ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМЫ ЛИЗИНГОВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОГРАНИЧИВАЮТ КОНКУРЕНЦИЮ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМЫ ЛИЗИНГОВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОГРАНИЧИВАЮТ КОНКУРЕНЦИЮ

По результатам рассмотрения обращения ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Агентство по защите и развитию конкуренции РК внесло предписание Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК и АО «Фонд развития промышленности» об исключении антиконкурентных норм из действующих программ и правил лизингового финансирования отечественных автопроизводителей.

В настоящее время, в целях финансирования отечественных автопроизводителей, по программе финансово-экономического обоснования «Кредитование АО «НУХ «Байтерек», утвержденной Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР),  ведется кредитование АО «Фонд развития промышленности» (ранее – АО «БРК-лизинг»).  Согласно механизму финансирования, определенному данной программой,  Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) определяет суммы лимитов при лизинговом финансировании на каждого автопроизводителя. Аналогичные нормы прописаны в программе АО «Фонд развития промышленности» по лизинговому финансированию поддержки производства отечественных автомобилей.

При этом АКАБ - некоммерческая организация, в состав которой входят не все предприятия, действующие на рынке производства авто. Также это не единственное в стране объединение производителей и сборщиков автотранспорта.

Таким образом, со стороны МИИР и Фонда развития промышленности АКАБ представлено преимущественное право представлять интересы  автопроизводителей, являющихся членами ассоциации, что создает для них  привилегированное положение и в целом - неблагоприятные/ дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами.

Вопросы отсутствия прозрачности при распределении средств лизингового финансирования автопроизводителей и факты установления привилегированного положения отдельно взятых субъектов предпринимательства, ограничения лизингополучателей в выборе автопроизводителей также поднимались в сентябре этого года на Совете по барьерам при антимонопольном департаменте по г. Нур-Султану.

По результатам анализа сведений о нарушении законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, согласно пункту 4 статьи 163 Предпринимательского Кодекса РК, в адрес МИИР и Фонда развития промышленности внесено предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в частности - исключить нормы, ограничивающие конкуренцию. Предписание подлежит исполнению до 30 ноября 2021 года.

 

Фото из открытых источников