Анализ состояния конкуренции на рынке производства и оптовой реализации подсолнечного масла

Анализ состояния конкуренции на рынке производства и оптовой реализации подсолнечного масла за период 2020 год и январь-июнь 2021 года

 

Товаром в данном анализе является – подсолнечное масло, а товарным рынком – производство и оптовая реализация подсолнечного масла.

Согласно перечня, утвержденного Правительством Республики Казахстан от 27 марта 2017 года № 137 – подсолнечное масло входит в перечень социально - значимых продовольственных товаров. 

В ходе проведения анализа территориальными подразделениями Агентства установлено, что оптовой реализацией подсолнечного масла в регионах республики занимаются 152 субъектов. В качестве исходной информации были использованы заключения территориальных департаментов Агентства, а также сведения субъектов рынков, Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан и др.

Основными регионами, в которых занимаются производством подсолнечного масла являются г.Алматы, г.Шымкент, Актюбинская область, Восточно-Казахстанская область.

 

Баланс рынка подсолнечного масла в РК  

тонн

Период

Производство

Экспорт

Импорт

Потребление

2020 год

323 218

111 266,7

101 444,4

313 395,8

1 полугодие 2021 года

170 209,4

47 390,6

37 634,5

160 459,3

       (по данным статистики)

Из вышеуказанного баланса следует, что импорт подсолнечного масла в 2020 году составляет 23,8% от общего объема потребления данной продукции.

Основными причинами, влияющими на ценообразование и повышение цен на подсолнечного масла, являются в первую очередь закупочные цены, стоимость сырья подсолнуха, цены на ГСМ (транспортировка), спрос и обеспеченность рынка подсолнечного масла.

В целом рынок подсолнечного масла по республике является высококонцентрированным.

Проблемы реализации подсолнечного масла на рынке Республики Казахстан:

- большая часть ввозимых масел из России идет с недоливом, на этикетке написано 5 л. по факту 4,7-4,8 л., цена получается дешевле, надзорными органами Республики Казахстан не контролируется.

Основные барьеры на данном товарном рынке:

- необходимость значительных финансовых вложений, т.е. для вхождения на данный товарный рынок и осуществления деятельности, потенциальные конкуренты должны располагать необходимой материально – технической базой, включающей в себя необходимые материалы (специализированная техника (дорогостоящее), оборудование, транспорт, персонал);

- нехватка (маслосемян подсолнечника) и увеличение стоимости сырья. Другие страны, Россия и Украина ввели таможенные пошлины на экспорт сырья. В России пошлина составляет 6,5% от таможенной стоимости товара, но не менее 9,75 евро за тонну (источник http://www.ved.gov.ru – Министерство Экономического развития Российской Федерации). Сейчас в Украине действует вывозная пошлина в размере 10% (источник – АПК Информ/Пищепром Украины и мира).

Влияние сезонности очень ощутимое, т.к. в период минимального спроса, у предприятий практически останавливается реализация и производство подсолнечного масла (период максимального спроса с августа по ноябрь, период минимального спроса с января по февраль - в данные месяцы оптовые продажи отсутствуют).

С учетом выявленных барьеров и системных проблем, предлагается, направить предложения:

- осуществление закупа у сельхозпроизводителей сырья (подсолнечника), по текущим низким ценам на дату сбора урожая, что позволит данным производителям не повышать цены, тогда как рост закупочных цен на сырье – подсолнечник, в течение года может повысить цены на конечную сельскохозяйственную продукцию в среднем на 30% и более;

- увеличить посевные площади приоритетных культур, предназначенных для производства СЗПТ (подсолнечника);

- введение квотирования на экспорт товаров и сырья, по которым наблюдается рост цен либо введения таможенных пошлин на экспорт сырья, как в России и Украине.

В настоящее время, Министерством национальной экономики Республики Казахстан разрабатывается Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы, где предусмотрены следующие мероприятия:

- отмена   субсидирования   экспортируемой сельскохозяйственной продукции;

- разработка       прогнозного       баланса потребления/производства основных видов с/х   продукции   для   своевременного применения ограничений (квот) на экспорт сельскохозяйственного   сырья   и   готовой продукции (гречихи, подсолнечника и т.д.) на внешние рынки;

- введение   гибких   экспортных   пошлин   на вывоз     сельскохозяйственного     сырья (пшеница, гречиха, подсолнечник и пр.), обеспечивающие при росте мировых цен изъятие   в   бюджет   части   доходов   и субсидирование за счет этого производства сельхозпродукции, а также загруженность отечественных переработчиков сырья;

- увеличение   посевных   площадей   и производств     приоритетных     культур, предназначенных для производства СЗПТ.

 

Анализ состояния конкуренции на рынке производства и оптовой реализации подсолнечного масла
Дата публикации
31 декабря 2021