ВХОЖДЕНИЕ АЗРК В СИСТЕМУ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА: СНИЖЕНИЕ ЦЕН И РЕФОРМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

ВХОЖДЕНИЕ АЗРК В СИСТЕМУ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА: СНИЖЕНИЕ ЦЕН И РЕФОРМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В конце 2020 года Агентство по защите и развитию конкуренции вошло в систему ценообразования на лекарственные средства (ЛС) в качестве сорегулятора. На протяжении 9 месяцев совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан (МЗ) системно прорабатывались подходы для объективного ценообразования. Главными критериями совместной работы стали недопущение необоснованного роста цен и, учитывая импортозависимость страны, обеспечение наличия и бездефицитности препаратов на рынке при жестком регулировании. В целом, по результатам анализа казахстанской системы ценообразования и международного опыта, Агентство пришло к выводу, что ценовое регулирование является мерой, которая имеет эффект подтягивания цен к предельно допустимым и исключает стремление бизнеса самостоятельно устанавливать объективно низкую цену, исходя из текущих затрат.  Такой подход зачастую приводит к завышению отпускных цен.

 

Cнижение цен на антиковидные препараты в среднем на 27%

По поручению Главы государства о проведении работы по снижению цен на медицинские препараты, в первую очередь, для лечения COVID-19, по рекомендации Агентства в январе 2021 года снижены цены на антиковидные препараты в среднем на 27% по 232 торговым наименованиям.

При этом результаты анализа системы ценообразования показали наличие факторов, позволяющих поставщикам завысить цены при их регистрации:

- инвойсы не подтверждены контрактами с производителями или поставщиками,

- информация о ценах в референтных странах не перепроверяется;

- транспортные и таможенные расходы не перепроверяются;

- в цену лекарств могут включаться маркетинговые расходы даже при их отсутствии (от 30 до 50%), при этом дополнительно для оптовой и розничной реализации предусмотрены накрутки по реализации (дифференцируются в соответствии с регрессивной шкалой наценок для оптовой реализации от 21 до 10%, розница - от 55 до 10% в зависимости от стоимости лекарственного средства);

- принимается самая высокая цена из инвойсов (за последние 12 месяцев) для розницы, при этом для государственного закупа цены реферируются по минимальным трем инвойсам.

 

Снижение предельных цен на 22% на 2 426 препаратов

С начала текущего года  предельные цены на перечень ЛС, утвержденных 27 августа 2021 года приказом МЗ РК, неоднократно пересчитывались. В частности, в качестве подтверждения цены, где отсутствовал контракт с производителем, пересчет осуществлен по фактическим ценам за предыдущие 12 месяцев. Маркетинговые расходы пересчитаны и снижены с 50%  до 30%. В результате предложенные АЗРК подходы позволили снизить заявленные цены на лекарственные средства в среднем на 22% по 2 426 препаратам, оставить на уровне цены по 2 654 препаратам.

При этом, в связи с ростом цены производителя,  по 1 337 препаратам повышение розничной цены согласовали в среднем на 27,25% (от 1,2 до 37,5%).

Возвращены цены до прежнего уровня, зафиксированного в декабре 2020 года, в связи с исключением лекарственных средств из антиковидного перечня по 147 товарным наименованиям, из них по 6 ЛС цены рассчитаны на основании новых заявок, рост предельных цен составил в розничной реализации в среднем 104,2% (от 1,88% до 382,2%), по 25 ЛС  цены снижены в среднем на 33,9% (от 1% до 46,9%).

 

Новые подходы к дерегулированию ЛС – в законопроекте по развитию конкуренции

Новые подходы к дерегулированию и ценообразованию на лекарственные средства, основанные на проведенном анализе, были изложены в законопроекте по развитию конкуренции, который в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК. В частности, Агентством предложено оставить регулирование на оптово-розничном рынке по перечню, который будет формироваться, исходя из уровня конкуренции на рынке лекарств,  принципов бездефицитности и наличия взаимозаменяемости. Это означает,  что дерегулироваться будут только те препараты, где в рамках одного международного непатентованного наименования присутствуют от трех аналогов различного производства или есть не менее двух отечественных производителей. При этом вместо дерегулирования в законопроекте  предусмотрен мониторинг цен аптек, оптовиков и дистрибьюторов, который позволит контролировать самостоятельно установленные цены субъектов на предмет недопущения спекулятивного роста и ценовых сговоров.

 

Реформы бизнес-процессов Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий

Для появления конкурентов на рынке Агентство разработало для МЗ рекомендации по расширению линейки лекарственных средств в Казахстане через локализацию производства, устранения барьеров входа на рынок через упрощение разрешительных и регуляторных функций, с которыми сталкивается бизнес. Предложенные реформы включают:

- минимизацию процедур регистрации и экспертизы лекарственных средств (выдача заключения о безопасности, качестве и эффективности лекарственных средств): сокращение сроков регистрации и проведения экспертизы (210 дней), сокращение перечня документов, снижение стоимости государственной услуги;

- обеспечение прозрачности регистрации (формирования) цены лекарственных средств через автоматизацию процессов в информационной системе;

- пересмотр работы формулярной и иной комиссии в целях объективности рассмотрения и сроков включения препаратов в различные списки лекарственных средств.

Агентство полагает, что результатом внедрения предложенных  реформ на фармацевтическом рынке станут адекватные цены, бездефицитность, свобода выбора товара и повышение его качества.

 

Фото из открытых источников