ЗАВЫШЕНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ: ПРИНЯТЫЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ МЕРЫ

ЗАВЫШЕНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ: ПРИНЯТЫЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ МЕРЫ

По результатам анализа механизма ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия (ЛС и МИ) Агентство по защите и развитию конкуренции выявило проблемы непрозрачного ценообразования и риски завышения цен.

На сегодняшний день, государство устанавливает цены ЛС и МИ при их реализации частными оптовыми поставщиками и аптеками населению, а также при их приобретении государством в целях оказания гарантированной медицинской помощи (ГОБМП) и услуг обязательного медицинского страхования (ОСМС).

При этом, на подведомственные организации Министерства здравоохранения – государственное предприятие «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий» (НЦЭЛСиМИ) и ТОО «СК-Фармация» возложены задачи по государственной регистрации цен и организации закупа ЛС и МИ соответственно.

Вместе с тем, в рамках норм действующего законодательства сложилась практика принятия государственной экспертной организацией (НЦЭЛСиМИ) цен, представленных самими поставщиками ЛС и МИ, без перепроверки представленной информации. Работа по проведению экспертизы цен ограничивалась получением от заявителя информации о ценах на ЛС или МИ
в референтных странах.

Для исключения случаев завышения зарегистрированных цен Министерством здравоохранения осуществлен закуп услуг доступа к международному порталу «Navlin», что позволит напрямую получать информацию о ценах в зарубежных странах без участия заявителей.

В целом, условия завышения цен участниками рынка были заложены в нормативных приказах уполномоченного органа, поскольку установление цен (оптовых, розничных, ГОБМП, ОСМС) осуществлялось на основе максимальных значений цен, сложившихся в референтных странах и представляемых заявителем.

Этим пользовались не только поставщики, но и отечественные производители, заявлявшие цены на воспроизведенные товары (дженерики) на уровне оригинальных, производимых ведущими фармацевтическими компаниями - «Big Pharma». Заключение долгосрочных договоров с отечественными производителями осуществлялось без экспертизы и установления фактических затрат.

В результате, некоторые препараты, произведённые в Казахстане, стоят в 2–3 раза дороже аналогичных зарубежных препаратов от ведущих производителей, а закупаемые в рамках ГОБМП и ОСМС препараты стоили для государства выше, чем реализованные на оптовом и розничном рынках.

По предложению Агентства, c второго полугодия 2025 года установление цен для поставщиков и отечественных производителей осуществляется на основе средних значений цен, сложившихся в референтных странах, и по данным, полученным не от заявителей, а от первоисточников.

На стоимость ЛС и МИ также влияют завышенные затраты поставщиков и производителей на проведение государственной экспертной организацией (НЦЭЛСиМИ) инспектирования производства ЛС и МИ на предмет обеспечения безопасности и качества продукции. Наличие положительного заключения по итогам инспектирования является условием выхода ЛС или МИ на рынок Казахстана.

Несмотря на отдельные расходы, связанные с перелетом, проживанием, питанием и другие расходы по инспектированию(как правило, в составе 3-4 чел), поставщики и производители вынуждены дополнительно оплачивать стоимость услуги инспектирования в размере от 2,6 млн. тенге до 3,45 млн. тенге, самостоятельно установленной государственной экспертной организацией.

При этом, выезды государственной инспекции осуществляются не только по Республике Казахстан, но и за пределы страны, включая страны с высоким уровнем регулирования - Европейский союз, США, Канада, Япония для проведения инспектирования соблюдения качества и безопасности производства в ведущих мировых фармацевтических компаниях, таких как Johnson & Johnson, Roche, Polpharma.

Таким образом, все расходы, понесенные фармацевтическим сообществом - командировочные расходы членов государственной инспекции и оплата за услугу инспектирования включаются в стоимость ЛС и МИ, реализуемых или закупаемых в Казахстане.

Учитывая высокие стандарты производства и контроля за оборотом ЛС и МИ, Агентством предложено исключить выезды инспекции в страны с высоким уровнем регулирования.

Также услуга инспектирования будет отнесена к государственной монополии с введением регулирования ее стоимости и включением всех затрат, связанных с проведением инспекции.

Основной задачей другой подведомственной организации ТОО «СК-Фармация» является осуществление централизованного закупа ЛС и МИ в целях реализации ГОБМП и ОСМС, что направлено на оптимизацию затрат бюджета и населения.

Вместе с тем, не менее 45% объема ЛС и МИ, по-прежнему, закупается ТОО «СК-Фармация» у отечественных дистрибьютеров (ТОО «Медсервис Плюс КФК», ТОО «Акниет», ТОО «Стофарм», Knyaz Pharma ltd, ТОО «Р-Фарм Казахстан», ТОО «Swixx Biopharma», ТОО «Ново Нордикс Казахстан», ТОО «Inkar», ТОО «Такеда Казахстан», ТОО «ОАД-27»), а не непосредственно у производителей. Такое делегирование закупочных функций сторонним организациям не соответствует целям введения централизованного закупа по оптимизации расходов по закупу ЛС и МИ и создает риски завышения цен.

Для устранения перечисленных выше проблем в ценообразовании на рынке ЛС и МИ Агентством направлены Министерству здравоохранения рекомендации, включая пересмотр норм ценообразования и отказ от ориентира на максимальные цены, отнесение услуг инспектирования к государственной монополии, увеличение объема товаров, закупаемых непосредственно у производителей, установление и экспертиза затрат при заключении долгосрочных договоров с поставщиками и производителями.

 

 

Подробнее: https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/902874?lang=ru