ПРЕДЛОЖЕНИЯ АЗРК О МЕРАХ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ РОСТА ИНФЛЯЦИИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ АЗРК О МЕРАХ  ПО НЕДОПУЩЕНИЮ РОСТА ИНФЛЯЦИИ

18 января 2022 года председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин выступил на заседании правительства, где  информировал участников об оперативных и системных мерах, принимаемых  Агентством для недопущения роста инфляции.

Начиная с 5 января т.г., АЗРК на ежедневной основе  проводит мониторинг цен по всем социально значимым продуктам в разрезе регионов. Заключено 189 актов антимонопольного комплаенса с производителями, оптовыми поставщиками и торговыми сетями в части сдерживания цен и установления торговой надбавки до 10%. Проводятся 8 расследований по признакам антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления доминирующим положением.

В целях оперативного выявления и пресечения фактов завышения цен на потребительские товары и услуги создана горячая линия для приема сообщений. На сегодняшний день на телефон доверия Агентства поступило свыше 2000 обращений. По поступающим жалобам антимонопольный орган принимает меры в рамках своей компетенции, остальные передаются в   уполномоченные органы.

В соответствии с поручением Главы государства от 5 января 2022 г. «О мерах по стабилизации социально-экономической ситуации» Агентством установлены сроком на 180 дней предельные цены на сжиженный нефтяной газ (автогаз), с учетом отдаленности регионов: запад – 50 тг., юг - 60 тг., север-восток – 60-70тг. Агентство на ежедневной основе проводит мониторинг отпускных цен на сжиженный нефтяной газ, в случае установления фактов превышения временных предельных цен направляются предписания о необходимости снижения цен, при неисполнении - административное взыскание, в соответствии со статьей 162 КОАП РК.

В случае значимых ценовых колебаний и неблагоприятных тенденций в экономике Агентство выражает готовность устанавливать в качестве временной меры государственное ценовое регулирование на отдельных товарных рынках.

Совместно с Министерством энергетики достигнута договоренность с производителями газа о компенсации ими розничным реализаторам газа разницы между старой и новой оптовой ценой.

Совместно с Генеральной прокуратурой назначены расследования в отношении 6 оптовых реализаторов СНГ (АО «Казмунайгаз», ТОО «Petrosun», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «СП Казгермунай», ТОО «Казахойл Актобе» и ТОО «КазГПЗ» - по признакам злоупотребления доминирующим положением, в части установления монопольно высоких цен) и 180 субъектов рынка розничной реализации сжиженного нефтяного газа.

Предварительные результаты расследования показали, что основной причиной роста цен явилось несовершенство механизма ценообразования на электронной торговой площадке.

В прошлом году внесены изменения в законодательство «О газе и газоснабжении» и Главой государства 30 декабря 2021 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам торговой деятельности, развития биржевой торговли и защиты персональных данных» и уже в этом году реализация сжиженного нефтяного газа переходит на товарные биржи и будет находиться на постоянном контроле.

Проводится расследование в отношении организатора торговой площадки АО «Товарная биржа ЕТС» по факту неисполнения уведомления. Генеральной прокуратурой с привлечением сотрудников Агентства начаты проверки в отношении 102 субъектов рынка, в том числе в отношении организаторов торгов.

В целях осуществления дальнейшей антиинфляционной работы Агентством будут продолжены антимонопольные меры, а именно проведение анализов, заключение антимонопольных комплаенсов, вынесение уведомлений, предписаний, назначение расследований.

На 2022 год Агентством заложено проведение анализов на 26 товарных рынках, в том числе на основных потребительских рынках, как:

- оптовая и розничная реализации угля, электрической энергии, нефтепродуктов, товарного газа, установки приборов учета коммунальных услуг, услуг по проведению ПЦР диагностики коронавирусной инфекции, лекарственных средств, внутренних регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом, связи и прочее.

- монопольных групп с целью оценки воздействия их деятельности на сменяемые товарные рынки, экономической эффективности;

- частных и госоператоров на предмет их сокращения.

Принятые меры по итогам комплексной работы позволят стабилизировать ситуацию на этих рынках.