ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО АНАЛИЗУ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЯНОГО ДОРОЖНОГО БИТУМА
июнь 2024 г. г. Астана
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Департаментом индустрии, государственной поддержки и закупок (далее – Департамент) в реализацию Плана работы Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) на 2024 год, в целях определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, проведен анализ состояния конкуренции на рынке реализации нефтяного дорожного битума (далее – анализ).
При проведении анализа товарного рынка Департамент руководствовался Предпринимательском кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс) и Методикой по проведению анализа и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденной приказом Председателя от 3 мая 2022 года № 13 (далее – Методика).
При анализе в качестве исходной информации использованы сведения Министерства промышленности и строительства, энергетики, транспорта, Комитета государственных доходов, НПП «Атамекен», АО «НК «ҚазАвтоЖол» и иная общедоступная информация.
Взаимозаменяемыми товарами является группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, а также другим параметрам таким образом, что потребитель заменяет их друг другом в процессе потребления (производства).
Процедура определения критериев взаимозаменяемости товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- определение наименования товара;
- определение свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Битум - это (термопластичный материал) твердый или вязкопластичный, смолоподобный продукт (темно-коричневого или даже черного цвета), состоящий из сложных смесей углеводородов и неметаллических их производных (соединение углеродов с серой, азотом, кислородом и других химических элементов).
Битумы, используемые в строительстве, делят на следующие виды:
- Строительные битумы (для изготовления мастик, гидроизоляции и других материалов).
- Кровельные битумы (для мягких кровельных материалов).
- Дорожный битум: применяется при обработке и пропитке различных дорожных покрытий, при обработке грунтов и для приготовления асфальтового бетона.
В настоящее время в Республике Казахстан:
- на битум марки БНД 60/90 действует межгосударственный стандарт ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия»;
- на битумы марок БНД 70/100, БНД 100/130 действует межгосударственный стандарт ГОСТ 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования» и национальный стандарт СТ РК 1373-2013 «Битумы и битумные вяжущие. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия».
Учитывая цели анализа рассматриваемыми товарами определены нефтяные дорожные битумы марок БНД 60/90, БНД 70/100, БНД 100/130, так как на казахстанском рынке для строительно-монтажных работ дорожными компаниями используются только эти марки.
По информации Министерства энергетики и Комитета автомобильных дорог при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог товаров, взаимозаменяемых с битумом, не имеется.
Область применения асфальтобетонов по маркам битума описаны в СТ РК 1225-2019 в приложениях А, Б, В. Марка применяемого битума определяется в зависимости от среднемесячной температуры наиболее холодного времени года региона применения. Рекомендуемая область применения битумов описаны в СТ РК 1373-2013 в приложении А. Марка применяемого битума определяется в зависимости от дорожно-климатической зоны и от среднемесячной температуры наиболее холодного времени года региона применения.
Сведения о требованиях к хранению битума описаны в Р РК 218-196-2022 «Рекомендации по условию хранения и транспортировки битума и полимерно-модифицированного битума».
Хранение битума в Казахстане осуществляется в соответствии с требованиями к транспортировке и хранению этого вида продукции, которые должны обеспечивать сохранение его качеств и свойств. Основные методы и условия хранения битума:
Битум традиционно хранится в больших резервуарах или битумных ямах, которые способны вмещать значительные объемы материала. Эти емкости обычно оборудованы системами подогрева, так как битум должен поддерживаться в жидком состоянии для удобства использования и транспортировки. Поддержание температуры жизненно важно, поскольку застывший битум теряет свои эксплуатационные качества и становится трудным для использования.
Для меньших объемов или более краткосрочного хранения битум может быть упакован в специальные бочки или контейнеры. Этот метод удобен для транспортировки битума на небольшие расстояния или для его использования в местах, где нет возможности установить большие резервуары.
В некоторых случаях, особенно на крупных строительных проектах, используются мобильные битумные установки. Они позволяют хранить битум непосредственно на строительной площадке, обеспечивая его нагрев и подачу непосредственно в рабочую зону. Это уменьшает потери материала и упрощает логистику на крупных объектах.
Согласно пунктам 11 и 12 Методики определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и параметры. При определении взаимозаменяемых товаров антимонопольным органом используется информация по итогам опроса потребителей.
В рамках проведения анализа в адрес Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», ОЮЛ «Ассоциация автодорожников Казахстана», РОЮЛ «Союз строителей Казахстана», ОЮЛ «Союз дорожно-строительных, инжиниринговых организаций «Оrtalyq» направлена ссылка для прохождения «теста гипотетического монополиста».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Является ли нефтяной дорожной битум взаимозаменяемым с другими товарами?
97,4% опрошенных потребителей указали, что нефтяной дорожный битум не является взаимозаменяемым с другими товарами.
Являются ли марки нефтяного дорожного битума БНД 60/90, БНД 70/100, БНД 100/130 взаимозаменяемыми между собой?
92,3% опрошенных потребителей указали, что нефтяной дорожный битум не является взаимозаменяемым с другими марками нефтяного дорожного битума.
Если цена на нефтяной дорожной битум повысится на 5-10 %, готовы ли вы заменить данный товар другим?
92,3% опрошенных потребителей указали, что при повышении цены на 5-10% не готовы заменить данный товар другим.
В случае, если цена вашего поставщика повысится на 5-10%, готовы ли вы приобретать нефтяной дорожной битум за пределами вашей области, в том числе в другом государстве?
89,7% опрошенных потребителей указали, что при повышении цены поставщика на 5-10% готовы приобрести битум за пределами их области, в том числе в другом государстве.
Таким образом, результаты проведенного «теста гипотетического монополиста» показали, что битум является не взаимозаменяемым товаром. Также значительная часть потребителей готова искать альтернативные источники поставки в случае повышения цен.
Границы товарного рынка определяют территорию, на которой потребители приобретают товар если его приобретение нецелесообразно за пределами данной территории по экономическим, технологическим и другим причинам.
В соответствии с пунктом 17 Методики, границы рынка определены с учетом доступности приобретения товаров по следующим критериям:
1) возможность свободного приобретения товара на территории Республики Казахстан - в Казахстане действуют крупные производители битума, что обеспечивает наличие битума на рынке. Импортеры и дистрибьюторы имеют разветвленную сеть по всей стране, что делает битум доступным в различных регионах;
2) обоснованность и оправданность транспортных затрат относительно стоимости товара – самостоятельный импорт дорожного нефтяного битума потребителем будет включать в себя транспортные, таможенные расходы, страны изготовителя, а также внутри страны потребления. Вместе с тем, на территории Республики Казахстан присутствуют отечественные производители, которые находятся в разных областях страны, а также импортеры, которые имеют сеть продаж по стране, что снижает транспортные расходы;
3) сохранение качества, надежности и других потребительских свойств товара при его транспортировке - гарантийный срок хранения нефтяного строительного битума составляет 1 год со дня изготовления, что обеспечивает его надежное сохранение в условиях адекватной логистики и хранения. Благодаря этому, битум может выдерживать длительные перевозки без потери своих первоначальных качественных характеристик, что является важным фактором при рассмотрении его обращения на рынке.
4) отсутствие ограничений (запретов) купли-продажи, ввоза и вывоза товаров – с 2021 года существует запрет на вывоз битума за пределы ЕАЭС с территории Республики Казахстан в соответствии с совместным приказом министерств. Также, с 2023 года импорт битума увеличин из России в Казахстан со 100 тыс до 300 тыс тонн, согласно протоколу внесении изменения в соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года.
5) наличие равных условий конкуренции на территории, в пределах которой осуществляются реализация, поставка товаров – неблагоприятным условием субъектов рынка является то, что давальцы нефти имеют значительные преимущества в доступе к сырью по сравнению с другими участниками рынка.
Условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара потребителями (покупателями), в соответствии с пунктом 20 Методики, не установлены.
Учитывая местонахождения продавцов и потребителей, возможность ввоза и вывоза за ее пределы, а также возможность свободного приобретения нефтяного дорожного битума на всей территории страны, в качестве границ рынка определена территория Республики Казахстан.
В соответствии с пунктами 26 и 27 Методики временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Принимая во внимание цели исследования, особенность товарного рынка, а также доступность информации, анализируемым периодом определен 2022 и 2023 года.
В соответствии со статьей 29 Методики, в состав субъектов рынка, действующих на товарном рынке, включаются все субъекты рынка, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
По информации Министерства энергетики на территории Республики Казахстан действуют 4 производителя: ТОО «Павлодарский НХЗ», ТОО «СП «CaspiBitum», ТОО «QazaqBitum», ТОО «Асфальтобетон 1».
По данным Министерства энергетики объем производство битума по родам составил.
тыс.тонн.
Заводы |
2022 год |
2023 год |
CaspiBitum |
Х |
Х |
ПНХЗ |
Х |
Х |
QazaqBitum |
Х |
Х |
Асфальтобетон 1 |
Х |
Х |
Итого |
925 |
849 |
С Павлодарского НХЗ осуществляют реализацию дорожного нефтяного битума следующие компании: ТОО «PETROSUN», АО «Национальная компания «КазМунайГаз», АО «КоЖаН» и АО «Нефтяная Компания «КОР» и др.
ТОО «СП «CaspiBitum» производит дорожный нефтяной битум и реализует АО «Каражанбасмунай».
ТОО «Асфальтобетон 1» и ТОО «QazaqBitum» осуществляют производство и самостоятельно реализуют битум.
По данным КГД РК реализацию нефтяного дорожного битума осуществляли в 2022 году 22 участника рынка, в 2023 году – 35 участников.
№ |
БИН |
Наименование |
Адрес, контакты |
Учредитель |
1 |
950540000524
|
АО «Каражанбасмунай» |
г. Актау, 9 «а» мкр., зд. 4 БЦ «Елес» |
Х |
2 |
020240000555
|
АО «Национальная компания «КазМунайГаз» |
г. Астана, Есильский район, ул. Д. Кунаева, 8, административное здание «Изумрудный квартал», блок «Б» |
Х |
3 |
120140010450
|
ТОО «PETROSUN» |
г. Астана, ул.Сыганак 27 |
Х |
4 |
060440009474 |
ТОО «Асфальтобетон 1» |
г. Алматы, ул. Серикова, д. 20A |
Х |
5 |
091040003865 |
ТОО «СП «CaspiBitum» |
Мангистауская область, г.Актау, Промзона 5, здание 65 |
Х |
6 |
110840008254 |
ТОО «QazaqBitum» |
г.Шымкент, Аль-Фарабийский район, проспект Динмухамед Кунаев |
Х |
7 |
010440005294 |
АО «КоЖаН» |
г.Атырау, улица Бақтыгерей Құлманов, строение 105 |
Х |
8 |
991140000357 |
АО «Нефтяная Компания «КОР» |
г.Кызылорда, Проспект Нұрсұлтан Назарбаев, здание 29 |
Х |
9 |
170840017482 |
ТОО «Ontustik-Битум» |
г.Шымкент, улица Капал Батыра, Зона Онтустик индустриялды, здание 151 |
Х |
10 |
210340019966
|
ТОО «AKSU BITUM TERMINAL» |
Туркестанская область, Сайрамский район, Аксукентский С.О., С.Аксу, проспект Астана, здание 139а |
Х |
11 |
010140002853
|
ТОО «ЛИМБ 2» |
Актюбинская область, г.Актобе, РАЗЪЕЗД 41, 324 |
Х |
12 |
151140022313 |
ТОО «Торгово-промышленная компания Энерго-Плюс БМ» |
г.Караганда, ул. Кривогуза, 96/1, офис 3 |
Х |
13 |
201240005091 |
ТОО «Oil Products Trading Company |
г.Алматы, gроспект Достык, дом 38 |
Х |
14 |
201140013336 |
ТОО «Qazaq Oil Trading» |
г.Павлодар, улица Циолковского, строение 61 |
Х |
15 |
100640009693 |
ТОО «Новая АЗС» |
г.Алматы, Бостандыкский район, Микрорайон Нур Алатау, улица Темирбек Кожакеев, дом 38 |
Х |
16 |
211240014363 |
ТОО «CPT-GROUP» |
г.Алматы, Ауэзовский район, Микрорайон Аксай-3, дом 33 |
Х |
17 |
150140023715 |
ТОО «ТрансГрузБитум» |
Западно-Казахстанская область, Уральск г.а., г.Уральск, проспект Абулхаир Хана, Строение 6/6
|
Х |
18 |
170140010757 |
ТОО «Батыс Строй Плюс» |
Западно-Казахстанская область, Уральск Г.А., Г.Уральск, Улица Хиуаз Доспанова, Дом 59, КВ. 64 |
Х |
19 |
160440030087 |
ТОО «КазЖол-ПВ» |
Павлодарская область, Павлодар г.а., г.Павлодар, улица Михаила Исиналиева, дом 1 |
Х |
20 |
190940025292 |
ТОО «Samruk Energy Group» |
Астана, Г. Район Алматы, Улица Жұмекен Нәжімеденов, Дом 12, КВ. 59 |
Х |
21 |
171140010482 |
ТОО «KazTradeNeft» |
Павлодарская область, Экибастуз г.а., г.Экибастуз, улица Горняков, 18 |
Х |
22 |
230440047017 |
ТОО «Ada Oil Trading» |
г.Алматы, Медеуский район, проспект Достык, дом 38 |
Х |
23 |
190940011143 |
ТОО «5A OIL (5А ОИЛ)» |
г.Алматы, Наурызбайский район, Микрорайон Акжар, улица Береке, дом 4 |
Х |
24 |
221240005818 |
ТОО «AV-Транзит» |
г.Алматы, Медеуский район, Микрорайон Кок-Тобе, улица Камар Сулу, дом 13 |
Х |
25 |
140140016830 |
ТОО «Oil Trade-PV» |
г.Павлодар, улица Академика Сатпаева, Строение 136 |
Х |
26 |
101240005239 |
ТОО «RV-Oil&Gas» |
г.Алматы, Алмалинский район, улица Богенбай Батыра, 156/2, кв офис Кабинет 107 |
Х |
27 |
230240022847 |
ТОО «Sage Oil Company» |
г.Алматы, Медеуский район, улица 8-Й Гвардейской Дивизии, дом 128 |
Х |
28 |
230140003361 |
ТОО «Sazan Trading» |
г.Астана, район Алматы, улица Жанайдара Жирентаева, здание 8 |
Х |
29 |
221140001099 |
ТОО «Subsoil Trading» |
г.Алматы, Медеуский район, улица 8-Й Гвардейской Дивизии, дом 128 |
Х |
30 |
220740035548 |
ТОО «Arma Bitum» |
г.Алматы, Медеуский район, проспект Достык, дом 310г |
Х |
31 |
220140006939 |
ТОО «QAZAQ BITUM Processing» |
Туркестанская область, Отрарский район, Тимурский С.О., С.Тимур, улица Бауыржан Момышулы, дом 74 |
Х |
32 |
230140008055 |
ТОО «Торговый Дом Ушкую» |
г.Алматы, Медеуский район, проспект Достык, дом 248б |
Х |
33 |
010240005009 |
ТОО «Сагиз Петролеум Компани» |
г.Актобе, район Астана, проспект Санкибай Батыра, дом 167в |
Х |
34 |
990640005650 |
ТОО «Казнефтепродукт» |
Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск, улица Гоголя, дом 31 |
Х |
35 |
060440002942 |
ТОО «Каракудукмунай» |
Мангистауская область, Актау г.а., г.Актау, Микрорайон 3, Строение 81 |
Х |
36 |
230240027461 |
ТОО «QIT NK Trade» |
г.Алматы, Медеуский район, улица Чайкиной, дом 14 |
Х |
37 |
221240029250 |
ТОО «ЖТМ Переработка» |
г.Алматы, Медеуский район, проспект Достык, дом 105 |
Х |
В соответствии со статьей 165 Предпринимательского Кодекса ТОО «СП «CaspiBitum» и АО «Каражанбасмунай» признаются группой лиц.
ТОО «QazaqBitum» и ТОО «Ontustik-Битум», ТОО «Subsoil Trading» и ТОО «5A OIL (5А ОИЛ)», ТОО «Arma Bitum» и ТОО «QAZAQ BITUM Processing» также являются группой лиц.
Баланс рынка, в тыс.тоннах
Наименование |
2022 |
2023 |
Производство |
925 |
849 |
экспорт |
9 |
27 |
импорт |
98 |
219 |
Внутреннее потребление |
1034 |
1041 |
Расчет объема товарного рынка и долей субъектов рынка произведен на основании данных Комитета государственных доходов в разрезе марок дорожного битума (таблицы 1,2).
Таблица 1
|
Доли рынка 2022 г. |
|||
|
Марка битума: БНД-60/90 |
|||
№ п.п |
Наименование субъекта рынка |
Объем реализации, тн |
Доля, % |
Квадрат долей |
1 |
Группа лиц ТОО «Ontustik-Битум» и ТОО «QazaqBitum» |
Х |
Х |
Х |
2 |
ТОО «Qazaq Oil Trading» |
Х |
Х |
Х |
3 |
ТОО «ЛиМиТ oil» |
Х |
Х |
Х |
4 |
ТОО «Новая АЗС» |
Х |
Х |
Х |
5 |
ТОО «Торгово-промышленная компания Энерго-Плюс БМ» |
Х |
Х |
Х |
|
Всего |
33 911,4 |
100% |
6375,48 |
|
Марка битума: БНД-70/100 |
|
||
1 |
АО «Каражанбасмунай» |
Х |
Х |
Х |
2 |
АО «НК «КазМунайГаз» |
Х |
Х |
Х |
3 |
АО «Нефтяная Компания «КОР» |
Х |
Х |
Х |
4 |
ТОО «AKSU BITUM TERMINAL» |
Х |
Х |
Х |
5 |
ТОО «CPT-GROUP» |
Х |
Х |
Х |
6 |
ТОО «Oil Trade-PV» |
Х |
Х |
Х |
7 |
Группа лиц ТОО «QazaqBitum» и ТОО «Ontustik-Битум» |
Х |
Х |
Х |
8 |
ТОО «PETROSUN» |
Х |
Х |
Х |
9 |
ТОО «Qazaq Oil Trading» |
Х |
Х |
Х |
10 |
ТОО «QazBitum» |
Х |
Х |
Х |
11 |
ТОО «Samruk Energy Group» |
Х |
Х |
Х |
12 |
ТОО «Батыс Строй Плюс» |
Х |
Х |
Х |
13 |
ТОО «КазЖол-ПВ» |
Х |
Х |
Х |
14 |
ТОО «ЛИМБ 2» |
Х |
Х |
Х |
15 |
ТОО «ЛиМиТ oil» |
Х |
Х |
Х |
16 |
ТОО «Новая АЗС» |
Х |
Х |
Х |
17 |
ТОО «СК ПЕТРОЛЕУМ КОМПАНИ» |
Х |
Х |
Х |
18 |
ТОО «Торгово-промышленная компания Энерго-Плюс БМ» |
Х |
Х |
Х |
19 |
ТОО «ТрансГрузБитум» |
Х |
Х |
Х |
20 |
Всего |
938 406,7 |
100% |
2778,69 |
|
Марка битума: БНД-100/130 |
|
||
1 |
АО «Каражанбасмунай» |
Х |
Х |
Х |
2 |
АО «Нефтяная Компания «КОР» |
Х |
Х |
Х |
3 |
ТОО «KazTradeNeft» |
Х |
Х |
Х |
4 |
ТОО «Oil Trade-PV» |
Х |
Х |
Х |
5 |
ТОО «Qazaq Oil Trading» |
Х |
Х |
Х |
6 |
ТОО «Samruk Energy Group» |
Х |
Х |
Х |
7 |
ТОО «КазЖол-ПВ» |
Х |
Х |
Х |
8 |
ТОО «ЛИМБ 2» |
Х |
Х |
Х |
9 |
ТОО «СК ПЕТРОЛЕУМ КОМПАНИ» |
Х |
Х |
Х |
|
Всего |
63 093,63 |
100% |
3182,46 |
Таблица 2
|
Доли рынка 2023 г. |
||||
|
Марка битума: БНД-60/90 |
||||
№ п.п |
Наименование субъекта рынка |
Объем реализации, тн |
Доля, % |
Квадрат долей |
|
1 |
АО «КоЖаН» |
Х |
Х |
Х |
|
2 |
АО «НК «КазМунайГаз» |
Х |
Х |
Х |
|
3 |
АО «Нефтяная Компания «КОР» |
Х |
Х |
Х |
|
4 |
Группа лиц ТОО «5A OIL (5А ОИЛ)» и ТОО «Subsoil Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
5 |
ТОО «Ada Oil Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
6 |
ТОО «AV-Транзит» |
Х |
Х |
Х |
|
7 |
ТОО «Oil Trade-PV» |
Х |
Х |
Х |
|
8 |
ТОО «PETROSUN» |
Х |
Х |
Х |
|
9 |
ТОО «RV-Oil&Gas» |
Х |
Х |
Х |
|
10 |
ТОО «Sage Oil Company» |
Х |
Х |
Х |
|
11 |
ТОО «Sazan Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
12 |
ТОО «Асфальтобетон 1» |
Х |
Х |
Х |
|
13 |
ТОО «QazaqBitum» |
Х |
Х |
Х |
|
14 |
ТОО «КазЖол-ПВ» |
Х |
Х |
Х |
|
15 |
ТОО «Кожан Трейдинг» |
Х |
Х |
Х |
|
16 |
ТОО «ЛИМБ 2» |
Х |
Х |
Х |
|
17 |
ТОО «ЛиМиТ oil» |
Х |
Х |
Х |
|
18 |
ТОО «Новая АЗС» |
Х |
Х |
Х |
|
19 |
ТОО «Сагиз Петролеум Компани» |
Х |
Х |
Х |
|
20 |
ТОО «Торговый Дом Ушкую» |
Х |
Х |
Х |
|
|
Всего |
70 192,2 |
100% |
2917,75 |
|
|
Марка битума: БНД-70/100 |
Х |
|||
1 |
АО «Каражанбасмунай» |
Х |
Х |
Х |
|
2 |
АО «КоЖаН» |
Х |
Х |
Х |
|
3 |
АО «НК «КазМунайГаз» |
Х |
Х |
Х |
|
4 |
АО «Нефтяная Компания «КОР» |
Х |
Х |
Х |
|
5 |
Группа лиц ТОО «5A OIL (5А ОИЛ)» и ТОО «Subsoil Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
6 |
ТОО «Ada Oil Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
7 |
ТОО «AKSU BITUM TERMINAL» |
Х |
Х |
Х |
|
8 |
ТОО «AV-Транзит» |
Х |
Х |
Х |
|
9 |
ТОО «CPT-GROUP» |
Х |
Х |
Х |
|
10 |
ТОО «KazTradeNeft» |
Х |
Х |
Х |
|
11 |
ТОО «Oil Products Trading Company (Ойл Продактс Трэйдинг Компани» |
Х |
Х |
Х |
|
12 |
ТОО «Oil Trade-PV» |
Х |
Х |
Х |
|
13 |
Группа лиц ТОО «Ontustik-Битум» и ТОО «QazaqBitum» |
Х |
Х |
Х |
|
14 |
ТОО «PETROSUN» |
Х |
Х |
Х |
|
15 |
Группа лиц ТОО «QAZAQ BITUM Processing» и ТОО «Arma Bitum» |
Х |
Х |
Х |
|
16 |
ТОО «QazBitum» |
Х |
Х |
Х |
|
17 |
ТОО «RV-Oil&Gas» |
Х |
Х |
Х |
|
18 |
ТОО «Sage Oil Company» |
Х |
Х |
Х |
|
19 |
ТОО «Sazan Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
20 |
ТОО «Асфальтобетон 1» |
Х |
Х |
Х |
|
21 |
ТОО «Батыс Строй Плюс» |
Х |
Х |
Х |
|
22 |
ТОО «КазЖол-ПВ» |
Х |
Х |
Х |
|
23 |
ТОО «Казнефтепродукт» |
Х |
Х |
Х |
|
24 |
ТОО «Кожан Трейдинг» |
Х |
Х |
Х |
|
25 |
ТОО «ЛИМБ 2» |
Х |
Х |
Х |
|
26 |
ТОО «ЛиМиТ oil» |
Х |
Х |
Х |
|
27 |
ТОО «Новая АЗС» |
Х |
Х |
Х |
|
28 |
ТОО «Сагиз Петролеум Компани» |
Х |
Х |
Х |
|
29 |
ТОО «Торгово-промышленная компания Энерго-Плюс БМ» |
Х |
Х |
Х |
|
30 |
ТОО «Торговый Дом Ушкую» |
Х |
Х |
Х |
|
31 |
ТОО «ТрансГрузБитум» |
Х |
Х |
Х |
|
|
Всего |
746 990 |
100% |
2537,63 |
|
|
Марка битума: БНД-100/130 |
|
|||
1 |
АО «КоЖаН» |
Х |
Х |
Х |
|
2 |
АО «Матен Петролеум» |
Х |
Х |
Х |
|
3 |
АО «НК «КазМунайГаз» |
Х |
Х |
Х |
|
4 |
АО «Нефтяная Компания «КОР» |
Х |
Х |
Х |
|
5 |
Группа лиц ТОО «5A OIL (5А ОИЛ)» и ТОО «Subsoil Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
6 |
ТОО «Ada Oil Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
7 |
ТОО «Arma Bitum» |
Х |
Х |
Х |
|
8 |
ТОО «CPT-GROUP» |
Х |
Х |
Х |
|
9 |
ТОО «KazTradeNeft» |
Х |
Х |
Х |
|
10 |
ТОО «Oil Trade-PV» |
Х |
Х |
Х |
|
11 |
ТОО «PETROSUN» |
Х |
Х |
Х |
|
12 |
ТОО «Precaspian Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
13 |
ТОО «Qazaq Oil Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
14 |
ТОО «QIT NK Trade» |
Х |
Х |
Х |
|
15 |
ТОО «Roxi Petroleum Kazakhstan» (Рокси Петролеум Казахстан) |
Х |
Х |
Х |
|
16 |
ТОО «Sage Oil Company» |
Х |
Х |
Х |
|
17 |
ТОО «Sazan Trading» |
Х |
Х |
Х |
|
18 |
ТОО «TULPAR Corp» |
Х |
Х |
Х |
|
19 |
ТОО «ЖТМ Переработка» |
Х |
Х |
Х |
|
20 |
ТОО «QazaqBitum» |
Х |
Х |
Х |
|
21 |
ТОО «КазЖол-ПВ» |
Х |
Х |
Х |
|
22 |
ТОО «Каракудукмунай» |
Х |
Х |
Х |
|
23 |
ТОО «Кожан Трейдинг» |
Х |
Х |
Х |
|
24 |
ТОО «КОМ-МУНАЙ» |
Х |
Х |
Х |
|
25 |
ТОО «ЛИМБ 2» |
Х |
Х |
Х |
|
26 |
ТОО «ЛиМиТ oil» |
Х |
Х |
Х |
|
27 |
ТОО «Новая АЗС» |
Х |
Х |
Х |
|
28 |
ТОО «Сагиз Петролеум Компани» |
Х |
Х |
Х |
|
29 |
ТОО «Совместное предприятие «Арман» |
Х |
Х |
Х |
|
30 |
ТОО «Торгово-промышленная компания Энерго-Плюс БМ» |
Х |
Х |
Х |
|
31 |
ТОО «Торговый Дом Ушкую» |
Х |
Х |
Х |
|
|
Всего |
227 209 |
100% |
2261,23 |
|
Для оценки состояния конкурентной среды были использованы коэффициент рыночной концентрации (далее – Коэффициент) и индекс рыночной концентрации (далее – Индекс) Герфиндаля-Гиршмана (HH).
В соответствии со значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля – Гиршмана выделены следующие показатели по степени концентрации:
За 2022 год по маркам битума:
БНД-60/90:
70% < CR-3 (98%) < 100%; 2 000 < 6375,48 < 10 000, рынок относится к высококонцентрированному;
БНД-70/100:
70% < CR-3 (74,85%) < 100%; 2 000 < 2778 < 10 000, рынок относится к высококонцентрированному;
БНД-100/130:
70% < CR-3 (79,71%) < 100%; 2 000 < 3 182 < 10 000, рынок относится к высококонцентрированному.
За 2023 год по маркам битума:
БНД-60/90:
70% < CR-3 (77,44%) < 100%; 2 000 < 2 917 < 10 000, рынок относится к высококонцентрированному;
БНД-70/100:
70% < CR-3 (73%) < 100%; 2 000 < 2 537 < 10 000, рынок относится к высококонцентрированному;
БНД-100/130:
При уровне концентрации одного субъекта рынка (CR-3):
70% < CR-3 (74,26%) < 100%; 2 000 < 2 261 < 10 000, рынок относится к высококонцентрированному;
В 2021 году нефтяной битум внесен в Перечень биржевых товаров с минимальной долей товара, подлежащей обязательной реализации через товарные биржи и категории субъектов, на которых распространяется указанная обязанность в размере 10% от общего годового объема битума, планируемого к поставке на внутренний рынок на текущий производственный год.
Обязанность распространяется на производителей битума, собственников битума, произведенного из принадлежащего ему на праве собственности углеводородного сырья. Приобрести битум на бирже могут только подрядные организации, осуществляющие строительные работы.
Перечень покупателей дорожного битума размещается на официальном интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего руководство в сфере строительства и ремонта автомобильных дорог.
Инструмент биржевой торговли введен в целях обеспечения возможности приобретения подрядными организациями битума напрямую у производителей битума и определения рыночной цены, сложившейся на торгах.
Вместе с тем, что биржевые торги были приостановлены в 2022 году и возобновлены с марта 2023 года.
Реализацию битума через товарные биржи осуществляют с ПНХЗ и CaspiBitum, производители битума QazaqBitum и Асфальтобетон 1 торги не осуществляли.
С 2022 года действует механизм ежемесячной разнарядки по битуму на автодорогах республиканской и местной сети, внедренный министерствами энергетики, транспорта и АО «КазАвтоЖол» (КАЖ).
Порядок взаимодействия при формировании потребности битума предусматривает, что:
- МЭ направляет в Комитет автомобильных дорог (КАД) и КАЖ план поставок дорожного битума к 25 числу предшествующего месяца;
- КАЖ формирует потребность дорожного битума по дорогам республиканской и местной сети, утверждает окончательную разнарядку и направляет утвержденную разнарядку в МЭ;
- МЭ сформированную потребность направляет заводам и ресурсодержателям;
- ресурсодержатели заключают прямые договора с подрядными организациями.
Вместе с тем, в рамках изучения материалов установлено, что данный механизм не обеспечивает равный доступ к битуму и противоречит действующему законодательству по следующим основаниям:
Согласно Закону «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», МЭ ежемесячно не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому, утверждает план поставок нефтепродуктов на предстоящий календарный месяц и публикует его на своем интернет-ресурсе.
В плане поставок нефтепродуктов указывается перечень производителей нефтепродуктов, объемы, которые производители обязаны поставить на внутренний рынок в рамках прямых поставок и через товарные биржи, а также объемы, которые каждый производитель нефтепродуктов, вправе реализовать по своему усмотрению на территории Республики Казахстан либо за ее пределы.
КАЖ формирует потребность исходя из норматива расхода битума, предусмотренного в ПСД, распределяет битум в соответствии с объемами ресурсосодержателей и направляет в МЭ.
При этом, порядок определения подрядных организаций отсутствует.
Согласно Протоколу рабочего совещания по вопросам обеспечения битумом от 7 августа 2023 года было рекомендовано нефтедобывающим организациям:
1) заключить договора поставки битума напрямую с дорожно-строительными компаниями по списку от АО «НК «КазАвтоЖол»;
2) установить цену на битум на уровне крупных ресурсосодержателей (АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Petrosun) – 115 тыс. тенге за тонну.
В связи с чем, применяемый механизм в настоящее время законодательно не закреплен и данные действия уполномоченных органов и КАЖ противоречат нормам антимонопольного законодательства.
МЭ направляет в КАЖ план поставок дорожного битума с 2 заводов, которые производят битум из нефти (ПНХЗ и CaspiBitum). КАЖ формирует разнарядку только по ресурсосодержателям с этих заводов.
При этом, объемы битума, производимого остальными 2 заводами QazaqBitum и Асфальтобетон 1, не учтены в разнарядке.
Кроме того, по данным Министерства транспорта потребность в битуме по ПСД на 2023год составляет 1 100 тыс. тонн., а общий объем производства битума ПНХЗ и CaspiBitum составляет 648 тыс. тонн.
Таким образом, действующий механизм покрывает только 60% от всей потребности битума.
При данных обстоятельствах, самостоятельное распределение КАЖ объемов битума создает неравные условия для ресурсосодержателей и подрядных организаций.
В рамках анализа установлено, что в 2023 году, согласно разнарядке 616 тыс. тонн битума распределено КАЖ от ресурсосодержателей подрядным организациям.
Вместе с тем, по данным КГД, фактически ресурсосодержателями реализовано в рамках разнарядки 587 тыс. тонн, из них 156 тыс.тонн или 26 % перепродано другим участникам.
Таким образом, применяемый механизм распределения битума не исключает спекуляцию и перепродажу битума.
Еще одним важным вопросом на рынке битума является дефицит резервуаров хранения битума.
Битум требует особых условий хранения (поддержание одной температуры), в связи с чем большую роль играет наличие инфраструктуры - специальных хранилищ (битумные ямы).
Цена на битум с заводов в зимний период может спускаться до 100 тыс. тенге, в строительный сезон может достигать 200 тыс. тенге за тонну.
Приобретение в зимний период и хранение до востребованности в летний период является мало возможным.
Конкурсные процедуры проходят в феврале-марте после поступления бюджета администраторам закупок, победитель определяется в апреле-мае и после поступления аванса, образуется большой спрос на битум.
Подрядные организации при осуществлении строительных работ выкапывают рядом битумные ямы.
В связи с чем, постоянные хранилища имеются при заводах, у крупных ресурсосодержателей и трейдеров.
Постоянная организация хранения битума по регионам может способствовать сдерживанию цен в строительный сезон.
2023 год
Область |
Объем битума заложенный в ПСД, тонна |
Использованный объем, тонна |
Объем битумной ямы (бочки), тонна |
Заполненность ямы, тонна |
Акмолинская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Актюбинская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Атырауская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Жамбылская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Костанай |
Х |
Х |
Х |
Х |
Карагандинская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Туркестанская |
Х |
Х |
Х |
Х |
ВКО |
Х |
Х |
Х |
Х |
Западно-Казахстанская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Мангистауская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Абай |
Х |
Х |
Х |
Х |
Кызылорда |
Х |
Х |
Х |
Х |
Павлодарская |
Х |
Х |
Х |
Х |
Жетісу |
Х |
Х |
Х |
Х |
Всего |
Х |
Х |
Х |
Х |
*Данные Министерства транспорта
Рекомендации по развитию конкуренции
КАЖ известен необходимый объем битума и подрядные организации по участкам дорог. С учетом того, что конечным заказчиком дорожных строительных работ является государство и спекулятивные действия по цене на битум напрямую влияют на качество дорог, необходимо рассмотреть вопрос приобретения КАЖ дорожного битума путем заключения форвардных договров с последующим предоставлением его подрядным организациям.
Преимуществом данной модели является оптимизация расходов в течении всего года, т.е. исключение влияния сезонного характера и отсутствие спекуляции ценами.
По итогу анализа установлено, что субъектом рынка с долей участия государства является АО «Национальная компания «КазМунайГаз».
В 2022 году доля АО «Национальная компания «КазМунайГаз» на рынке реализации нефтяного дорожного битума составляет Х%, в 2023 году - Х%.
Вместе тем, доля составляет около 10%, что в соответствии с Кодексом не может быть признано влияющим на рынок.
Также, установлено косвенное участие государства у АО ТОО «СП «CaspiBitum» и АО «Каражанбасмунай».
Настоящий анализ проведен в целях определения состояния конкуренции на рынке реализации нефтяного дорожного битума, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Анализируемым периодом определен 2022 и 2023 года.
Границей товарного рынка определена территория Республики Казахстан.
По данным КГД на сегодняшний день на рынке более 35 компании, в том числе 4 производителей.
Общий объем рынка в 2022 году составил – 1035,4 тыс. тонн, в 2023 году – 1044,4 тыс. тонн.
В 2023 году по каждой марке битума уровень концентрации рынка характеризуются как высококонцентрированные.
7) Барьеры входа на рынок
- косвенное государственное регулирование рынка отдельные компаний;
- дефицит необходимых резервуаров и ям для хранения битума.
Рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом рынке:
Уполномоченным органам принять меры, направленные на законодательное урегулирование механизма своевременного обеспечения битумом подрядных организаций, в том числе по обеспечению контроля за реализацией 10% объема всеми производителями.