В числе ключевых принципов экономической политики Нового Казахстана Глава государства четко обозначил честную конкуренцию, прозрачность принимаемых решений, предсказуемость государственной политики. «Операторы, особенно частные, должны уйти в прошлое. Все ниши должны быть открыты для конкуренции. Следует ликвидировать многочисленные посреднические цепочки, искусственно созданные на рынках. Застарелая проблема, которую никто не хочет решать. Нужна жесткая политика по деолигополизации экономики», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев 21 января 2022 года на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса.
По итогам анализа, проведенного в 2021 году, Агентство по защите и развитию конкуренции установило наличие 51 оператора, при этом 47 из них - субъекты квазигосударственного сектора, а в 4 конечными бенефициарами выступали физические лица (ТОО «Оператор РОП», ТОО «Астана-ЕРЦ», АО «Сәтті Жұлдыз», ТОО «Silk Way Monitoring»).
С принятием 30 декабря 2021 года нового закона по развитию конкуренции упразднены институты 9 операторов:
С упразднением институтов «единого оператора» данные организации будут вести свою деятельность на общих основаниях, часть из них будет приватизирована, остальные - работать как подведомственные организации.
С учетом передачи функций ТОО «Оператор РОП» акционерному обществу «Жасыл даму», а также реализации рекомендаций Агентства по упразднению 9 операторов, в настоящее время их количество составляет 41, из них 39 - субъекты квазигосударственного сектора, а оставшиеся 2 не имеют участия государства в уставном капитале (ТОО «Silk Way Monitoring», АО «Сәтті Жұлдыз»).
Законом по развитию конкуренции предусмотрен механизм регулирования деятельности государственных и частных операторов. Для этого создан институт «специального права».
С точки зрения антимонопольного законодательства, государственная монополия является оптимальным вариантом, поскольку обеспечивает баланс интересов бизнеса и государства. С одной стороны, создание государственных монополий возможно, но жестко регламентировано и затратно для государства, поэтому практика показывает, что государство редко пользуется этим инструментом.
В отличии от государственной монополии, специальным правом является исключительное, или преимущественное, право субъекта рынка, закрепляемое законом, на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке.
Субъектом специального права может быть любое юридическое лицо, при этом возможность создания частных операторов допускается при условии невозможности создания юридических лиц со 100% участием государства.
Согласно нормам закона по развитию конкуренции, регулирование субъектов, наделенных специальными правами, будет осуществляться на следующих принципах:
- ценовое регулирование уполномоченным органом, по согласованию с антимонопольным органом;
- запрет на участие в других юридических лицах;
- запрет на иную деятельность;
- публичность и открытость информации;
- возмещение упущенной выгоды действующим участникам рынка при наделении субъектов специальными правами;
- отлагательный период для подготовки действующих субъектов рынка (6 месяцев до вступления законодательной нормы в силу).
Таким образом, институт специального права значительно усложняет процесс создания государственных и частных операторов.
Фото из открытых источников