АЗРК: В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ НЕГАТИВНЫЙ ТРЕНД – РОСТ ГОСУЧАСТИЯ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

АЗРК: В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ НЕГАТИВНЫЙ ТРЕНД – РОСТ ГОСУЧАСТИЯ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

              Выступая с приветственным словом на форуме, Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Марат Омаров отметил, что Форум является профессиональной площадкой для обмена практическим опытом и знаниями между антимонопольными ведомствами, государственными органами, экспертным сообществом и бизнесом по вопросам защиты конкуренции и антимонопольного регулирования.

              «Избавление экономики от монополии, восстановление справедливости и создание условий для добросовестной конкуренции являются важными принципами новой экономической политики Казахстана, о которых не раз отмечал Президент Казахстана К.К. Токаев, и мы проводим соответствующую работу по исполнению поставленных задач перед АЗРК» - подчеркнул Марат Омаров.

              В рамках проводимой работы АЗРК по демонополизации экономики прослеживается негативный тренд – рост госучастия на товарных рынках, другими словами, госмонополии.

              «Участие государства в бизнесе значительным образом расширяется, хотя оно должно только сокращаться, и даже в тех сферах, где оно исторически не присутствовало. Это те рынки, которые присутствуют в повседневной жизни каждого человека» отметил Марат Омаров.

 

              Рынок ГСМ

              80% оптового рынка ГСМ контролирует государство в лице КазМунайГаз, который доминирует в нефтяной сфере от добычи до реализации ГСМ. Практически полная монополия и неэффективное управление на рынке, где по-прежнему присутствует дефицит, высокие цены, отсутствие необходимого контроля за рынком и проблемы с доступом к ресурсам.

              Для обеспечения прозрачного и недискриминационного распределения ресурсов КазМунайГаза будут приняты Правила равного доступа к ключевой мощности с условиями принятия и отбора заявок. В этих же целях запланировано увеличение биржевых торгов. В связи с усилением рисков ограничения доступа к переработке нефти также будут приняты Правила доступа к инфраструктуре.

              Рынок авиаперевозок

              На данном рынке доминирует группа госкомпаний – национальный авиаперевозчик и аффилированные с ним компании, которые полностью контролируют спрос и предложение. Вопрос разделения активов авиакомпаний с госучастием до сих пор не находит своего разрешения.

              В итоге, существующая структура рынка снижает стимулы для ценовой конкуренции, оптимизации расходов. Это приводит к систематическим задержкам авиарейсов и росту цен, от чего в итоге страдают потребители.

              Применяемое динамическое ценообразование, не работает на монопольных рынках. К примеру, есть кейсы, где максимальный тариф авиакомпании превышает минимальный по одному и тому же маршруту в 4,5 раза (67 743 / 14 743 тг.). Поэтому в текущих условиях, рассматривается вопрос об усилении режима «Открытое небо» для доступа на рынок новых авиаперевозчиков.

              Рынок телекоммуникаций

              Рынок высококонцентрированный, доля государства на рынке увеличилась до 75%. Казахтелеком также на аукционе приобрел радиочастотный спектр. Это государственный ресурс, который должен быть продан бизнесу. На деле получается, что «государство продало самому себе».

              Монополизация стала причиной снижения уровня конкуренции за клиента и качества услуг. Сейчас идет поток жалоб, связанный с повышением в одностороннем порядке тарифов на услуги связи. По отдельным тарифным планам стоимость увеличилась в 2 раза (Алтел, с 13 марта т.г. повышение стоимости с 9 до 18 тенге за 1 минуту разговора/SMS).

              Отсутствие свободного РЧС, экономические барьеры снижают перспективу восстановления конкурентного рынка сотовой связи. у Правительства имеются планы по выделению одного сотового оператора, но пока реального механизма по его реализации, к сожалению, нет. Также наблюдаются попытки отдельных операторов, например на рынках IT, войти на смежные рынки.

 

 

              Рынок железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок

              На сегодня, не проходят предложения по организационно-функциональному разделению Национального оператора инфраструктуры (КТЖ) и перевозчика грузов, обеспечению равного доступа частных перевозчиков к инфраструктуре. Это базис для создания реально конкурентного рынка ж/д перевозок.

              Национальный перевозчик грузов занимает более 95% доли рынка, а доступ частным перевозчикам до сих пор ограничен. Оператором магистральных путей предоставлен ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других. Тарифы на магистральную железную дорогу растут. Идет тотальное навязывание своих подведомственных компаний.

              Говоря о КТЖ, АЗРК отмечает, что «Правила желтых страниц», о которых так много чего было сказано, уже не срабатывают. В Предпринимательском кодексе есть статья 192, которая не работает.

              Справочно: п. 4 ст. 192 ПК РК: «При расширении и (или) изменении осуществляемых видов деятельности государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, необходимо согласие антимонопольного органа.».

              Откровенно госорганы и государственные компании сами в первую очередь нарушают эти принципы. Виды деятельности с государственным участием несанкционированно растут. Так, результаты анализа видов деятельности КТЖ показали, что с антимонопольным органом согласовано лишь 83 из 300 видов деятельности (28%).

              Рынок ипотечного кредитования

              Доля госбанка – Отбасы банка занимает уже более 60% рынка. Чему способствует действующий запрет на участие банков второго уровня в системе жилищных сбережений и преимущественный доступ к бюджетному финансированию.

              Это создает издержки получателям кредитов. Это качество и сроки обслуживания, навязывание оценочных, нотариальных и прочих услуг потребителям. И таких примеров еще очень много, они охватывают все важные сферы.

              Операторы

              Вместе с тем, ведется работа по дальнейшему сокращению количества единых операторов. Разработан пакет поправок, предусматривающий лишение 10 операторских функций. Эти предложения направлены в адрес Правительства для рассмотрения.

              Вместе с тем, на сегодня установлены иные субъекты рынка (всего 17), наделенные на уровне Закона специальном правом, не охваченные предыдущим анализом. Для оценки их влияния на рынок проводятся соответствующие анализы.

              Утвержден реестр субъектов госмонополий, спецправа, предусматривающий регулирование 17 операторов, установленных в ходе ранее проведенного анализа и 17 субъектов госмонополий. Реестр опубликован на сайте Агентства.

              Справочно: список субъектов специального права: АО «Жасыл даму», ДТОО «Институт космической техники и технологий», АО «Казпочта», АО «НИТ», АО «Казахтелеком», ТОО «СК-Фармация», АО «Казавиаспас», ТОО «КазМунайГаз-Аэро», АО «Казтелерадио», РГП «Казспецэкспорт», АО «Республиканский центр «Казимпэкс», АО «Республиканский центр космической связи», АО «Центр электронных финансов», АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», АО «Информационно-учетный центр», АО «Сәтті Жұлдыз», АО «Turar Healthcare».

 

              Лекарственные средства

              На рынке присутствует госоператор в лице – СК Фармация. В настоящее время осуществляется тотальное государственное регулирование цен на лекарства, имеется неравный доступ и картелизация.

              АЗРК инициировал поэтапное дерегулирование, но учитывая социальную важность фармацевтического рынка, к данному вопросу необходимо подходить комплексно, принимая во внимание уровень развития конкуренции, наличия дженериков и т.д.

              В текущем году начался первый этап дерегулирования – это 376 безрецептурных препаратов, имеющих более 3-х производителей торговых наименований в рамках одного МНН.

              Следующий этап запланирован на 2023-2024 годы – это все остальные безрецептурные препараты в коммерческом сегменте и финальный этап в 2024-2025 годах – дерегулирование рецептурных препаратов в коммерческом сегменте.

              В целом, АЗРК, как и в прошлом году в качестве единственного варианта предлагает форсированную приватизацию и передачу в конкурентную среду. Есть успешные кейсы – стремительная приватизация в Польше. Главное найти баланс между «шоковой терапией» и планомерным IPO.

              АЗРК ежегодно направляет предложения в Правительство, но, к сожалению, список уменьшается с каждым годом. Это уже третья волна приватизации и возможно последний шанс построить реальную рыночную экономику. В связи с чем необходимо ее эффективно реализовать.

              Также отмечается о начатой АЗРК работе по анализу мер господдержки. Существующая персонализация мер господдержки значительным образом снижает аллокативную эффективность конкуренции, способствуя появлению, так называемых «зомбифирм». Как показывает мониторинг, большинство из мер господдержки направлены на крупный бизнес.

 

              Евразийский антимонопольный форум является главным мероприятием в сфере развития конкуренции и антимонопольного регулирования на территории ЕАЭС, в Казахстане проводится с 2014 года. С 2014 по 2022 год основным организатором Форума выступал Центр защиты конкуренции. В текущем году Форум прошел под эгидой вновь созданного Евразийского альянса антимонопольных экспертов.