С 2022 года потребители смогут сами выбирать энергоснабжающую организацию

С 2022 года потребители смогут сами выбирать энергоснабжающую организацию

Такую возможность  обсудили в пятницу, 12 февраля, на Open Space в Агентстве по защите и развитию конкуренции РК. В мероприятии приняли участие председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин, председатель правления АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»  Бакытжан Ильяс, генеральный директор ТОО «Астанаэнергосбыт» Александр Зинкевич,  главный менеджер Департамента развития рынка АО «Самрук-Энерго» Дархан Ахметов.

  В своем выступлении Серик  Жумангарин представил обзор развития конкуренции на  рынке электроэнергии. Он отметил, что баланс рынка показывает заметный рост  спроса на электроэнергию за последние 5 лет. Большая часть электроэнергии приходится на нужды промышленности, в то же время существенную долю имеет сектор ЖКХ, потребность которого покрывается энергоснабжающими организациями. Это говорит о перспективных возможностях развития конкуренции в данном сегменте энергоснабжения.

- Оптовый рынок электроэнергии Казахстан сегодня характеризуется высоким уровнем концентрации, - отметил Серик Жумангарин. - По показателям коэффициента рыночной концентрации в регионах страны доля трех крупнейших поставщиков варьируется в районе 70%. Необходимо развивать организованные оптовые торги электроэнергией как механизм, способствующий прозрачному заключению контрактов.

Основные барьеры, препятствующие развитию конкуренции на рынке реализации электрической энергии:

‒ высокий уровень концентрации рынка;

‒ барьеры в доступе к ключевым мощностям;

‒ инструменты ценового регулирования;

‒ непрозрачные условия при заключении договоров на оптовом рынке;

‒ значительная доля вертикально-интегрированных компании;

‒ не адресность в социальной дифференциации тарифов;

‒ неразвитость современных электронных платформ, предоставляющих потребителям информацию об услугах поставщиков (marketplace).

        Фактором, искажающим равные условия конкуренции, является практика дифференциации тарифа по группам потребителей. Дифференциация осуществляется для поддержания социально уязвимых слоев населения, однако в силу этого поддержку получают не только малообеспеченные, но и обеспеченные физические потребители.  Более того, идет огромная нагрузка на бизнес и госбюджет, разрушается инфраструктура.

Основой изменения подходов могла бы стать цифровизация платежей через «социальный кошелек», на который перечислялись бы «крашеные» деньги социально уязвимым слоям населения, предназначенные только для оплаты коммунальных услуг.

В этой связи АЗРК предлагает:

- постепенное сокращение дифференциации тарифов с ее полной отменой до 2025 года;

- развитие мер адресной социальной поддержки в оплате электроэнергии через институт жилищной помощи с применением механизма «электронного социального кошелька».

 Еще одним барьером в развитии конкуренции на рынке электроэнергии  является слабая осведомленность самих потребителей о возможности смены поставщика услуг и отсутствие онлайн механизмов (marketplaсe)  взаимодействия потребителя и ЭСО. Для решения этой проблемы  АО «КОРЭМ» в формате деловой игры представил проект информационной площадки, на которой любой житель Казахстана сможет менять поставщика электроэнергии, не выходя из дома. По словам разработчиков, после доработки данная платформа позволит проводить эту процедуру в течение 1 рабочего дня. Такая возможность может появиться у потребителей с 2022 года. Для развития этой ниши в сфере электроэнергетики необходимо создать законодательную базу, предусматривающую:

- законодательное понятие marketplaсe в форме онлайн площадки;

- контент (список поставщиков, тарифы, условия договоров);

- требования для операторов онлайн площадки.