В КАЗАХСТАНЕ ПЕРЕСМОТРЕНА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

В КАЗАХСТАНЕ ПЕРЕСМОТРЕНА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Агентством по защите и развитию конкуренции РК (далее – АЗРК) усовершенствована Методика проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках (далее – Методика).

Новые изменения в Методике призваны оптимизировать процесс определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, и разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции.

Так, одним из основных новшеств обновленной редакции Методики является разделение анализа товарного рынка на плановый и внеплановый.

1. Плановый анализ будет применяться в качестве инструмента институционального развития конкуренции. Данный механизм будет ориентирован на выявление системных проблем функционирования товарных рынков, в том числе связанных с законодательными ограничениями и административными барьерами для конкуренции.

При плановом анализе будет проводиться оценка:

- частоты появления новых продавцов на товарном рынке;

- открытости для межрегиональной и международной торговли;

- уровня технического развития субъектов рынка;

- соотношения размера прибыли и издержек привлечения капитала для субъектов рынка, имеющих долю более 35 процентов.

- инновационной деятельности и маркетинговой стратегии продавцов;

- степени взаимозависимости конкурирующих субъектов рынка.

Вместе с тем, методом опроса и экспертных оценок будет определяться состав потенциальных продавцов. Преодолимость барьеров входа на товарный рынок будет оцениваться по частоте появления новых субъектов на товарном рынке.

Срок проведения планового анализа сокращен с 12 до 6 месяцев.

2. Внеплановый анализ будет применяться в качестве инструмента регулирования конкуренции и оперативного реагирования.

То есть ориентирован на выявление доминирующего или монопольного положения субъекта рынка при рассмотрении признаков нарушений, регулировании экономической концентрации и оценке целесообразности государственного участия в предпринимательстве.

При проведении внепланового анализа упрощены:

- процедуры проведения теста гипотетического монополиста;

- определение критериев взаимозаменяtмости товаров, географических границ и временного интервала исследования товарного рынка.

- конкретизированы источники сбора информации для проведения внепланового анализа.

В целях оптимизации срока проведения анализа предусмотрена возможность использования результатов предыдущих анализов за последние три года в части критериев взаимозаменяемости товаров и границ товарного рынка.

Сроки проведения анализа сокращены с 12 месяцев до 3 месяцев, в зависимости от концентрации товарного рынка.

Заключения результатов будут публиковаться на интернет-ресурсе АЗРК, за исключением информации, содержащей государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

Новые подходы к анализу состояния конкуренции позволят более эффективно выявлять монопольные позиции и защищать интересы бизнеса.

Подробнее с Методикой можно ознакомиться по ссылке: https://zan.gov.kz/client/#!/doc/184403/rus 

Примечание: перечень плановых анализов товарных рынков будет ежегодно утверждаться Агентством и размещаться на официальном интернет-ресурсе до 10 января следующего за отчетным периодом.