АЗРК СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДОСТУПА НЕЗАВИСИМЫХ ПОСТАВЩИКОВ К УСЛУГАМ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК

АЗРК СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ  ДОСТУПА НЕЗАВИСИМЫХ ПОСТАВЩИКОВ К УСЛУГАМ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  АВИАПЕРЕВОЗОК

Агентство по защите и развитию конкуренции совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития проводит работу по развитию конкуренции на рынке услуг наземного обслуживания аэропортов.

С 1 января 2022 года возобновит действие пункт 2 статьи 65 Закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (пункт закона), который предусматривает, что при обслуживании в аэропорту более двух миллионов пассажиров в год  аэропорт обязан допустить независимого поставщика услуг наземного обслуживания. под эту категорию подпадают аэропорты Нур-Султана и Алматы. В настоящее время, наряду с аэропортами,  авиакомпании услуги по наземному обслуживанию оказывают себе самостоятельно. Это такие виды услуг  как встреча и регистрация пассажиров, заправка авиатопливом, контроль загрузки воздушного суда, противообледенительная обработка, наружная мойка судов, обработка багажа, уборка салонов и другие.  Возобновление действия пункта закона позволит допустить к услугам наземного обслуживания независимых от авиакомпаний поставщиков, что будет способствовать развитию конкуренции в данном сегменте услуг.     

Согласно международному опыту, свободный доступ независимых поставщиков в аэропортах с пассажиропотоком более 2 миллионов человек предусматривается для услуг, входящих в терминальное обслуживание (обслуживание пассажиров, грузов, почты и т.д.). Доступ к услугам, входящим в обслуживание на перроне, предусматривается как минимум двум операторам наземного обслуживания, один из которых - независимый.

Для создания условий развития конкуренции на этом рынке необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, в том числе в Перечень товаров, работ, услуг аэродромного и наземного обслуживания, входящих в состав аэропортовской деятельности, утвержденный МИИР РК ( Перечень).

АЗРК, с учетом предложений аэропортов, авиакомпаний и других участников рынка, направило проект изменений в Перечень. Согласно предлагаемым поправкам,  предусматривается разделение услуг на 3 подгруппы:

-  перронное обслуживание, при котором услуги предоставляются как минимум двумя операторами наземного обслуживания, один из которых - независимый (доставка пассажиров, обеспечение воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами т.д),

- инфраструктурное обслуживание, при котором услуги, оказывает только собственник инфраструктуры (обеспечение взлета и посадки воздушного судна; обеспечение авиационной безопасности;          аварийно-спасательное обеспечение вертолетов, предоставляется при взлете и посадке вертолетов вне аэродрома, включая предоставление комплекса аварийно-спасательного обеспечения и т.д.),

- терминальное обслуживание, при котором независимым поставщикам будет предоставлен свободный доступ (обработка прибывающих и выбывающих грузов; регистрация пассажиров; хранение груза свыше двадцати четырех часов в грузовом терминале т.д.).

Кроме того, АЗРК направлены предложения по внесению изменений в Правила осуществления наземного обслуживания в аэропортах, утвержденные МИИР РК. В целях  повышения качества и безопасности предоствляемых услуг предложено рассмотреть возможность сертификации наземных услуг.

 

Фото из открытых источников