Агентством по защите и развитию конкуренции РК (далее – АЗРК) усовершенствована Методика проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках (далее – Методика).
Новые изменения в Методике призваны оптимизировать процесс определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, и разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции.
Так, одним из основных новшеств обновленной редакции Методики является разделение анализа товарного рынка на плановый и внеплановый.
1. Плановый анализ будет применяться в качестве инструмента институционального развития конкуренции. Данный механизм будет ориентирован на выявление системных проблем функционирования товарных рынков, в том числе связанных с законодательными ограничениями и административными барьерами для конкуренции.
При плановом анализе будет проводиться оценка:
- частоты появления новых продавцов на товарном рынке;
- открытости для межрегиональной и международной торговли;
- уровня технического развития субъектов рынка;
- соотношения размера прибыли и издержек привлечения капитала для субъектов рынка, имеющих долю более 35 процентов.
- инновационной деятельности и маркетинговой стратегии продавцов;
- степени взаимозависимости конкурирующих субъектов рынка.
Вместе с тем, методом опроса и экспертных оценок будет определяться состав потенциальных продавцов. Преодолимость барьеров входа на товарный рынок будет оцениваться по частоте появления новых субъектов на товарном рынке.
Срок проведения планового анализа сокращен с 12 до 6 месяцев.
2. Внеплановый анализ будет применяться в качестве инструмента регулирования конкуренции и оперативного реагирования.
То есть ориентирован на выявление доминирующего или монопольного положения субъекта рынка при рассмотрении признаков нарушений, регулировании экономической концентрации и оценке целесообразности государственного участия в предпринимательстве.
При проведении внепланового анализа упрощены:
- процедуры проведения теста гипотетического монополиста;
- определение критериев взаимозаменяtмости товаров, географических границ и временного интервала исследования товарного рынка.
- конкретизированы источники сбора информации для проведения внепланового анализа.
В целях оптимизации срока проведения анализа предусмотрена возможность использования результатов предыдущих анализов за последние три года в части критериев взаимозаменяемости товаров и границ товарного рынка.
Сроки проведения анализа сокращены с 12 месяцев до 3 месяцев, в зависимости от концентрации товарного рынка.
Заключения результатов будут публиковаться на интернет-ресурсе АЗРК, за исключением информации, содержащей государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
Новые подходы к анализу состояния конкуренции позволят более эффективно выявлять монопольные позиции и защищать интересы бизнеса.
Подробнее с Методикой можно ознакомиться по ссылке: https://zan.gov.kz/client/#!/doc/184403/rus
Примечание: перечень плановых анализов товарных рынков будет ежегодно утверждаться Агентством и размещаться на официальном интернет-ресурсе до 10 января следующего за отчетным периодом.