Анализ рынков оптовой и розничной реализации авиатоплива свидетельствует о необоснованном завышении стоимости топлива для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков.
На рынках реализации авиатоплива отечественные авиакомпании получают авиакеросин непосредственно от недропользователей по государственным графикам поставок, а зарубежные - через цепочку оптовых и розничных поставщиков.
Для сокращения непродуктивных звеньев в ценообразовании на рынках нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, авиакеросина), возникающих в связи с реализацией ограниченных ресурсов со стороны поставщиков нефти (недропользователей) аффилированным посредникам антимонопольным органом приняты правила ключевой мощности, направленные на цифровизацию и упорядочение процессов распределения нефтепродуктов.
На рынке авиатоплива сложилась другая практика ограничения конкуренции, влияющая на ценообразование, - отказ поставщикам аваикеросина в доступе к инфраструктуре аэропортов по хранению и реализации авиатоплива.
В результате осуществления аэропортами или аффилированными с ними организациями розничной реализации авиатоплива международным пассажирским и грузовым авиаперевозчикам ее стоимость увеличивается до 60%. Стоимость авиатоплива в аэропортах Казахстана превышает на 5-30% его стоимость в соседних странах, что стало причиной снижения грузовых авиаперевозок на 36%, международных сообщений на 58% за последние пять лет.
Переход на реализацию авиатоплива аэропортами произошел после снятия ограничений на занятие субъектами естественной монополии иной, нерегулируемой деятельностью в 2017 году и в связи со сдерживанием тарифов на услуги аэропортов, в результате чего доходы от продажи авиатоплива обеспечивают финансирование деятельности аэропортов до 80%.
Вместе с тем, в отличие от доходов, получаемых основной деятельности аэропортов, регулируемой в соответствии с законодательством о естественных монополиях, использование средств, получаемых от реализации авиатоплива по завышенным ценам, государством не контролируются.
В рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики» Агентством разработаны Правила ключевой мощности по доступу к услугам хранения на авиатоплива на территории аэропортов, предусматривающие доступ всех поставщиков авиатоплива, имеющих соглашения с авиакомпаниями, без возможности отказа в заключении договоров со стороны аэропортов.
Для завершения реализации инвестиционных проектов в ряде аэропортов предусмотрена возможность пролонгирования деятельности по реализации авиатоплива до завершения инвестиционных проектов и при осуществлении контроля за целевым использованием средств.
Инициированы также системные меры по развитию инфраструктуры аэропортов, включая частичное дерегулирование и увеличение тарифов части услуг аэропортов в целях обеспечения их безубыточной деятельности, снятию ограничений на ввоз импортного авиатоплива и прочие меры.
Также Агентством инициированы расследования в отношении 11 аэропортов по признакам установления монопольно высоких цен на авиатопливо: АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», АО «Аэропорт Коркыт Ата», АО «Аэропорт Сары-Арка», АО «Аэропорт Шымкент», АО «Международный аэропорт Аулие-Ата», АО «Международный аэропорт Костанай», АО «Международный аэропорт Усть-Каменогорск», АО «Международный аэропорт Туркестан», АО «Международный аэропорт Орал», ТОО«Международный аэропорт Семей», АО «Авиакомпания «Жезказган-эйр». Наряду с этим, проводятся проверки в отношении поставщиков авиатоплива на рынке вторично оптовой реализации авиатоплива.
На сегодняшний день Агентством завершено расследование в отношении ТОО «АНПЗ» по фактам злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по переработке нефти в 2023 году, материалы расследования переданы в правоохранительные органы.