МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДУКТОВ

МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДУКТОВ

 

В рамках исполнения поручения Главы государства по контролю и принятию системных мер по снижению цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ), созданию комиссии по расследованию посреднических схем на данном рынке  Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ всей цепочки ценообразования продовольственных товаров на предмет обоснованности цен на СЗПТ и установления первичных признаков сговора. Проведены анализы состояния конкуренции на рынках продовольственных товаров по 13 товарным позициям из 19 СЗПТ с наибольшим ростом цен, подвергающиеся регулярной ценовой волатильности в течение последних 3-х лет, и высокой долей импортозависимости (свыше 20%), а также дающие основной вклад в рост цен на продовольствие (масло подсолнечное, яйца, сахар, крупа гречневая, мясо кур, хлеб, муки, мясо говядины, молоко, картофель, морковь, лук, капуста).

Кроме того, анализом были охвачены рынки продовольственных товаров, состоящие из несколько уровней — производители, импортеры (первичное звено); оптовые поставщики, перекупщики (второе звено); торговые сети, рынки (третье звено).

По итогам анализа, в рамках антимонопольного реагирования, по признакам антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления доминирующим или монопольным положением вынесено 68 уведомлений, назначено 8 расследований и вынесено 20 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Заключено 88 актов антимонопольного комплаенса.

В результате, если цены на продовольственные товары в начале года росли в среднем еженедельно на 0,5%, то с марта т.г. и по настоящее время после принятия комплекса мер, ежемесячная динамика роста цен в целом на СЗПТ показывает понижающий тренд (снижение до -0,1% по состоянию на 28 сентября т.г.).

Отдельным направлением Агентства стала работа по проверке деятельности торговых сетей на предмет превышения размера торговых надбавок и взимания размера вознаграждения.

Контроль за соблюдением размера торговой надбавки на СЗПТ осуществляют местные исполнительные органы (ст. 8 Закона «О регулировании торговой деятельности»)

За превышение торговой надбавки, в соответствии с административным кодексом, предусматривается  предупреждение (ст.204-4 КоАП).

Между тем, антимонопольным органом самостоятельно выявлено 46 фактов превышения торговой надбавки в 8 регионах республики. Для привлечения субъектов торговли к административной ответственности направлены соответствующие материалы в акиматы городов Нур-Султана (3 факта), Алматы (4 факта), Костанайской (6 фактов), Карагандинской (4 факта), Атырауской (4 фактов), Мангистауской (19 фактов), Западно-Казахстанской (5 фактов), Восточно-Казахстанской областей (1 факт).

В рамках контроля со стороны антимонопольного органа в настоящее время акиматами по 35 фактам из 46-ти  приняты меры реагирования (г. Нур-Султан, Костанайская, Мангистауская, Атырауская и Западно-Казахстанская области).

Агентство  отмечает, что постоянное применение антимонопольных мер в целях удержания цен ставит в затруднительное положение участников рынка, снижает стимулы для расширения производства, инвестирования. В виду строгих ограничений процессуального законодательства исключается возможность применения инструментов «мягкого» воздействия на предпринимателей. Для стабилизации цен  необходимы долгосрочные меры и действия государственных органов, отвечающих за развитие отрасли в регионе, по насыщению рынка, увеличению производства и снижению импортозависимости по СЗПТ, а также увеличению объемов бюджетного субсидирования сельскохозяйственной отрасли.

 

Фото из открытых источников