ЗАКЛЮЧЕНИЕ Департамента транспорта и связи по анализу состояния конкуренции на рынке услуг сотовой связи за период 2021-2022 годы, 1 квартал 2023 года в границах Республики Казахстан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Департамента транспорта и связи

по анализу состояния конкуренции на рынке услуг сотовой связи за период 2021-2022 годы, 1 квартал 2023 года

в границах Республики Казахстан

 

«       » декабря 2023 года                                                                        г. Астана

 

 

I.   Общие положения

 

Департаментом транспорта и связи Агентства по защите и развитию конкуренции РК (далее – Департамент), в соответствии с Планом работы Агентства на 2023 год, утвержденным приказом Председателя Агентства от 30 декабря 2022 года № 331/НҚ, проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг сотовой связи за период 2021-2022 гг. и 1 квартал 2023 года.

Анализ проведен в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и Методикой по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках, утвержденной приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 3 мая 2022 года № 13 (далее – Методика).

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статья 196 Кодекса, анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится с целью определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, в том числе в случаях определения доли доминирования субъекта рынка при рассмотрении признаков антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением.

Для проведения анализа в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее – Министерство), в том числе от субъектов рынка, непосредственно осуществляющих деятельность на анализируемом товарном рынке.

Кроме того, в рамках проведения анализа использовались данные интернет- ресурсов и собственные исследования антимонопольного органа.

 

II.                                                                     Определение критериев взаимозаменяемости товаров

 

Определение границ товарного рынка представляет собой процедуру определения товара и его потребительских свойств, взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы.

 

Согласно пункту 7 Методики процедура определения критериев взаимозаменяемости товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает определение наименования товара, его свойств, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 196 Кодекса под товаром понимаются товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота.

Исходя из определений, приведенных в действующем законодательстве и наименованием услуг, вносимых в лицензии, товаром на рассматриваемом рынке определена услуги сотовой связи.

Законом РК «О связи» предусмотрено, что сотовая связь — это вид электрической связи, использующей деление обслуживаемой территории на ряд ячеек, обеспечивающей возможность непрерывности связи при перемещении абонента из ячейки в ячейку и предназначенной для двустороннего (многостороннего) обмена информацией, передаваемой посредством радиоволн.

Согласно пункту 9 Методики, при определении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются функциональное назначение и применение товара, качественные и технические характеристики, цена и др.

Сотовая связь функционирует за счет обмена информацией в радиодиапазоне между мобильным устройством и базовыми станциями. При этом, абонентское устройство должно быть оснащено радио приёмо- передающими компонентами, а также иметь sim-карту.

Совокупность базовых станций формируют зону покрытия, которая зависит от технологии радиодоступа, высоты размещения приёмо-передающего оборудования базовой станции, рельефа местности, частотного диапазона, поглощающих радиосигнал преград и количества абонентов.

Для обеспечения мобильности абонентов зоны покрытия базовых станций имеют частичное перекрытие зон покрытия между соседними станциями. Сотовые сети разных операторов соединены друг с другом, а также со стационарной телефонной сетью. Услугами в сети сотовой связи являются: голосовой вызов, передача данных через сеть Интернет, приём и передача коротких текстовых сообщений.

В настоящее время для предоставления услуг сотовой связи операторы используют технологии 2G, 3G, 4G, 5G. Во всех этих технологиях можно предоставлять услуги голосовой связи и услуги передачи данных. Отличаются они скоростями: в 2G это единицы килобит в секунду, в 3G скорости могут составлять 1-10 мбит/сек, в 4G скорости могут достигать десятков мегабит в секунду, в 5G до 1Гбит в секунду.

Согласно информации Министерства, сотовая связь в стандартах 3G, 4G и 5G имеет следующие особенности и различие.

В соответствии с отчетом Регионального содружества в области связи (далее – РСС) 3/21 «О внедрении систем 5G в странах участников РСС»:

 

  • 3G – услуги высокоскоростной пакетной передачи данных (HSPA), с возможностью передачи голоса по сети IP, подвижный широкополосный доступ к сети Интернет через мобильные устройства (UMTS);
  • 4G – подвижная широкополосная связь на базе LTE (долгосрочное развитие – стандарт сотовой подвижной связи 4-го поколения), LTE-Advanced (перспективное долгосрочное развитие – стандарт сотовой подвижной связи 4-го поколения), VoLTE (технология передачи голоса по сети LTE);
  • 5G/IMT-2020 – это стандарты подвижной связи последующего поколения, определяемые Международным союзом электросвязи. Технология 5G будет использовать достижения предыдущих поколений для создания платформы, которая позволит не только улучшить существующие услуги, но также создать новые бизнес-модели и разработать новые сценарии использования.

При этом, показатели качества услуг связи утверждены Приказом министра информации и коммуникаций РК от 22 ноября 2017 года № 410, где определены минимальные требования к технологиям оказания услуг связи.

Мировой тренд в сфере телекоммуникаций сегодня движется в сторону развития беспроводных мобильных сетей, что подтверждается и ростом количества абонентов сотовой связи. В Казахстане на конец 2022 года было зарегистрировано 25,1 млн абонентов — на 3,3% больше, чем в предыдущем году.

Мобильный интернет в РК является основным источником доступа к сети интернет. Так, если к концу 2022 года в стране насчитывалось 2,9 млн абонентов фиксированного интернета, то количество абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, выросло за год на 3,1%, до 17,4 млн.

Доля абонентов в январе-мае 2023 года среди видов услуг связи приведена в диаграмме №1

Диаграмма №1

 

Так, количество абонентов сотовой связи составило – 24,5 млн единиц; сотовой связи, имеющих доступ к интернету – 17,5 млн единиц; фиксированных телефонных линий – 2,7 млн единиц; фиксированного интернета – 2,9 млн единиц. По данным Бюро национальной статистики РК за 12 месяцев 2022 года объем рынка телекоммуникаций Казахстана составил 1,106 трлн тенге, что на 8% больше объема  услуг связи за январь–декабрь 2021 года (по состоянию

на январь–декабрь 2021-го рост составлял 14,4%).

 

Объем услуг местной телефонной связи в январе–декабре 2022 года, по данным Бюро, составил 29,1 млрд тенге, что на 16,6% меньше объема 2021 года; услуг сети интернет — 474,1 млрд тенге (на 15,4% больше) и услуг сотовой связи — 250,6 млрд тенге (на 2,2% меньше).

Объем услуг связи за январь-май 2023 года составил более 485,3 млрд тенге, что на 9,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Бюро национальной статистики РК.

Наибольшая доля в общем объеме услуг связи приходится на услуги сети интернет - 221,3 млрд тенге. Данный показатель больше на 19,3% чем за аналогичный период 2022 года. Далее следует услуга сотовой связи – 101,5 млрд тенге.

Вместе с тем, услуги сотовой связи оказываются согласно подключенному абонентом тарифному плану. Согласно Правилам оказания услуг связи, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 24.02.2015 года № 171 (далее – Правила), тарифным планом является система тарифных предложений, определяющих перечень и стоимость услуг связи, особенности их предоставления и тарификации, устанавливаемый оператором связи абонентам, или определенной группе абонентов, или на определенной ограниченной территории.

Под тарифом понимается денежное выражение стоимости размера единицы тарификации услуг связи, установленная оператором связи плата, за оказание услуг связи.

В соответствии со статьей 20 Закона РК «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи самостоятельно на основе обоснованных затрат, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

В этой связи, ценообразование на услуги сотовой связи не регулируется государством.

Ценообразование

По вопросу ценообразования на сотовую связь ТОО «КаР-Тел» сообщается, что это комплексный процесс, на который влияет множество объективных факторов. В мировой практике не существует универсальной методологии, которая подходила бы всем услугам или компаниям. Поэтому подход может существенно отличаться от услуги к услуге ввиду объективных причин. Оператор выделяет следующие факторы, влияющие на ценообразование:

  • Прямые расходы на оказание услуг. Например, расходы на интерконнект, контент, закуп тех. решений и т.д.
  • Общие расходы компании. Это прочие расходы, без которых невозможно обеспечить предоставление услуг. Например, коммерческие (закуп инвентаря, маркетинг, продвижение и т.д.), технические (обслуживание сети, закуп/поддержка ПО и т.д.), затраты на персонал, административные расходы (консалтинг, обязательные платежи в бюджет и т.д.).
  • Инфляция и увеличение расходов компании. Рост инфляции и цен на казахстанском и глобальном рынке, приводит к росту общих затрат Компании, необходимых для производства и реализации услуг связи.

 

  • Инвестиции в инфраструктуру сети. Компания ежегодно вкладывает ресурсы для улучшения качества оказываемых услуг.
  • Рост интернет-трафика и нагрузка на сеть. Потребление интернет- трафика ежегодно растёт, что создает необходимость существенного инвестирования в сеть для обеспечения услуг надлежащего качества, и др.

АО «Кселл» сообщается, что на формирование цены влияют рыночные факторы и тенденции, расходы компании на оказание услуг связи, поддержание и развитие сети, в т.ч. следующие обоснования:

  • Инвестиции на поддержание и развитие сети. Ежегодно требуются увеличение емкостей в покрытых локациях и обеспечение нового покрытия. Закуп необходимого оборудования осуществляется по курсу в иностранной валюте.
  • Операционные расходы. Помимо капитальных затрат, АО «Кселл» сообщается, что компания несет затраты, которые необходимы для предоставления услуг связи.

Оператор обращает внимание на то, что компания находилась под действием трехлетнего моратория - запрета на изменения тарифных планов, установленного Приказом КРЕМЗКиПП МНЭ РК № 170-ОД от 10.07.2018 г. «О предоставлении согласия на экономическую концентрацию по ходатайству акционерного общества «Казахтелеком»» (далее – Мораторий). Тарифные планы не изменялись на протяжении всего периода Моратория.

ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» представлена информация, что на ценообразование в услугах сотовой связи влияют рыночные условия. Кроме того, рост расходов, обусловленный необходимостью приобретения, интеграции и эксплуатации различного вида оборудования и программного обеспечения, ростом инфляции, коммерческих и технических расходов, заработных плат и прочих расходов для обеспечения качества услуг также влияют на ценообразование.

Данным оператором связи также отмечены следующие факторы, влияющие на ценообразование:

  • стоимость прав пользования частотами.
  • затраты на строительство сети в сельских населённых пунктах, которые не окупаются рыночными способами;
  • затраты оператора, связанные с приобретением телекоммуникационного оборудования, услуг и программного обеспечения, необходимые для оказания услуг связи;
  • условия взаиморасчётов с другими операторами и контрагентами по договорам пропуска трафика, и др.

По информации ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», компания также находилась под действием трехлетнего моратория - запрета на изменения тарифных планов, установленного Приказом КРЕМЗКиПП МНЭ РК №286-ОД от 11.12.2018г. «О предоставлении согласия на экономическую концентрацию по ходатайству акционерного общества «Казахтелеком»».

Вместе с тем, в ходе проведения анализа для ознакомления субъектами рынка представлен подробный перечень тарифных планов с указанием условий, характеристик и динамики цен (согласно Таблице 1 в приложении).

 

ТОО «КаР-Тел» за анализируемый период в более 70 тарифных планов были внесены изменения в части изменения стоимости и их условий. Динамика цен в 2021 г. составила от 100 до 800 тенге (от 18,6% до 31,7%), в 2022 г. динамика цен

составила от 100 до 810 тенге (от 12,5% до 33,8%), в 1 кв. 2023 г. – от 300 до 1300

тенге (от 13,6% до 59,3%).

АО «Кселл» в период с 2021 по 2022 гг. в более 50 тарифных планов были внесены изменения в части изменения стоимости и их условий. Динамика цен в 2021 г. составила от 300 до 600 тенге (от 13,3% до 50,5%), в 2022 г. – от 400 до 900

тенге (от 12,5% до 33,8%).

ТОО «МТ-С» в порядка 50 тарифных планов были внесены изменения в части изменения стоимости и их условий. Динамика роста цен в 2022 году составила от 600 до 700 тенге (от 20% до 87,5%).

Диаграмма №2

 

Между тем, Министерство в своей информации по вопросу роста тарифов на сотовую связь приводит данные европейской исследовательской компании Cable, где в 2022 году Казахстан вошел в число стран с самым дешевым мобильным интернетом, заняв 11 место в рейтинге 233 стран. При этом, средняя стоимость 1 Гб мобильного интернета в РК составила 0,37 USD (165 тенге).

Справочно: стоимость 1 Гб мобильных данных:

  1. Израиль – 0,04 USD (17,84 тенге);
  2. Италия – 0,12 USD (53,52 тенге)
  3. Сан-Марино – 0,14 USD (62,44 тенге)
  4. Фиджи – 0,15 USD (66,9 тенге)
  5. Казахстан, Гаити, Узбекистан – 0,37 USD (165 тенге)
  6. Россия, Алжир – 0,48 USD (214 тенге)
  7. США 5,62 USD (2 506 тенге).

В то же время, данный рейтинг не учитывает размер среднего ежемесячного дохода населения или уровень заработных плат. К примеру, в США средний ежемесячный доход за 2022 составил порядка – 4300 USD (2 млн. тг), в Израиле – 3300 USD (1,5 млн. тг), в Италии – 2800 USD (1,3 млн. тг), в РФ - 680 USD (312,8

тыс. тг), в РК – 634 USD (291,6 тыс. тг).

В этой связи, полагаем, что без учета статистики по уровню доходов граждан некорректно приводить примеры различных международных рейтингов по стоимости мобильного интернета в странах.

Касательно взаимозаменяемости

 

В соответствии с пунктом 47 Правил, абонент для пользования услугами сотовой связи и (или) услугами, технологически связанными с ними, использует абонентские устройства, отвечающие требованиям технической совместимости с оборудованием абонентского доступа оператора сотовой связи.

В пункте 68 Правил предусмотрено, что оператор указывает в тарифных планах: 1) перечень оказываемых услуг сотовой связи и их стоимость; 2) порядок списания с лицевого счета денег по данному тарифному плану; 3) иные условия предоставления услуг сотовой связи по соответствующему тарифному плану.

Пунктом 48 Правил предусмотрено, что услуги сотовой связи делятся на:

  • основные услуги сотовой связи, которые оказываются всем абонентам;
  • дополнительные услуги сотовой связи, которые предоставляются по заявлению абонента.

К основным услугам сотовой связи относятся:

  • услуги голосовой связи, включая экстренные вызовы;
  • передачи коротких текстовых сообщений.

Перечень дополнительных услуг определяется оператором сотовой связи, в зависимости от технической возможности сети сотовой связи.

В соответствии с пунктом 11 Методики, определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и параметры.

Согласно пункту 12 Методики при определении взаимозаменяемых товаров антимонопольным органом используется информация по итогам опроса потребителей.

Агентством 16 июня т.г. был проведен опрос потребителей («тест гипотетического монополиста») посредством официального аккаунта в приложении Telegram.

По результатам опроса, из 115 опрошенных респондентов 75% ответили, что они будут продолжать пользоваться услугами сотовой связи в случае повышения тарифа на 5-10%, остальные 25% ответили, что готовы заменить на другой товар (проводная связь) (Рис 1).

Кроме того, на вопрос о взаимозаменяемости услуг сотовой связи и проводной связи из 123 опрошенных респондентов 73% ответили, что данные услуги не взаимозаменяемые, остальные 27% ответили, что они взаимозаменяемые.

Диаграмма №3 – результаты опроса

              

 

При определении товарных границ рынка также была установлена принадлежность его к классификационной группе.

Согласно статистическому классификатору услуг Республики Казахстан, определен код товара - 61.20 «Беспроводная телекоммуникационная связь», класс услуг – 61 «Связь».

Основным отличительным свойством услуг сотовой связи является мобильность, предоставляющая абоненту возможность пользования данной услугой, вне зависимости от территории нахождения абонента (в пределах зоны покрытия), без привязки к определенной точке доступа, в то время как традиционная проводная связь имеет конкретную привязку к конкретной точке доступа.

Таким образом, абонент сотовой связи имеет возможность непрерывной связи при свободном перемещении, в отличие от местной связи, функционирующей на территории определенного здания (сооружения), жилого дома, и др. объекта, когда абонент фиксированной связи может пользоваться связью только в пределах телефонизированного помещения.

Исходя из этого, потребительские свойства и технические характеристики услуг сотовой связи существенно отличаются от потребительских свойств и характеристик услуг фиксированной связи.

На   основании   изложенного,   услуги   сотовой   связи   не   могут                 быть взаимозаменяемы с проводной связью и принадлежат к разным товарным рынкам.

На основании изложенного, товарными границами анализируемого рынка определены услуги сотовой связи.

 

III.   Определение границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 17 Методики границы товарного рынка определяют территорию, на которой потребители приобретают товар, если его приобретение нецелесообразно за пределами данной территории по экономическим, технологическим и другим причинам.

Согласно пункту 67 Правил тарифы на услуги, оказываемые по определенному тарифному плану, применяются одинаково для всех абонентов, обслуживающихся по данному тарифному плану, и устанавливаются в национальной валюте Республики Казахстан.

Географические границы анализируемого рынка услуг мобильной связи ограничены зоной действия оператора связи – территорией, на которой каждый конкретный оператор связи уполномочен оказывать услуги связи в соответствии с лицензией; месторасположением его базовых станций; техническими возможностями и количеством базовых станций, расположенных на территории Республики Казахстан.

В целом, субъекты рынка осуществляют свою деятельность на всей территории Республики Казахстан. Приобретение того или иного действующего тарифного плана, из представленных оператором связи, доступно для широкого круга потребителей в населенных пунктах, где имеется соответствующая техническая возможность в оказании услуг связи.

 

Вопрос ценообразования, как операторами сотовой связи было выше отмечено, зависит от многих рыночных факторов, затрат и инвестиции в сферу.

С учетом зон покрытия (географических границ фактического предоставления услуг), состава покупателей, товарный рынок услуг сотовой связи рассмотрен в географических границах Республики Казахстан.

 

IV.   Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно пункту 25 Методики анализируемый период товарного рынка определяется курирующим заместителем руководителя антимонопольного органа и (или) руководителем территориального подразделения антимонопольного органа.

В связи с чем, период проведения анализа товарного рынка услуг сотовой связи определен курирующим Заместителем Председателя Агентства.

Пункт 27 Методики при проведении анализа не учитывался, поскольку выбор временного интервала анализируемого рынка не зависит от факторов сезонности, периодов спроса и др. критериев.

Принимая во внимание цель исследования, особенности товарного рынка и доступность информации, временной интервал анализа рынка услуг сотовой связи определен за период 2021-2022 гг., 1 квартал 2023 г.

 

V.   Определение состава субъектов рынка, действующих на товарном рынке

 

Согласно пункту 29 Методики в состав субъектов рынка, действующих на товарном рынке, включаются все субъекты рынка, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Для входа на анализируемый товарный рынок новых субъектов рынка необходимо получение разрешения (лицензии) согласно Закону РК «О разрешениях». В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 28 указанного Закона, деятельность в сфере информатизации и связи, в частности предоставление услуг сотовой связи подлежит лицензированию (Приложение 1 к Закону о разрешениях).

За анализируемый период на территории Республики  Казахстан услуги сотовой связи оказывают АО «Кселл» с торговыми знаками «Kcell» и «Activ», ТОО «КаР-Тел» - «Beeline» и «IZI», ТОО «Мобайл Телеком Сервис» - «Tele2» и «Алтел», имеющие соответствующие лицензии на оказание услуг сотовой связи. Продавцами на данном рынке определены операторы сотовой связи,

оказывающие услуги на территории Республики Казахстан.

Покупателями изучаемых услуг связи являются пользователи услуг связи

– физические и юридические лица.

Сведения об учредителях:

  • АО «Кселл» (адрес: г. Алматы, ул. Алимжанова, дом 51) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи. По состоянию на 1 октября 2023

 

года АО «Казахтелеком» владеет 51% акций, Есенов Г.Ш. – 14,87%, АО «First Heartland Jusan Bank» – 9,08%, АО «Единый накопительный пенсионный фонд» – 7,06%.

  • ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (г. Алматы, ул. Желтоксан, 115) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи. Единственным участником является АО «Казахтелеком» - 100%.
  • ТОО «КаР-Тел» (г. Астана, ул. Кадыргали Жалайыри, дом 2) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области сотовой связи и передачи данных. Акционером ТОО «КаР-Тел» является VIP Kazakhstan Holding AG.

MVNO операторы

Следует отметить, что на рынке сотовой связи Казахстана также развиваются операторы мобильной виртуальной сети связи (MVNO — mobile virtual network operator), использующие существующую инфраструктуру

другого (базового) оператора, но продающие услуги под собственной маркой.

 

Виртуальный мобильный оператор отличается от базового тем, что не имеет своих собственных радиочастотных ресурсов, а во многих случаях — коммутирующего и радиопередающего оборудования, а также собственного биллинга, арендуя перечисленные ресурсы у базового оператора.

Тем не менее, бренд, рекламные и информационные материалы, sim-карты, тарифные планы, поддержка и, как правило, юридическое лицо виртуального мобильного оператора отличаются от базового. Фактически, конечным поставщиком услуг связи для абонента становится MVNO, а базовый оператор выступает в роли поставщика «трафика» (технических ресурсов, позволяющих проводить звонки, сообщения и доступ в интернет) для виртуального мобильного оператора.

Между тем, виртуальных операторов мобильной связи в стране пока всего четыре, это:

  • цифровой мобильный оператор IZI (принадлежит ТОО «Кар-Тел»);
  • два MVNO в банковском секторе – Jusan Bank с брендом Jusan Mobile, ForteBank с брендом ForteMobile;
  • а также FMobile (на базе инфраструктуры ТОО «Мобайл Телеком- Сервис»), который в 2023 г. стал первым MVNO, работающим исключительно в сети

Данные операторы к настоящему времени каким-либо образом не влияют на сформированный рынок сотовой связи ввиду незначительности абонентской базы и локализации оказания услуг для определенных клиентов, к примеру, в банковском секторе.

 

VI.   Расчет объема товарного рынка и долей субъектов рынка на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 34 Методики объем товарного рынка определяется как сумма реализации субъектами рынка товара или взаимозаменяемых товаров в пределах границ рынка в натуральных показателях или стоимостных показателях с учетом объемов ввоза и вывоза товара или взаимозаменяемых товаров.

Доля субъекта рынка на соответствующем товарном рынке определяется как отношение объема реализации субъектом рынка товара или взаимозаменяемых товаров в пределах географических границ рынка к общему объему соответствующего рынка.

Расчеты долей доминирования анализируемого рынка услуг сотовой связи производились в натуральном выражении. В процессе расчета объема и долей субъектов рынка на рынке услуг сотовой связи основными показателями приняты количество активных абонентов сети сотовой связи (чел.), объемы исходящего голосового трафика (в минутах) и объемы мобильного Интернета (Гб).

В ходе анализа установлена следующая структура долей и объемов.

 

 

Расчет долей субъектов рынка

по количеству активных абонентов в сети

за 2021-2022 гг. и 1 квартал 2023 г.

 

 

 

таблица № 1

 

 

 

№ п/п

 

Наименование оператора сотовой связи

Количество активных абонентов на конец

периода, млн.чел

 

Доля на рынке (%)

Индекс рыночной концентрации (НН)

2021

г.

2022

г.

1 кв.

2023 г.

2021

г.

2022

г.

1 кв.

2023 г.

2021

г.

2022

г.

1 кв.

2023

г.

 

 

 

1

Группа компаний АО

«Казахтелеком»:

х

х

х

х

х

х

х

х

х

АО «Кселл»

х

х

х

х

х

х

х

х

х

ТОО «Мобайл Телеком-Сервис»

х

х

х

х

х

х

2

ТОО «Кар-Тел»

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Итого:

х

х

х

100,00

%

100,00

%

100,00

%

х

х

х

 

 

 

 

 

Расчет долей по объемам голосового трафика

за 2020-2021 гг., 1 кв. 2023 г.

 

 

таблица № 2

 

№ п/п

Наименование

оператора сотовой связи

Объем в натуральном выражении,

тыс. мин.

 

Доля на рынке (%)

Индекс концентрации (НН)

 

 

 

 

2021

г.

2022

г.

1 кв.

2023 г.

2021

г.

 

2022г.

1 кв.

2023

г.

2021

г.

2022

г.

1 кв.

2023

г.

 

 

1.

Группа компаний АО

«Казахтелеком»:

х

х

х

х

х

х

х

х

х

АО «Кселл»

х

х

х

х

х

х

х

х

х

ТОО «Мобайл Телеком-Сервис»

х

х

х

х

х

х

2.

ТОО «Кар-Тел»

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Итого:

х

х

х

100,00

%

100,00

%

100,00

%

х

х

х

 

Расчет долей по объемам мобильного Интернета за 2020-2021 гг. и 1 кв. 2023 г.

таблица № 3

 

 

п/ п

 

Наименование оператора сотовой связи

Объем в натуральном выражении,

тыс. ГБ

 

Доля на рынке (%)

Индекс рыночной концентрации (НН)

 

2021 г.

 

2022 г.

1 кв.

2023

г.

 

2021 г.

 

2022 г.

1 кв.

2023 г.

 

2021 г.

 

2022 г.

1 кв.

2023

г.

 

 

1.

Группа компаний АО

«Казахтелеком»:

х

х

х

х

х

х

 

 

 

АО «Кселл»

х

х

х

х

х

х

х

х

х

ТОО «Мобайл Телеком-Сервис»

х

х

х

х

х

х

2.

ТОО «Кар-Тел»

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Итого:

х

х

х

100,00

%

100,00

%

100,00

%

х

х

х

 

Согласно пункту 4 статьи 172 Кодекса, доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов или совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов, если в отношении такого субъекта рынка установлены в совокупности следующие обстоятельства:

  • в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей субъектов рынка неизменны или подвержены малозначительным изменениям;
  • реализуемый или приобретаемый субъектами рынка товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

 

  • информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

В этой связи проведен анализ на предмет соответствия субъектов рынка обстоятельствам, предусмотренных пунктом 4 статьи 172 Кодекса для признания их положения доминирующим. В результате было установлено следующее:

1)    в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей субъектов рынка неизменны или подвержены малозначительным изменениям:

В анализируемом периоде на рынке услуг сотовой связи относительные размеры долей субъектов, как видно из вышеуказанных таблиц №1-3, неизменны или подвержены малозначительным изменениям;

2)   реализуемый или приобретаемый субъектами рынка товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях):

В ходе анализа установлено, что услуги сотовой связи не являются взаимозаменяемыми с другими видами связи ввиду различия потребительских характеристик;

3)   информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц:

На официальном сайте операторов сотовой связи размещена информация об условиях оказания услуг сотовой связи, информация о цене не является конфиденциальной и доступна неопределенному кругу лиц (на сайте, справочная информация в абонентских отделах операторов сотовой связи, и др.).

Таким образом, по итогам анализа в соответствии с пунктом 4 статьи 172 Кодекса установлено доминирующее положение группы компаний АО

«Казахтелеком» (АО «Кселл», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») и ТОО «КаР-Тел» на рынке оказания услуг сотовой связи за период 2021-2022 гг. и 1 квартал 2023 г., совокупная доля которых составила 100%. При этом, доля каждого сотового оператора превышает 15%.

 

VII Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг сотовой связи

 

Текущая рыночная ситуация сложилась к 2019 г. и остаётся стабильной до сих пор: дуополия АО «Казахтелеком» (АО «Kcell», ТОО «МТ–С») с долей рынка 63% и частным оператором ТОО «Кар-Тел» (Beeline) с долей 37% (Диаграмма №4).

Диаграмма №4 – Доля рынка

 

Для оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке использованы следующие методы: коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI).

Расчетные показатели коэффициента концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана по услуге сотовой связи:

2021 г.: 70%< CR-2 (100%) ≤ 100% и 2000 < HHI (3377) < 10000;

2022 г.: 70%< CR-2 (100%) ≤ 100% и 2000 < HHI (3425) < 10000;

1 кв. 2023 г.: 70%< CR-2 (100%) ≤ 100% и 2000 < HHI (3445) < 10000

Таким образом, расчет индекса рыночной концентрации показал, что рынок услуг сотовой связи в Республике Казахстан по итогам анализируемого периода относится к 1 типу рынка – высококонцентрированному с низким уровнем развития конкуренции.

Пунктом 41 Методики предусмотрено, что для определения разницы между ценой товара и предельными издержками его производства используется коэффициент Лернера.

Согласно доводам субъектов на формирование цены влияют множественные факторы, в т.ч. рыночные тенденции, расходы компании (прямые и непрямые) на оказание услуг связи, поддержание и развитие сети, и др.

В связи с чем, в ходе оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке пункт 41 Методики не применялся ввиду нецелесообразности, поскольку определение разницы между ценой анализируемого товара и предельными издержками его производства на данном рынке не представляется возможным на этапе анализа.

Для определения возможности входа на товарный рынок продавцов из других регионов, применяется коэффициент открытости рынка для межрегиональной и международной торговли.

Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (или из других стран) существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке местными (отечественными) продавцами.

Действующие субъекты рынка осуществляют свою деятельность на всей территории страны, без разделения на регионы. При этом, вход на рынок иностранного продавца (субъекта) анализируемого товара возможно только при регистрации на территории Казахстана и получения соответствующих разрешительных документов, установленных законодательством.

В этой связи, расчет коэффициента открытости рынка не производился.

Следует отметить, что низкий уровень конкуренции на рынке, где преобладает квазигосударственный сектор, привели к снижению состязательности за клиента между операторами связи и к поддержанию цен. В результате можно отметить резкое увеличение жалоб на рост цен, на качество услуг связи и интернета.

Так, в Агентство в период с 2022 года по 2023 год поступило свыше 200

жалоб на рост тарифов и навязывание невостребованных услуг.

Изменения в законодательство в области связи

Департаментом, в рамках изучения обращений граждан ранее было установлено, что операторы связи вносили незначительные изменения в

 

объемы включенных услуг на тарифном плане (увеличение интернет-трафика, минут на различные направления, и т.д.), которые не востребованы абонентами. При этом, одновременно повышалась стоимость тарифного плана.

В этой связи, Департаментом были выработаны соответствующие поправки в Правила в части установления запрета на изменение условий тарифных планов на сотовую связь, изменения тарифов на основе обоснованных затрат, а также введения запрета на повышение тарифов на услугу доступа к сети Интернет в связи с изменением объема включенных в тарифный план услуг без согласия абонента, и ряд других норм, направленных на защиту прав потребителей.

Данные изменения были внесены в Правила приказом Министерства от 31.03.2023 № 123/НҚ. В свою очередь, сотовые операторы совместным иском обжаловали приказ Министерства в суде, где также участвовали представители Департамента.

17 июля текущего года СМЭС г. Астаны вынесено решение об отказе в исковых требованиях об отмене вышеуказанных поправок в Правила. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда г. Астаны от 5.09.2023 г. решение первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения (вступило в законную силу).

Касательно уведомлений

Департаментом по г. Алматы 25.08.2023 г. по результатам рассмотрения жалоб абонентов об изменении стоимости тарифных планов с одновременным изменением объемов предоставляемых услуг в отношении сотовых операторов (АО «Кселл», ТОО «МТ–С») вынесены уведомления о наличии в их действиях признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции.

В настоящее время идут судебные разбирательства в рамках обжалования операторами уведомлений.

Кроме того, департаментами по г. Алматы и г. Астана 20.11.2023 г. в рамках поручения Агентства в отношении сотовых операторов (АО «Кселл», ТОО «КаР- Тел», ТОО «МТ–С») вынесены уведомления в части антиконкурентных согласованных действий по установлению и (или) поддержанию цен на разговорные тарифные планы.

По вопросу повышения цен сотовыми операторами в настоящее время Агентством также начаты расследования в отношении сотовых операторов АО «Кселл», ТОО «МТ–С» и ТОО «Кар-Тел» по признакам правонарушения предусмотренного пп. 1) п. 1 ст. 170 Кодекса. Признаки нарушения антимонопольным органом усмотрены по антиконкурентным согласованным действиям, выразившихся в последовательном повышении цен на тарифные планы.

По качеству связи

Вместе с тем, согласно данным Правительства с начала 2023 года на рассмотрение поступило порядка 5 тысяч жалоб по вопросам связи, в том числе по низкой скорости интернета и качеству.

 

В свою очередь, с 2020 г. наблюдается резкий рост выявленных фактов некачественного оказания сотовыми операторами услуг связи, в следующей динамике:

 

Диаграмма №5 – количество проведенных

Министерством проверок

 

 

 

 

 

 

 

 

117

5.00

 

 

 

562

 

.00

 

 

 

93

 

00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №6 – сумма наложенных штрафов

 
   

 

 

В октябре т. г. были опубликованы данные глобального рейтинга скорости мобильного интернета Speedtest, согласно которому Казахстан оказался на 67 месте из 142, со средней скоростью 35,9 Мбит/сек.

 

Country

Mbps

64

-10

Kosovo

38.48

65

+2

Israel

37.82

66

-2

Morocco

36.21

67

-1

Kazakhstan

35.90

68

+6

Chile

34.97

69

+3

Uganda

34.49

70

-1

Togo

34.23

71

-6

Georgia

33.39

В сравнении с октябрем 2022 г. рейтинг страны опустился на 1 строчку, но при этом, опередив многие страны СНГ. Но от лидеров мы еще очень далеко.

 

Самыми «быстрыми» признаны ОАЭ (269,4 Мбит/сек), Катар (206,8 Мбит/сек) и Кувейт (191,7 Мбит/сек). При этом, Казахстан уступает также таким странам как:

  • Австралия (14 место, 97,4 мбит/сек);
  • Бразилия (50 место, 47,9 мбит/сек);
  • Япония (53 место, 47 мбит/сек);
  • Азербайджан (55 место, 45,7 мбит/сек), и др.

На развитие интернета имеет существенное влияние площадь территории страны. Чем она больше, тем дороже модернизация кабельной проводки. Соответственно, в Казахстане подключение интернета — довольно дорогостоящая процедура. Помимо территории, на тариф влияют инвестиций в инфраструктуру, которая является импортируемой.

В свою очередь, сотовые операторы заявляют об ежегодном растущем объеме инвестиций на поддержание и развитие сети.

Однако, данные Министерства говорят об обратном. Так, за последние годы наблюдается снижение инвестиций в отрасль связи операторами в следующей динамике:

Диаграмма №7 – объем инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

2021 г.

2022 г.

инвестиции, в млрд

136

109

76

Это связано с тем, что операторы связи обеспечили наиболее густонаселенные пункты, представляющие экономическую выгоду, которые имеют высокий спрос из-за высокой концентрации населения и бизнеса.

Таким образом, в настоящее время города имеют более развитую сетевую инфраструктуру, включая широкополосный доступ к интернету и мобильную связь по сравнению с селами.

При этом, инвестиционная возможность сотовых операторов выглядит следующим образом:

 

Отрасль

2021

2022

Инвестиционная возможность сотовых

операторов, в млн.

х

х

+11,5%

Между тем, при снижении инвестиций наблюдается рост объема прибыли

сотовых операторов в следующей динамике.

Диаграмма №7, объем прибыли сотовых операторов

 

Данные настоящего анализа и ранее проведенных анализов показывают, что в течение длительного периода времени относительные размеры долей субъектов рынка по абонентской базе подвержены малозначительным изменениям.

Из чего следует, что при стабильной абонентской базе у сотовых операторов за анализируемый период на рынке наблюдается снижение объема инвестиций, также отмечается рост объема прибыли операторов от оказания услуг связи. В то же время, увеличилось количество жалоб населения на качество оказываемых операторами услуг и рост цен.

 

VIII.   Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В соответствии с пунктом 45 Методики процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих субъектам рынка начало деятельности на товарном рынке включает выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок; определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 46 Методики к барьерам входа на рынок относятся экономические ограничения, в том числе отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между субъектами рынка, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Законом о связи предусмотрено, что радиочастотный спектр (далее – РЧС)

является ограниченным ресурсом.

В этой связи, в ходе проведения анализа Департаментом выявлены следующие барьеры, препятствующие развитию конкуренции.

Барьер 1.

Условия в НПА, ограничивающие конкуренцию.

В пункте 60 Правил присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов), эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также проведения расчета электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 21.01.2015 года № 34 (далее - Правила присвоения полос частот, радиочастот) определены следующие требования, предъявляемые к участникам торгов:

  • иметь разветвленную магистральную сеть телекоммуникаций и (или) сотовой связи, охватывающей не менее шести областей (географических зон нумерации), городов республиканского значения и столицы;
  • а также обладать опытом деятельности в области связи не менее 5 (пяти) лет.

По данным Министерства, на рынке телекоммуникаций в настоящее время действуют около 20 операторов фиксированной связи, предоставляющих услуги междугородней и международной телефонной связи, доступа к сети

 

Интернет, спутниковую подвижную связь, а также 3 оператора мобильной связи.

При этом, ранее Агентством в адрес Министерства был направлен запрос о предоставлении перечня операторов связи (потенциальных участников), подпадающих под требования пункта 60 Правил. Согласно информации Министерства вышеуказанной разветвленной магистральной сетью телекоммуникаций обладают мобильные операторы, а также порядка 10 фиксированных операторов связи.

Из чего, следует, что на торгах по распределению РЧС вправе участвовать не более половины из существующих фиксированных операторов (порядка 10 из 20), которые обладают магистральной сетью телекоммуникаций, охватывающей не менее шести областей, городов республиканского значения и столицы.

По мнению Департамента, данные требования в НПА создают значительный барьер отдельным операторам в доступе к радиочастотному ресурсу через проводимые Министерством торги, что в свою очередь препятствует развитию конкуренции на рынке связи.

Кроме того, требования НПА препятствуют развитию малых (региональных) операторов связи, которые потенциально могут составить конкуренцию основным игрокам в отдельных регионах и областях в случае получения лицензии на оказание услуг сотовой связи через торги.

К примеру, российский опыт показывает, что в стране кроме так называемой большой четверки мобильных операторов («Билайн», «Мегафон», «МТС» и

«Tele2») также развиваются локальные или региональные независимые операторы, обладающие собственной инфраструктурой и абонентской базой. Это такие сотовые операторы, как «Мотив» (работает в Свердловской, Курганской областях, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах), универсальный оператор «Таттелеком» (создает конкуренцию федеральным операторам в Татарстане, с долей рынка порядка половины всей абонентской базы республики), «Вайнах Телеком» (Чеченская республика), Севмобайл (г. Севастополь). Кроме того, на Крымском полуострове работают локальные операторы – «Win mobile» и «Крымтелеком».

В то же время следует отметить, что ранее существовавшие многочисленные малые операторы РФ, развивавшие свои небольшие зоны покрытия («СвязьИнвест»: «ВолгаТелеком», «Дальсвязь», «Северо-Западный Телеком»,

«Сибирьтелеком»,   «Уралсвязьинформ»,   «ЦентрТелеком»,   «ДельтаТелеком»,

«ПармаМобайл» в Коми, «Скайлинк» и др.) перешли в состав большой четверки путем слияния и консолидации.

Предложение. В связи с наличием в законодательстве в области связи норм, препятствующих развитию конкуренции на рынке сотовой связи, полагаем целесообразным направить Министерству рекомендации об изменении квалификационных требований для участия на торгах (пункт 60 Правил присвоения полос частот, радиочастот), с учетом обеспечения конкуренции среди потенциальных участников торгов.

 

Барьер 2.

Несовершенство системы распределения РЧС.

На сегодня РЧС распределяется государством на основе конкурсов (аукционов), при которых полосы радиочастот предоставляются участникам на основании наиболее высокой предложенной цены.

Однако, конкурс не гарантирует реализации риска сговора между участниками. Следует выделить следующие риски распределения частот поредством конкурса:

  • дизайн аукциона (укрупненные лоты РЧС на торгах, предоставление востребованных частот диапазона 694-790 МГц в бонусном порядке победителям, бессрочность лицензии, и тд.) может привести к негативным эффектам: монополизации рынка и неэффективному распределению РЧС;
  • повышенные риски по сговору среди участников.

МЦРИАП в декабре 2022 г. провело аукцион на радиочастоты 5G без учета замечаний и рекомендаций Агентства, касающихся риска сохранения дуополии на рынке ввиду реализации всего 2 укрупненных лотов на торгах по распределению частот. В результате на сегодня:

- сохраняется высокая концентрация рынка: соотношение долей владения частотами у группы АО «Казахтелеком» и ТОО «КаР-Тел» составляет 82% и 18% соответственно;

 

Диаграмма №8 – Доля по объемам владения РЧС, в %

 
   

 

 

- оказание услуг в сети 5G монополизировано квазигосударственным сектором в лице группы АО «Казахтелеком»;

- рост тарифов.

При этом, плата неоправданно высокой цены за РЧС в рамках одного большого лота в перспективе может негативно повлиять на финансовую устойчивость операторов в целом («проклятие победителя»).

В настоящее время одним из обоснований в росте цен операторы отмечают приобретение РЧС на торгах. При этом, необходимо учитывать и встречные обязательства победителей по внедрению сети пятого поколения в течение 5 лет, по условиям которых операторы должны установить по РК свыше 7000 базовых станции.

В то же время, планируемая сумма инвестиций в инфраструктуру для внедрения сотовой связи пятого поколения по двум лотам составляет порядка 160 млрд тенге. Из чего следует, что при таких высоких затратах на инвестиции и

 

обязательства потребителей ждет неоднократное повышение тарифов и в предстоящем периоде.

Таким образом, усиления монополизации на рынке связи можно было бы избежать в случае проведения торгов в ином формате.

Кроме того, при дефиците РЧС остается открытым вопрос эффективности проводимого Министерством мониторинга использования радиочастотных ресурсов согласно выданным разрешениям.

Пример с ТОО «Востоктелеком»

Согласно информации Министерства, ТОО «Востоктелеком» (дочерняя организация АО «Казахтелеком») ранее получены разрешения на использование РЧС в диапазоне 800 МГц, по условиям которых оператор принял обязательства для организации мобильной связи четвертого поколения (4G) и по обеспечению услугами связи, в том числе ШПД в 511 СНП на 2021-2024 г. ТОО

«Востоктелеком» произведена работа по обеспечению 293 СНП, из которых лишь по 21 СНП имеется подтверждение МИО, то есть исполнение менее 10% от заявленного компанией.

Вместе с тем, только по результатам поступивших от МИО информации касательно неисполнения оператором обязательства по обеспечению услугами ШПД населенных пунктов, по которым уже подошел срок исполнения, Министерством начаты внеплановые проверки в отношении ТОО

«Востоктелеком» на предмет исполнения лицензионных обязательств.

По итогам, в отношении компании составлены протокола по части 10 статьи 637 КоАП РК (10. Неиспользование радиочастотного спектра в течение одного года – влечет лишение разрешения на использование радиочастотного спектра).

Кроме того, ТОО «Востоктелеком» не является оператором сотовой связи, соответственно выданный частотный диапазон (4G) не может быть использован компанией напрямую, а по факту передается другим операторам сотовой связи для использования в населенных пунктах.

Между тем, в соответствии с налоговым законодательством, в период с 2020 по 2024 год для операторов связи предусматривается уменьшение годовой ставки платы за РЧС на 90% при условии исполнения обязательств по реализации проектов ШПД в городских и сельских населенных пунктах.

Тем самым, полагаем необходимым усилить контроль по ранее выданным разрешениям, в т.ч. в части вопроса неиспользования операторами РЧС в течение определенного периода. При том, что неиспользуемые частоты, в т.ч. по которым некоторые операторы получают налоговые преференции, могут быть представлены через торги сотовым операторам, для усиления качества услуг.

Предложение. Исходя из того, что РЧС является ограниченным национальным ресурсом, необходимо направить в Министерство рекомендации о пересмотре правил распределения РЧС.

Так, следует рассмотреть вопросы формирования региональных лотов (лицензии) в т.ч. для малых операторов, выделения частот диапазона 700 МГц в отдельные лоты, внедрения форматов синхронного многораундового аукциона, учитывающего нивелирование вышеуказанных рисков.

 

Справочно. Формат синхронного многораундового аукциона (далее – СМРА) разработан обладателями Нобелевской премии по экономике (2020 год) Р. Уилсоном и П. Милгромом и предусматривает риски платы слишком высокой цены за лот («проклятие победителя»).

Кроме того, необходимо направить Министерству рекомендации об усилении своевременного мониторинга использования операторами РЧС согласно выданным разрешительным документам.

Барьер 3

Доступ к инфраструктуре и ресурсам связи в СНП

Как уже отмечено, радиочастоты являются ограниченными национальными ресурсами.

В Агентство поступают обращения об отсутствии возможности выбора оператора в отдельных сельских населенных пунктах (СНП), где присутствуют только одни операторы. Следует отметить, что мобильные операторы не заинтересованы протягивать сеть в отдаленные СНП, ввиду отсутствия доходности от таких инвестиции.

Согласно Классификатору административно-территориальных объектов (КАТО)    по     состоянию     на     1     января     2023     года     насчитывается 6 406 населенных пунктов (6 459 в 2020г.), из которых 6 290 имеют статус села.

Из 6 406 НП 116 городов (89 городов + 27 ПГТ) и 4 858 села обеспечены широкополосным    доступом    к    Интернет    по    мобильным     технологиям 3G (2 813 села), 4G (2 045 села).

На сегодняшний день без мобильного Интернета остается 1432 села.

Кроме того, в 902 селах присутствует только один мобильный оператор, соответственно отсутствует конкуренция и выбор потребителем привлекательного по условиям оператора.

В долгосрочном плане (2024-2027 гг.), Министерство планирует обеспечить Интернетом более 3 тыс. сел посредством ВОЛС, в том числе 928 села (из 1432 села) без мобильного Интернета. Но данные меры могут быть недостаточными для обеспечения конкуренции в селах.

Вместе с тем, законодательством в области связи предусмотрено совместное использование радиочастот на основе договора, но не обязательное. В связи с чем, доступ к имеющейся инфраструктуре в определенных СНП затрудняется.

Предложение. Направить рекомендации в Министерство о рассмотрении вопроса внедрения обязательного совместного использования РЧС и средств связи операторами для того, чтобы дать возможность абоненту пользоваться мобильной связью иных операторов на территориях населенных пунктов, в которых, присутствует только один сотовый оператор.

Цель данного предложения состоит в том, что если в каком-то населенном пункте только у одного оператора мобильной связи установлена БС, то он обязан пустить на нее другие сотовые компании, которые изъявят такое желание.

Дополнительно отмечается, что ранее Минцифрой РФ внесен законопроект (поправки в закон «О связи») в Госдуму в части обязательного совместного использования единственной базовой станции (БС) в населенном пункте, в целях равноправного доступа операторов к имеющейся инфраструктуре. Однако, к настоящему времени, данный вопрос в РФ еще не решен.

 

Барьер 4

Высокая доля участия государства на рынке сотовой связи

Пунктом 8 Плана действий по реализации Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 938, предусмотрена демонополизация группы компаний АО «Казахтелеком» путем поэтапной реализации дочерних компаний (операторов сотовой связи).

Данный вопрос ранее рассматривался на заседании Комиссии по демонополизации экономики 5 апреля 2022 года (далее – Комиссия) (пункт 2.1 Протокола заседания Комиссии), где Министерству было поручено совместно с АО

«Самрук-Қазына» (далее – Самрук) и АО «Казахтелеком» внести предложения по выводу в конкурентную среду одного из операторов мобильной связи (АО

«Кселл», ТОО «МТ-С»).

Министерством сообщено, что в рамках реализации вышеуказанного поручения, также включенного в Программу действий Правительства Республики Казахстан на 2022 год, Самрук реализуются мероприятия по выводу АО «Кселл» из группы компаний АО «Казахтелеком». При этом отмечено, что реализация вывода мобильного оператора полностью замкнута на Самруке.

Следует отметить, что в рамках деятельности Комиссии какие-либо продвижения по данному вопросу на сегодняшний день не достигнуты.

Более того, резолюцией Премьер-Министра Республики Казахстан №11- 06/20-04/07-1106 (п.2.1) от 22 августа 2023 года, пункт 2.1 протокола Комиссии снят с контроля.

В то же время, согласно информации Министерства от 29 сентября 2023 года, в рамках исполнения пункта 6 протокола Комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан от 14 июля 2023 года, Самрук в настоящее время прорабатывается вопрос целесообразности продажи акций одного из мобильных операторов группы компаний АО «Казахтелеком» потенциальным инвесторам.

По мнению Департамента, начатая еще в начале 2022 года работа по демонополизации АО «Казахтелеком» необоснованно оттягивается, отсутствует конкретный план действий со стороны Правительства и должный контроль со стороны Министерства.

Предложение.

В целях реализации вышеуказанного пункта Концепции Агентством направлено письмо в Аппарат Правительства РК по вопросу ускорения принятия решения о выводе одного из мобильных операторов АО «Казахтелеком» в конкурентную среду.

 

IX.   Выводы по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке

 

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг сотовой связи за временный интервал 2021-2022 гг., 1 квартал 2023 г. проводился в соответствии с

 

Планом работы Агентства на 2023 год, утвержденной приказом Председателя Агентства от 30 декабря 2022 года № 331/НҚ.

Товарными границами рынка определены услуги сотовой связи, которые не имеют заменителей, сравнимых по техническим характеристикам и потребительской ценности услуг.

Географические границы рынка определены территорией Республики Казахстан в соответствии с лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания услуг связи.

На рынке услуги сотовой связи действуют 3 сотовых оператора - АО

«Кселл» с торговыми марками «Kcell» и «Activ», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис»

  • «Tele2» и «Алтел», ТОО «КаР-Тел» - «Beeline» и «IZI». При этом АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» входят в группу компании АО «Казахтелеком».

1.   Объемы рынка:

  • Общее количество активных абонентов в Республике Казахстан по состоянию на конец 2021 года составило – х млн. чел. При этом доли на рынке распределены следующим образом: группа компаний АО «Казахтелеком» (АО

«Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») - х% или х млн. чел., ТОО «КаР-Тел»

  • х% или х млн. чел.

На конец 2022 года общее количество активных абонентов составило х млн. чел., из них группа АО «Казахтелеком» (АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком- Сервис») – х% или х млн.чел., ТОО «КаР-Тел» - х% или х млн. чел.

На конец 1 кв. 2023 года общее количество активных абонентов составило х млн. чел., из них группа АО «Казахтелеком» (АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») – х% или х млн.чел., ТОО «КаР-Тел» - х% или х млн. чел.

При этом, доля каждого оператора сотовой связи превышает 15%.

  • Общий объем голосового трафика в 2021 году составил – х тыс. мин. При этом доли на рынке распределены следующим образом: группа компаний АО

«Казахтелеком» (АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») – х% или х тыс. мин., ТОО «КаР-Тел» - х% или хтыс. мин.

За 2022 года общий объем голосового трафика составил – х тыс. мин. Доли распределены следующим образом: группа компаний АО «Казахтелеком» (АО

«Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») – х% или х тыс. мин., ТОО «КаР-Тел»

  • х% или х тыс. мин.

За 1 кв. 2023 г. общий объем голосового трафика составил – х тыс. мин. Доли распределены следующим образом: группа компаний АО «Казахтелеком» (АО

«Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») – х% или х тыс. мин., ТОО «КаР-Тел»

  • х% или х тыс. мин.

При этом, доля каждого оператора сотовой связи превышает 15%.

  • Общий объем мобильного интернета в 2021 году составил – х тыс. Гб. Доли на рынке распределены следующим образом: группа компаний АО

«Казахтелеком» (АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») – х % или х тыс. Гб, ТОО «КаР-Тел» - х % или х тыс. Гб.

За 2022 года общий мобильного интернета составил – х тыс. Гб. Доли распределены следующим образом: группа компаний АО «Казахтелеком» (АО

 

«Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») – х % или х тыс. Гб, ТОО «КаР-Тел»

  • х % или х тыс. Гб.

За 1 кв. 2023 г. общий мобильного интернета составил – х тыс. Гб. Доли распределены следующим образом: группа компаний АО «Казахтелеком» (АО

«Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») – х % или х тыс. Гб, ТОО «КаР-Тел»

  • х % или х тыс. Гб.

При этом, доля каждого оператора сотовой связи превышает 15%.

По итогам анализа в соответствии с пунктом 4 статьи 172 Кодекса установлено доминирующее положение группы компаний АО

«Казахтелеком» (АО «Кселл», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») и ТОО «КаР- Тел» на рынке оказания услуг сотовой связи за период 2021-2022 гг. и 1 квартал 2023 г., совокупная доля которых составила 100%. При этом, доля каждого сотового оператора превышает 15%.

2.   Оценка состояния конкурентной среды на рынке

По показателям коэффициента рыночной концентрации, индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рынок услуг сотовой связи относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

Расчетные показатели коэффициента концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана по услуге сотовой связи:

2021 г.: 70%< CR-2 (100%) ≤ 100% и 2000 < HHI (3377) < 10000;

2022 г.: 70%< CR-2 (100%) ≤ 100% и 2000 < HHI (3425) < 10000;

1 кв. 2023 г.: 70%< CR-2 (100%) ≤ 100% и 2000 < HHI (3445) < 10000

Низкий уровень развития конкуренции на рынке, где преобладает квазигосударственный сектор, привело к снижению состязательности за клиента между операторами связи и к поддержанию цен. В результате увеличились жалобы на рост цен, на качество услуг связи и интернета. В свою очередь, наблюдается рост выявленных Министерством фактов некачественного оказания сотовыми операторами услуг связи. Вместе с тем, при снижении инвестиции за последние годы наблюдается рост прибыли сотовых операторов.

Агентством инициированы поправки в Правила в части установления запрета на изменение условий тарифных планов на сотовую связь, изменения тарифов на основе обоснованных затрат, а также введения запрета на повышение тарифов на услугу доступа к сети Интернет в связи с изменением объема включенных в тарифный план услуг без согласия абонента, и ряд других норм, направленных на защиту прав потребителей.

Департаментом по г. Алматы 25.08.2023 г. по результатам рассмотрения жалоб абонентов об изменении стоимости тарифных планов с одновременным изменением объемов предоставляемых услуг в отношении сотовых операторов (АО «Кселл», ТОО «МТ–С») вынесены уведомления о наличии в их действиях признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции.

В настоящее время идут судебные разбирательства в рамках обжалования операторами уведомлений.

По вопросу повышения цен сотовыми операторами в настоящее время Агентством начаты расследования в отношении сотовых операторов АО «Кселл», ТОО «МТ–С» и ТОО «Кар-Тел» по признакам правонарушения

 

предусмотренного пп. 1) п. 1 ст. 170 Кодекса. Признаки нарушения антимонопольным органом усмотрены по антиконкурентным согласованным действиям, выразившихся в последовательном повышении цен на тарифные планы.

Вместе с тем, данные настоящего анализа и ранее проведенных анализов показывают, что в течение длительного периода времени относительные размеры долей субъектов рынка по абонентской базе подвержены малозначительным изменениям.

Из чего следует, что при стабильной абонентской базе у сотовых операторов за анализируемый период на рынке наблюдается снижение объема инвестиций, также отмечается рост объема прибыли операторов от оказания услуг связи. В то же время, увеличилось количество жалоб населения на качество оказываемых операторами услуг и рост цен.

  1. В ходе анализа Департаментом выявлены барьеры в доступе к инфраструктуре и РЧС (наличие условий в НПА, ограничивающие конкуренцию; несовершенство системы распределения РЧС; доступ к инфраструктуре и ресурсам в СНП). По выявленным барьерам входа на товарный рынок принято решение направить в Министерство соответствующие рекомендации о принятии мер, направленных на устранение указанных барьеров и об обеспечении развития конкуренции в отрасли.
  2. При отсутствии результатов проводимой Правительством работы по демонополизации группы компаний АО «Казахтелеком» путем поэтапной реализации дочерних компаний Агентством направлено соответствующее письмо в Аппарат Правительства РК касательно ускорения принятия решения о выводе одного из мобильных операторов АО «Казахтелеком» в конкурентную среду.

 

 

Директор департамента транспорта и связи Агентства

по защите и развитию конкуренции                                           Н. Жаманова

 

 

 

 

х –данные закрыты ввиду наличия коммерческой информации субъектов рынка

Дата публикации
17 января 2024