Эффект масштаба становится определяющим, когда закрываются границы

Эффект масштаба становится определяющим,  когда закрываются границы

COVID-19 и деятельность МСБ – как отразился кризис на малых и средних предприятиях в части  доступа к рынкам и торговле? Как помочь выжить МСБ в продолжающихся условиях повсеместных ограничений?

Широкий спектр тем, затрагивающих положение, в котором оказались предприятия МСБ в странах периметра ЮНКТАД, обсудили в формате интерактивной дискуссии на площадке регионального диалога ЮНКТАД-ЕЭК ООН. Глобальное исследование ЮНКТАД на тему влияния COVID-19 на доступ малого и среднего бизнеса к рынкам и конкуренцию, обзор ключевых вопросов и рекомендации в отношении будущих действий презентовал консультант международной конференции ООН по торговле и развитию Рейчел Берджесс. Представители государственных органов по вопросам развития МСБ, антимонопольных ведомств России, Грузии, Молдовы, Сербии, поделились кейсами своих стран. Обмен опытом  в быстрых двухминутных выступлениях спикеров был очень насыщенным и информативным. О ситуации в Казахстане рассказал председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин.

-  На разных должностях развитием предпринимательства я занимаюсь уже больше 10 лет, и всегда считалось, что малый и средний бизнес, благодаря гибкости и устойчивости к флуктуациям экономики, является надежной основой экономики, - отметил он. - Но, как показала пандемия, он не готов к долгосрочным испытаниям. Это связано с отсутствием эффекта масштаба у МСБ,  возможностей формировать значительные складские запасы и быть финансово-устойчивым на длительный срок в условиях кризиса. В Казахстане в период пандемии малому и среднему бизнесу была оказана серьезная поддержка, введены многие  налоговые, тарифные и нетарифные льготы и послабления, разработан комплексный план по восстановлению экономического роста и усилены меры поддержки в рамках дорожной карты бизнеса.

В условиях пандемии изменилась парадигма взглядов на конкурентную экономику, сегодня на первый план вместо совершенной конкуренции выходит показатель эффективной конкуренции. Крупные предприятия, формирующие вокруг себя экосреду для жизнедеятельности МСБ, становятся важным фактором для развития экономики.  Эффект масштаба предприятия становится определяющим, когда закрываются границы.

В конце 2020 года Глава государства Казахстана подписал указ об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции, в котором конкуренция объявлена национальной идеей страны.  Для реализации поставленных перед Агентством по защите и развитию конкуренции задач разработан Национальный проект по развитию конкуренции, рассчитанный до 2025 года. В нем несколько ключевых задач – разгосударствление в конкурентных отраслях, сбалансированное регулирование предпринимательства и обеспечение здоровой конкурентной среды.  Сегодня мы изменили парадигму представления об антимонопольном органе, он стал не карательным, а органом поддержки бизнеса в стране. И к 2025 году мы ожидаем следующие принципиальные изменения: переход от простейших принципов развития субъектов предпринимательства - к созданию современной предпринимательской экосистемы. От «количественной» задачи по поддержке бизнеса - к принятию качественных «пакетных решений» с созданием востребованной инфраструктуры. От регулирования - к мотивированию. От возможности развития «теневого» бизнеса - к созданию условий ведения добросовестного «прозрачного» бизнеса и неотвратимости выявления «теневого» рынка. От активной роли государства как собственника и регулятора в отраслях - к здоровой конкуренции между частными субъектами. И этому есть достойные предпосылки – сегодня Казахстан прочно занимает 25 место в рейтинге Doing Business. На примере поэтапного снижения цен на ПЦР-тестирование, антиковидные препараты, медицинские маски за счет внедрения конкурентных преимуществ мы видим, что наши цели вполне осуществимы.