Меню

Страницы

Статья

«Антимонопольный прорыв» на товарных рынках Казахстана: Чем обеспечен? На долго ли?

7 июня Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство, Антимонопольный орган, АЗРК) традиционно отмечает свой профессиональный праздник – День антимонопольного работника. Для руководства и сотрудников Агентства это отличный повод подвести итоги своей деятельности и познакомить с ними как Правительство РК, так и представителей бизнеса Казахстана. Каково на данный момент состояние конкуренции на отдельных товарных рынках страны? Какие принимаются меры по ограничению монополистической деятельности? Каким Агентство видит дальнейшее развитие своей деятельности? 

Состояние конкуренции – на троечку…

Сразу нужно сказать, что общий фон конкуренции таков, что явно видно увеличение концентрации рыночной власти – совокупная доля основных участников рынка колеблется в диапазоне от 70 до 100%.

Более того, как следует из анализа состояния конкуренции на товарных рынках в базовых отраслях экономики страны (топливно-энергетический комплекс, транспорт, телекоммуникации, связь), проведенного Антимонопольным органом, в экономике РК набирает обороты новый и вовсе не оптимистичный тренд – участие государства в предпринимательской деятельности, появление новых государственных монополий.

 

Об этом руководитель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Марат Омаров говорит в последнее время постоянно, усиленно делая акцент на мерах, которые необходимо скорейшим образом предпринять для нивелирования тенденции роста госучастия в бизнесе. 

«К сожалению, наравне с трендом демонополизации и возврата активов в государственную собственность – работа, которую и АЗРК, и Правительство активно ведут, параллельно усиливется тенденция роста госучастия. Государство присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Да, мы видим, что идет возврат активов в госсобственность, но не видим второй части – передачи этих активов в конкурентную среду. Однако все в этом заинтересованы: и Антимонопольный орган, и эксперты, которые представляют тот или иной бизнес…»Сказал в своем выступлении на IX Евразийском антимонопольном форуме Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК

В период с марта 2022 года по настоящее время произошел, например, возврат активов в государственную собственность имущества АО «Центр транспортного сервиса» (439 подъездных ж/д путей), 28,8% пакета акций АО «Казахтелеком».

Проведенная работа по возврату активов в госсобственность позволила сократить число непродуктивных посредников, образовавшихся в результате разрыва единого технологического цикла производства товаров и занявших монопольное положение на соответствующих товарных рынках. По информации АЗРК, тот же возврат подъездных ж/д путей позволил снизить тарифы для бизнеса более чем в 14 раз. Но что дальше? Когда «монопольные активы», переданные государству, попадут в конкурентную среду? 

На данный момент уровень госучастия в базовых секторах экономики страны, от рынка ГСМ до пассажирских перевозок, весьма высокий. Так по данным, приведенным главой АЗРК, на рынке авиаперевозок он составляет 91%, рынках сжиженного и товарного газа от 70-ти до 100%, нефти – 65%, электроснабжения – 100%, ГСМ – 80%, ж/д-перевозок – 63-100%, угля – 70%.

Сформировавшаяся монопольная/олигопольная структура ключевых товарных рынков, слабая конкуренция на рынках страны является не только благодатной почвой для создания и развития монополий, повышения предельных издержек предпринимателей и затрат населения, но и приводит к росту цен в среднем до 10%, по оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР).

Таким образом вопросы развития добросовестной конкуренции и всеобщей демонополизации экономики становятся общенациональной задачей и приоритетом государственной политики Казахстана.

Решения АЗРК в законодательной сфере

Разумеется, АЗРК не станет спокойно смотреть на бурный расцвет монопольной деятельности, даже если это госмонополии. Поэтому в прошлом году принят целый ряд системных документов, который определил ключевые направления развития государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции.

Одним из важнейших в этом направлении событий начала 2022 года стало подписание Главой государства Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции» – «пятого антимонопольного пакета» (далее – Закон от 3 января 2022 года). Данный Закон охватывает вопросы сокращения государственного участия в предпринимательстве, обеспечения равного доступа субъектов предпринимательства к мерам государственной поддержки и закупкам, развития малого и среднего предпринимательства, сокращения административных и экономических барьеров входа на товарные рынки, а также инструментов ценового регулирования.

Впервые в истории независимого Казахстана задача активного содействия развитию конкуренции обозначена как общенациональная.

Также в прошлом году Президент страны Касым-Жомарт своим Указом утвердил Концепцию защиты и развития конкуренции в РК (далее – Концепция), которая дает четкое понимание того, как должна развиваться сфера антимонопольного регулирования и как должна строиться целостная конкурентная политика, органично включенная в общую экономическую политику страны.

И пятый антимонопольный пакет, и Концепция дали Антимонопольному органу возможность для полномасштабной и результативной деятельности в таких стратегических направлениях, как ограничение доли участия государства в предпринимательстве, увеличение охвата мерами господдержки частных предпринимателей на конкурентных принципах, взаимодействие с Правительством в сфере развития конкуренции.

Совершенствование законодательства, как основа успеха деятельности в любой сфере, в области защиты конкуренции дало беспримерный эффект – по сути произошел мощный «антимонопольный прорыв» на товарных рынках Казахстана.

Так, например, ранее в законодательстве РК отсутствовала четкая регламентация входа на соответствующий товарный рынок, что использовалось монополистами и доминантами как возможность отказать в реализации товара. Теперь в соответствии с Законом от 3 января 2022 года, точно определены понятия ключевой мощности, критерии отнесения к ключевой мощности, а также установлен порядок равного доступа к ней.

Например, в АЗРК сообщили, что для обеспечения прозрачного и недискриминационного распределения ресурсов КазМунайГаза будут приняты Правила равного доступа к ключевой мощности с условиями принятия и отбора заявок. В этих же целях запланировано увеличение биржевых торгов. В связи с усилением рисков ограничения доступа к переработке нефти также будут приняты Правила доступа к инфраструктуре.

© Sputnik / Владислав Воднев

Известно, что в Казахстане сложилась негативная и губительная для развития конкуренции практика законодательного предоставления исключительных прав отдельным субъектам рынка на осуществление определенных видов деятельности без создания государственной монополии.

В соответствии же с пятым антимонопольным пакетом отныне на государственных и частных операторов распространен правовой режим государственной монополии (институт специального права), жесткое регулирование (цены, запрет на иную деятельность), возмещение убытков конкурентам, публичность. Утверждены и Правила определения государственного предприятия, акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью субъектом специального права.

Эти поправки позволят исключить отрицательное воздействие монополий на смежные рынки и обеспечить прозрачность их деятельности.

И таковых законодательных новшеств, инициированных и разработанных АЗРК, очень много. Хотелось бы сделать акцент еще на одной – очень важной, касающейся сокращения государственного участия в предпринимательстве. Дело в том, что на товарных рынках Казахстана существует серьезная проблема, когда частные предприниматели вытесняются субъектами государственного предпринимательства из государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора. И это на фоне того, что действует запрет на осуществление деятельности госкомпаний на конкурентных товарных рынках.

Для решения данной проблемы внедрен мониторинг деятельности субъектов квазигосударственного сектора (статья 90-6 Предпринимательского Кодекса) и утвержден порядок проведения мониторинга деятельности государственных предприятий, юридических лиц, у которых более 50% акций принадлежит государству, и аффилированных с ними лиц на предмет получения согласия антимонопольного органа при создании, расширении и изменении осуществляемых видов деятельности.

Кроме того, в целях сокращения государственного участия определен исчерпывающий перечень и сокращены основания для выделения государственных заданий, а также регламентирован порядок выдачи заключения на предмет соответствия законодательству РК в области защиты конкуренции.

Сколько не говорится о поддержке малого и среднего бизнеса, но все же гораздо больше средств, по мнению аналитиков АЗРК, выделяется на поддержку крупного бизнеса. С этой задачей «работает» поправка по обеспечению равного доступа к мерам государственной поддержки – введено требование по обязательному согласованию с антимонопольным органом новых мер господдержки и установлены критерии определения приоритетных направлений для оказания мер государственной поддержки. Данная поправка позволит исключить факты адресной поддержки, и больше акцентирует внимание государства на поддержке новых участников рынка и МСБ.

Агентство предлагает приватизировать 105 предприятий

Сокращение доли участия государства в сфере предпринимательства ведется в том числе посредством приватизации и ограничения деятельности субъектов квазигосударственного сектора.

В этом направлении Антимонопольным органом выработаны предложения по совершенствованию процессов приватизации с учетом конкурентной политики, которые на данный момент приняты частично. Так в план приватизации внесены критерии, по которым предприятия вносятся в список приватизируемых субъектов. Вот некоторые из них: несоответствие деятельности условиям участия государства в предпринимательстве; субъекты МСБ; предложения антимонопольного органа и т.д. Разработаны и предоставлены Министерству национальной экономики поправки в законодательство по приватизации крупных объектов с учетом аналитики, подготовленной Антимонопольным органом. Агентство периодически направляет в адрес Правительства предложения по передаче в конкурентную среду квазигоспредприятий: по результатам секторального и антимонопольного анализа в конце 2021 года предложено к приватизации 91 предприятие, из которых поддержано только 12. В прошлом году в рамках реализации мероприятий Национального проекта по развитию предпринимательства завершена работа по совершенствованию методологии проведения секторального анализа и определен список из 100 субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих приватизации – в список вошли субъекты, оказывающие услуги в таких отраслях, как информация и связь, строительство, сельское, лесное и рыбное хозяйство, транспорт и складирование, финансовая и страховая деятельность.

Наряду с этим Антимонопольным органом предложено включить в Комплексный план приватизации 5 субъектов рынка в сферах информационных технологий, связи и транспорта. Итак, по итогам проведенной АЗРК в 2022 году масштабной аналитической работы, предложено к приватизации 105 предприятий.

По словам Марата Омарова, для развития конкуренции у Правительства должны быть четкие планы и конкретные сроки по приватизации.

Правила желтых страниц все еще не соблюдаются

В начале 2022 года Антимонопольный орган был наделен важнейшей компетенцией – производить мониторинг квазигосударственных предприятий, по результатам которого они могут получить или не получить согласие Агентства на создание подобной структуры, ее расширение или изменение видов деятельности.

Так, в соответствии с планом-графиком на 2022 год мониторинг проведен в «Национальной компании «Қазақстан темір жолы» (далее – КТЖ). В результате выяснилось, что в КТЖ не соблюдается принцип «Правила желтых страниц», закрепленного Предпринимательским Кодексом: из 414 проанализированных видов деятельности 153 осуществляется без согласования с антимонопольным органом.

КТЖ

Также известно, что Национальный перевозчик грузов (КТЖ) занимает более 95% доли рынка, при этом доступ частным перевозчикам до сих пор ограничен. По информации АЗРК, картина складывается такая: оператором магистральных путей предоставлен ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других, тарифы на магистральную железную дорогу растут, идет тотальное навязывание своих подведомственных компаний.

Проведен мониторинг квазигосударственных предприятий и в регионах Казахстана – исследована деятельность 251 государственного предприятия социальной сферы и в действиях 59 субъектов установлены нарушения. На данный момент мониторятся и отдельные предприятия, входящие в состав «Самрук Казына», например, такие компании, как «Казахтелеком», «Казпочта», «Самрук-Казына Контракт», «Самрук Казына Бизнес Сервис», «Самрук Казына Инвест», «Казахстанские атомные электрические станции».

АО «ФНБ «Самрук-Қазына»

«В Предпринимательском Кодексе, в статье 192-й, четко написано, что государство не должно участвовать там, где присутствует частный бизнес. Проведя мониторинг, мы пришли к выводу, что повально эта статья не работает, повально игнорируется – государство продолжает заниматься бизнесом. Национальные компании создают «эспэшки, аошки, эргэпэшки» и т.д. И в этих условиях частному бизнесу расти, расширяться, конечно, невероятно сложно»Марат Омаров

Омаров Марат  Талгатович

В АЗРК считают, что госорганы и государственные компании сами в первую очередь откровенно нарушают эти принципы и виды деятельности с государственным участием несанкционированно растут.

Вечный бой. Сокращение операторов

Да, действительно, Антимонопольным органом продолжается труднейшая и кропотливая работа по сокращению единых операторов. На данный момент, по сообщению Агентства, сформирован перечень операторов и субъектов государственной монополии – их планируется лишить операторского и монопольного статуса и передать в конкурентную среду. В этот перечень вошли: «Национальные информационные технологии» – лишение 3 операторских функций из 5 имеющихся; «Казавиаспас» – ограничение операторской сферы для нужд МЧС; «Казтелерадио» – лишение статуса национального оператора телерадиовещания; «Казимпэкс» – лишение статуса оператора, осуществляющего хозяйственное обеспечение органов национальной безопасности РК и т.д.

Бизнес у нас поддерживается… В основном – крупный

Понятно, что для развития конкуренции в стране очень важно увеличить охват мерами господдержки частных предпринимателей. Но как уже мы описали выше, на фоне сильного акцента на проблематике МСБ и осуществляемой значительной господдержки предпринимателей из этой сферы, все же выясняется, что в основном государство помогает…крупному бизнесу. К такому выводу Агентство пришло, проведя тщательную работу по персонализации мер господдержки.

АЗРК не одиноко в таком мнении. Глава государства на заседании Мажилиса Парламента 11 января 2022 года сказал:

«Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону». Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ»Касым-Жомарт Токаев

В этом направлении Антимонопольный орган также предпринял ряд шагов. Проведен анализ деятельности Холдинга «Байтерек» (далее – Холдинг) на предмет того: обеспечивает ли он равный доступ к мерам государственной поддержки? В результате в действиях дочерних предприятий Холдинга выявлен ряд нарушений. Например, создание неравных условий доступа к мерам поддержки для конечных получателей в части применения разных ставок кредитования крупных инфраструктурных проектов; фаворитизм в части приоритетного, ускоренного рассмотрении заявок на получение мер поддержки; создание привилегированного положения путем невыставления встречных обязательств отдельным субъектам предпринимательства либо продолжение предоставления мер поддержки при фактическом их неисполнении. Холдингу вынесено Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Также в адрес операторов мер государственной поддержки «KazakhExport» и «Банк Развития Казахстана» отправлены уведомления о наличии в действиях признаков нарушений законодательства.

Работа с Правительством – важнее и не придумать

Важнейшей частью в деятельности АЗРК по развитию конкуренции является работа с Правительством. Здесь в рамках реализации Концепции защиты и развития конкуренции и с целью оптимизации взаимодействия конкурентной и отраслевых политик Агентством совместно с Правительством в 2022 году начата совместная работа по развитию конкуренции на отдельных товарных рынках – создаются дорожные карты развития конкуренции. На сегодня уже приняты дорожные карты развития конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов – предусмотрен ряд мер для обеспечения доступа к ресурсам, проводится анализ биржевых торгов нефтепродуктами на предмет их увеличения до 20% и т.д.; на рынке реализации угля – в планах проведение работы по устранению «непродуктивных» посредников; в сфере гражданской авиации – планируются мероприятия, направленные на устранение ключевых барьеров развития конкуренции; в отрасли агропромышленного комплекса – разработаны новые подходы в субсидировании с ориентиром на проблемные товарные рынки, также ожидается концептуальный пересмотр государственного ценового регулирования социально-значимых продовольственных товаров.

Разработаны Антимонопольным органом и Правительством подобные дорожные карты в сферах жилищного строительства, здравоохранения, телекоммуникаций. Все это создает условия для серьезных и ощутимых подвижек в состоянии конкуренции в Казахстане, а, следовательно, и в развитии экономики страны и благосостоянии народа в целом.

Пресечение нарушений: не наказать, а предупредить

Ключевой особенностью новой конкурентной политики, по словам руководителя Антимонопольного ведомства, стала его ориентация на переход от карательной направленности к активному использованию мер, стимулирующих субъектов рынка к проконкурентному поведению. Честная конкуренция по доброй воле… К таким мерам, например, относятся уведомления о наличии признаков нарушения, предостережения о недопустимости нарушения, антимонопольные комплаенсы.

Акцент в деятельности Агентства, таким образом, сместился на превенцию антимонопольных нарушений и положительная статистика не заставила себя долго ждать: за 2022 год антимонопольным органом вынесено 508 уведомлений о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения в области защиты конкуренции, из которых исполнено 430 уведомлений или 84,6% (в 2021 году – 79,2%). При этом, в 2022 году по сравнению с 2021-м отмечается увеличение на 27% количества вынесенных уведомлений.

Вообще за 2022 год направлено 33 предостережения о недопустимости нарушения законодательства в области защиты конкуренции и рост по отношению к 2021 году составил 43%.

Стабильный рост отмечается также по числу согласованных проектов внешнего акта антимонопольного комплаенса: в 2022 году согласован 251 проект, в 2021-м – 236, в 2020-м – 82. 

Успешная борьба со злостными нарушителями

Если говорить в целом о борьбе со «злостными» антимонопольными нарушениями, наносящим наиболее ощутимый экономический ущерб – антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующим или монопольным положением, – то здесь результат такой: если в 2016 году расследования антимонопольного органа по антиконкурентным соглашениям в общей структуре проведенных расследований занимали долю в 3%, то по итогам 2022 года данный показатель достиг отметки в 35%, тем самым занимая лидирующую строчку в данном списке. На втором месте идут расследования, связанные со злоупотрблением доминирующим или монопольным положением.

Всего за 2022 год завершено 133 расследования в отношении более 283 субъектов рынка.

К показательным примерам можно отнести расследование по фактам установления монопольно высоких цен, выявленных в действиях «Қамқор Локомотив», оказывающего услуги сервисного обслуживания локомотивов. За данные действия на компанию судом наложено административное взыскание на сумму 240 млн. тенге.

Отличилась фактом злоупотребления доминирующим положением и компания «Petrosun» – она систематически отказывала в реализации нефтепродуктов одним покупателям при одновременном удовлетворении заявок других. С компании взыскано 607 млн. тенге. Также можно привести пример картельного соглашения, выявленного в ходе расследования в отношении «КФК «Медсервис плюс», «Акниет» и «Стофарм».

Вместе с тем, как показывает статистика сформированных Агентством уведомлений, одним из значимых факторов, искажающих образ честной конкуренции, выступают антиконкурентные действия государственных органов, показатели по которым в 2022 году достигли отметки в 27%.

За прошлый год по нарушениям законодательства в области защиты конкуренции наложены в общей сложности штрафные санкции на сумму 2,1 млрд. тенге, из них взыскано 1,9 млрд. тенге или 90,5%. Если сравнить с данными прошлых лет, то динамика такова: в 2017 году этот показатель составлял – 3,2 млрд. тенге, в 2018 году – 2,4 млрд. тенге, в 2019 году – 1,3 млрд. тенге, в 2020 году – 675 млн. тенге, в 2021 году – 1,1 млрд. тенге).

В рамках совместной работы с правоохранительными органами по антимонопольным нарушениям государству возмещен ущерб на сумму более 12 млрд. тенге.

Задачи на будущее. Шестой антимонопольный пакет 

В 2023 году АЗРК продолжит деятельность в направлении совершенствования законодательства в области защиты конкуренции – планируется разработка «шестого антимонопольного пакета». Также и дальше будет идти работа в направлении ограничения участия государства в предпринимательской деятельности – здесь силы Антимонопольного органа будут брошены на обеспечение эффективного и взвешенного процесса приватизации, сокращение перечня разрешенных для субъектов квазигосударственного сектора видов деятельности.

Антимонопольный орган, как и прежде, станет предпринимать серьезные усилия по увеличению охвата мерами господдержки частных предпринимателей на конкурентных принципах – сейчас ведется мониторинг действующих и согласование новых мер господдержки и будут проанализированы конечные бенефициары получателей мер господдержки.

Перед Агентством стоит и ряд новых задач, например, поэтапный отказ от ценового регулирования – предстоит постепенный отказ от вмешательства государства в ценообразование.

Дата публикации
07 июня 2023
Дата обновления
07 июня 2023
Тип
СМИ о нас

Сейчас читают

Информация
02 декабря 2024
Взаимодействие с Комиссией по справедливой торговле Республики Кореи
Информация
22 августа 2024
Взаимодействие с Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан
23 мая 2024
Итоги Центральноазиатского круглого стола 2024

Социальные медиа

Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации