. В 1999 г. этот закон был заменен Законом об отмывании денег.

Правительство задумало сделать профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой. В Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии. Путь наверх открывается перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. За это отвечает Агентства (Бюро) по борьбе с коррупцией. Вербовка происходит еще в школе, а дальше будущую элиту ведут: помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют успехи. Так постепенно чиновничий аппарат обновлялся правильно выученными и воспитанными кадрами, многие из которых пополняют ряды агентства.

Борьба Сингапура с коррупцией основана на определенных принципах, раскрывающих основополагающее понятие «логика в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий» [9].

Во-первых, меры должны предприниматься по отношению к обеим сторонам: и тем, кто дает взятки, и тем, кто их берет.

Во-вторых, четко соблюдается принцип ответственности: коррупцию необходимо наказывать в административном или уголовном порядке. Но общественное порицание - неотъемлемая часть процесса наказания.

В-третьих, должна быть проведена четкая граница между государственными обязанностями и личными интересами. Именно это подразумевал г-н Ли Куан Ю, когда заявил, что конфуцианская обязанность помогать своей семье, родственникам и друзьям должна выполняться только с привлечением собственных, а не государственных средств.

В-четвертых, необходимо укрепление главенства закона. Это достигается за счет сотрудничества Бюро, расследующего случаи коррупции, и судебных органов, которые решают, каким будет наказание. Общественность должна быть уверена, что Бюро действует эффективно и юридически законно.

В-пятых, коррупция должна быть максимально исключена путем установления ясных и четких методов работы и принятия решений. Как только общественность осознает, что не существует возможности влиять на правительственные решения путем дачи взяток, коррупции станет меньше.

В-шестых, лидеры должны подавать личные примеры безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией. Следовательно, неподкупность должна быть ключевым критерием, основной целью политических лидеров.

В-седьмых, необходимо наличие гарантий, что именно признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство, должно быть определяющим фактором при назначении должностных лиц. Использование семейных связей подрывает доверие к государственной службе, к ее эффективности и беспристрастности. Напротив, признание заслуг гарантирует, что на соответствующий пост будет назначен квалифицированный специалист.

В-восьмых, как подчеркнул г-н Ли, основное правило - соблюдать принцип неподкупности и увольнять запятнавших свою репутацию чиновников. Пресса играет важную роль в предании гласности случаев коррупции и деталей наказания, чтобы информировать общественность относительно последствий коррупции. Это помогает создать атмосферу честности и доверия к государственной службе, а также закрепить принцип наказания коррупции, т.к. борьба с коррупцией зависит от системы ценностей политических лидеров, государственной службы и общества.

В-девятых, государственным служащим должны соответственно платить. В Сингапуре министрам и высшим должностным лицам платят согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц (адвокатов, банкиров и т.д.).

В-десятых, необходимы создание эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.

В-одиннадцатых, нужно минимизировать количество необходимых для документов подписей. Это уменьшит возможности для коррупции[10].

В-двенадцатых, необходимо использовать законы таким образом, чтобы распространить их действие на должностных лиц с целью выяснения источников их доходов. Если они не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, можно предположить, что источником является коррупция. В Сингапуре каждый год от государственных служащих требуют заполнения специальных форм для декларации их имущества, активов и долгов.

Таким образом, Сингапурский опыт нам демонстрирует необходимость реформирования всей системы государственного управления, а также принятие ряда ограничений связанных с нахождением на государственной службе.

В Республике Казахстан такие меры предусмотрены в Этическом кодексе, Законах о государственной службе и борьбе с коррупцией, в Налоговом, Бюджетном и административном кодексе.   

 

Санкции за коррупцию: опыт Китая

К наиболее успешным странам по эффективности борьбы с коррупцией в настоящее время относится Китай.

По данным «Transparency International», согласно Индексу восприятия коррупции, Китай занимает 100 место из 174 стран. В Китайской народной республике (КНР) индекс коррупции в 2014 году составил 36 по шкале от 1 до 100 (где 100 означает наименьшую коррумпированность). 

 

Таблица 1. Динамика Индекса восприятия коррупции в Китае

 

Год

1995

2000

2005

2010

2014

Индекс

21

31

32

35

36

 

 

Борьба с коррупцией в Китае ведется по разным направлениям. Наряду с уже существующими централизованными структурами по борьбе с коррупцией, таких как Центральная дисциплинарная комиссия и Министерство контроля, в декабре 2007 года руководство КНР создало Государственное управление по предупреждению (противодействию) коррупции (ГУПК). К функциям нового ведомства, подчиненного госсовету КНР, относятся выявление коррупционеров и разработка целых комплексов антикоррупционных мер. Фактически это специализированная антикоррупционная спецслужба с огромными полномочиями: ГУПК может вести собственные расследования, самостоятельно брать под наблюдение подозреваемых чиновников и проводить их задержание. Во всех провинциях КНР созданы региональные структуры ГУПК, которые занимаются борьбой с коррупцией на местном уровне.

В борьбе с коррупцией важная роль отводится дисциплинарным комиссиям. Центральная дисциплинарная комиссия (ЦДК) обладает сравнительно небольшим штатом - 800 человек. Работа ЦДК децентрализована и охватывает все государственные ведомства. Во всех провинциальных, муниципальных и уездных органах власти, включая любые подведомственные им госорганизации, сформированы свои антикоррупционные комиссии, надзирающие за поведением членов партии. Аналогичные комиссии созданы и на крупных госпредприятиях. ЦДК работает весьма жестко, она вправе проводить административные аресты. Комиссия, после задержания подозреваемого должностного лица держит его под стражей до тех пор, пока не будет вынесен вердикт: передавать дело в прокуратуру или нет. Задержанное лицо не может ни сообщить об этом семье, ни нанять адвоката. Задержание может длиться до шести месяцев. Если комиссия приходит к обвинительному заключению, следует объявление об исключении виновного из партии. После этого дело передается в прокуратуру. Исключение из партии в связи с коррупцией равносильно обвинительному судебному приговору, хотя до начала суда может оставаться еще несколько месяцев [11].

Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность в Китае, является ротация кадров во всех органах власти. Данная мера способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям. Так, за последние годы в высшие органы партии (КПК) вошло значительное число новых лиц. Завершена также масштабная перегруппировка руководящего состава на местах. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной дисциплинарной комиссия при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

Ощутимые результаты в борьбе с коррупцией также приносит проводимая социальная политика, которая позволила сократить разрыв между богатыми и бедными частями населения КНР. Реальные доходы городских жителей увеличились до 1379 долл. США, а сельских – на 14,8% до 443 долл. США. В том числе продолжен динамичный процесс укрепления среднего класса [12].

Нельзя оставить без внимания одну из основных мер по противодействию коррупции в Китае – смертную казнь.

Начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным кодексом, взяточничество в Китае является преступлением и карается либо пожизненным заключением, либо смертной казнью. Со временем изменилась только технология самой казни – вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертельные инъекции.

В законодательстве Китая предусмотрено два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой приведения в исполнение до двух лет. В случае с отсрочкой приговоренный на смерть может ее избежать, если в течение этих двух лет будет примерно себя вести и не удостоится никаких нареканий в свою сторону. Но наказания в любом случае ему избежать не удастся, казнь будет просто заменена тюремным заключением.

Всего с 2000 года в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10–20 лет заключения. Жестокое наказание понесли чиновники самого высокого ранга. 

Согласно уголовному кодексу КНР, если сумма незаконных доходов чиновников превышает 100 тыс. юаней (14,3 тыс. долл.), то за это предусматривается срок заключения 10 и более лет, вплоть до пожизненного. Взятка или хищение на сумму более миллиона долларов - высшая мера наказания (смертная казнь).

По китайскому телевидению время от времени демонстрируют публичные расстрелы чиновников [13].

Антикоррупционная политика Си Цзиньпина.

В 2012 году с приходом к власти нового председателя КНР Си Цзиньпина началась масштабная антикоррупционная кампания по борьбе с коррупцией. По мнению Си Цзиньпина, коррупция является одной из основных проблем страны. Ежегодно взяточничество и коррупция обходятся экономике Китая в 86 миллиардов долларов, по оценкам китайских экспертов, экономические потери от коррупции в КНР ежегодно составляют 13-17% ВВП.

Первым делом был опубликован список из восьми пунктов, которые каждый китайский коррупционер-чиновник должен был выучить наизусть и беспрекословно соблюдать:

1. Отказаться от формальных встреч.

2. Не участвовать без разрешения в коммерческих мероприятиях: перерезании ленточек, форумах, конференциях и т.д.

3. Писать документы простым и понятным языком.

4. Совершать зарубежные поездки только при необходимости и с разрешения, сократить число сопровождающего персонала.

5. Отказаться от перекрытия дорог для проезда кортежей.

6. Серьезно относиться к участию в новостных программах, появляться на телевидении только при информационной необходимости.

7. Без разрешения не писать статьи и книги.

8. Экономить государственные средства. Не выписывать себе за государственный счет квартиры, машины, путевки.

Одним из самых распространенных коррупционных правонарушений в Китае является схема, при которой семьи высокопоставленных чиновников переезжают на ПМЖ за рубеж, после чего на их счет в зарубежных банках переводятся все средства, заработанные коррупционным путем. Коррупционер с идеальной декларацией работает в стране, а его семья тем временем обустраивается за границей.

В Казахстане такая практика также довольно распространена. В Китае таких госслужащих называют «голыми чиновниками». Большинство таких чиновников работало в финансовом и производственном секторах, так же к ним можно отнести и партийную элиту. Суммы, выводимые ими за пределы КНР, исчисляются триллионами долларов.

Борьба с "голыми чиновниками" входит в число важнейших пунктов проводимой сейчас кампании. С этой целью китайские власти опубликовали новые правила, согласно которым:

  • "голые чиновники"  потеряли возможность продвигаться по службе;
  • они не могут занимать высшие должности в таких сферах государственной службы, как оборона, дипломатия, национальная безопасность, при условии, если их семьи не согласились отказаться от паспортов или документов, подтверждающих право на постоянное проживание за границей;
  • китайские власти понизили в должности более 1000 высокопоставленных чиновников, супруги или дети которых постоянно проживают за рубежом и отказываются возвращаться в КНР [14].

Антикоррупционное законодательство. Борьба с коррупцией в Китае ведется по разным направлениям: издаются различные постановления, директивы и резолюции, а также совершенствуется антикоррупционное законодательство. В процессе пересмотра уголовного законодательства КНР один из 17 рассмотренных вариантов "Закона по борьбе с коррупцией и взяточничеством" вошел в Уголовный кодекс, который был принят 14 марта 1997 год и вступил в силу 1 октября 1997 года.

27 октября 2005 года Китай ратифицировал принятую в конце октября 2003 года Конвенцию ООН против коррупции, которая вступила в силу 14 декабря 2005 года.

Одним из существенных достижений в процессе формирования законодательной базы по пресечению коррупции стало принятие в апреле 2005 года "Закона о государственных служащих", согласно которому все сотрудники государственно-управленческих структур КНР подлежат наказанию в случае уличения их во взяточничестве или нарушении дисциплины.

Проведенные в Китае за последние несколько лет антикоррупционные меры в рамках кампании Си Цзиньпина не только дали ощутимый результат в противодействии коррупции, но, что очень важно, получили поддержку общества, повысили доверие граждан к государственной власти, партии КПК и общественным институтам.

Китайская практика борьбы с коррупцией может быть полезной и в Казахстане, в первую очередь это касается: понижение в должности или принудительная отставка, а также - лишение возможности продвигаться по служебной лестнице высокопоставленных чиновников, семьи которых живут за границей, а средства – выведены на счета в зарубежных банках.

 

Профилактика коррупции в Австралии

На сегодняшний день проблема коррупции является одним из злободневных вопросов, актуальных не только для Казахстана, но и большинства стран мира. Анализ проблемы показывает, что для каждой страны присущи свои масштабы, стратегии, методы, механизмы и технологии для борьбы с коррупцией.  В этой связи, при сравнении практики борьбы с коррупцией в различных странах мира можно выделить общие и особенные моменты, полезные для Казахстана.

Согласно ранжированию 174 стран по индексу восприятия коррупции, проведенному Transparency International в 2014 году, одной из наименее коррумпированных стран данного рейтинга является Австралия, которая занимает 11 место с 80 баллами.

В Австралии уделяется значительное внимание борьбе с коррупцией и профилактике проявлений данного вида преступности.

Австралия является подписантом двух базовых антикоррупционных международных конвенции – Конвенция ООН против коррупции (вступила в силу 14 декабря 2005 года) и Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операции (вступила в силу 15 февраля 1999 года). Основная законодательная база антикоррупционной политики Австралии заложена в Законе о крупной и организованной преступности, последние изменения в котором были внесены в 2009 году.

В Австралии нет федеральной структуры или централизованной системы органов по борьбе с коррупцией. Контроль за деятельностью правительственных структур осуществляет австралийская общественность через национальные общественные организации (национальные комиссии).

Любой гражданин имеет право подать в такую комиссию жалобу или сообщить о коррупционном действии, совершенном государственным должностным лицом. Комиссия анализирует все полученные жалобы и сообщения, может передать дело на рассмотрение в организацию, на которую подана жалоба, провести собственное расследование или принять меры по предотвращению дальнейших проявлений коррупции и проведению соответствующего обучения.

Комиссия по коррупции не имеет право проводить расследование с организованной преступностью, но предлагает помощь полиции. Расследованием коррупционных дел занимается австралийская федеральная полиция и несет ответственность за предупреждение, выявление и расследование серьезных и системных вопросов коррупции.

В Австралии существует федеральная система правительства. Важной особенностью австралийского правительства является разделение полномочий между законодательным органом, руководителем госоргана и судебной властью. Многие обвинения должностных лиц в  коррупции не приводят к уголовному судопроизводству из-за юридического препятствия, в виде отсутствия согласованности в действиях исполнительской и судебной власти. Поэтому правительство Австралии уделяет пристальное значение антикоррупционной политике, которая будет, прежде всего, основана на предотвращении и профилактике коррупции, а не на борьбу с ней.

В рамках государственной антикоррупционной политики в Австралии одно из ключевых мест занимает соответствующее обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Главной целью является формирование у австралийских граждан четкого понимания необходимости борьбы с коррупцией, а также разработка мер по ее пресечению.

Помимо образовательных программ обучения госслужащих существует также специальные курсы для учителей старших классов и преподавателей ВУЗов.

Опыт Австралии в вопросах противодействия и борьбы с коррупцией является наиболее показательным для Казахстана. Так как у нас примерно равная численность населения, госаппарат, также Казахстан и Австралия многонациональные и межконфессиональные страны.

В Австралии созданы сильные и эффективные институты по борьбе с коррупцией, а качественное предоставление государственных услуг является приоритетом. Австралия считается страной с наименьшим уровнем коррупции. Здесь высок авторитет государственной службы. Госслужащий получает достойную заработную плату, что является действенной антикоррупционной мерой. Вместе с тем, руководство Австралии выделяет большие средства на создание мощных антикоррупционных структур, которые при поддержке правительств разрабатывают эффективные антикоррупционные стратегии, программы, проводятся детальные социальные исследования коррупционных нарушений.

Очень эффективным методом предотвращения коррупции является дальнейшее развитие электронного правительства. К примеру, в Австралии оформляют все документы, оплачивают все счета с помощью электронного правительства уже около 10 лет. Большую роль в Австралии в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят их независимые расследования.

Не все страны могут полностью перенять опыт Австралии в силу исторических, географических, экономических, демографических особенностей этого государства. К тому же взять на вооружение высокие зарплаты политических лидеров и чиновников как метод противодействия коррупции в период экономического кризиса могут позволить себе не все страны, в том числе и Казахстан. Для победы над коррупцией требуется сильная политическая воля, а также участие в борьбе с коррупцией всех граждан страны.

 

Правовая культура населения Финляндии

Несколько лет подряд по данным Transparency International Финляндия занимает третью позицию рейтинга индекса восприятия коррупции (89 баллов из  100) как страна с наименьшим уровнем коррупции.

Принципы правильного управления, этические нормы и рекомендации прописаны во многих нормативных актах Финляндии, начиная с Конституции, и являются существенной, неотъемлемой частью руководства государством. Это одновременно и правовая база превенции коррупции.

Сформированное развитое гражданское общество, вкупе с высоким уровнем правосознания и правовой культуры оказывают содействие недопущению роста коррупции в Финляндии.

Несмотря на репутацию и высокую оценку Transparency International случаи коррупции случаются и в Финляндии. Периодически до суда доходят дела о получении взятки тем или иным должностным лицом или о злоупотреблении им своим служебным положением или о даче взятки представителем той или иной компании с целью обеспечения получения контракта и т.д. Но все-таки в повседневной жизни граждане практически не сталкиваются с проблемами коррупции. Этому способствует общая обстановка в стране, где коррупция, как правило, отторгается обществом [16].

Антикоррупционная политика Финляндии. Основной принцип финской антикоррупционной политики – коррупция не является изолированным феноменом.

В Финляндии существует формальная антикоррупционная сеть, основанная под эгидой министерства юстиции и объединяющая не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и частный сектор, исследовательские и негосударственные организации. Цели данной сети:

• Содействие антикоррупционной деятельности и внесение соответствующих инициатив;

• Повышение уровня осознания опасности коррупции обществом и установление антикоррупционных директив в государственном, муниципальном и частном секторах;

• Осуществление выполнения обязательств согласно международных антикоррупционных соглашений (Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития, Конвенции Совета Европы), а также обязательств международных организаций (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО));

• Содействие изучению и исследованию коррупции.

В Финляндии нет как в Сингапуре и Гонконге специального органа, занимающегося деятельностью, направленной на предотвращение коррупции. Координацией практически любых действий, связанных с вопросами коррупции, занимается министерство юстиции. Министерство внутренних дел занимается антикоррупционной политикой в сфере сотрудничества с Европейским Союзом. Национальное Бюро расследований Финляндии имеет в штате сотрудника, в чьи обязанности входит исключительно отслеживание всех вопросов, так или иначе связанных с коррупцией в стране.

Расследованием правонарушений/преступлений, имеющих отношение к коррупции, занимаются органы полиции (обычно местного уровня, в более серьёзных случаях расследование дел берёт на себя Национальное Бюро расследований).

Важную роль в надзоре за принятием решений государственными чиновниками играют Парламентский омбудсмен и Канцлер юстиции. Институт омбудсмена является достаточно важным в мировой практике. До 1919 года у Финляндии не было своего омбудсмена, а действовал институт канцлера юстиции, учрежденный под влиянием Конституции Швеции 1772 года. Обретение Финляндией государственной самостоятельности в декабре 1917 года обусловило принятие 17 июля 1919 года Конституции страны, где закреплялся институт омбудсмена юстиции.

Еще одним надзорным органом, непосредственно связанным с работой Парламента и контролирующим работу всех государственных органов, является орган государственного аудита. Он занимается проверкой государственных финансов и управления государственным имуществом [17].

Законодательная база Финляндии по вопросам противодействия коррупции. В финском законодательстве не существует как конкретного определения коррупции, так и отдельных законов, специально направленных на предотвращение коррупции. Основные положения, связанные с коррупцией, содержатся в уголовном праве – это нормы о взяточничестве в государственном и частном секторах Финляндии.

В эти нормы в 1989 году были внесены поправки и дополнения в связи с полным реформированием всей системы уголовного права. Впоследствии небольшие изменения были сделаны с целью приведения данных положений в соответствие с международными соглашениями, касающимися коррупции и взяточничества.

Другие базовые правовые нормы, имеющие отношение к коррупции, касаются легализации и правонарушений в сфере финансовой отчётности. Они также были изменены и приведены в соответствие с антикоррупционной политикой Евросоюза.

В борьбе с коррупцией Финляндия активно использует международно-правовые инструменты, сотрудничает с основными организациями в этой области, приводит свое законодательство и практику в соответствие с международными нормами и стандартами.

Из всех тех факторов снижения коррупции, которые существуют, можно выделить эффективное управление (“хорошее управление”), доступ к образованию, развитая демократия на всех уровнях, неполитизированный доступ к ключевым должностям гражданской службы, открытый административный процесс управления, доверие общества.

Что же главное в финском опыте борьбы с коррупцией? Было бы преувеличением говорить о какой-то специфической «финской модели» борьбы с коррупцией. Естественно, имеется ряд законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и у нас. Главное все же – в финском опыте борьбы с коррупцией, в формировании условий, которые не создавали бы питательной почвы для коррупции и которые, если бы не исключали ее, то, во всяком случае, минимизировали это явление.

 

Электронное правительство Эстонии как инструмент противодействия коррупции

Выбор Эстонии и изучение ее опыта в сфере противодействия коррупции является не случайным. Так, по индексу восприятия коррупции Transparency International в 2014 году Эстония занимает 26-е место из 174 стран, по индексу экономической свободы Heritage Foundation занимает 16-е место из 179 стран, по индексу Doing Business 17-е из 183 стран.

В 1990-х годах в Эстонии процветали организованная преступность и коррупция, в том числе и в правоохранительных органах.

Одними из главных принципов борьбы с коррупцией в Эстонии являются использование IT-услуг и развитие информационно-коммуникационных технологии (далее - ИКТ) в стране.

Эстония одна из самых продвинутых стран ЕС в IT-технологиях. По всей стране  полное покрытие бесплатным WiFi, на 98 % территории страны используется беспроводной Интернет.

Развитие ИКТ позволило кардинально решить проблему с коррупцией. В первую очередь это удалось благодаря "электронному правительству". В период с 2000 по 2005 год весь документооборот в Эстонии был переведен в электронный вид и связан с базами данных обо всех граждан (эстонцах). Все данные, которые могут потребоваться чиновникам, находятся в государственной базе данных, от экономической статистики и судебных архивов, до медицинских карточек и жалоб граждан. Система построена таким образом, что любой чиновник, который даже просто посмотрел данные, не говоря уже о внесении изменений, автоматически оставляет свой след в истории системы, что позволяет быстро найти нечистого на руку служащего.  При этом само взаимодействие между чиновниками и гражданами просто отсутствует или сведено к минимуму.

Эстонцы, как и казахстанцы подают налоговые декларации электронным способом, с 2010 года через сеть было подано 97% налоговых деклараций. Регистрация юридического лица занимает 15 минут и не требует походов по кабинетам. В 2007 году Эстония стала первой в мире страной, предоставившей своим избирателям возможность голосовать через интернет на парламентских выборах, в 2011 году этим правом воспользовались 15,4% избирателей.

Для получения документов человеку достаточно сфотографироваться на месте, поставить подпись на электронном сканере, дать изображение отпечатков пальцев и оплатить стоимость документа. При прохождении той или иной операции клиент не несет фотографии, квитанции сотруднику уполномоченного органа. Все необходимые документы в автоматизированном режиме поступают в систему. Вся эта операция занимает 10 минут. Когда документы будут готовы, гражданину приходит на электронную почту или на сотовый телефон уведомление о готовности документа.

Все граждане Эстонии, достигшие 15-летнего возраста, являются обладателями ID-карты. С ее помощью все граждане могут проходить авторизацию в государственных и частных интернет-сервисах и получают персональный адрес электронной почты, через который они общаются с государственными учреждениями и частными предприятиями, получают все необходимые справки, делают запросы, пользуются услугами интернет-банка и всеми другими электронными услугами. Данная карта заменяет и паспорт, и водительские права, а с ее помощью можно решить все вопросы с государством, не выходя из дому. На всей территории страны действует 4G-интернет, за счет чего пользоваться электронными услугами можно и со смартфона, и с планшета.

Подобным образом действуют е-школа, е-полиция и е-медицина. С помощью Интернета каждый эстонский родитель может в любой момент проверить, пропускает ли его ребенок занятия, узнать отметки наследника и что ему задали на дом. В Интернете хранится история болезни и рентгеновские снимки каждого гражданина страны, через Интернет он может заказать рецепт или записаться к врачу.

В результате интенсивного развития ИКТ в государственных организациях исчезли очереди, за целый день приходят в среднем  5-6 клиентов. Вся работа проводится через компьютерную сеть. Благодаря этому страна стала прозрачной, отсутствие личного контакта между чиновником и гражданином в сочетании с упрощенными процедурами делает коррупцию невозможной [19].

Реформа в правоохранительных органах. Одну из наиболее эффективных реформ Эстония провела и в правоохранительных органах. В течение последних 20 лет число полицейских было сокращено вдвое - до 3,5 тысячи на всю страну. Многие службы, где ранее работали люди в погонах, в Эстонии сделали гражданскими.

В 2005 году в Эстонии стартовал проект «Электронная полиция». Основной задачей проекта было предоставление сотрудникам полиции возможности выполнять свою работу независимо от их местонахождения. Рабочие станции системы установлены в каждой патрульной машине и обеспечивают полицейским оперативный доступ ко всей необходимой им информации. Если ранее на переговоры по рации уходило по 15 - 20 минут, то сейчас все требуемые данные могут быть получены в течение нескольких секунд. При этом в штаб-квартире полиции в режиме реального времени наблюдают за перемещениями и местонахождением всех патрулей. На полицейском сайте граждане имеют возможность делать официальные запросы, следить за разбирательством своего административного или уголовного дела, уплачивать пошлины и прочее.

Основные особенности антикоррупционной системы Эстонии:

1. Расследованием фактов коррупции занимаются три органа: префектура полиции - если речь идет о чиновнике, работающем в органах самоуправления, а также в частных предприятиях; полиция безопасности - если речь идет о высших государственных чиновниках (президент, министры); государственная прокуратура - если речь идет о сотрудниках правоохранительных органов.

2. В 2003 году была образована Комиссия рийгикогу (парламента) по применению закона о борьбе с коррупцией. Комиссия является хранителем деклараций экономических интересов (доходов) высших должностных лиц страны, включая членов парламента, президента страны, членов правительства, судей и так далее. Эта комиссия проверяет достоверность данных, представленных должностными лицами деклараций экономических интересов. Комиссия информирует как парламент, так и общественность о результативности применения закона о борьбе с коррупцией, проверяет подозрения в коррупции. При выявлении признаков преступления или административного нарушения комиссия передает материалы следствию.

3. В 2012 году был принят новый Антикоррупционный закон. В новом законе определяются обязанности госслужащих, а также ограничения, обозначаются меры ответственности за нарушения закона. Закон определяет понятие коррупционного дохода. Коррупцией не считаются льготы, которые не связаны с исполнением служебных обязанностей. Закон гарантирует конфиденциальность, тому, кто сообщит о факте коррупции.

4. Все решения правительства обязательно публикуются в СМИ в течение трех дней. Из-за этого чиновникам приходится постоянно быть готовыми к тому, чтобы аргументировать каждое решение перед прессой и общественностью. Кроме того, вся деятельность государственных органов стала доступна каждому жителю страны через электронные информационные системы.

5. Ежегодно высокопоставленные чиновники обязаны декларировать свое имущество, информация о котором доступна широкой общественности в интернете. В случае вынесения обвинительного антикоррупционного приговора чиновнику, имущество, законное происхождение которого не было доказано, может быть конфисковано [20].

Эстония оказалась примером, когда страна, без больших сырьевых ресурсов и промышленности, смогла совершить значимый рывок, ориентируясь на своевременные технологии и построила государство без коррупции. Грузия использовала опыт реформ Эстонии и сейчас находится на 50 месте по индексу восприятия коррупции Transparency International. Данный опыт будет интересен и Казахстану, тем более что принцип борьбы с коррупцией посредством компьютеризации и развития ИКТ для нашей страны очень близок. Напомним, что в Казахстане сейчас работает портал электронного правительства,  и его дальнейшее совершенствование является для нашей страны актуальным и приоритетным. После чего могут последовать и другие реформы.

 

Открытое Правительство: опыт Южной Кореи

Согласно данным ежегодного отчета Transparency International о коррупции ИВК за 2014 год Южная Корея находится на 43-м месте, ее балл ИВК составляет 55 из 100..

В сфере внутренней политики и системы управления Южной Кореи определяются следующие основные цели:

  • оптимизация системы государственных органов управления, обеспечение ее прозрачности и безкоррупционности;
  • рациональная децентрализация экономики и сбалансированное региональное развитие;
  • широкое участие и консолидация народа в ходе политических реформ.

Как отметил Президент Южной Кореи Ли Мен Бак, "Коррупция существует на двух уровнях - вверху и внизу. Так вот бороться с ней надо начинать с верха". Одним из необходимых условий преодоления коррупции является политическая воля. Если государство в лице его вышестоящих руководящих органов будет заинтересовано в выживании, то противостояние коррупции и ее искоренение – вполне реальная задача. Наглядным примером такой положительной амбициозности стал Сеул – столица Южной Кореи. Здесь власть действительно смогла создать эффективный механизм борьбы с коррупцией, реально действующий и показывающий результаты.

Соответствуя веяниям времени, Сеул учитывает новейшие научные разработки и технологии. На их основе совершенствует местные меры антикоррупционной политики.

Известно, что одной из причин коррупции является бюрократия. В Южной Корее упрощение бюрократических процедур посредством реформирования государственных учреждений значительно способствовало снижению уровня коррупционности государственных органов. Уменьшилось количество необходимых для документов подписей, прямых контактов с чиновниками, работающими в контролирующих, лицензирующих и других государственных учреждениях.

Наилучшим примером в данном случае является сеульская программа OPEN, запущенная в 1999 году и позволившая гражданам контролировать через Интернет процесс рассмотрения своих обращений государственными чиновниками. Данная программа разрабатывалась и была внедрена при мэре Сеула Гох Кун, который заявил о намерении вести самую непримиримую войну с коррупцией, информируя общественность о деятельности государственных служб от рассмотрения обращений граждан до политики принятия решений.

Благодаря этой программе граждане могут в любое время проследить ход рассмотрения документов по своему обращению. Система онлайнового контроля за рассмотрением обращений граждан «OPEN», обеспечивающая прозрачность в работе городской администрации, позволяет предотвратить ненужные проволочки или несправедливое рассмотрение чиновниками дел граждан, позволяет гражданам следить за тем, как решаются вопросы о выдаче разрешения или санкции по тому или иному делу в случаях, когда наиболее вероятно проявление коррупции, и протестовать, если замечены какие-либо нарушения. Таким образом, обеспеченная прозрачность деятельности администрации создает предпосылки для искоренения коррупции. 

В программе четко обозначены сферы жизнедеятельности, гражданские проекты в которых следует рассматривать открыто, поскольку именно в них, как оказалось после проведенных исследований, наиболее характерно распространение коррупционной практики. В частности, это жилье и строительство; строительные работы; транспорт; окружающая среда; культура и туризм; промышленность и экономика; городское планирование;  санитария и социальное обеспечение; администрирование. Каждая сфера включает определенный набор проектов. Например, категория «Жилье и строительство» дробится на 1) проекты жилищного строительства; 2) разрешение на строительство и контроль; 3) проекты реконструкции зданий; 4) проекты улучшения экологии микрорайона; 4) утверждение архитекторов; 5) разрешение на размещение уличной рекламы.

Система «OPEN» является прогрессивным инструментом в административном секторе, позволяющим наладить правильное и здоровое его функционирование, при этом все государственные службы центрального и местного уровня должны перенимать работу с данной программой и содействовать её развитию и усовершенствованию.

Помимо своего самостоятельного значения и автономного существования система «OPEN» является лишь составной частью комплексной сеульской стратегии борьбы с коррупцией. Программа неуклонной борьбы с коррупцией осуществляется по четырем основным направлениям: 1) превентивные меры, 2) репрессивные меры, 3) большая прозрачность деятельности администрации, 4) тесное сотрудничество между частными лицами и государственными службами.

Основные меры борьбы  с коррупцией [21]:

1. Превентивные меры заключаются в ослаблении государственного регулирования во всех административных сферах. Избыточные нормы муниципального регулирования были либо отменены, либо упрощены.

Чиновник, слишком долго сидящий в своем кресле, может в своем ведомстве установить систему "продавец-покупатель". Чтобы искоренить потенциальный тайный сговор, администрация Сеула отменила давно установившуюся практику передачи определенного района под контроль одного чиновника, принимающего решения о выдаче разрешений, санкциях и контроле. Отныне чиновникам предписывается ежедневно рассматривать заявления из разных районов. Кроме того, существенные кадровые изменения были проведены в администрациях 25 округов. Таким образом, кадровая политика в Сеуле, как и во многих других государствах, остается центральным звеном антикоррупционной политики.

2. Репрессивные меры вводятся в действие за каждый проступок, совершённый городскими чиновниками Сеула. Для осуществления принципа нулевой толерантности к коррупции введена система прямого обращения к мэру. Раз в месяц почтовые открытки с оплаченным ответом посылаются тем, кто имел дело с городской администрацией в сферах, подверженных коррупции. Их просят отправить открытки с информацией о любых злоупотреблениях обратно на адрес мэра. Мэр лично читает все открытки и следит за тем, чтобы каждый нарушитель закона был должным образом наказан.

3. Прозрачность деятельности администрации Сеула обеспечивает программа «OPEN». Наряду с ней введён Индекс антикоррупционных показателей. Он позволил в 1999 году определить уровень «чистоты» каждой административной единицы, полученные результаты были опубликованы. Индекс антикоррупционных показателей подсчитывался по результатам опроса мнения лиц, обращавшихся в государственные службы, а также с использованием статистики антикоррупционных мер, предоставляемой администрацией. Индекс служит стимулирующим средством, порождающим здоровую конкуренцию между органами городской власти Сеула.

4. Сотрудничество между частными лицами и государственными службами прослеживается по всем вышеупомянутым направлениям. Кроме того, было внедрено еще одно нововведение – «Договор о неподкупности», цель которого – предотвращение коррупции и любых других нарушений закона в сфере поставок товаров и услуг населению. Обязательство не брать взяток является соглашением между чиновниками, курирующими поставки товаров и услуг, и претендентами на выполнение строительных работ или поставщиками товаров и услуг. Подписывая такой договор, стороны соглашаются, что в случае его несоблюдения будут должным образом наказаны.

5. Принятие нового Антикоррупционного закона.  Национальное собрание Южной Кореи приняло антикоррупционный закон, предусматривающий тюремное наказание до трех лет государственным служащим, журналистам и учителям, которые принимают денежные средства или подарки стоимостью выше 1 миллиона вон или около $900. Принятие закона стало значимым в стране, где дача или получение конвертов с деньгами и других подарков долгое время были частью культуры и каналом взяточничества. Новый закон должен вступить в силу в октябре 2016 года, после чего государственные служащие, учителя и журналисты будут наказываться штрафами или тюремным сроком до трех лет за получение подарков стоимостью выше определенной законом. Они также будут наказываться, если такие подарки будут принимать их супруги. В соответствии с действующим законом, значительная часть проявления коррупции оставалась безнаказанной, особенно, когда это прикрывалось так называемым спонсорством, что было широко распространено среди правительственных чиновников и журналистов.

В совокупности эти меры качественно дополняют друг друга, и поддерживают взаимную действенность, обеспечивая эффективность антикоррупционной системы Сеула.

Казахстан и Южную Корею можно сравнить, и найти общее, если программа OPEN была внедрена в 1998 году, и регионы Кореи и выстраивали свою систему государственного управления, государственных услуг и бизнес-процессов в соответствии с данной программой.

В Республике Казахстан на заседании Парламента в 1997 году по инициативе Лидера нации Н. Назарбаева было принято решение о переносе столицы из Алматы в Астану. В своем выступлении Лидер нации Н. Назарбаев отметил, что мы строим новую столицу, в которой будут применены новые технологии и подходы, и он будет ориентирован для всех регионов Казахстана. 

 

Оценка качества оказания государственных услуг в Канаде

В последние годы заметно возрастает интерес к опыту стран, достигших успехов в сфере оказания государственных услуг. Одной из наиболее успешной страной в развитии сферы оказания государственных услуг является Канада.

Совершенствование сферы государственных услуг непосредственно влияет на снижение коррупционных рисков. Так, по индексу восприятия коррупции Transparency International в 2014году Канада занимает 10 место среди 175 стран.  

В некоторых передовых странах в целях повышения качества государственных услуг внедряется Единый инструмент измерения (Common Measurement Tool – СМТ). Впервые разработан и  был запущен проект СМТ в Канаде [22].

СМТ – это опрос, направленный на оценку качества оказания государственных услуг, как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления.

Использование СМТ обеспечивает оценку общей удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, при этом удовлетворенность оценивается по 5-балльной шкале по следующим параметрам: своевременность оказания услуги; знание и компетенция; любезность и этика; справедливость; результат. Данные аспекты выбираются с учетом способа получения услуги (через Интернет, по телефону, почтой, по электронной почте, лично).

Использование CMT, руководителям государственного сектора дает возможность понять ожидания клиентов, оценить уровень удовлетворенности, а также определить приоритеты для улучшения. При использовании вопросов, изложенных в СМТ, организации различных юрисдикции могут сравнивать свои  результаты с аналогичными организациями и выявить наилучшую практику и обмен накопленным опытом.

Взяв CMT, менеджеры могут построить опрос удовлетворенности клиентов, выбрав те вопросы, которые отвечают потребностям их организации. CMT помогает определению набора «ключевых» вопросов, которые измеряют ключевые факторы удовлетворения, элементы или признаки сервисного опыта, которые гарантируют высокий уровень удовлетворения

В целом, CMT основывается на интересах граждан, национальном опросе обзора канадцев, в котором определены основные шкалы удовлетворенности, а именно общая удовлетворенность, своевременность оказания услуги, доступность услуги.

Принятие CMT прошло более чем 30 муниципальных, провинциальных, территориальных и федеральных органах власти Канады, впоследствии он был адаптирован Правительством Новой Зеландии (по лицензии). В настоящее время целесообразность внедрения СМТ рассматривается в Австралии [23].

СМТ состоит из 2 элементов: банк вопросов СМТ и руководство пользователя СМТ.

Банк вопросов СМТ содержит 7 основных вопросов, основанных на ключевых факторах удовлетворенности государственными услугами и 150 дополнительных вопросов, разработанных для определенных пользователей по специфике деятельности организации.

На практике встречаются случаи адаптации СМТ к условиям конкретной страны (например, в Новой Зеландии в стандартный перечень вопросов об удовлетворенности населения качеством государственных услуг был добавлен вопрос о том, является ли деятельность по оказанию данных услуг примером эффективного использования средств налогоплательщиков).

Руководство пользователя CMT: обеспечивает руководство организациям по пошаговому использованию инструментов СМТ; предлагает дополнительные аналитические опции клиентам; включает различные образцы и примеры исследований.

В дополнение к основным элементам СМТ, ICCS предоставляет услугу бенчмаркинга. Благодаря бенчмаркингу органы государственной власти (органы местного самоуправления, организации) могут анонимно сопоставить результаты собственного социологического опроса о качестве оказываемых услуг с результатами аналогичных опросов, проведенных организациями, оказывающими сходные по содержанию услуги в других регионах, либо в других странах. Для органов (организаций), подписавших специальное соглашение данная методология предоставляется на бесплатной основе [23.24].

Преимущества использования СМТ:

  • СМТ надежный способ получения обратной связи клиента на основе ключевых показателей, характеризующих качество оказания государственных услуг;
  • СМТ помогает представителям государственного сектора лучше понимать ожидания клиентов, оценивать степень удовлетворения и определять приоритеты для улучшения качества государственных услуг;
  • СМТ позволяет сравнить полученные результаты с результатами схожих по специфике мировых организаций и идентифицировать лучший мировой опыт;
  • предоставляет доступ ко всему диапазону ресурсов, предлагаемых ICCS, включая методологическое руководство и поддержку на каждой стадии внедрения CMT (проект и дизайн опроса, анализ, отчет).

Таким образом, важным моментом при возможной имплементации канадского опыта следует учитывать существующие различия между Канадой и Казахстаном. Главным из них является принадлежность к различным правовым системам. Кроме того, под обозрением также должны находиться меры, принимаемые против коррупции.

 

Материалы Transparency International (Казахстан)

Transparency International – неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. В настоящий момент у организации существуют отделения более чем в 100 странах мира, в том числе и в Казахстане.

Transparency International ежегодно составляет Индекс восприятия коррупции (ИВК). ИВК присваивает странам баллы, и ранжирует их согласно восприятию степени распространенности коррупции в государственном секторе соответствующей страны. Это составной индекс, представляющий собой комбинацию опросов и оценок коррупции, данные которых собирают различные авторитетные организации. ИВК является наиболее широко используемым показателем коррупции по всему миру.

ИВК базируется на 13 исследованиях, проведенных  независимыми организациями. Рейтинг ИВК в РК выставлялся на основе таких исследовании, как индекс глобальной конкурентоспособности, рейтинг стран по уровню законности, индекс правопорядка, восприятие коррупции обществом, индикаторы устойчивого управления и анализа и т.д. ИВК отражает представления предпринимателей и специалистов, работающих в исследуемых государствах (приложение 2).

Странами, где менее всего развита коррупция, по мнению экспертов Transparency International, в 2014 году являются Дания, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия, Исландия, Гонконг и Сингапур, индекс этих стран составил от 75 до 92 баллов.

Из стран бывшего Советского Союза наименее коррумпированными являются Эстония (26 место), Литва (39 место) Латвия (43 место) и Грузия (50 место)

В данном исследовании, проведенном в 2014 году, Казахстан набрал 29 балла из 100, поднявшись с 140 места в 2013 году до 126 в 2014 году. Оценка ИВК поставила республику на один уровень с Пакистаном, Гондурасом и Гамбией. За 15 лет Казахстан никогда не поднимался выше 30 баллов в ИВК. Что говорит о том, что эксперты различных организаций достаточно низко оценивают уровень прозрачности в стране [25].

 

Таблица 2. Сводная таблица ИВК РК с 2001 по 2014  год

 

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Балл

23

24

22

26

26

21

22

27

29

27

28

26

29

 

Согласно ИВК, набранные Казахстаном баллы повысились на четыре пункта в 2014 году (с 26 до 29). Казахстан является менее коррумпированным среди пяти республик Центральной Азии, тем не менее, его рейтинг ниже многих других стран СНГ, в том числе Грузии, Армении и Беларусь Средний балл восприятия коррупции в мире в 2014 году составляет 43 балла.

В настоящее время основной формой коррупции в Казахстане по оценкам экспертов Transparency International является нецелевое использование государственных средств. Данные Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК свидетельствуют, что 78 процентов коррупционных преступлении совершаются в сфере государственных закупок.

В соответствии с данными ИВК 2014, еще одной серьезной проблемой в Казахстане является рост масштабов теневой экономики. Основными факторами, способствующим процветанию коррупции в Казахстане, являются низкий уровень доверия к правительству, правовая безграмотность, а также отсутствие эффективно работающий правоприменительной системы. Повышение уровня прозрачности и подотчетности в Казахстане станет возможным при совершенствовании механизмов доступа к информации о расходовании государственных средств.

В последние годы Transparency International стремится развивать и другие инструменты измерения коррупции в дополнение к ИВК [26].

Барометр мировой коррупции — ежегодное социологическое исследование Transparency International, проводимое для определения уровня восприятия коррупции, мнения граждан о том, какие государственные и общественные институты наиболее подвержены коррупции, учесть практический опыт столкновения с коррупцией. Исследование так же предполагает оценку респондентами эффективности деятельности власти по противодействию коррупции.

В 2013 году Казахстан был включен в исследование "Барометр мировой коррупции". Барометр мировой коррупции за 2013 г. отражает ответы 114 270 человек из 107 стран мира; на сегодняшний день этот опрос является самым представительным по охвату государств.

В рамках Барометра мировой коррупции гражданам задаются вопросы, касающиеся восприятия ими коррупции в собственных странах в целом, а также относительно того, в каких институтах проблема коррупции стоит особенно остро. В опросе также предлагается дать оценку опыта столкновений граждан с проявлениями коррупции при получении 8 видов государственных услуг за последний год. В рамках опроса гражданам предлагается оценить насколько, по их мнению, была эффективна деятельность их правительств по противостоянию коррупции, а также затрагивается готовность респондентов лично включиться в борьбу с коррупцией.

По результатам исследования, проведенного в Казахстане чаще всего граждане давали взятки полицейским. 19% респондентов  сообщили, что взятки – это единственный путь получения государственной услуги; 33% платили взятки для ускорения процесса оказания услуг; 39% давали взятки в форме подарков или благодарностей [25].

 

Таблица 3. Процент респондентов в Казахстане, которые ответили на вопрос о подверженности коррупции государственных и общественных институтов (Барометр мировой коррупции)

 

Институты

Процент

Институты

Процент

Политические партии

23%

Частный сектор

40%

Законодательные органы

27%

Система образования

55%

Военкоматы

32%

Судебная система

63%

НПО

23%

Система медицинского обслуживания

54%

СМИ

20%

Правоохранительные органы

66%

Религиозные институты

15%

Государственные служащие

53%

 

Особую роль республика уделяют рекомендациям от Transparency International

На основе своих исследовании, Transparency International предоставила следующие рекомендации по борьбе с коррупцией:

  • Честность и неподкупность должны стать основополагающими принципами в работе государственных институтов и служб.
  • Правительство должно сделать свою деятельность максимально прозрачной: обнародовать все отчеты для возможности общественного контроля над их деятельностью.
  • Принятие и исполнение законов о доступе к информации.
  • Принятие и внедрение стандартов по ведению государственных закупок и финансового управления в соответствии со ст. 9 Конвенции ООН против коррупции и Принципами ОЭСР “По обеспечению добросовестности в сфере закупок для государственных нужд”.
  • Разработка Кодекса поведения для государственных служащих и обеспечить их полноценное соблюдение.
  • Правительства должны обеспечить независимость и беспристрастность судебной системы.
  • Выборные должностные лица должны лишаться иммунитета, когда против них выдвигаются обвинения в коррупции.
  • Законодательные органы должны ввести обязательные регистры лоббистов.
  • Предоставление гражданам действенных инструментов и мер защиты от коррупции.
  • Правительство должно принять законы о защите заявителей коррупции, предусматривающие действенные механизмы, которые бы позволяли гражданам сообщать о коррупции в государственных органах и частном секторе, а также защищать их от ответных действий тех, против которых они подали заявление.
  • Правительство должно обеспечить граждан эффективными механизмами, позволяющими заявлять о коррупции и получать возмещение ущерба, нанесенного коррупционными деяниями.
  • Правительство не должно препятствовать деятельности независимых НПО, которые являются инструментами общественного контроля над  деятельностью правительства и помогают простым людям отстоять свои права и интересы [25,26].

Несмотря на невысокий  рейтинг ИВК и Барометра мировой коррупции в последнее  десятилетие в Казахстане произошли положительные сдвиги в вопросах противодействия коррупции.

В сфере оказания государственных услуг безусловным успехом можно назвать усовершенствование системы оказания государственных услуг и создание центров обслуживания населения, а также перевод большей части государственных услуг в электронный формат. Началось широкое внедрение новых технологий в работу правоохранительных органов, а именно установка камер фиксации правонарушений на автодорогах, это привело к  существенному сокращению контактов полицейских и граждан, что, безусловно, снижает уровень коррупционных правонарушений.

Улучшилась  работа веб-сайтов государственных органов, тем самым  увеличилась прозрачность деятельности данных структур. Продолжается постоянная работа государственных органов с международными организациям. По сравнению с началом 2000-х, государственные органы стали более открыты к различным исследовательским миссиям из международных организаций, приезжающих в Казахстан для проведения различных исследований. К рекомендациям международных и национальных организаций уделяется особое внимание, проводятся многосторонние обсуждения.

 

Заключение

Универсальных методов противодействия коррупции не существует, поэтому каждая страна мира, исходя из своих внутренних реалий, выбирает собственную стратегию и систему антикоррупционных мер.

Однако положительный опыт разработки и целенаправленной реализации зарубежных стратегий противодействия коррупции необходимо изучать.

Борьба с коррупцией остается важным приоритетом государственной политики в Казахстане. За последние годы в нашей стране произошли положительные изменения в сфере противодействия коррупции. В РК действует закон «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года. Наряду с ним существуют различные программы по борьбе с коррупцией, в том числе отраслевая Программа по противодействию коррупции на 2011–2015 годы. Они направлены на снижение уровня коррупции посредством повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества. В 2014 году была принята Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 гг., которая  основывается на тщательном анализе ситуации с коррупцией и её тенденций.

Казахстаном была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года. С 2004 года Республика Казахстан является участником Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (ОЭСР). В рамках пошагового плана  по реализации 5 институцональных реформ особое внимание уделяется дальнейшему усилению борьбы с коррупцией.

В Казахстане рассматривается вопрос введения института советника по этике и изменения положения Кодекса чести государственных служащих. Проводятся регулярное обучение по вопросам этики и предотвращения коррупции. Казахстан внес значительные изменения в законодательство о государственных закупках и внедрил отдельные элементы электронных закупок и т.д.

Несмотря на положительные сдвиги в сфере противодействия коррупции по данным Transparency International Казахстан занимает 126 место среди 175 стран. Данный факт свидетельствует  о необходимости усиления борьбы с коррупции и использования лучших мировых практик  по снижению уровня коррупции.

В этом смысле рассмотренный в данном сборнике опыт ведущих стран в сфере противодействия коррупции является уникальным и показательным для Казахстана.

Анализ законодательства зарубежных стран в сфере противодействия коррупции показал, что Казахстану необходимо предусмотреть более тщательный мониторинг антикоррупционных программ и нормативно-правовых актов.

В соответствии с успешным мировым опытом целесообразно:

  • усовершенствование системы электронного правительства и информационно-коммуникационных технологии в стране;
  • внедрение системы электронного документооборота во всех государственных органах; 
  • модернизация Центров обслуживания населения, с увеличением количества предоставляемых государственных услуг;
  •  реформирование системы правоохранительных органов;
  • дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства и приведение его  в соответствии с международными нормами и стандартами;
  • осуществления набора кадров на государственную службу по принципу меритократии;
  • упрощение процедуры регистрации, а также получения кредитных средств субъектами малого и среднего  бизнеса;
  • проведение регулярного обучения по вопросам этики и предотвращения коррупции;
  • создание системы статистического учета и анализа данных о проведенных государственных закупках, жалобах и результатах их рассмотрения и т.д.

Успешный антикоррупционный опыт зарубежных стран показывает, в каких условиях антикоррупционные меры становятся более эффективными. Учёт зарубежного опыта позволяет нашей стране применять меры, которые могут существенно снизить уровень коррупции в различных сферах деятельности государства и общества.

Дата публикации
14 января 2020
Дата обновления
14 января 2020
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
27 марта 2024
О результататх конкурса на занятие вакантной должности Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по области Ұлытау
Информация
27 марта 2024
О результататх конкурса на занятие вакантной должности Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по области Ұлытау
Объявление
26 марта 2024
Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Костанайской области объявляет общий конкурс на занятие вакантной должности (по правоохранительной деятельности)-старший офицер Межрайонного отдела по противодействию коррупции по Аркалыкскому региону Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Костанайской области, по категории В-PKО-7 (1 единица)

Социальные медиа

Youtube
Instagram
Telegram
Facebook

Меню подвал

Национальный стандарт Республики Казахстан
Жизненные ситуации
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Новостной канал государственных органов
Концепция цифровой трансформации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК