В Послании народу 2020 года Глава государства заявил, что сфера социального обеспечения регулируется 17 законами и десятками актов, что приводит к дезорганизации, и поручил Правительству разработать Социальный кодекс. На прошлой неделе Президент подписал указанный документ. Какие изменения внесет Кодекс в сферу социальной защиты граждан? В интервью министра труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой мы получили ответы на сопутствующие вопросы.
- Тамара Касымовна, Социальный кодекс принимается в нашей стране впервые. Вообще, у каких стран есть опыт такого документа, который охватывает все вопросы социального обеспечения? В чем разница между этим Кодексом и ими?
- Можно сказать, что социальная сфера является зеркалом показателя развития государства. В то же время, конечно, европейские страны имеют большой опыт. Европейский союз принял Кодекс социального обеспечения в 1964 году. Он определяет основные стандарты социального обеспечения. На сегодняшний день только 21 государство-член Союза привело свое законодательство в соответствие с нормами Кодекса, в остальных государствах-членах этот процесс еще продолжается.
А близкий нам Социальный кодекс Туркменистана рассматривает только пенсионную систему и нормы, регулирующие вопрос социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
Поэтому можно сказать, что Социальный кодекс Казахстана является первым единым социальным документом, вошедшим в практику стран СНГ. Кодекс охватывает весь жизненный цикл человека. В частности, данным документом регулируется социальная поддержка от рождения до совершеннолетия, трудоустройство в трудоспособном возрасте, охрана труда, меры социального страхования, социальная помощь в случае трудной жизненной ситуации, а также поддержка в пожилом возрасте.
- Механизмы социальной поддержки остались прежними или изменились?
— По сути, Социальный кодекс — это новая социальная политика «Справедливого Казахстана». Поэтому внутри него происходят большие изменения.
Во-первых, радикально изменится парадигма государственной поддержки . Теперь социальная поддержка направлена не только на выплату гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, но и на ее предотвращение. Например, планируется выдавать слуховые аппараты детям с нарушениями слуха не только при их инвалидности, но и со дня выявления заболевания. Это, в свою очередь, предотвратит полную глухоту детей.
Во-вторых, в результате повсеместной цифровизации социальной сферы мы перейдем от текущего прикладного формата социальных услуг к проактивному формату . Теперь виды социальной поддержки, гарантированные государством, доставляются гражданам посредством СМС-сообщений, а их назначение и оплата осуществляется на основании информации в информационной системе. То есть люди не стоят в длинных очередях, как раньше, не стучат в двери десяти учреждений, чтобы собрать документы. В прошлом году такие проактивные услуги были оказаны около 1 млн граждан .
В-третьих, ответственность за социальное обеспечение граждан лежит на государстве, работодателях и самих гражданах. Это обязательство реализуется через новый общественный договор . При этом государство обеспечивает базовый уровень социальной защиты, а при возникновении социальных рисков компенсация выпадающих доходов граждан осуществляется за счет обязательных взносов работодателя и работника. Например, граждане будут получать пенсию из 3-х источников. Базовая и солидарная пенсии выплачиваются из бюджета. А пенсия, полученная из накопительной системы, выплачивается из Единого накопительного фонда за счет взноса, уплачиваемого работодателем, и собственного взноса гражданина.
В-четвертых, для стимулирования эффективной и официальной занятости граждан рассматривается увеличение социальных выплат из Государственного фонда социального страхования . То есть уровень социальной защиты работающих людей будет намного выше, чем у неработающих граждан. Например, работающие мамы получают из Государственного фонда социального страхования доход за 4 месяца в период отпуска по беременности и родам и 40% от заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет. Также в этот период пенсионные взносы перечисляются от государства на его счет в пенсионном фонде.
Неработающие матери получают из бюджета только пособие, предусмотренное до достижения ребенком полутора лет. Его размер зависит от количества детей (от 19 872 тенге до 31 705 тенге в 2023 году).
- Планируются масштабные изменения. Кстати, когда обсуждался документ, вы сказали, что мы введем цифровую карту Семьи. Что случилось с этим?
- Конечно, ввели. Кодекс содержит пять основных нововведений, первое из которых — цифровая карта Рода.
Цифровая карта семьи – это персональная база данных семей в стране. Эта база данных создается на базе действующих информационных систем государственных органов. Целью его реализации является обеспечение равного доступа населения к системе государственной поддержки.
Поэтому в Кодексе мы, прежде всего, закрепили Семейную цифровую карту как средство определения среднесрочных и долгосрочных целей и направлений государственной социальной политики. То есть государство не только определяет, кому, когда и какая помощь нужна, но и предотвращает социальные риски.
Во-вторых , карта служит электронным вестником, информирующим семьи или членов семьи о виде государственной поддержки, на которую они имеют право, исходя из их социального положения и уровня благосостояния. Такая информация направляется каждой семье государственным органом в виде SMS-сообщения.
В-третьих, государственная поддержка оказывается в проактивном формате. Это означает, что социальные выплаты и помощь назначаются гражданам на основании данных в информационных системах. Существующие бумажные документы будут постепенно исключаться из системы.
- Вы сказали, что SMS-сообщение отправляет орган памяти. Уточните пожалуйста, что это за учреждение? Тогда при ошибке в данных на цифровой карте граждане могут остаться без господдержки? Как человек может доказать свои права в такой ситуации?
- Ежедневно наше министерство рассылает SMS-сообщения, изучая цифровую информацию о каждой семье. С 1 января текущего года более 81 тысячи граждан получили уведомление о том, что они имеют право на получение пенсий, пособий, специальной социальной помощи. На сегодняшний день 53 тысячи из них назначены и выплачиваются государственные пособия.
Конечно, ошибки могут быть. Это связано с тем, что информация в некоторых информационных системах устарела или отсутствует семейная информация из-за позднего начала оцифровки в определенной области.
Например, в прошлом году одна из многодетных семей прислала жалобу о том, что они не получили от нас сообщение и что пособия не выплачиваются. После проверки выяснилось, что детей в семье на самом деле 4. А вот первый сын родился в 2006 году. Оцифровка Национального реестра граждан началась в 2008 году, и в базу данных включены данные о детях, родившихся с этого времени. Поэтому граждане могут подтверждать такие ошибки через местные ЦОНы и вносить изменения в цифровую карту.
В настоящее время Минцифры готовит сервисное приложение, которое позволит исправить подобные ошибки. После того, как эта работа будет завершена, вы можете связаться и внести изменения по мобильному телефону.
- Вы сказали о новой парадигме государственной поддержки. Вы можете поделиться этим?
- Да, это вторая новация Кодекса. Согласно новой парадигме, государственная поддержка является в первую очередь мерой предотвращения социальных рисков , а уже потом мерой социальной помощи.рассматривается как Приведу пример для ясности. Цифровая карта семьи показала, что семья с высоким потенциалом в начале года перешла в категорию семьи с низким потенциалом через 5 месяцев. В результате анализа выявлено, что лицо, получившее кредит, не получало пенсионных отчислений в течение 3 месяцев, то есть является безработным. Поэтому мы отправили смс-сообщение о возможности трудоустройства с учетом профессии этого гражданина. Теперь этот человек устроился на работу и не имеет проблем с погашением кредита. Как видите, государство предотвратило социальный риск не финансовой помощью, а конкретной мерой. В этом году мы реализуем эту возможность через цифровую карту семьи. Поэтому в будущем анализ потенциала семей будет усилен.
- Значит ли это, что эта так называемая социальная помощь будет отменена? В принципе, это была большая поддержка для жителей села...
- Нет, если семья находится в тяжелом положении, то указанная социальная помощь оказывается одновременно с указанным событием. Например, семье предоставляется ежемесячная социальная помощь, а трудоспособным членам семьи предоставляются меры государственной поддержки, такие как образование, работа, гранты и льготные кредиты.
Другим важным изменением в этом направлении является то, что черта бедности для номинальной социальной помощи определяется не сегодняшним уровнем жизни, а медианным уровнем дохода.
При этом изучался опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития. Такой подход используют 8 государств-членов организации. Сегодня черта бедности в США составляет 40 процентов среднего дохода, 50 процентов в Канаде, 60 процентов в Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Германии и Франции. Мы также намерены внедрить эту практику.
Если уровень жизни обеспечивает физиологическое оздоровление человека, то медианный доход – это средний прожиточный доход, покрывающий реальные потребительские расходы населения в целом.
С 2025 года номинальная социальная помощь будет предоставляться гражданам с доходом ниже медианного или среднероссийского дохода. Конечно же, его сумма дается вместе со значимыми и знаковыми событиями, предоставляя возможность семьям выйти из жизненных трудностей.
- Спасибо, это событие тоже приветствуется. Еще одной уязвимой группой являются граждане с ограниченными возможностями. Большинство из них живут в деревнях. Похоже, что какая-то форма государственной поддержки до них еще не дошла. Каково ваше мнение по этому поводу? Что изменилось в Кодексе в этом направлении?
- Государственное пособие по инвалидности выплачивается независимо от места жительства и дохода гражданина.
В этом году с 1 июля согласно распоряжению Главы государства размер надбавок увеличится на 14,5%. Тогда, включая увеличение на 8,5% в начале года, можно сказать, что эта сумма выплаты увеличится на 23%.
Что касается специальных социальных служб, я согласен с вашим мнением. Сейчас 43% граждан с ограниченными возможностями являются сельскими жителями. Общие специальные услуги им оказывают социальные работники местных акиматов, а специализированные специальные социальные услуги пока отсутствуют.
Поэтому Кодекс предусматривает полную трансформацию системы социального обслуживания. Это третья новация Кодекса, упомянутая выше.
Основной целью здесь является расширение доступа граждан с инвалидностью к специальным социальным услугам за счет привлечения неправительственных организаций, частного сектора и членов семьи.
Позвольте мне коснуться некоторых из этих изменений.
Во-первых, члены их семей наиболее вовлечены в оказание услуг людям с инвалидностью. При этом член семьи регистрируется личным помощником или социальным работником. Этот труд оплачивается, и с его дохода уплачиваются социальные и пенсионные отчисления. Таким образом, безработные члены семьи трудоспособного возраста устраиваются на работу. Таким образом, в случае социального риска он покрывается мерами социального обеспечения.
Во-вторых, будут полностью пересмотрены стандарты протезов и компенсационных технических устройств, предоставляемых государством гражданам с инвалидностью . Главное, чтобы каждое данное устройство, будь то браслет или слуховой аппарат , было хорошего качества и соответствовало индивидуальным потребностям гражданина. К сожалению, действительно есть проблемы с качеством инструментов, предоставляемых местными администрациями.
Поэтому в министерстве работают 6 рабочих групп. До 1 июля они пересмотрят перечень всех технических средств, их виды, сроки использования и цены, гарантированные государством, и внесут предложение.
В-третьих, введение подушевого норматива. Его размер будет классифицироваться в виде отдельного норматива на услуги и лимитированных цен на компенсационные технические средства.
С одной стороны, эти изменения приведут к монетизации некоторых услуг или товаров в будущем. С другой стороны, за счет широкого привлечения частного сектора к оказанию специальных социальных услуг позволяет вывести инфраструктуру отрасли в сельскую местность.
Данное мероприятие пройдет с 1 июля в 5 регионах в крылатом режиме, в соответствии с опытом программы «Балапан», успешно реализованной в сфере образовании?
- Мать и дитя всегда находились под защитой государства. Какие изменения предусмотрены в Кодексе в этом направлении?
- Следует отметить, что действующая система поддержки семей с детьми соответствует международным стандартам. Конкретно:
а) существуют выплаты, связанные с беременностью и родами, родами, уходом за ребенком;
б) пособия предоставляются многодетным семьям, матерям, родившим 6 и более детей, семьям, имеющим детей-инвалидов;
б) специальная социальная помощь оказывается малообеспеченным семьям.
Поэтому в Социальном кодексе предполагалось изменить основные параметры действующей системы социальной поддержки семей с детьми. Эти новые параметры направлены на расширение спектра государственной поддержки семьи.
В частности, согласно поручению Главы государства, начиная с 2024 года, половина инвестиционного дохода Национального фонда будет направляться детям до 18 лет. Этот шаг станет дополнительной поддержкой, как стартовый капитал, который откроет детям путь в жизнь, когда они достигнут совершеннолетия.
Срок выплаты по уходу за ребенком увеличен с 1 года до 1,5 лет. В этом году такие выплаты получат более 760 тысяч семей.
Натуральный пакет для детей от 1 года до 6 лет в малообеспеченных семьях выплачивается дополнительно к назначенной социальной помощи.
Пособия многодетным матерям будут передифференцированы, а с 1 июля увеличены размеры пособий матерям, награжденным более 90 тысячами «Золотых ожерелий».
При этом размеры пособий, выплачиваемых семьям, потерявшим кормильца, будут увеличены на 23 процента.
- Какое предлагается решение по выплатам из системы страхования и досрочному выходу на пенсию граждан, работающих на вредных работах?
- Это тоже актуальная проблема. В целом в стране действуют две специальные системы дополнительной социальной защиты граждан, работающих на производстве и на вредных работах.
Первая – это обязательная система страхования от несчастных случаев, которые могут произойти при исполнении служебных обязанностей. Вводится с 2005 года. Как известно, граждане, работающие в промышленности, могут заболеть профессиональными заболеваниями или получить травму и потерять трудоспособность от 5 до 100 процентов. При повреждении здоровья граждан этой категории компенсацию выплачивает работодатель, а при инвалидности соответствующие выплаты страховые организации выплачивают до наступления пенсионного возраста.
Во-вторых, профессиональная пенсионная система, предусматривающая возможность досрочного выхода на пенсию граждан, работающих на вредных работах.
По этой системе с 2014 года работодатели уплачивают 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов за свой счет примерно 600 тысячам работников.
Глава государства поручил рассмотреть вопрос о введении специальной оплаты труда граждан, работающих на вредных работах, с учетом международного опыта . Мы изучили международный опыт в этом направлении. Во многих странах установлены сроки для работы на вредных профессиях. Кроме того, страховые взносы используются по трем направлениям - профилактические, реабилитационные и компенсационные мероприятия. В Швейцарии, Финляндии, Франции, Бельгии, России, Белоруссии, Италии страховые компании производят специальные выплаты от 5-10 процентов гражданам, утратившим трудоспособность к профессиональной деятельности.
Итак, сопоставив опыт нашей страны и зарубежных стран, для выполнения поставленной задачи мы дали следующие рекомендации:
Первый. Рекомендуется назначать пенсионные выплаты гражданам , проработавшим в общей сложности 35 лет , в том числе 25 лет на вредном труде , и уплачивавшим профессиональные пенсионные взносы не менее 7 лет . Эта пенсия считается выплачиваемой за счет 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов , поступающих на имя граждан .
Второй. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности для граждан данной категории от 5 до 29 процентов рекомендуется назначать специальную выплату в дополнение к указанной профессиональной пенсии . Размер этих выплат определяется степенью утраты профессиональной трудоспособности и увеличением дохода.
Эти выплаты будут выплачиваться до достижения пенсионного возраста. По достижении пенсионного возраста выплата продолжится как разница между суммой специальной выплаты и пенсионными выплатами.
Третий. Рекомендуется проводить профилактические мероприятия с целью улучшения условий производства. С этой целью рассматривается возмещение постоянных расходов работодателей. На эти цели планируется расходовать до 6 процентов ежемесячных отчислений работодателей в страховые компании .
Четвертый. Рекомендуется усилить реабилитационные мероприятия по восстановлению здоровья граждан, пострадавших от профессиональных заболеваний или производственных травм. На эти цели предполагается направлять до 6 процентов дохода от взносов .
Считаем, что в результате таких комплексных мероприятий повысится уровень социальной защиты работников, работающих на вредных работах, и состояние их рабочих мест.
Опять же, это всего лишь предложение, которое все еще находится на рассмотрении рабочей группы. Поэтому по рекомендации членов команды могут быть внесены другие изменения.
- Еще один актуальный вопрос связан с вопросом пенсионного обеспечения граждан. Каких изменений мы можем ожидать?
-- Мы сказали , что изменения , связанные с пенсионной системой , -- это четвертая новация Кодекса .
Действующая система включает в себя 3 поколения пенсионеров .
Во-первых, это старшее поколение. К этой категории относятся пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, с полным стажем. Более 300 тысяч человек этой категории получают базовые и трудовые пенсии из государственного бюджета. Большинству из них выплачивается пенсия в пределах от 120 000 до 160 000 тенге.
Второе поколение сегодня. Это граждане, достигшие пенсионного возраста после 1 января 1998 года. Поскольку они проработали до 1 января 1998 года, они также получают трудовую и базовую пенсии из государственного бюджета. Сейчас в этой группе 1,9 млн пенсионеров. По нашим оценкам, к 2030 году их число достигнет 2,6 млн. В дальнейшем размер трудовой (солидарной) пенсии будет ниже за счет сокращения стажа работы до 1 января 1998 года граждан, относящихся к этой категории и еще не достигших пенсионного возраста. Пенсионных накоплений в Фонде по-прежнему недостаточно, чтобы компенсировать эту разницу. Вы знаете причины этого.
Третьи -- будущие пенсионеры . Они уйдут на пенсию после 2038 года. Граждане этой категории получают базовую пенсию от государства и пенсию за счет своих сбережений из Единого накопительного фонда.
Если мы посмотрим на все это, то увидим, что есть проблемы, связанные с проблемой нынешнего поколения и будущих пенсионеров.
Поэтому в Кодексе предусмотрено поэтапное увеличение размера базовой пенсии для пенсионеров сегодняшнего поколения в течение следующих 5 лет. Его минимальный размер будет увеличен с 54% до 70% прожиточного минимума, а максимальный - до 120%.
Также размер наибольшего дохода, используемый для расчета размера трудовой пенсии, увеличится с 46 до 55 месячных расчетных показателей или до 70 процентов средней заработной платы.
Эти изменения свидетельствуют о том, что нынешнее поколение пенсионеров будет получать основную часть своих пенсионных выплат от государства и будет полностью поддерживаться государством.
Эти меры были реализованы с 1 января, в результате чего 2,3 млн. Минимальный размер базовой пенсии наших пенсионеров увеличился на 21%, средний размер - на 16%, а максимальный размер - на 8,5%. И размер трудовой пенсии, которая может быть добавлена к этому, увеличен на 10,5% для всех.
В этом году средний размер пенсии превысил 120 000 тенге, а для получающих накопительную пенсию – 147 000 тенге.
А с 1 января 2024 года работодатели введут дополнительные пенсионные отчисления за будущих пенсионеров, пенсии которых формируются за счет собственных накоплений.
Этот взнос составляет основу условно-накопительной пенсионной системы, предусмотренной действующим законодательством. Таким образом, граждане этой группы при достижении пенсионного возраста получают 3 вида пенсий, как и нынешние пенсионеры (от государства — базовая пенсия, от работодателей — условно-накопительная пенсия, за счет собственных сбережений — накопительная пенсия ).
Мы считаем, что эти меры обеспечат граждан достойной пенсией.
Кроме того, в проект Кодекса будут внесены изменения, связанные с расширением прав вкладчиков на управление своими активами.
Теперь граждане могут использовать свои пенсионные накопления сверх установленного лимита достаточности только на лечение и приобретение жилья.
Вкладчикам также предоставляется право передавать не более 50 процентов своих пенсионных накоплений в управляющую компанию и выбирать такую компанию самостоятельно.
При этом следует отметить, что государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений только той части накоплений, которые находятся в управлении Национального банка.
А компания, выбранная вкладчиком, отвечает за содержание пенсионных накоплений и их доходность.
Поэтому каждый инвестор должен тщательно взвешивать возможные риски при выборе частной управляющей компании.
- Президент акцентировал внимание на вопросе занятости на расширенном заседании Правительства. Предусмотрено ли это направление в Кодексе?
- Проект социального кодекса предусматривает внедрение новых форм работы по 3 направлениям.
Во-первых , признать все формы гибкой занятости, включая занятость через платформы, формальной занятостью.
Эти изменения в основном касаются страхования самозанятых граждан от социальных рисков и социальной поддержки при возникновении риска.
Для этого планируется ввести новые методы, такие как наименование граждан данной категории « самостоятельными работниками », признание их государственных договоров трудовыми договорами, назначение операторов площадок налоговыми агентами.
Стоит отметить, что вводимые оптимальные режимы не потребуют от сегодняшних «самостоятельных работников» дополнительной регистрации и не лягут на них дополнительной финансовой нагрузкой. Перечисленные взносы осуществляются за счет процентов оплаты, которые сегодня перечисляют операторам платформы.
Во-вторых, повышение квалификации рабочей силы. Сегодня необходимо признать, что наличие диплома не является доказательством уровня квалификации на момент трудоустройства. Вот почему большинство работодателей требуют, чтобы у вас был определенный опыт. Это является препятствием для трудоустройства молодежи.
Будет внедрена система сертификации для оценки навыков и компетенций. Это рассматривается главным образом в целях повышения квалификации рабочей силы в стране и снижения ограничений на обязательный стаж, используемых при найме.
Третье — цифровые центры занятости. Сегодня процессы поиска гражданами работы, постановки на учет в качестве безработных, обращения за специальными выплатами при потере работы полностью оцифрованы и реализованы через Электронную биржу труда.
В связи с этим рассматривается внедрение региональных мобильных центров и цифровых центров занятости, которые координируют все инициативы и программы развития региональных рынков труда с учетом особенностей регионов.
Кроме того, Кодекс акцентирует внимание на новой миграционной политике. Его цель – обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами. Здесь будет решен ряд проблем.
В первую очередь будет осуществляться привлечение иностранных кадров, востребованных на рынке труда. Лучших преподавателей, освоивших востребованные в экономике технологии, сильных ученых и дефицитных специалистов рекомендуется привлекать в нашу страну упрощенными визами и правом пребывания в стране до 10 лет.
Во-вторых, рекомендуется оформлять «визу инвестора» иностранным предпринимателям, вложившим в Казахстан не менее 300 000 долларов США .
В-третьих , будет сделан важный шаг по использованию потенциала казахстанцев, проживающих за рубежом, на благо страны.
Для этого предлагается ввести «карту Родины», аналогичную американской грин-карте . Вручается профессионалам высокого уровня или казахстанцам за рубежом, имеющим успешные бизнес-проекты в стране проживания и желающим реализовать их в Казахстане.
Такие граждане могут оформить упрощенную визу сроком на 10 лет и вести собственный бизнес в Казахстане.
При этом будет пересмотрен механизм приема родственников, главное условие здесь – создание условий для трудоустройства и проживания переселяющихся граждан.
Для решения жилищной проблемы планируется выдача справок об экономической мобильности, дающих право на возмещение 50% стоимости жилья (при подтверждении наличия места работы).
В-четвертых , мы должны защищать трудовые права казахстанцев, работающих за рубежом. С этой целью мы рекомендуем заключать межгосударственные соглашения, гарантирующие права казахстанских трудовых мигрантов в странах, куда выезжают на заработки многие наши граждане.
Данные изменения в сфере занятости населения являются 5-й новеллой Кодекса .
Все предлагаемые новые поправки к Кодексу в первую очередь направлены на реализацию взаимной ответственности сторон. Государство должно оказывать своевременную социальную поддержку, работодатель должен участвовать в повышении социальной защищенности своих работников, граждане должны использовать государственную поддержку для выхода из трудных жизненных ситуаций путем устройства на работу или открытия собственного дела.
Одним словом, чтобы создать справедливый Казахстан, мы должны проводить справедливую социальную политику. Принятый нами Социальный кодекс станет важным шагом на пути к успешной реализации этой политики.
- Спасибо за ваш рассказ.
Интервьюер
Камбар АХМЕТ,
«Egemen Qazaqstan»