НОВЫМ ЗАКОНОМ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРОВ РЕГУЛИРУЕТСЯ ИНСТИТУТОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

НОВЫМ ЗАКОНОМ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРОВ РЕГУЛИРУЕТСЯ ИНСТИТУТОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

В числе ключевых принципов  экономической политики Нового Казахстана Глава государства четко обозначил честную конкуренцию,  прозрачность принимаемых решений,  предсказуемость государственной политики. «Операторы, особенно частные, должны уйти в прошлое. Все ниши должны быть открыты для конкуренции. Следует ликвидировать многочисленные посреднические цепочки, искусственно созданные на рынках. Застарелая проблема, которую никто не хочет решать. Нужна жесткая политика по деолигополизации экономики», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев 21 января 2022 года на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса.

По итогам анализа, проведенного в 2021 году,  Агентство по защите и развитию конкуренции  установило наличие 51 оператора, при этом 47 из них - субъекты квазигосударственного сектора, а в 4 конечными бенефициарами выступали физические лица (ТОО «Оператор РОП», ТОО «Астана-ЕРЦ», АО «Сәтті Жұлдыз», ТОО «Silk Way Monitoring»).

С принятием 30 декабря 2021 года нового закона по развитию конкуренции упразднены институты 9 операторов:

  • ТОО "Астана ЕРЦ",
  • ТОО "Региональный центр государственно-частного партнерства Кызылординской области";
  • АО "Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства";
  • АО "Национальный центр по управлению персоналом государственной службы";
  • РГП на ПХВ "Республиканский центр электронного здравоохранения";
  • АО "Центр развития трудовых ресурсов";
  • ТОО "Kazakhstan Project Preparation Fund";
  • АО "Информационно-аналитический центр нефти и газа";
  • АО "КОРЭМ".

 

С упразднением институтов «единого оператора» данные организации будут вести свою деятельность на общих основаниях, часть из них будет приватизирована, остальные - работать как подведомственные организации.

С учетом передачи функций ТОО «Оператор РОП» акционерному обществу «Жасыл даму», а также реализации рекомендаций Агентства по упразднению 9 операторов, в настоящее время их количество составляет 41, из них 39 - субъекты квазигосударственного сектора, а оставшиеся 2  не имеют участия государства в уставном капитале (ТОО «Silk Way Monitoring», АО «Сәтті Жұлдыз»).

Законом по развитию конкуренции предусмотрен механизм регулирования деятельности государственных и частных операторов. Для этого создан институт «специального права».

С точки зрения антимонопольного законодательства, государственная монополия является оптимальным вариантом, поскольку обеспечивает баланс интересов бизнеса и государства. С одной стороны, создание государственных монополий возможно, но жестко регламентировано и затратно для государства, поэтому практика показывает, что государство редко пользуется этим инструментом.

В отличии от государственной монополии, специальным правом является исключительное, или преимущественное, право субъекта рынка, закрепляемое законом, на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке.

Субъектом специального права может быть любое юридическое лицо, при этом возможность создания частных операторов допускается при условии невозможности создания юридических лиц со 100% участием государства.

Согласно нормам закона по развитию конкуренции, регулирование субъектов, наделенных специальными правами, будет осуществляться на следующих принципах:

- ценовое регулирование уполномоченным органом, по согласованию с антимонопольным органом;

- запрет на участие в других юридических лицах;

- запрет на иную деятельность;

- публичность и открытость информации;

- возмещение упущенной выгоды действующим участникам рынка при наделении субъектов специальными правами;

- отлагательный период для подготовки действующих субъектов рынка (6 месяцев до вступления законодательной нормы в силу).

Таким образом, институт специального права значительно усложняет процесс создания государственных и частных операторов.

 

Фото из открытых источников